Четыре маленькие мелодии (Сати)

Quatre petites mélodies ( Четыре маленькие песни ) — цикл песен 1920 года для голоса и фортепиано французского композитора Эрика Сати . Он наиболее известен своей вступительной песней «Элегия» , которую Сати сочинил в память о своем друге Клоде Дебюсси . Типичное выступление длится менее 4 минут.
Фон
[ редактировать ]
Осенью 1920 года Анри Пруньер , основатель и редактор ежемесячного музыкального журнала La Revue musice , объявил, что опубликует памятное издание своего журнала в честь наследия Клода Дебюсси, умершего в 1918 году. Оно будет включать мемориал. приложение « Гробница Клода Дебюсси » [ 1 ] коллективная музыкальная дань, в которую Прюньер пригласил внести свой вклад ведущих композиторов Европы. Десять музыкантов ответили либо недавно написанными произведениями, либо отрывками из своих текущих работ: Поль Дюка , Альберт Руссель , Джан Франческо Малипьеро , Юджин Гуссенс , Бела Барток , Флоран Шмитт , Игорь Стравинский , Морис Равель , Мануэль де Фалья и Эрик Сати. .
Для Сати это была возможность залечить незаживающую рану. Дебюсси, вероятно, был его самым близким другом. [ 2 ] Однажды он написал: «С того момента, как я впервые увидел [Дебюсси], меня потянуло к нему, и я захотел постоянно жить рядом с ним». [ 3 ] Но оба были трудными людьми, и их отношения стали напряженными в 1910-х годах, когда Сати вышел из десятилетий безвестности как композитор, а всемирно известный Дебюсси мучился долгой борьбой с раком. последней После того, как Дебюсси горько дразнил Сати во время репетиций революционного балета «Парад» в марте 1917 года, Сати раз и навсегда разорвала их дружбу. Когда в следующем году Дебюсси умер, Сати не присутствовала на его похоронах. [ 4 ] Но эта потеря оказала на него глубокое влияние. Спустя годы он записал в одном из своих личных блокнотов: «Когда все сказано и сделано, хороший Дебюсси был больше, чем все остальные, вместе взятые». [ 5 ]
Сати завершил свой музыкальный панегирик Дебюсси, Элегию для голоса и фортепиано, 27 сентября 1920 года. [ 6 ] посвятив его «Памяти восхищенной и нежной тридцатилетней дружбы». [ 7 ] Впервые он был опубликован как часть приложения «Гробница Клода Дебюсси» в декабрьском номере журнала La Revue musice за 1920 год с фронтисписом, созданным Раулем Дюфи . Во вступительной речи Прюньер сказал: «Эта международная дань памяти Дебюсси станет настоящим «памятником», подобным тем, которые поэты эпохи Возрождения воздвигли художникам, которых они любили». [ 8 ]
Тем временем Сати решила использовать « Элегию» как краеугольный камень полноценного цикла мелодий (французских авторских песен). В период с октября по декабрь 1920 года он сочинил еще три песни, которые вошли в состав Quatre petites mélodies . [ 9 ]
Песни
[ редактировать ]Окончательная версия Quatre petites mélodies основана на стихах четырех французских авторов, написанных на протяжении двух столетий.
1. Élégie ( «Элегия» ), стихотворение Альфонса де Ламартина.
- - Декламировать ( с ударением )
скорбь Сати по Дебюсси связана с 7-й строфой стихотворения Ламартина 1820 года Изоляция « Очень личная ». [ 10 ]
- Что мне эти долины, эти дворцы, эти коттеджи
- Пустые предметы, из которых у меня отнято все очарование?
- Реки, скалы, леса, одиночество так дорого
- Не хватает единого существа, и все пусто [ 11 ]
Роберт Орледж заметил, что в «Элегии » «Сати на этот раз выводит на поверхность свои внутренние эмоции в широкой вокальной линии почти преувеличенной выразительности». [ 12 ] Со своей мучительной просодией и унылой, тонально неоднозначной фортепианной партией она почти уникальна в вокальной музыке Сати, сравнима разве что с его песней 1893 года Bonjour Biqui, Bonjour! . Последнее также было вдохновлено эмоциональным переворотом в жизни композитора. [ 13 ]

2. Танцовщица ( Балерина ), стихи Жана Кокто
- - Non vif ( не слишком оживленно )
Стихотворение Кокто — это немного сатирического бреда, в котором оперный танцор уподоблен крабу. Угловой аккомпанемент фортепиано на цыпочках тонко подчеркивает это сравнение, предлагая как боковое движение ракообразного, так и технику танца на пуантах .
Смысл абсурдного текста наверняка привлек бы Сати. У него было твердое мнение об артистах балета, которые, по его мнению, заботились только о себе и о создании «зрелищных эффектов, вызывающих аплодисменты»; [ 14 ] а в частной переписке он называл своего частого соратника, хореографа Леонида Мясина , «очень глупым… и очень танцором». [ 15 ] Сати также любила морепродукты и изобразила краба, пожираемого осьминогом, в более ранней композиции «Пьевр» из фортепианной сюиты «Спорт и дивертисменты» (1914).

3. Шансон ( Песня ), стихотворение анонимного французского автора XVIII века.
- - Довольно медленно ( умеренно медленно )
Текст, датируемый дореволюционной Францией 1700-х годов, представляет собой распутную застольную песню ( chanson à boire ), изобилующую двусмысленностью:
- Это мое сокровище, это моя драгоценность
- Красивая дырочка, через которую
- Моя энергия просыпается
- Да, я сумасшедший, сумасшедший, сумасшедший
- О дырке моей бутылки [ 16 ]
Сати, который сам не новичок в алкоголе, игриво разработал вокальную линию, имитирующую невнятную речь пьяного человека. После строчки «Моя сила просыпается» музыка делает короткую паузу, а затем трясущимся образом возобновляется.

4. Adieu ( «Прощание» ), стихотворение Раймона Радиге.
- - Умеренно
В 1920 году Радиге был 17-летним протеже Жана Кокто, задолго до того, как добился независимого успеха со своим не по годам развитым первым романом «Дьявол в корпусе» (1923). Его вкладом в « Quatre petites mélodies» стало неопубликованное четверостишие, первоначально озаглавленное «Мушуар» ( «Носовой платок »). Оно появится в его посмертном сборнике стихов Les Joues en feu (1925). [ 17 ]
Слегка искаженный ритм вальса подчеркивает, что поэт упрекает старого адмирала за то, что он помахал белым носовым платком в знак прощания. Последние куплеты Радиге -
- Это обычай охотиться
- Мухи прошлого [ 18 ]
- тематически вернуться к вступительной «Элегии» и завершить цикл меланхолической иронией.
Публикация и исполнение
[ редактировать ]Раннее продвижение Quatre petites mélodies отражало фрагментарный характер ее композиции. После оригинальной публикации « Элегии» в приложении к La Revue musice Сати» , «Песнь , переименованная в «Chancen à boire» , появилась в факсимиле в издании 1921 года парижского «Альманаха де Кокань» ( Cocaigne Almanac ). Это было ежегодное издание, «посвященное истинным гурманам и любителям алкоголя», под редакцией друга Сати, кулинарного историка Бертрана Гегана. [ 19 ] [ 20 ] Все четыре песни были опубликованы издательством Éditions de la Sirène в 1922 году и впоследствии переизданы Эшигом. [ 21 ]
Меццо-сопрано Жан Батори и пианист Андре Саломон дали первое публичное исполнение «Элегии» в галерее la Boétie в Париже 19 декабря 1920 года. Пьер Бертен представил премьеру полного цикла в галерее Жоржа Жиру в Брюсселе, Бельгия, 12 апреля 1921 года. . [ 22 ]
« Quatre petites mélodies» — одна из самых малоизвестных композиций Сати. Биограф Ролло Х. Майерс (1948) нашел Элегию «несколько смущающей» и почувствовал, что она «не совсем «сошла»»; в заключение он сказал: «Во всяком случае нельзя сказать, что здесь есть какая-либо попытка подражать стилю Дебюсси». [ 23 ] А Патрик Гауэрс , писавший для Словаря музыки и музыкантов New Grove в 1980 году, утверждал, что этот цикл был «менее индивидуальным», чем другие набеги Сати на мелодии . [ 24 ] Со своей стороны, Сати по-прежнему любил эту работу. На смертном одре в 1925 году он сказал своему юному поклоннику Роберту Кэби : «Если вы хотите что-то узнать обо мне, посмотрите внимательно на мелодии Quatre petites . Они очень разные, не так ли?» [ 25 ]
Записи
[ редактировать ]Николай Гедда и Альдо Чикколини («Голос своего хозяина», 1970), Марианна Квексильбер и Рейнберт де Леу («Арлекин», 1976, переизданный Philips, 1980), Мериэль и Питер Дикинсон («Единорог», 1976), Бруно Лапланте и Марк Дюран (Каллиопа) ), 1985), Райнер Пахнер и Рамон Уолтер (Aurophon, 1988), Эйлин Халс и Робин Боуман (Factory Classical, 1990), Джейн Мэннинг и Боян Горишек (Audiophile Classics, 1996).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Во французском языке термин tombeau , происходящий от слов «гробница» или «надгробие», представляет собой музыкальную композицию, посвященную смерти известного человека.
- ^ Луи Лалой, «Найденная музыка», Librairie Plon, Париж, 1928, стр. 258-259.
- ^ Орнелла Вольта (редактор), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 144.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», стр. 148-149.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 149.
- ^ Роберт Орледж, Композитор Сати, Cambridge University Press, 1990, стр. 321.
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, Эрик Сати , MIT Press, 1969, стр. 104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ «Особый вечер французской музыки», France Musique , 25 марта 2018 г. На https://translate.google.com/translate?hl=en&sl=fr&u=https://www.francemusique.fr/emissions/nuit-speciale-france-musique/claude-debussy-raconte-par-francis-poulenc- et-compose-par-paul-dukas-bela-bartok-maurice-ravel-60063&prev=search
- ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. 321-322.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 321.
- ^ Цитируется в Вольте, «Сати, увиденная в его письмах», стр. 149.
- ^ Орледж, Сати Композитор , с. 39.
- ↑ Краткий и бурный роман Сати с художницей Сюзанной Валадон .
- ^ Цитируется по Орледжу, «Композитор Сати», с. 230.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 162.
- ^ Английское резюме оригинального французского текста на IMSLP по адресу https://imslp.org/wiki/4_Petites_m%C3%A9lodies_(Satie%2C_Erik)
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 322.
- ^ Английское резюме оригинального французского текста на IMSLP по адресу https://imslp.org/wiki/4_Petites_m%C3%A9lodies_(Satie%2C_Erik)
- ^ Гегана «Альманах Коканя» выходил ежегодно с 1920 по 1922 год. Наряду с классическими рецептами в нем были представлены эссе, произведения искусства и даже партитуры выдающихся французских творческих деятелей. Для издания 1920 года Сати представил Marche de Cocagne для двух труб, который стал основой его оркестровой сюиты Trois petites pièces montées .
- ↑ Бертран Геган (1892–1943) был редактором издательства Éditions de la Sirène, с которым в начале 1920-х годов у Сати был эксклюзивный контракт. Его известные кулинарные работы включают La Fleur de la Cuisine Française (2 тома, 1921 г.), сборник французских рецептов от 13 века до наших дней; первый французский перевод древнеримской кулинарной книги «Апиций» (1933 г.), за который Французская академия наградила его призом Ланглуа 1934 г.; и Le cuisinier français (1934). Он также редактировал критическое издание Мольера (7 томов, 1925–1929). Во время Второй мировой войны Геган участвовал во французском Сопротивлении и был казнен нацистами. См. http://data.bnf.fr/11906122/bertrand_guegan/.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 322.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 322.
- ^ Ролло Х. Майерс, Эрик Сати , Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 95-96. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 142. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
- ↑ Роберт Кэби, интервью с Робертом Орледжем, Париж, 13 сентября 1986 г. Опубликовано Орледжем в его книге «Сати вспомнила , Фабер и Фабер Лтд.», Лондон, 1995, стр. 208.