Марионетки танцуют
Les Pantins dansent (Марионетки танцуют) — это « танцевальная поэма » для небольшого оркестра или фортепиано, написанная в 1913 году Эриком Сати . Он был заказан для экспериментального театрального представления с участием писателя- футуриста и танцора Валентина де Сен-Пуан . Морис Дрогманс [ 1 ] провел премьеру в Зале Леон-Пуарье (ныне Театр Комедии Елисейских Полей ) [ 2 ] в Париже 20 декабря 1913 г. [ 3 ]
Обычное исполнение произведения длится менее двух минут. Чаще всего его можно услышать в версии для фортепиано соло.
Фон
[ редактировать ]Малоизвестная сегодня Валентина де Сен-Пуан была прототипом артистки-перформанса. Правнучная племянница поэта Альфонса де Ламартина , она овдовела в 24 года и уехала в Париж, чтобы работать моделью у Родена и Альфонса Мухи . В 1903 году она оставила своего богатого второго мужа, после развода переехала к переживающему трудности писателю Риччотто Канудо и открыла литературный салон, который в конечном итоге стал магнитом для модернистского Парижа. Она опубликовала стихи, эссе и пьесы и вызвала легкий скандал своим романом «Инцест» (1907), иллюстрированным Роденом, о матери, приобщающей своего сына к сексу. В 1909 году Канудо и Филиппо Томмазо Маринетти признали ее первой женщиной в своем футуристском движении, в котором доминируют мужчины. Сен-Пойнта «Манифест женщин-футуристок» (1912) был ее ответом на женоненавистнические теории Маринетти, за которым последовал еще более сенсационный «Манифест футуристок о похоти» (1913), оба из которых она прочитала в спорных устных выступлениях.
Новая французская музыка была одним из многих интересов Сен-Пуанта. Дебюсси и Равель Сати « Три morceaux en forme de poire» . посетили ее салон, и в июне 1912 года там состоялось первое известное представление [ 4 ] Когда она предложила Сати сочинить «Les Pantins Dansent» для ее предстоящего междисциплинарного Фестиваля метахори в 1913 году, он был заинтригован этой концепцией и с радостью согласился. [ 5 ]
С помощью своего Метахорического фестиваля Сен-Пуэн надеялась достичь современного синтеза искусств посредством несентиментальной абстракции и различных творческих точек зрения. Как она объяснила, «музыка и танец — равноправные партнеры, уникальные и одинаково зависящие от Идеи, то есть идеи, вызванной в стихотворении или драме». В « dansé poème » стихотворение читалось перед занавесом, после чего на сцене следовали отдельные вдохновенные интерпретации этого стихотворения композитором и танцором. [ 6 ] Написав стихи сама, а также поставив их, Сен-Пуэн не была верна этому подходу; но это все же был теоретический прогресс по сравнению со свободными импровизационными танцами ее современниц Айседоры Дункан , Мод Аллан и Лои Фуллер , и он предвосхищал эксперименты композитора Джона Кейджа и хореографа Мерса Каннингема в 1950-х годах. [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ], которое Сен-Пуэн выбрал для интерпретации Сати сочинил свою партитуру в первой половине ноября 1913 года. Стихотворение «Les Pantins Dansent» , позже было опубликовано в ее книге «Иронические стихотворения» (1917). Внутренний монолог суицидальных размышлений, он начинается и заканчивается одной и той же строфой:
- Я умру в праздник
- Пока куклы танцуют .
- Я не буду с ними танцевать ,
- Я не буду праздновать с ними .
- Я умру в праздник
- Пока куклы танцуют . [ 8 ]
Как профессиональный музыкант Сати работал с поэзией низкого качества и сумел превратить некоторые из нее в искусство (его раннее сотрудничество с Контамином де Латуром , несколько его песен в кабаре). Но стихи Сен-Пуанта как-то возбудили в нем ироника. Он явно нашел куклы более «вдохновляющими», чем жалость автора к самому себе. Ранее в том же году Сати написал свою сюрреалистическую одноактную комедию «Le piège de Méduse» , в которой музыкальные интермедии должна была танцевать механическая обезьяна, но его увлечение кукольным театром зародилось в детстве и впервые принесло свои плоды в его попытках создать пьесы теней. для кабаре Монмартра . [ 9 ]
Существуют две разные версии танца Les Pantins . В версии I резкое, диссонирующее вступление переходит в веселый быстрый марш, напоминающий старую английскую песню Cherry Ripe , ни одна из которых не отражает стихотворение с какой-либо реальной серьезностью. Сати набросала оркестровку для двух флейт , кларнета B ♭, фагота , валторны , двух труб , арфы и струнных , прежде чем решила начать все сначала. Возможно, он тянул за ногу Сен-Пуанта и передумал, или Сен-Пуант услышал о ходе работы и потребовал переписать текст. [ 10 ] [ 11 ]
Версия II, завершенная 16 ноября, — это работа, которую мы знаем сегодня. Если не считать партитуры (Сати отказался от арфы, второй флейты и второй трубы и добавил гобой ) , изменения касались скорее тона, чем структуры, что позволяет предположить, что у него был определенный план. Диссонансное оригинальное вступление было заменено сварливым вступлением под управлением фагота; веселость средней части все еще присутствует, но гораздо приглушена. Обе версии в конце просто иссякают. [ 12 ] То, что Сати остался верен своим стилистическим принципам, особенно заметно в фортепианной обработке. Несмотря на свою авангардную родословную, Les Pantins dansent легко мог ускользнуть из одной из своих юмористических клавишных сюит того периода.
Производительность и публикация
[ редактировать ]Метахорический фестиваль в декабре 1913 года представлял собой 90-минутное представление, состоящее из трех частей: «Стихи любви», «Стихи воздуха» и «Стихи войны». Музыка для второй картины состояла из «Дамуазель Элю» Дебюсси и двух пьес Сати: «Танцующие пантены» и прелюдии из «Детей звезд» , последняя была оркестрована молодым протеже Сен-Пуана Даниэлем Шенневьером (позже известным как астролог Дейн Радьяр ) и переименована в «Гимн ». о Солей . [ 13 ] Флоран Шмитт , Алексис Ролан-Мануэль и Шенневьер исполнили другие музыкальные номера.
Запах благовоний разносился по залу, пока актер Эдуард де Макс декламировал каждое стихотворение из-за кулис; Затем Сен-Пуэн исполняла свои сольные танцы, временами обнаженная под прозрачной вуалью из тюля и шелка. Разноцветный свет залил сцену, а декорации приняли форму геометрических узоров, проецируемых на задник. Для танца Les Pantins танцовщица была залита розовыми оттенками. [ 14 ] [ 15 ]
Отзывы были неоднозначными. Критики восхищались внешностью и воображением Сен-Пойнт, но отмечали, что она не имела танцовщицы, а один писатель сравнил ее хореографический стиль со «шведской гимнастикой». По общему мнению, музыка и световые эффекты стали настоящими звездами шоу. [ 16 ] Сати нехарактерно молчал о своей роли в постановке. Неизвестно, одобрил ли он публикацию отрывка из своей оркестровой партитуры в ноябрьско-декабрьском номере футуристического журнала Канудо Montjoie! или полную фортепианную версию в следующем номере (январь-февраль 1914 г.). [ 17 ] Он перешел к другим проектам, не оглядываясь назад.
Всего через месяц после этого события Сен-Пуэн публично порвала с футуристами, заявив, что не принадлежит ни к какому движению, а ее салон закончился с началом Первой мировой войны . В поисках новой удачи в Америке она возобновила свой Метахорический фестиваль в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 3 апреля 1917 года. «Гимн ан Солей» Сати-Шенневьер сохранил свое место в пересмотренной программе, но «Танцующие пантины» были исключены. [ 18 ] [ 19 ] Байрон Хейгел из Musical Courier нашел все это смешным и отметил, что в середине мероприятия зрители направились к выходам. [ 20 ] Критики ничего не сказали о музыке Сати, но похвалили дирижера Пьера Монтё .
не предпринимал попыток опубликовать «Les Pantins dansent» Сати при жизни . Стандартное исполнение версии II для фортепиано было выпущено Руаром-Леролем в 1929 году; оркестровая партитура появилась в 1967 году (Салаберт). Версия I для фортепиано была реконструирована и представлена Робертом Орледжем впервые в Художественной галерее Уильямсона в Биркенхеде 17 июня 1990 года. [ 21 ] Он был опубликован в 2016 году.
Записи
[ редактировать ]Для фортепиано:
Известные записи включают записи Альдо Чикколини (дважды, для Angel в 1968 году и EMI в 1987 году), Фрэнка Глейзера (Vox, 1968), Франса Клида (Forlane, 1980), Жана-Пьера Арменго (Le Chant du Monde, 1986), Анны . Кеффелек (Virgin Classics, 1988), Герхард Эрбер (Eterna, 1989), Жоау Паулу Сантос (Classical Gallery, 1992), Клара Кёрменди ( Naxos Records , 1994), Боян Горишек (Audiophile Classics, 1994), Олоф Хойер (Swedish Society Discofil) , 1996), Паскаль Роже (Decca, 1997), Жан-Ив Тибоде (Decca, 2003), Хокон Аустбо (Brilliant Classics, 2006), Кристина Арианьо (Brilliant Classics, 2007), Александр Таро (Harmonia Mundi, 2009), Штеффен Шлейермахер (ЦРТ, 2012 г.), Йерун ван Вин («Блестящая классика», 2016 г.), Норико Огава (BIS, 2021 г.).
Для оркестра:
Фридрих Серха , Ансамбль «Die Reihe» (Vox, 1968), Ютака Садо , Оркестр концертов Ламуре (Эрато, 2001), Жан-Пьер Валлез , Региональный оркестр Нижней Нормандии (Скарбо, 2014).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Морис Дрогманс (1882-1939), французский композитор и дирижер, зарабатывавший на жизнь виолончелистом в Париже. Он умер в Лондоне.
- ↑ В первый год работы (1913-14) комедийный зал на 600 мест Театра Елисейских Полей был назван в честь своего спонсора, режиссера Леона Пуарье .
- ^ Нелл Эндрю, Движущийся модернизм: стремление к абстракции в живописи, танце, кино , Oxford University Press, 2020, стр. 50-54.
- ^ Морис Равель и Флоран Шмитт были пианистами. См. Энн-Мари Хэнлон, «Сати и французский музыкальный канон: исследование приема», Университет Ньюкасл-апон-Тайн, 2013. Приложение 2: Концертные программы 1911-1925 годов, стр. 311.
- ^ Александр Карпентер, Allmusic обзор на https://www.allmusic.com/composition/les-pantins-dansent-the-puppets-dance-for-piano-mc0002360600
- ^ Эдвард Бернс (редактор), Письма Гертруды Стайн и Карла Ван Вехтена, 1913-1946 , издательство Колумбийского университета, 2013, стр. 59, 60, примечание 8.
- ^ Адриен Сина и Сара Уилсон, «Женское действие: Валентина де Сен-Пойнт», Tate Etc. , выпуск 16: лето 2009 г., https://www.tate.org.uk/tate-etc/issue-16-summer -2009/боевик-женский
- ^ Цитируется по Кэролайн Поттер, Эрик Сати: парижский композитор и его мир , The Boydell Press, 2016.
- ^ Это Успюд (1892 г.), Джек в коробке (1899 г.), Женевьева де Брабант (ок. 1900 г.) и «Смерть месье Муш» (1901 г.).
- ^ Роберт Орледж, танец Les Pantins на Soundkiosk.com http://www.soundkiosk.com/pdffiles/Les%20Pantins%20dansent%20Read%20More.pdf
- ^ Роберт Орледж, Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 301–302.
- ^ Орледж, Композитор Сати , соч. цит.
- ^ Дениз Эртан, Дэйн Радьяр: его музыка, мысли и искусство , University Rochester Press, 2009, стр. XIX.
- ^ Андрей, соч. цит.
- ^ Сина и Уилсон, соч. цит.
- ^ Андрей, соч. цит.
- ^ Орледж, Танец Пантинов , Soundkiosk, op. цит.
- ^ BH, «Продемонстрированная метахория», Musical America , 14 апреля 1917 г., стр. 48.
- ^ Радьяр Д. Шенневьер и Фредерик Х. Мартенс (пер.), «Эрик Сати и музыка иронии», The Musical Quarterly , октябрь 1919 г., Vol. 5, № 4, с. 471, https://www.jstor.org/stable/pdf/738120.pdf .
- ↑ Байрон Хейгел, «Прохожий», « Музыкальный курьер» , 12 апреля 1917 г., стр. 23.
- ^ Кэролайн Поттер (редактор), Эрик Сати: Музыка, искусство и литература , Routledge, 2016, стр. 189-190