Jump to content

Ноктюрны (Сати)

Сати, гр. 1919 год

«Ноктюрны » — набор из пяти фортепианных пьес (изначально планировался как набор из семи, но остался незавершённым ). [ а ] Эрик Сати . Они были написаны в период с августа по ноябрь 1919 года. За исключением « Премьер-менуэта» (1920), они были его последними произведениями для фортепиано соло и считаются одними из его самых значительных достижений в этом жанре. [ 2 ] : 58  [ 3 ] : 142  « Ноктюрны » отличаются от фортепианной музыки Сати 1910-х годов своей полной серьезностью — отсутствием дурацких названий, музыкальных пародий и внемузыкальных текстов, которые он обычно использовал в своих партитурах того времени. Исполнение полного комплекта из пяти ноктюрнов занимает около 13 минут.

Многое изменилось в личной и профессиональной жизни Сати за два года, прошедшие со времени его предыдущей клавишной пьесы, неоклассической пародии на «Бюрократическую сонатину» (1917). Таковы были последствия скандальной премьеры его балета «Парад» (1917). [ б ] включая его осуждение за клевету (из которой он едва избежал тюремного заключения ) за отправку оскорбительных открыток одному из ее критиков , Жану Пуэ ; его горькое отчуждение от давнего друга Клода Дебюсси и последующая смерть Дебюсси; и завершение работы, которая, по его мнению, представляла его лучшее: «симфоническую драму» Сократ (1918). Высмеиваемый французской прессой и преследуемый хронической бедностью, Сати впал в депрессивное состояние, которое достигло своего апогея в августе 1918 года, когда он написал Валентину Гюго : «Я гадю на Искусство, оно слишком часто меня «режет». [ с ] Затем он приступил к разрыву с группой музыкантов Nouveaux jeunes , которую он недавно основал, - группа, которая подготовила почву для их возможной перегруппировки в Les Six . К лету 1919 года его творческая энергия возобновилась, хотя его дух оставался ожесточенным и мрачным: «Я сильно изменился за эти последние месяцы», - размышлял он певице Полетт Дарти [ фр ; джа ] . «Я становлюсь очень серьезным… даже слишком серьезным». [ д ] Подобные чувства, возможно, и привели его к самой форме ноктюрна — провинции Шопена , [ и ] напоминавший ночь, обычно тихий и интроспективный — и повлиял на то, как развивался проект.

Записные книжки Сати показывают, что изначально он намеревался представить « Ноктюрны» с тем причудливым литературным юмором, которого от него ожидала парижская публика. Первое произведение имело рабочее название «Фальшивый ноктюрн» и сопровождалось одним из тех маленьких рассказов, которые ему нравилось писать для личного развлечения пианиста: [ ж ]

Ночь тиха
Меланхолия всепроникающа
Блуждающий огонь нарушает мирный пейзаж
Какая скука! Это старый блуждающий огонь
Доверься ему, чтобы он пришел
Давайте возобновим наши мечтания, если позволите.
[ 7 ]

Но вскоре он отказался от текста и сатирической номенклатуры, предпочитая вместо этого оставить « Ноктюрны» как чистую музыку. Он также писал их, используя обычные тактовые линии — практику, которую он в основном избегал в фортепианной музыке в течение почти 30 лет, прежде чем вернуться к ней — возможно, с долей иронии — в своей «Бюрократической сонатине» .

24 августа 1919 года Сати сообщила Валентину Гюго: «Я подхожу к концу своего Третьего ноктюрна. Я посвящаю его тебе. Все трое совсем не плохи. Первый служит прелюдией , второй короче. и очень нежный, очень ночной; третий, твой, ноктюрн более быстрый и драматичный, немного более продолжительный, чем первый. Между ними тремя они образуют единое целое, которое мне очень нравится. доволен, хотя первое наименее хорошо». [ 8 ] Эта оценка была преждевременной; Сати не был удовлетворен «Ноктюрном № 2» до следующего месяца, и он продолжал возиться с № 3 до октября, к этому времени он уже разрабатывал идеи для дополнительных пьес в серии. №№ 4 и 5 датированы октябрем и ноябрем 1919 г. соответственно.

Публикация и исполнение

[ редактировать ]
Реклама « Ноктюрнов Сати» 1920 года , включая запланированный № 6, который Сати так и не завершила и не опубликовала.

Тираж « Ноктюрнов» был разделен между двумя постоянными издателями Сати; Rouart, Lerolle & Cie. [ fr ] выпустили №№ 1–3 в конце 1919 года, а Э. Демец опубликовал № 4 и 5 в 1920 году. Демец также рекламировал Ноктюрн № 6 без цены, [ 9 ] что указывает на то, что работа находится в стадии разработки, но произведение не появится при жизни композитора.

Каждую из пяти завершенных Сати посвятил покровителю или стороннику своей музыки:

  1. Мягкий и спокойный , Марсель Мейер
  2. Просто , Андре Саломону [ г ]
  3. Немного беспокойно , Валентину Гюго
  4. восьмая нота = 92 , графине Этьен де Бомон [ ч ]
  5. четвертная нота с точкой. = 60 , мадам Жорж Кокто [ я ]

Премьера «Ноктюрна № 1» состоялась Джейн Мортье в зале «Плейель» в Париже 18 марта 1920 года; Ноктюрн № 4 был исполнен Рикардо Виньесом во время концерта Сати в Зале Эрар 7 июня 1920 года. Ноктюрн № 4 не был слышен до 4 января 1923 года, когда его сыграл Жан Винер в Театре Полей. Елисейские острова . Ноктюрн № 5 был исполнен где-то в 1921 году Марселем Мейер. [ 6 ] : 306–307 

« Ноктюрны » не вызвали немедленного ажиотажа, хотя на выступлении в Винье Жан Кокто и участники Les Six Дариус Мийо и Луи Дюрей выразили свой энтузиазм. [ 1 ] : 356  Учитывая репутацию Сати как музыкального юмориста, публика, возможно, не была уверена, что ей потянули за ногу. [ Дж ] Но они уже давно ценятся поклонниками Сати. Джон Кейдж защищал их в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, и они вдохновили хореографа Мерса Каннингема на создание балета «Ноктюрны» (1956), в котором танцы были созданы с использованием случайных процедур. [ 12 ] биограф Сати Ролло Хью Майерс, первый англоязычный (1948), причислил «Ноктюрны» к нескольким композициям Сати, которые «выдающиеся и не могут быть проигнорированы ни одним изучающим современную музыку». Он продолжал: « Ноктюрны в каком-то смысле являются естественным следствием Сократа , который предшествовал им на год, и задуманы в том же серьезном и строгом настроении. Стиль строгий, упрощенный, бескомпромиссный в своем отказе от любого чувственного призыва, но музыка удивительно впечатляет своей мрачностью и почти нечеловеческой отстраненностью». [ 2 ] : 92  «Ноктюрны » никогда не пользовались такой популярностью, как «Гимнопедии» или другие фортепианные произведения Сати; хотя они были записаны такими артистами, как Альдо Чикколини , Паскаль Роже и Жан-Ив Тибоде , они остаются — согласно обзору AllMusic Джона Кейлора — «среди неоткрытых шедевров двадцатого века». [ 13 ]

Посмертные ноктюрны

[ редактировать ]

Незадолго до своей смерти в 1925 году Сати сообщил Роберту Кэби , что рукопись его «Ноктюрна № 6» практически завершена и может быть когда-нибудь опубликована. [ 6 ] : 306  Шесть десятилетий спустя музыковед Роберт Орледж изучил записные книжки Сати того периода и обнаружил единственный полный набросок фортепианной пьесы, в которой не хватало только двух тактов партии левой руки. [ к ] Орледж завершил исполнительскую версию, и она была опубликована как «Ноктюрн № 6» Сати в 1994 году. Спекулятивные версии « Ноктюрна № 7» , основанные на 12-тактовом эскизе в записных книжках Сати, [ л ] были созданы Орледжем и другими.

Художник Ноктюрн(ы) Альбом Этикетка Год
Альдо Чикколини Нас. 1–3 Фортепианная музыка Эрика Сати, Vol. 1 Ангельские отчеты 1968
Нас. 4, 5 Фортепианная музыка Эрика Сати, Vol. 5 Ангельские отчеты 1971
Нас. 1–5 Фортепианная работа хмв 1971
Фрэнк Глейзер Нас. 1–5 Фортепианная музыка Вокс 1968
Жан-Жоэль Барбье Нас. 1–5 Сочинения для фортепиано Соглашение 1971
Юдзи Такахаши Нас. 1–5 Фортепианная работа каждый 1976
Даниэль Варсано [ фр ] № 1 Сочинения для фортепиано Колумбия 1979
Франция Климат Нас. 1–3 Эрик Сати Форлейн 1980
Нас. 1–5 Фортепианная работа Форлейн 1982
Клара Кёрменди [ ху ] Нас. 1–5 Фортепианные произведения Том. 1 Наксос 1993
Боян Горишек Нас. 1–5 Полное собрание сочинений для фортепиано, том 7 Аудиофильская классика 1995
Паскаль Роже № 4 3 гимнопедии и другие фортепианные произведения Декка 1984
Нас. 1–3, 5 Фортепианные произведения Декка 1989
Нас. 1–5 После дождя... Декка 1995
Олоф Хойер [ sv ] Нас. 1–5 Олоф Хёйер играет Эрика Сати Мальмё Аудио Продакшн 1986
Нас. 1–6 Полное собрание фортепианной музыки Vol. 6 Шведское общество Discofil [ sv ] 1999
Жан-Ив Тибоде Нас. 1–6 Полное собрание соло фортепианной музыки Декка 2003
Кристина Арианьо Нас. 1–6 Фортепианные произведения (полное) блестящая классика 2006
Сацуки Сибано № 4 Эрик Сати Звуковой процесс 1984
Нас. 1, 4 Сацуки играет Сати II Жар-птица 1987
Нас. 1–6 Красота ночи Диски Чайнон 2012

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сати планировала написать как минимум семь ноктюрнов (№ 4 будет служить «интерлюдией» между двумя наборами из трёх) на основе материала из записных книжек композитора в Национальной библиотеке Франции в Париже . [ 1 ] : 194–195, 318 
  2. ^ " Парад отделил меня от очень многих друзей. Эта работа - причина многих несчастий. Против меня есть тысяча неприятных людей, которые в той или иной степени оскорбляли и плохо обращались со мной. Очень жаль!" Сати в письме Анри Пруньеру от 14 сентября 1917 года. [ 4 ] : 149 
  3. Письмо от 23 августа 1918 г. [ 5 ] [ нужна страница ]
  4. Письмо от 22 ноября 1919 года, примерно в то время, когда Сати закончила «Ноктюрн № 5» . [ 1 ] : 356 
  5. Сати очень восхищался Шопеном, называя его «поэтом» и «потрясающим творцом» в своих журналистских произведениях (например, в его в журнале Vanity Fair статье о Стравинском в феврале 1923 года под названием «Игорь Стравинский »). Майерс, например, нашел в Ноктюрне № 4 «шопинские» качества . [ 2 ] : 92  Сати также знала Ноктюрны Дебюсси , еще одного поклонника Шопена.
  6. Из его рукописи, BNF 9609 (2), стр. 2–6, Национальная библиотека Франции. [ нужна проверка ] [ 6 ] : 306 
  7. Саломон был французско - еврейским пианистом и учителем, связанным с музыкой Сати эпохи Первой мировой войны , включая исполнения musique d'ameublement («мебельная музыка»). Он погиб в нацистском лагере смерти Освенцим во время Второй мировой войны . [ 10 ]
  8. ^ Эдит де Бомон (1877–1952), жена графа Этьена де Бомона [ фр ] , оба из которых были среди главных благотворителей Сати после Первой мировой войны.
  9. ^ Эжени Кокто, урожденная Леконт (1855–1943), Жана Кокто . мать
  10. На этом же концерте состоялась премьера «Сократа» в версии для камерного оркестра и второе публичное исполнение в целом. Он затмил «Ноктюрны» , хотя и по причинам, которые композитор счел нежелательными. Сати раздражали критики, которые, отказываясь воспринимать его всерьез, воображали, что Сократ был самой сухой музыкальной «шуткой», которую он когда-либо совершал. [ 11 ] : 557–559 
  11. Из его рукописи, BNF 9609 (2), стр. 15–18, Национальная библиотека Франции. [ нужна проверка ] [ 6 ] : 306 
  12. Из его рукописи, BNF 9609 (4), стр. 6–8, Национальная библиотека Франции. [ нужна проверка ] [ 6 ] : 306 
  1. ^ Jump up to: а б с Орледж, Роберт (1990). Сати Композитор . Издательство Кембриджского университета .
  2. ^ Jump up to: а б с Майерс, Ролло Хью (1968) [Первоначально опубликовано в 1948 году (первое издание) издательством Dennis Dobson Ltd., Лондон]. Эрик Сати (2-е (иллюстрированное и переизданное) изд.). Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN  978-0-486-21903-5 .
  3. ^ Гауэрс, Патрик ; Уилкинс, Найджел Э. (1986) [Перепечатано из « Словаря музыки и музыкантов New Grove », 1980 (первое) издание]. «ГЛАВА ВТОРАЯ: Работает». Нью-Гроув Французские мастера двадцатого века (Эрик Сати) . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN  978-0-393-02284-1 .
  4. ^ Вольта, Орнелла (1989). Сати сквозь его письма . Перевод Буллока, Майкла Хейла (переизданное издание). Лондон; Нью-Йорк: Marion Boyars Publishers Ltd. ISBN  978-0-7145-2811-3 .
  5. ^ Вольта, Орнелла (2003). Эрик Сати: Почти полная переписка (на французском языке). Париж: Файард . ISBN  978-2-213-60674-3 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Орледж, Роберт (2013). «Приложение: Хронологический каталог сочинений Сати и путеводитель по рукописям». В Поттере, Кэролайн (ред.). Эрик Сати: Музыка, искусство и литература (1-е изд.). Рутледж . ISBN  978-1-4094-3421-4 .
  7. Цитируется в примечаниях Улофа Хёйера к «Эрику Сати: Полная фортепианная музыка, том 6», Шведское общество Discofil, 1996. [ не удалось пройти проверку ]
  8. ^ Най, Джеймс; Орледж, Роберт (18 апреля 2010 г.). «Эрик Сати: Autour des Nocturnes» . Лягушачья паутина . Эрик Сати – Шесть Ноктюрнов – и трио Семерок . Проверено 13 мая 2023 г.
  9. ^ «Файл: SIBLEY1802.20119.78d4-39087012833523score.pdf — IMSLP: Бесплатная загрузка нот в формате PDF» (PDF) . imslp.org . Проверено 17 апреля 2023 г.
  10. ^ «Андре Саломон (1881–1944)» . data.bnf.fr. ​Проверено 13 мая 2023 г.
  11. ^ Уайтинг, Стивен Мур (1999). Богемная Сати: от кабаре до концертного зала . Издательство Оксфордского университета .
  12. ^ «Дом — Мерс Каннингем Траст» . www.mercecunningham.org . Проверено 13 мая 2023 г.
  13. ^ «Ноктюрны (5) для фортепиано | Подробности» . Вся музыка . Проверено 13 мая 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd56f48e0bfca103efa4f122827a54f4__1687386900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/f4/dd56f48e0bfca103efa4f122827a54f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nocturnes (Satie) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)