Двенадцать (стихотворение)
Автор | Aleksandr Blok |
---|---|
Оригинальное название | Двѣнадцать |
Язык | Русский |
Жанр | Поэма |
Дата публикации | 1918 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | Распечатать |
Двенадцать ( русский : Двена́дцать , латинизированный : Двенадцать ) — спорное длинное стихотворение Александра Блока . Написанное в начале 1918 года стихотворение стало одним из первых поэтических откликов Октябрьской революции 1917 года.
Фон
[ редактировать ]В стихотворении описывается марш двенадцати красногвардейцев (по сравнению с Двенадцатью апостолами ) по улицам революционного Петрограда , в то время как вокруг них бушует жестокая зимняя вьюга. Настроение Двенадцати, переданное в стихотворении, колеблется от низменной и даже садистской агрессии по отношению ко всему, что воспринимается как буржуазное и контрреволюционное, к строгой дисциплине и чувству «революционного долга». Проститутку, найденную с Иваном, который происходит из того же происхождения, что и Двенадцать, но не находится в революционном настроении, убит одним из Двенадцати (Петром), который, кажется, необычно поражен несчастным случаем и позже рассказывает своим товарищам, что он был влюблен в эту женщину. Однако после того, как остальные напоминают ему, что в эти революционные времена личные трагедии ничего не значат, убийца вновь обретает решимость и продолжает марш. В последней строфе стихотворения, что наиболее спорно, фигура Иисуса Христа видна в метели, возглавляя марш Двенадцати.
«Двенадцать » с их «создающими настроение звуками, полифоническими ритмами и резким жаргонным языком» (как назвала их Британская энциклопедия ) быстро отдалили Блока от массы его поклонников. Обвинения варьировались от ужасающего безвкусицы до раболепия перед новой большевистской властью и предательства своих прежних идеалов. С другой стороны, большинство большевиков презирали мистика и аскетизм Блока и особенно упоминание о Христе.
Сразу после публикации (3 марта 1918 г.) в эсеровской газете «Знамя Труда» стихотворение подверглось нападкам почти всей русской интеллигенции. Многие из бывших поклонников, коллег и даже друзей Блока разорвали с ним отношения. [1] По мнению академика Шкловского, мало кто понимал «Двенадцать» и осуждал, потому что все привыкли воспринимать Блока только всерьез. [2] Совершенно новые образы приобрели «Двенадцать» — изображение преступного революционера Петрограда , которое Шкловский сравнивал с «Медным всадником Пушкина » . Он отметил: «Двенадцать» - ироничное произведение. Оно написано даже не народными стишками, а «ярким» языком. Савояровский стиль уличных троллей». [3]
Шкловский рассказал о песнях Савоярова в «рваном» жанре, где он выходил на сцену в костюме и гриме преступника. Джордж Баланчин Хореограф вспоминал, как Савояров пел блатные песни: «Алёша, ша! – на полтона пониже, хватит врать». [2] Такая «криминальная» атмосфера царит в Петрограде «Двенадцати», пугающем городе снежной зимы 1918 года. Александр Блок считал это стихотворение лучшим своим произведением. [4]
Во время войны Савояров познакомился с Александром Блоком, который посещал его концерты в кинотеатрах и кафе «Шантант» . в 1914–1918 годах десятки раз [5] Иногда Блок приводил на сцену актеров, которые читали его стихи и пьесы. Так, в 1918 году он настойчиво показывал спектакли Савоярова своей жене Любови Менделеевой-Блок , чтобы она «переняла» его эксцентричную манеру (для чтения стихотворения «Двенадцать» ). В своих дневниках он писал: " Люба наконец увидела рядом с нами Савоярова , который гастролирует в миниатюре. Зачем мерить унции таланта александрийцев , которые всегда выступают после обеда и перед ужином, если есть настоящее искусство в "миниатюре"?" [6]
Сам Блок не читал «Двенадцати», потому что не умел делать это хорошо. Обычно чтение стихотворения проводила его жена. Однако, по мнению зрителей, слушавших «Двенадцать» в исполнении Любови Блок, у нее это получилось плохо, впав в «плохой театрализм». «Крупная женщина с массивными руками, обнаженными почти до плеч, носилась по сцене, драматично крича и жестикулируя, садясь и снова вскакивая». [7] Некоторым зрителям показалось, что Блоку тоже не доставляет удовольствия слушать чтение Любови Дмитриевны. Но это было бы маловероятно, потому что Блок всегда давал ей советы и показывал, как читать стихотворение, например, водил ее на концерты Савоярова. Видимо, Блок считал, что стихотворение «Двенадцать» следует читать именно в такой особенно грубой и эксцентричной манере, как это делал Савояров , играя роль петербургского преступника . Однако сам Блок декламировать не умел и не хотел учиться. Для этого ему придется самому стать, по его словам, «поэтом-эстрадой и исполнителем сатирических песен». [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соломон Волков (2008). «История петербургской культуры» . Москва: ЭКСМО. п. 223. ИСБН 978-5-699-21606-2 .
- ^ Jump up to: а б Соломон Волков (2008). «История петербургской культуры» . Москва: ЭКСМО. стр. 305–306. ISBN 978-5-699-21606-2 .
- ^ [1] Виктор Шкловский «Письменный стол» // «Гамбургский счет»: статьи, воспоминания, очерки (1914-1933), Москва, Советский писатель , 1990. ISBN 5-265-00951-5 , ISBN 978-5-265-00951-7 .
- ^ Pavel Fokin, Sv.Poliakova (2008). Blok without gloss . Saint Petersburg: Ампора. p. 360.
- ^ Александр Блок (1962). «Собрание сочинений в восьми томах», т.8-доп., альбомы для рисования . Москва: Государственное издательство «Художественная литература». п. 260.
- ^ Aleksandr Blok (1982). "Collected works in six volumes", vol.5 . Leningrad: Khudozhestvennaya Literatura. p. 247.
- ^ Jump up to: а б В.Н.Орлов (2001). Жизнь Блока . Москва: Центрполиграф. п. 544. ИСБН 5-227-01463-9 .