Эрик Сати

Эрик Альфред Лесли Сати [ н 1 ] (17 мая 1866 - 1 июля 1925), подписавшийся после 1884 года Эриком Сати , был французским композитором и пианистом. Он был сыном отца-француза и матери-британки. Он учился в Парижской консерватории , но был ничем не отличившимся студентом и не получил диплома. В 1880-х годах он работал пианистом в кафе-кабаре на Монмартре в Париже и начал сочинять произведения, в основном для фортепиано соло, такие как «Гимнопедии» и «Гноссенны» . Он также писал музыку для секты розенкрейцеров , к которой некоторое время был привязан.
После периода, в течение которого он мало сочинял, Сати поступил во вторую музыкальную академию Парижа, Schola Cantorum , уже зрелым студентом. Его учеба там была более успешной, чем в консерватории. Примерно с 1910 года он стал центром внимания сменяющих друг друга групп молодых композиторов, привлеченных его нетрадиционностью и оригинальностью. Среди них была группа, известная как Les Six . Встреча с Жаном Кокто в 1915 году привела к созданию балета « Парад» (1917) Сержа Дягилева с музыкой Сати, декорациями и костюмами Пабло Пикассо и хореографией Леонида Мясина .
Пример Сати направил новое поколение французских композиторов от поствагнеровского импрессионизма к более сдержанному и лаконичному стилю. Среди тех, на кого он оказал влияние при жизни, были Морис Равель , Клод Дебюсси и Франсис Пуленк , и считается, что он оказал влияние на более поздних композиторов, таких как Джон Кейдж и Джон Адамс . Его гармония часто характеризуется неразрешенными аккордами, иногда он обходится без тактовых линий , как в своих «Гносьенах» , а его мелодии, как правило, просты и часто отражают его любовь к старой церковной музыке. Некоторым из своих более поздних работ он дал абсурдные названия, такие как Veritables Preludes flasques (pour un chien) («Настоящие дряблые прелюдии (для собаки)», 1912), Croquis et agaceries d'un gros bonhomme en bois («Зарисовки и раздражения»). Большого Деревянного Человека», 1913) и «Бюрократическая Сонатина» («Бюрократическая Сонатина», 1917). Большинство его произведений краткие, большинство из них — для фортепиано соло. Исключением являются его «симфоническая драма» «Сократ » (1919) и два поздних балета «Меркурий» и «Релаш». (1924).
Сати так и не был женат, и его домом большую часть взрослой жизни была одна маленькая комната, сначала на Монмартре, а с 1898 года и до самой смерти — в Аркейе , пригороде Парижа. На протяжении многих лет он принимал различные образы, в том числе период квазисвященнической одежды, другой период, когда он всегда носил бархатные костюмы одинакового цвета, и известен своим последним образом, в аккуратном буржуазном костюме, с котелком , воротником-крылышком и зонтиком. . Он всю жизнь много пил и умер от цирроза печени в возрасте 59 лет.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Сати родилась 17 мая 1866 года в Онфлёре , Нормандия, и была первым ребёнком Альфреда Сати и его жены Джейн Лесли ( урожденной Антон). Джейн Сати была английской протестанткой шотландского происхождения; Альфред Сати, морской брокер , был католиком-англофобом. [ 3 ] Через год у Сати родилась дочь Ольга, а в 1869 году — второй сын Конрад. Детей крестили в англиканской церкви. [ 3 ]
После франко-прусской войны Альфред Сати продал свой бизнес, и семья переехала в Париж, где он в конечном итоге стал музыкальным издателем. [ 4 ] В 1872 году Джейн Сати умерла, и Эрика и его брата отправили обратно в Онфлер, чтобы их воспитывали родители Альфреда. Мальчиков перекрестили в католиков и получили образование в местной школе-интернате, где Сати преуспела в истории и латыни, но больше ни в чем. [ 5 ] В 1874 году он начал брать уроки музыки у местного органиста Гюстава Вино, бывшего ученика Луи Нидермейера . Вино стимулировал любовь Сати к старинной церковной музыке и, в частности, к григорианскому песнопению . [ 6 ]
В 1878 году умерла бабушка Сати. [ н 2 ] и два мальчика вернулись в Париж, чтобы получить неформальное образование у своего отца. Сати не посещал школу, но отец водил его на лекции в Коллеж де Франс и нанял репетитора, чтобы тот преподавал Эрику латынь и греческий язык. Прежде чем мальчики вернулись в Париж из Онфлера, Альфред познакомился с учительницей игры на фортепиано и салонным композитором Эжени Барнетш, на которой женился в январе 1879 года, к ужасу двенадцатилетней Сати, которой она не нравилась. [ 7 ]
Эжени Сати решила, что ее старший пасынок должен стать профессиональным музыкантом, и в ноябре 1879 года записала его в подготовительный класс фортепиано в Парижской консерватории . [ 8 ] Сати сильно не любил консерваторию, которую он описывал как «огромное, очень неудобное и довольно уродливое здание; что-то вроде районной тюрьмы, лишенной красоты ни внутри, ни снаружи, если уж на то пошло». [ н 3 ] Он изучал сольфеджио у Альбера Лавиньяка и фортепиано у Эмиля Декомба , который был учеником Фредерика Шопена . [ 10 ] В 1880 году Сати сдал свои первые экзамены на пианиста: его описывали как «одаренного, но ленивого». В следующем году Декомб назвал его «самым ленивым студентом консерватории». [ 8 ] В 1882 году его исключили из консерватории за неудовлетворительную успеваемость. [ 4 ]

В 1884 году Сати написал свое первое известное произведение - короткое Аллегро для фортепиано, написанное во время отпуска в Онфлере. Он подписался «Эрик» на этом и последующих сочинениях, хотя продолжал использовать «Эрик» на других документах до 1906 года. [ 11 ] В 1885 году он был повторно принят в Консерваторию, в промежуточный класс игры на фортепиано у бывшего учителя его мачехи Жоржа Матиаса . Он добился небольшого прогресса: Матиас описал свою игру как «незначительную и трудоемкую», а сам Сати «бесполезный. Три месяца только на то, чтобы выучить пьесу. Не умеет правильно читать с листа». [ 12 ] [ н 4 ] Сати увлеклась аспектами религии. Он провел много времени в Нотр-Дам де Пари, созерцая витражи, и в Национальной библиотеке, изучая малоизвестные средневековые рукописи. [ 15 ] Его друг Альфонс Алле позже окрестил его «Эзотериком Сати». [ 16 ] К этому периоду относится «Огивес» , набор из четырех фортепианных пьес, вдохновленный григорианским песнопением и готической церковной архитектурой . [ 17 ]
Стремясь покинуть консерваторию, Сати пошла добровольцем на военную службу и в ноябре 1886 года вступила в 33-й пехотный полк. [ 18 ] Вскоре армейская жизнь ему понравилась не больше, чем консерватория, и он намеренно заразился острым бронхитом , стоя на открытом воздухе с обнаженной грудью зимней ночью. [ 19 ] После трехмесячного выздоровления он был уволен из армии по инвалидности. [ 8 ] [ 20 ]
Монмартр
[ редактировать ]В 1887 году, в возрасте 21 года, Сати переехал из резиденции отца в квартиру в 9-м округе . К этому времени у него завязалась прочная дружба с поэтом-романтиком Контамином де Латуром , стихи которого он включил в некоторые из своих ранних сочинений, которые опубликовал Сати-старший. [ 8 ] Его жилье находилось недалеко от популярного кабаре «Чат Нуар» на южной окраине Монмартра , где он стал завсегдатаем, а затем постоянным пианистом. Кот Нуар был известен как «храм de la 'convention Farfelue'» – храм сумасшедших условностей. [ 21 ] и, как выразился биограф Роберт Орледж , Сати, «свободный от своего ограничительного воспитания… с энтузиазмом принял безрассудный богемный образ жизни и создал себе новый образ длинноволосого горожанина в сюртуке и цилиндре». Это был первый из нескольких образов, которые Сати придумал себе за долгие годы. [ 8 ]

В конце 1880-х годов Сати по крайней мере один раз называл себя «Эрик Сати - гимнастик». [ 22 ] [ n 5 ] и его работы этого периода включают три «Гимнопедии» (1888 г.) и первые «Гноссенны» (1889 и 1890 гг.). Он зарабатывал скромную жизнь в качестве пианиста и дирижера в Chat Noir, прежде чем поссорился с владельцем и стал вторым пианистом в соседнем отеле Auberge du Clou. Там он стал близким другом Клода Дебюсси , который оказался родственным ему по духу в своем экспериментальном подходе к композиции. Оба были представителями богемы , наслаждались одним и тем же обществом кафе и изо всех сил пытались выжить в финансовом отношении. [ 24 ] В отеле Auberge du Clou Сати впервые встретился с ярким самопровозглашенным «Саром» Жозефином Пеладаном , для чьей мистической секты, Ордена Розы-Креста Католического Храма и Грааля, он был назначен композитором. [ 25 ] Это дало ему простор для экспериментов, а салоны Пеладана в модной галерее Дюран-Рюэль обеспечили Сати первые публичные слушания. [ 8 ] [ 26 ] Часто испытывая недостаток в деньгах, Сати переехал из своей квартиры в 9-м округе в маленькую комнату на улице Корто, недалеко от Сакре-Кёр . [ 27 ] так высоко на холме Монмартр, что, по его словам, ему было видно из окна всю дорогу до бельгийской границы. [ n 6 ]
К середине 1892 года Сати сочинил первые пьесы собственной композиционной системы ( «Праздник, устроенный Норманом Найтсом в честь молодой леди »), добавил музыку к рыцарской эзотерической пьесе (две «Прелюдии Назареана »), опубликована мистификация (объявляющая о премьере его несуществующей Ублюдок Тристана ») антивагнеровской оперы « [ 29 ] и отделился от Пеладана, начав той осенью с проектом « Успуд », «Христианским балетом», в сотрудничестве с Латуром. [ 30 ] Он бросил вызов музыкальному истеблишменту, предложив себя – безуспешно – на место в Академии изящных искусств, освободившееся после смерти Эрнеста Гиро . [ 31 ] [ н 7 ] Между 1893 и 1895 годами Сати, носивший квазисвященническое одеяние, был основателем и единственным членом Eglise Métropolitaine d'Art de Jésus Conducteur . В своем « Аббатале » на улице Корто он публиковал резкие нападки на своих художественных врагов. [ 8 ]

В 1893 году у Сати случился, как полагают, его единственный роман: пятимесячная связь с художницей Сюзанной Валадон . После их первой ночи вместе он предложил жениться. Они не поженились, но Валадон переехал в комнату рядом с комнатой Сати на улице Корто. Сати стал одержим ею, называл ее своей Бики и писал страстные заметки о «всем ее существе, прекрасных глазах, нежных руках и крошечных ножках». [ 33 ] Во время их отношений Сати сочинял готические танцы, чтобы успокоить свой разум. [ 34 ] и Валадон нарисовал его портрет, который она ему подарила. Через пять месяцев она уехала, оставив его опустошенным. Позже он сказал, что у него не осталось «ничего, кроме ледяного одиночества, которое наполняет голову пустотой, а сердце печалью». [ 33 ]
В 1895 году Сати еще раз предпринял попытку сменить имидж: на этот раз на «Бархатного джентльмена». На доходы от небольшого наследства он купил семь одинаковых костюмов серого цвета. Орледж комментирует, что это изменение «ознаменовало конец его периода Розы и Креста и начало долгих поисков нового художественного направления». [ 8 ]
Переезд в Аркей
[ редактировать ]
В 1898 году в поисках места подешевле и тише, чем Монмартр, Сати переехала в комнату в южном пригороде, в коммуне Аркей -Кашан , в восьми километрах (пяти милях) от центра Парижа. [ 35 ] [ 36 ] Это место оставалось его домом на всю оставшуюся жизнь. Посетителей никогда не допускали. [ 8 ] Он вступил в радикальную социалистическую партию (позже он перешел в Коммунистическую партию ), [ 37 ] но принял совершенно буржуазный образ: биограф Пьер-Даниэль Темплие пишет: «В своем зонтике и котелке он напоминал тихого школьного учителя. Хотя он был богемцем, он выглядел очень достойно, почти церемонно». [ 38 ]
Сати зарабатывал на жизнь пианистом кабаре, адаптируя более сотни произведений популярной музыки для фортепиано или фортепиано и голоса, добавляя некоторые свои собственные. Самыми популярными из них были Je te veux , текст Генри Пакори; Tendrement , текст Винсента Хиспа; Poudre d'or , вальс; «Дива Империи» , текст Доминика Бонно/Нума Блес; Ле Пикадилли , марш; Légende Californienne , текст Контамина де Латура (утерян, но музыка позже снова появляется в La belle excentrique ); и другие. В более поздние годы Сати отверг всю свою музыку кабаре как отвратительную и противоречащую его природе. [ 39 ] От этого периода сохранилось лишь несколько композиций, к которым он относился серьезно: «Джек в коробке» , музыка к пантомиме Жюля Депаки (названной « клоунадой Сати »); «Женевьева Брабантская» , короткая комическая опера на текст «Лорда Шемино» (Латура); Le poisson rêveur ( «Мечтательная рыба »), фортепианная музыка для сопровождения утраченной сказки Шемино и несколько других, которые по большей части были незавершенными. В то время было представлено несколько работ, и ни одна из них не была опубликована. [ 40 ]

Решающее изменение в музыкальных взглядах Сати произошло после того, как он услышал премьеру оперы Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда» в 1902 году. Он нашел ее «совершенно поразительной» и переоценил свою музыку. [ 8 ] В решительной попытке улучшить свою технику и вопреки совету Дебюсси он поступил в качестве зрелого студента во вторую главную музыкальную академию Парижа, Schola Cantorum, в октябре 1905 года, продолжая обучение там до 1912 года. [ 41 ] Заведением руководил Винсент д'Инди , который делал упор на ортодоксальную технику, а не на творческую оригинальность. [ 42 ] Сати изучал контрапункт у Альбера Русселя и композицию у д'Инди и был гораздо более добросовестным и успешным учеником, чем в консерватории в юности. [ 43 ]
Лишь в 1911 году, когда ему было за сорок, Сати привлек внимание музыкальной публики в целом. В январе того же года Морис Равель исполнил некоторые ранние произведения Сати на концерте Société musice indépendante , дальновидной группы, созданной Равелем и другими как конкурент консервативному Société nationale de musique . [ 44 ] [ н 8 ] Сати внезапно стали рассматривать как «предшественника и апостола происходящей сейчас музыкальной революции»; [ 46 ] он стал центром внимания молодых композиторов. Дебюсси, оркестровав первую и третью «Гимнопедии» , дирижировал ими концертно. Издатель «Демец» попросил новые произведения у Сати, который наконец смог бросить работу в кабаре и посвятить себя композиции. Такие произведения, как цикл «Спорт и дивертисменты» (1914), выходили роскошными изданиями. Пресса начала писать о музыке Сати, и ведущий пианист Рикардо Виньес подхватил его, дав знаменитые первые исполнения некоторых произведений Сати. [ 8 ]
Последние годы
[ редактировать ]Сати оказался в центре внимания сменяющих друг друга групп молодых композиторов, которых он сначала поощрял, а затем дистанцировался, иногда злобно, когда их популярность угрожала затмить его или они вызывали у него недовольство. [ 47 ] Сначала были «jeunes» — те, кто был связан с Равелем, — а затем группа, известная сначала как «nouveaux jeunes», позже названная Les Six , в которую входили Жорж Орик , Луи Дюрей , Артур Онеггер и Жермен Тайлефер , к которым позже присоединился Франсис Пуленк . и Дариус Мийо . [ 8 ] Сати отделился от второй группы в 1918 году, а в 1920-х годах он стал центром внимания другой группы молодых композиторов, включая Анри Клике-Плейеля , Роже Дезормьера , Максима Жакоба и Анри Соге , которые стали известны как «Школа Аркюэля». [ 48 ] Помимо выступления против Равеля, Орика и Пуленка в частности, [ 49 ] Сати поссорился со своим старым другом Дебюсси в 1917 году, обиженный тем, что последний не смог оценить более поздние композиции Сати. [ 50 ] Разрыв длился оставшиеся месяцы жизни Дебюсси, и когда в следующем году он умер, Сати отказалась присутствовать на похоронах. [ 51 ] Некоторым из его протеже удалось избежать его недовольства, а Мийо и Дезормьер были среди тех, кто оставался с ним друзьями до последнего. [ 52 ]

Первая мировая война в некоторой степени ограничила концертные выступления, но Орледж отмечает, что годы войны принесли Сати «второй счастливый случай», когда Жан Кокто услышал, как Виньес и Сати исполняют « Три morceaux» в 1916 году. Это привело к запуску балета « Парад ». Премьера состоялась в 1917 году в Сергея Дягилева » «Русском балете на музыку Сати, декорации и костюмы Пабло Пикассо . хореография Леонида Мясина . Это был скандальный успех с джазовыми ритмами и инструментами, включая партии пишущей машинки, пароходного свистка и сирены. Это прочно утвердило имя Сати перед публикой, и после этого его карьера сосредоточилась на театре, в основном на заказ. [ 8 ]
В октябре 1916 года Сати получила заказ от принцессы де Полиньяк , в результате чего два года спустя Орледж назвал шедевром композитора « Сократа» . Сати определил переводы «Диалогов» Платона как «симфоническую драму». Его создание было прервано в 1917 году из-за иска о клевете, возбужденного против него музыкальным критиком Жаном Пуэ, что едва не привело к тюремному заключению Сати. Когда состоялась премьера «Сократа» , Сати назвала это «возвращением к классической простоте с современной чувствительностью», а среди тех, кто восхищался этим произведением, был Игорь Стравинский , композитор, к которому Сати относилась с трепетом. [ 8 ] [ 13 ]
В более поздние годы Сати стал известен своей прозой. Он был востребован как журналист, внося статьи в « Мюзиклное ревю» , «Акшн» , «Новый дух» , « Париж-Журнал». [ 53 ] и другие публикации дадаистов 391 [ 54 ] в англоязычные журналы Vanity Fair и The Transatlantic Review . [ 8 ] [ 55 ] Поскольку он анонимно или под псевдонимом участвовал в некоторых публикациях, неизвестно, для скольких названий он написал, но в «Словаре музыки и музыкантов» Гроува их 25. [ 8 ] Привычка Сати украшать партитуры своих сочинений всевозможными письменными замечаниями настолько укоренилась, что ему пришлось настоять на том, чтобы их не зачитывали во время выступлений. [ n 9 ]
прошел фестиваль музыки Сати В 1920 году в Париже в зале Эрар . [ 57 ] В 1924 году балеты «Меркурий» (с хореографией Мясина и декором Пикассо) и «Реляш» («Отменено») (в сотрудничестве с Фрэнсисом Пикабиа и Рене Клером ) спровоцировали скандалы в первой ночи. [ 8 ]

Несмотря на то, что Сати была музыкальным иконоборцем и сторонником модернизма, она не интересовалась до антипатии такими инновациями, как телефон, граммофон и радио. Он не делал никаких записей и, насколько известно, слышал только одну радиопередачу (музыки Мийо) и сделал только один телефонный звонок. [ 13 ] Хотя его внешний вид обычно был безупречным, его комната в Аркейле была, по словам Орледжа, «убожей», а после его смерти среди скопившегося мусора были найдены десятки важных произведений, которые считались утерянными. [ 58 ] Он был некомпетентен в обращении с деньгами. Полагаясь в значительной степени на щедрость друзей в ранние годы, он был немногим лучше, когда начал получать хороший доход от своих сочинений, поскольку он тратил или раздавал деньги, как только получал их. [ 13 ] Он любил детей, и он нравился им, но его отношения со взрослыми редко были простыми. Один из его последних сотрудников, Пикабиа, сказал о нем:
Случай Сати необычен. Он озорной и хитрый старый художник. По крайней мере, он так о себе думает. Я сам думаю наоборот! Он очень восприимчивый человек, высокомерный, очень грустный ребенок, но алкоголь иногда придает ему оптимизма. Но он хороший друг, и он мне очень нравится. [ 13 ]
На протяжении всей своей взрослой жизни Сати сильно пил, и в 1925 году его здоровье ухудшилось. Его доставили в больницу Сен-Жозеф в Париже с диагнозом цирроз печени. Он умер там в 20:00 1 июля в возрасте 59 лет. [ 59 ] Он был похоронен на кладбище в Аркейле. [ 60 ]
Работает
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]По мнению Оксфордского музыкального словаря , важность Сати заключалась в том, чтобы «направить новое поколение французских композиторов от Вагнера, находящегося под влиянием импрессионизма, к более скудному, более эпиграмматическому стилю». [ 61 ] Дебюсси окрестил его «предшественником» из-за его ранних гармонических новшеств. [ 62 ] Сати резюмировал свою музыкальную философию в 1917 году:
Чувствовать гармонию — значит иметь чувство тональности… Мелодия — это Идея, контур; настолько же, насколько это форма и предмет произведения. Гармония – это освещение, экспозиция предмета, его отражение. [ 63 ]

Среди его самых ранних сочинений были наборы из трех «Гимнопедий» (1888 г.) и «Гноссенн» (1889 г.) для фортепиано. Они напоминают древний мир тем, что критики Роджер Николс и Пол Гриффитс описывают как «чистую простоту, монотонное повторение и весьма оригинальные модальные гармонии». [ 62 ] Возможно, на их простоту и оригинальность повлиял Дебюсси; возможно также, что именно Сати оказала влияние на Дебюсси. [ 61 ] В течение короткого периода, когда Сати был композитором секты Пеладана, он придерживался такой же строгой манеры. [ 61 ]
Пока Сати зарабатывал на жизнь пианистом в кафе на Монмартре, он сочинял песни и небольшие вальсы. Переехав в Аркей, он начал писать произведения с причудливыми названиями, такие как семичастная сюита Trois morceaux en forme de poire («Три грушевидные пьесы») для фортепиано в четыре руки (1903), просто сформулированная музыка, которую Николс и Гриффитс описывают его как «резюме его музыки с 1890 года», повторно используя некоторые из его ранних работ, а также популярные песни того времени. [ 62 ] Он изо всех сил пытался найти свой собственный музыкальный голос. Орледж пишет, что отчасти это произошло из-за его «попыток подражать своим прославленным сверстникам… мы находим кусочки Равеля в его миниатюрной опере Женевьева Брабантская и отголоски Форе и Дебюсси в « Новых пьесах 1907 года». [ 8 ]
После завершения учебы в Schola Cantorum в 1912 году Сати сочинял с большей уверенностью и более плодотворно. Оркестровка, несмотря на то, что он учился у д'Инди, никогда не была его сильной стороной. [ 64 ] но его умение использовать контрапункт очевидно в первых тактах «Парада» : [ 65 ] и с самого начала своей композиторской карьеры у него были оригинальные и самобытные представления о гармонии. [ 66 ] В более поздние годы он сочинял наборы коротких инструментальных произведений с абсурдными названиями, в том числе Veritables Preludes flasques (pour un chien) («Настоящие дряблые прелюдии (для собаки)», 1912), Croquis et agaceries d'un gros bonhomme en bois ( «Зарисовки и раздражения большого деревянного человека», 1913) и Sonatine Bureaucratique («Бюрократическая Соната», 1917).

Его аккуратным каллиграфическим почерком [ 67 ] Сати писал обширные инструкции для своих исполнителей, и хотя его слова на первый взгляд кажутся юмористическими и намеренно бессмысленными, Николс и Гриффитс отмечают, что «чувствительный пианист может многое сделать из таких указаний, как «вооружиться ясновидением» и «с помощью ясновидения». конец твоей мысли». [ 62 ] Его «Бюрократическая соната» предвосхищает неоклассицизм, вскоре принятый Стравинским. [ 8 ] Несмотря на враждебную ссору с Дебюсси, Сати почтил память своего давнего друга в 1920 году, через два года после смерти Дебюсси, в мучительной «Элегии», первой из цикла миниатюрных песен Quatre petites mélodies . [ 68 ] Орледж оценивает этот цикл как лучший, хотя и наименее известный, из четырех наборов коротких песен Сати за последнее десятилетие. [ 8 ]
Сати изобрел то, что он назвал Musique d'ameublement – «мебельную музыку» – своего рода фон, который нельзя слушать сознательно. «Кино» , написанное для фильма Рене Клера «Антракт» , показанного между действиями «Релаша» (1924), представляет собой пример ранней киномузыки, предназначенной для бессознательного поглощения, а не для внимательного прослушивания. [ 69 ]
Некоторые писатели считают, что Сати оказала влияние на минимализм , который развился в 1960-х годах и позже. Музыковед Марк Беннетт и композитор Хамфри Сирл заявили, что музыка Джона Кейджа демонстрирует влияние Сати. [ 70 ] а Сирл и писатель Эдвард Стрикленд использовали термин «минимализм» в связи с «Раздражениями Сати» , которые композитор в своей рукописи подразумевал, что их следует проигрывать снова и снова 840 раз. [ 71 ] Джон Адамс включил особую дань уважения музыке Сати в свой альбом Century Rolls 1996 года . [ 72 ]
Сочинения
[ редактировать ]
Сати много писал для прессы, но в отличие от своих профессиональных коллег, таких как Дебюсси и Дюка, он писал не в первую очередь как музыкальный критик. Большая часть его произведений связана с музыкой, если вообще связана с музыкой. Его биограф Кэролайн Поттер описывает его как «писателя-экспериментатора, писателя- писателя». [ n 10 ] который провоцировал, озадачивал и развлекал своих читателей». [ 73 ] Он написал «jeux d'esprit», утверждая, что ужинает за четыре минуты, питаясь исключительно белой пищей (включая кости и фруктовую плесень), или выпивает кипяченое вино, смешанное с соком фуксии , или ежечасно в течение ночи его будит слуга, чтобы измерить ему температуру; [ 74 ] он восхвалял Бетховена и семейство инструментов, известных как цефалофоны, «которые имеют компас в тридцать октав и на которых совершенно невозможно играть». несуществующую, но «роскошную» Десятую симфонию [ 75 ]
Сати сгруппировала некоторые из этих произведений под общими заголовками Cahiers d'un mammifère (Записная книжка млекопитающего) и Mémoires d'un amnésique (Воспоминания человека, страдающего амнезией), указывая, как комментирует Поттер, что «это не автобиографические произведения в общепринятом смысле». ". [ 76 ] Он утверждал, что наибольшее влияние на его юмор оказал Оливер Кромвель , добавив: «Я также во многом обязан Христофору Колумбу , потому что американский дух иногда постукивал меня по плечу, и я был рад почувствовать его иронично ледяной укус». [ 77 ]
Его опубликованные произведения включают:
- Записная книжка млекопитающего: собрание сочинений Эрика Сати (Змеиный хвост; Архив Атласа, № 5, 1997) ISBN 0-947757-92-9 (с введением и примечаниями Орнеллы Вольта, переводами Энтони Мелвилла, содержит несколько рисунков Сати)
- Почти полная переписка: собрана, установлена и представлена Орнеллой Вольтой (Париж: Fayard/Imes, 2000; 1265 страниц). ISBN 2-213-60674-9 (почти полное издание писем Сати на французском языке)
- Найджел Уилкинс, Сочинения Эрика Сати , Лондон, 1980.
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Великобритания : / ˈ s æ t i , ˈ s ɑː t i / , США : / s æ ˈ t iː , s ɑː ˈ t iː / ; [ 1 ] [ 2 ] Французский: [eʁik sati]
- ↑ Ее смерть была загадочной: ее нашли утонувшей на пляже Онфлера при невыясненных обстоятельствах. [ 3 ]
- ^ «огромное здание, очень неудобное и довольно некрасивое на вид – что-то вроде пенитенциарного помещения без каких-либо внешних – да и внутренних – удобств». [ 9 ]
- ↑ Биограф Сати Роберт Орледж предположил, что у Сати дислексия — состояние, при котором чтение музыки может быть таким же трудным, как и чтение слов. [ 13 ] [ 14 ]
- ↑ Позже он хотя бы один раз называл себя «фонометристом» (что означает «тот, кто измеряет звуки») после того, как в книге о современных французских композиторах, опубликованной в 1911 году, его назвали «неуклюжим, но тонким техником». [ 23 ]
- ^ «Ла вю простирается до границы с Бельгией». [ 28 ]
- ↑ Сати повторила этот жест дважды — после смерти Шарля Гуно в 1894 году и Амбруаза Тома в 1896 году. Оба раза избирались профессора консерватории. [ 32 ]
- ^ Эти пьесы были второй Сарабандой , первой прелюдией к «Детям звезд» и третьей «Гимнопедиями» . [ 45 ]
- ↑ В первом издании Heures séculaires et Instantanées он написал : «Я запрещаю кому-либо читать текст вслух во время музыкального исполнения». Незнание моих указаний вызовет у меня праведный гнев на самонадеянного преступника. Никаких исключений не будет». [ 56 ]
- ^ Благер — это «шутник или шутник» согласно франко-английскому словарю Merriam-Webster .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рей, с. 11: «Эрик Альфред Лесли Сати родился 17 мая 1866 года в Онфлёре (Нормандия) в семье англичанки и протестантки, отца-католика и англофоба, морского брокера»
- ^ Перейти обратно: а б Гиллмор, с. XIX
- ^ Гиллмор, с. 8
- ^ Гиллмор, с. 9
- ^ Орледж, с. XIX
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Орледж, Роберт, отредактировано Кэролайн Поттер. Сати, Эрик (Эрик) (Альфред Лесли)». Архивировано 18 сентября 2021 года в Wayback Machine , Grove Music Online , Oxford University Press, 2020. Проверено 16 сентября 2021 года.
- ^ Сати, с. 67
- ^ Купер, Мартин и Чарльз Тимбрелл. "Корто, Альфред" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 20 сентября 2021 года (требуется подписка). Архивировано 1 апреля 2022 года на Wayback Machine.
- ^ Орледж, с. хх
- ^ Гиллмор, с. хх
- ^ Перейти обратно: а б с д и Орледж, Роберт. «Эрик Сати: его музыка, видение, его наследие». Архивировано 25 ноября 2020 г. в Wayback Machine , колледж Грешем, 2021 г. Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Ганшоу, Леонора, Дженафер Ллойд-Джонс и Т. Р. Майлз. «Дислексия и нотная запись» , Annals of Dyslexia 1994, стр. 185–202 (требуется подписка). Архивировано 18 сентября 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Гиллмор, с. 33
- ^ Хардинг, с. 35
- ^ Рей, с. 22; и Гиллмор, с. 64
- ^ Гиллмор, с. 12
- ^ Тамплиер, стр. 10–11
- ^ Тамплиер, с. 11
- ^ Кинг, с. 14
- ^ Орледж, с. 6
- ^ Иннес и Шевцова, с. 151
- ^ Уайтинг, с. 172
- ^ Кинг, с. 33
- ^ Гиллмор, стр. 76–77.
- ^ Кинг, с. 17
- ^ Лажуани, с. 21
- ^ Уайтинг, с. 151
- ^ Уайтинг, с. 156.
- ^ Уайтинг, с. 152
- ^ Паслер, Янн. «Дюбуа, (Франсуа Клеман) Теодор» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 16 сентября 2021 г. (требуется подписка). Архивировано 24 мая 2021 г. в Wayback Machine ; и Дюшен, с. 120
- ^ Перейти обратно: а б Росинский, с. 49
- ^ Орледж, с. 157
- ^ Гилмор, стр. 112–113.
- ↑ Планировщик путешествий. Архивировано 17 сентября 2021 года в Wayback Machine , ViaMichelin. Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Орледж, с. 233
- ^ Тамплиер, с. 56
- ^ Гиллмор, с. XXIX
- ^ Уайтинг, с. 259
- ^ Кинг, с. 61
- ^ "Schola Cantorum". Архивировано 16 мая 2021 г. в Wayback Machine , The Oxford Companion to Music , под редакцией Элисон Лэтэм, Oxford University Press, 2011.
- ^ Орледж, стр. 86 и 95.
- ^ Келли, Барбара Л. «Равель, Морис» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 17 сентября 2021 г. (требуется подписка)
- ^ "Courrier Musicale" . Архивировано 17 сентября 2021 г. в Wayback Machine , Le Figaro , 14 января 1911 г., стр. 7; и Гиллмор, с. xxiii
- ^ Орледж, с. 2
- ^ Гиллмор, с. 259; Поттер (2017), с. 233; и Уайтинг, с. 493
- ^ Николс, с. 264
- ^ Келли, с. 15 (Равель); и Шмидт, с. 13 (Орик и Пуленк)
- ^ Лезур, с. 333
- ^ Дитши, с. 190
- ^ Орледж, с. 255
- ^ Гиллмор, с. XXV
- ^ «Документы дадаизма и сюрреализма: дадаистские и сюрреалистические журналы в коллекции Мэри Рейнольдс». Архивировано 12 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Artic.edu. Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Орледж, с. xxxviii
- ^ Уильямсон, стр. 176.
- ^ Гиллмор, с. XXIV
- ^ Поттер (2016), стр. 239 и 241.
- ^ Гиллмор, с. 258
- ^ Гиллмор, с. 259
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, Джойс, Майкл Кеннеди и Тим Резерфорд-Джонсон. «Сати, Эрик (Эрик) Альфред Лесли» , Оксфордский музыкальный словарь , Oxford University Press, 2013. Проверено 18 сентября 2021 года (требуется подписка). Архивировано 18 сентября 2021 года на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гриффитс, Пол и Роджер Николс. «Сати, Эрик (Эрик) (Альфред Лесли)» , The Oxford Companion to Music , Oxford University Press, 2011. Проверено 18 сентября 2021 года (требуется подписка). Архивировано 18 сентября 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Цитируется в Орледже, с. 68
- ^ Орледж, с. 95; и Гиллмор, с. 137
- ^ Орледж, стр. 116 и 174.
- ^ Гиллмор, с. 37
- ^ Гиллмор, с. 208
- ^ Орледж, с. 39
- ^ Шаттак, Роджер. «Сати, Эрик». Архивировано 18 сентября 2021 года в Wayback Machine , Международная энциклопедия танца , Oxford University Press, 2005. Проверено 18 сентября 2021 года (требуется подписка).
- ^ Беннетт, с. 7
- ^ Поттер (2016), с. 230; и Стрикленд, с. 124
- ^ Поттер (2016), с. 252
- ^ Поттер (2016), стр. 206–207.
- ^ Уикс, стр. 83–84.
- ^ Дикинсон, стр. 248 и 249.
- ^ Поттер (2016), с. 207
- ^ Цитируется в Дикинсоне, с. 247
Источники
[ редактировать ]- Беннетт, Марк (1995). Краткая история минимализма . Анн-Арбор: UMI. OCLC 964203894 .
- Дикинсон, Питер (2016). Слова и Музыка . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-78327-106-1 .
- Дитши, Марсель (1999). Портрет Клода Дебюсси . Оксфорд: Кларендон. ISBN 978-0-19-315469-8 .
- Дюшен, Джессика (2000). Габриэль Форе . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-3932-5 .
- Гиллмор, Алан (1988). Эрик Сати . Бостон: Туэйн. ISBN 978-0-8057-9472-4 .
- Хардинг, Джеймс (1975). Эрик Сати . Лондон: Секер и Варбург. OCLC 251432509 .
- Иннес, Кристофер; Мария Шевцова (2013). Кембриджское введение в театральную режиссуру . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84449-9 .
- Келли, Барбара Л. (2000). «История и уважение». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52-164856-1 .
- Лажуани, Винсент (1985). Эрик Сати (на французском языке). Лозанна: Возраст человека. OCLC 417094292 .
- Лежер, Франсуа (2019). Клод Дебюсси: критическая биография . Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. ISBN 978-1-58046-903-6 .
- Николс, Роджер (2002). Годы Арлекина: Музыка в Париже 1917–1929 . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51095-7 .
- Орледж, Роберт (1990). Сати Композитор . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-35037-2 .
- Поттер, Кэролайн (2016). Эрик Сати: парижский композитор и его мир . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-78327-083-5 .
- Поттер, Кэролайн (2017). Французская музыка времен Берлиоза . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-315-09389-5 . ·
- Рей, Энн (1974). Эрик Сати (на французском языке). Париж: Порог. ISBN 978-2-02-000255-4 .
- Розинский, Тереза Диаман (1994). Сюзанна Валадон . Нью-Йорк: Вселенная. ISBN 978-0-87663-777-7 .
- Сати, Эрик (1981). Орнелла Вольта (ред.). Сочинения (второе изд.). Париж: Éditions Champ libre. ISBN 978-2-85184-073-8 .
- Стрикленд, Эдвард (2000). Минимализм: Истоки . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21388-4 .
- Темплие, Пьер-Даниэль (1969). Эрик Сати . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. OCLC 1034659768 .
- Уикс, Дэвид (1995). Эксцентрики . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-81447-4 .
- Уайтинг, Стивен Мур (1999). Богемная Сати: от кабаре до концертного зала . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816458-6 .
- Уильямсон, Джон (2005). Слова и Музыка . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-0-85323-619-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шаттак, Роджер (1958). Годы банкетов: Искусство во Франции, 1885–1918: Альфред Жарри, Анри Руссо, Эрик Сати, Гийом Аполлинер . США: Генри Холт и компания. ISBN 0-394-70415-0 .
- Шаттак, Роджер (1968). Годы банкетов: истоки авангарда во Франции, с 1885 года до Первой мировой войны . США: Фрипорт, Нью-Йорк, Books for Libraries Press. ISBN 0836928261 . Переработанное издание книги 1958 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Бесплатные партитуры Эрика Сати в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Эрика Сати в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- «Maisons Satie». Архивировано 13 июля 2017 года в Wayback Machine — музее, где родился Сати, Онфлер.
- 1866 рождений
- 1925 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские классические пианисты XIX века.
- Композиторы-классики XX века
- Французские классические пианисты XX века
- Французские композиторы XX века
- Композиторы Русского балета
- Кабаре
- Композиторы для фортепиано
- Грудь
- Смертность от цирроза печени
- Композиторы-экспериментаторы
- Конец века
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы-классики
- Французские коммунисты
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французы шотландского происхождения
- Французские социалисты
- Французские художники-сюрреалисты
- Неоклассические композиторы
- Люди из Онфлёра
- Музыканты из Нормандии
- Жители Монмартра
- Ученики Жоржа Матиаса
- Ученики Винсента д'Инди
- Розенкрейцеры
- Студенты Школы певцов Парижа
- Сюрреалистическая комедия
- Смертность от алкоголя во Франции
- Личный состав французской армии