Дар (скульптура)
Подарок | |
---|---|
Художник | Я Рэй |
Середина | Железо |
Движение | Скульптура |
«Дар» ( по-французски Le Cadeau ) — готовая скульптура Мана Рэя , состоящая из утюга с четырнадцатью кнопками, приклеенными к его подошве. Знаковое произведение движения Дада , оно было создано спонтанно и выставлено на открытии первой персональной выставки Рэя в Париже , в Galerie Six Филиппа Супо 3 декабря 1921 года. Оригинал утерян, но его концепция сохранилась благодаря более поздним репродукциям, созданным или санкционированным. художником. [1]
В своих мемуарах Рэй вспоминал, как решающую роль в создании произведения сыграл эксцентричный французский композитор Эрик Сати , преданный поклонник авангардного искусства:
- «Ко мне подошел странный разговорчивый мужчина лет пятидесяти и подвел к одной из моих картин… Я устал от подготовки к вернисажу, в галерее не было тепла, я вздрогнул и сказал по-английски, что мне холодно. Он ответил по-английски, взял меня за руку и повел из галереи в угловое кафе, где заказал горячие гроги . Представившись Эриком Сати, он снова перешел на французский язык, о котором я сообщил ему, что не понимаю. с блеском в глазах он сказал, что это не имеет значения. Мы выпили еще пару гроев, и у меня потеплело, и у меня закружилась голова. Выйдя из кафе, мы прошли мимо магазина, перед которым была разложена различная домашняя утварь. Утюг, который используют в угольных печах, попросил Сати пройти со мной, где с его помощью я приобрел коробку с кнопками и тюбик клея. Вернувшись в галерею, я приклеил ряд кнопок к гладкой поверхности. утюг, назвал его «Дар» и добавил на выставку. Это был мой первый объект дадаизма во Франции». [2] [3]
Эта продуктивная встреча положила начало дружбе между художником и композитором, которая продлилась до смерти Сати в 1925 году.
Рэй намеревался преподнести «Дар» Филиппу Супо в благодарность за его спонсорство, но в тот же день он был украден из Галереи Шесть и так и не был возвращен. На протяжении всей своей карьеры он создал множество индивидуальных репродукций этого произведения, а в последние годы своей жизни Рэй санкционировал два ограниченных выпуска : серию из одиннадцати коллекционных произведений, опубликованных Galleria Il Fauno, Турин (1972), [4] и более коммерческие 5000 копий «Дара» в 1974 году. [5] Одна из этих копий была выставлена в ныне несуществующем Музее Плакара Эрика Сати в Париже; другие хранятся в галерее Тейт Модерн в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия. [6] [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Серена (29 ноября 2005 г.). «Под гранд: Le Cadeau Ман Рэя» . Телеграф . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Ман Рэй, «Автопортрет», Андре Дойч, Лондон, 1963, с. 115.
- ^ Роберт Орледж, «Сати вспомнила», Faber and Faber Limited, Лондон, 1995, стр. 109–110.
- ^ « Кадо, Ман Рэй, 1921 год, копия 1972 года» .
- ^ «Узнайте больше о Кадо Ман Рэя» . 29 октября 2017 г.
- ^ «Ман Рэй (Эммануэль Радницкий). Подарок. Ок. 1958 г. (Реплика оригинала 1921 г.) | МоМА» .
- ^ «Кадо (Серия II) | Смитсоновский музей американского искусства» .