Ноктюрны (Сати)
«Ноктюрны » — набор из пяти фортепианных пьес (изначально планировался как набор из семи, но остался незавершённым ). [ а ] Эрик Сати . Они были написаны в период с августа по ноябрь 1919 года. За исключением « Премьер-менуэта» (1920), они были его последними произведениями для фортепиано соло и считаются одними из его самых значительных достижений в этом жанре. [ 2 ] : 58 [ 3 ] : 142 « Ноктюрны » отличаются от фортепианной музыки Сати 1910-х годов своей полной серьезностью — отсутствием дурацких названий, музыкальных пародий и внемузыкальных текстов, которые он обычно использовал в своих партитурах того времени. Исполнение полного комплекта из пяти ноктюрнов занимает около 13 минут.
Фон
[ редактировать ]Многое изменилось в личной и профессиональной жизни Сати за два года, прошедшие со времени его предыдущей клавишной пьесы, неоклассической пародии на «Бюрократическую сонатину» (1917). Таковы были последствия скандальной премьеры его балета «Парад» (1917). [ б ] включая его осуждение за клевету (из которой он едва избежал тюремного заключения ) за отправку оскорбительных открыток одному из ее критиков , Жану Пуэ ; его горькое отчуждение от давнего друга Клода Дебюсси и последующая смерть Дебюсси; и завершение работы, которая, по его мнению, представляла его лучшее: «симфоническую драму» Сократ (1918). Высмеиваемый французской прессой и преследуемый хронической бедностью, Сати впал в депрессивное состояние, которое достигло своего апогея в августе 1918 года, когда он написал Валентину Гюго : «Я гадю на Искусство, оно слишком часто меня «режет». [ с ] Затем он приступил к разрыву с группой музыкантов Nouveaux jeunes , которую он недавно основал, - группа, которая подготовила почву для их возможной перегруппировки в Les Six . К лету 1919 года его творческая энергия возобновилась, хотя его дух оставался ожесточенным и мрачным: «Я сильно изменился за эти последние месяцы», - размышлял он певице Полетт Дарти . «Я становлюсь очень серьезным… даже слишком серьезным». [ д ] Подобные чувства, возможно, и привели его к самой форме ноктюрна — провинции Шопена , [ и ] напоминавший ночь, обычно тихий и интроспективный — и повлиял на то, как развивался проект.
Состав
[ редактировать ]Записные книжки Сати показывают, что изначально он намеревался представить « Ноктюрны» с тем причудливым литературным юмором, которого от него ожидала парижская публика. Первое произведение имело рабочее название «Фальшивый ноктюрн» и сопровождалось одним из тех маленьких рассказов, которые ему нравилось писать для личного развлечения пианиста: [ ж ]
Ночь тиха
Меланхолия всепроникающа
Блуждающий огонь нарушает мирный пейзаж
Какая скука! Это старый блуждающий огонь
Доверься ему, чтобы он пришел
Давайте возобновим наши мечтания, если позволите. [ 7 ]
Но вскоре он отказался от текста и сатирической номенклатуры, предпочитая вместо этого оставить « Ноктюрны» как чистую музыку. Он также писал их, используя обычные тактовые линии — практику, которую он в основном избегал в фортепианной музыке в течение почти 30 лет, прежде чем вернуться к ней — возможно, с долей иронии — в своей «Бюрократической сонатине» .
24 августа 1919 года Сати сообщила Валентину Гюго: «Я подхожу к концу своего Третьего ноктюрна. Я посвящаю его тебе. Все трое совсем не плохи. Первый служит прелюдией , второй короче. и очень нежный, очень ночной; третий, твой, ноктюрн более быстрый и драматичный, немного более продолжительный, чем первый. Между ними тремя они образуют единое целое, которое мне очень нравится. доволен, хотя первое наименее хорошо». [ 8 ] Эта оценка была преждевременной; Сати не был удовлетворен «Ноктюрном № 2» до следующего месяца, и он продолжал возиться с № 3 до октября, к этому времени он уже разрабатывал идеи для дополнительных пьес в серии. №№ 4 и 5 датированы октябрем и ноябрем 1919 г. соответственно.
Публикация и исполнение
[ редактировать ]Тираж « Ноктюрнов» был разделен между двумя постоянными издателями Сати; Rouart, Lerolle & Cie. выпустили №№ 1–3 в конце 1919 года, а Э. Демец опубликовал № 4 и 5 в 1920 году. Демец также рекламировал Ноктюрн № 6 без цены, [ 9 ] что указывает на то, что работа находится в стадии разработки, но произведение не появится при жизни композитора.
Каждую из пяти завершенных Сати посвятил покровителю или стороннику своей музыки:
- Мягкий и спокойный , Марсель Мейер
- Просто , Андре Саломону [ г ]
- Немного беспокойно , Валентину Гюго
- = 92 , графине Этьен де Бомон [ ч ]
- . = 60 , мадам Жорж Кокто [ я ]
Премьера «Ноктюрна № 1» состоялась Джейн Мортье в зале «Плейель» в Париже 18 марта 1920 года; Ноктюрн № 4 был исполнен Рикардо Виньесом во время концерта Сати в Зале Эрар 7 июня 1920 года. Ноктюрн № 4 не был слышен до 4 января 1923 года, когда его сыграл Жан Винер в Театре Полей. Елисейские острова . Ноктюрн № 5 был исполнен где-то в 1921 году Марселем Мейер. [ 6 ] : 306–307
Прием
[ редактировать ]« Ноктюрны » не вызвали немедленного ажиотажа, хотя на выступлении в Винье Жан Кокто и участники Les Six Дариус Мийо и Луи Дюрей выразили свой энтузиазм. [ 1 ] : 356 Учитывая репутацию Сати как музыкального юмориста, публика, возможно, не была уверена, что ей потянули за ногу. [ Дж ] Но они уже давно ценятся поклонниками Сати. Джон Кейдж защищал их в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, и они вдохновили хореографа Мерса Каннингема на создание балета «Ноктюрны» (1956), в котором танцы были созданы с использованием случайных процедур. [ 12 ] биограф Сати Ролло Хью Майерс, первый англоязычный (1948), причислил «Ноктюрны» к нескольким композициям Сати, которые «выдающиеся и не могут быть проигнорированы ни одним изучающим современную музыку». Он продолжал: « Ноктюрны в каком-то смысле являются естественным следствием Сократа , который предшествовал им на год, и задуманы в том же серьезном и строгом настроении. Стиль строгий, упрощенный, бескомпромиссный в своем отказе от любого чувственного призыва, но музыка удивительно впечатляет своей мрачностью и почти нечеловеческой отстраненностью». [ 2 ] : 92 «Ноктюрны » никогда не пользовались такой популярностью, как «Гимнопедии» или другие фортепианные произведения Сати; хотя они были записаны такими артистами, как Альдо Чикколини , Паскаль Роже и Жан-Ив Тибоде , они остаются — согласно обзору AllMusic Джона Кейлора — «среди неоткрытых шедевров двадцатого века». [ 13 ]
Посмертные ноктюрны
[ редактировать ]Незадолго до своей смерти в 1925 году Сати сообщил Роберту Кэби , что рукопись его «Ноктюрна № 6» практически завершена и может быть когда-нибудь опубликована. [ 6 ] : 306 Шесть десятилетий спустя музыковед Роберт Орледж изучил записные книжки Сати того периода и обнаружил единственный полный набросок фортепианной пьесы, в которой не хватало только двух тактов партии левой руки. [ к ] Орледж завершил исполнительскую версию, и она была опубликована как «Ноктюрн № 6» Сати в 1994 году. Спекулятивные версии « Ноктюрна № 7» , основанные на 12-тактовом эскизе в записных книжках Сати, [ л ] были созданы Орледжем и другими.
Записи
[ редактировать ]Художник | Ноктюрн(ы) | Альбом | Этикетка | Год |
---|---|---|---|---|
Альдо Чикколини | Нас. 1–3 | Фортепианная музыка Эрика Сати, Vol. 1 | Ангельские отчеты | 1968 |
Нас. 4, 5 | Фортепианная музыка Эрика Сати, Vol. 5 | Ангельские отчеты | 1971 | |
Нас. 1–5 | Фортепианная работа | хмв | 1971 | |
Фрэнк Глейзер | Нас. 1–5 | Фортепианная музыка | Вокс | 1968 |
Жан-Жоэль Барбье | Нас. 1–5 | Сочинения для фортепиано | Соглашение | 1971 |
Юдзи Такахаши | Нас. 1–5 | Фортепианная работа | каждый | 1976 |
Даниэль Варсано | № 1 | Сочинения для фортепиано | Колумбия | 1979 |
Франция Климат | Нас. 1–3 | Эрик Сати | Форлейн | 1980 |
Нас. 1–5 | Фортепианная работа | Форлейн | 1982 | |
Клара Кёрменди | Нас. 1–5 | Фортепианные произведения Том. 1 | Наксос | 1993 |
Боян Горишек | Нас. 1–5 | Полное собрание сочинений для фортепиано, том 7 | Аудиофильская классика | 1995 |
Паскаль Роже | № 4 | 3 гимнопедии и другие фортепианные произведения | Декка | 1984 |
Нас. 1–3, 5 | Фортепианные произведения | Декка | 1989 | |
Нас. 1–5 | После дождя... | Декка | 1995 | |
Олоф Хойер | Нас. 1–5 | Олоф Хёйер играет Эрика Сати | Мальмё Аудио Продакшн | 1986 |
Нас. 1–6 | Полное собрание фортепианной музыки Vol. 6 | Шведское общество Discofil | 1999 | |
Жан-Ив Тибоде | Нас. 1–6 | Полное собрание соло фортепианной музыки | Декка | 2003 |
Кристина Арианьо | Нас. 1–6 | Фортепианные произведения (полное) | блестящая классика | 2006 |
Сацуки Сибано | № 4 | Эрик Сати | Звуковой процесс | 1984 |
Нас. 1, 4 | Сацуки играет Сати II | Жар-птица | 1987 | |
Нас. 1–6 | Красота ночи | Диски Чайнон | 2012 |
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сати планировала написать как минимум семь ноктюрнов (№ 4 будет служить «интерлюдией» между двумя наборами из трёх) на основе материала из записных книжек композитора в Национальной библиотеке Франции в Париже . [ 1 ] : 194–195, 318
- ^ " Парад отделил меня от очень многих друзей. Эта работа - причина многих несчастий. Против меня есть тысяча неприятных людей, которые в той или иной степени оскорбляли и плохо обращались со мной. Очень жаль!" Сати в письме Анри Пруньеру от 14 сентября 1917 года. [ 4 ] : 149
- ↑ Письмо от 23 августа 1918 г. [ 5 ] [ нужна страница ]
- ↑ Письмо от 22 ноября 1919 года, примерно в то время, когда Сати закончила «Ноктюрн № 5» . [ 1 ] : 356
- ↑ Сати очень восхищался Шопеном, называя его «поэтом» и «потрясающим творцом» в своих журналистских произведениях (например, в его в журнале Vanity Fair статье о Стравинском в феврале 1923 года под названием «Игорь Стравинский »). Майерс, например, нашел в Ноктюрне № 4 «шопинские» качества . [ 2 ] : 92 Сати также знала Ноктюрны Дебюсси , еще одного поклонника Шопена.
- ↑ Из его рукописи, BNF 9609 (2), стр. 2–6, Национальная библиотека Франции. [ нужна проверка ] [ 6 ] : 306
- ↑ Саломон был французско - еврейским пианистом и учителем, связанным с музыкой Сати эпохи Первой мировой войны , включая исполнения musique d'ameublement («мебельная музыка»). Он погиб в нацистском лагере смерти Освенцим во время Второй мировой войны . [ 10 ]
- ^ Эдит де Бомон (1877–1952), жена графа Этьена де Бомона , оба из которых были среди главных благотворителей Сати после Первой мировой войны.
- ^ Эжени Кокто, урожденная Леконт (1855–1943), Жана Кокто . мать
- ↑ На этом же концерте состоялась премьера «Сократа» в версии для камерного оркестра и второе публичное исполнение в целом. Он затмил «Ноктюрны» , хотя и по причинам, которые композитор счел нежелательными. Сати раздражали критики, которые, отказываясь воспринимать его всерьез, воображали, что Сократ был самой сухой музыкальной «шуткой», которую он когда-либо совершал. [ 11 ] : 557–559
- ↑ Из его рукописи, BNF 9609 (2), стр. 15–18, Национальная библиотека Франции. [ нужна проверка ] [ 6 ] : 306
- ↑ Из его рукописи, BNF 9609 (4), стр. 6–8, Национальная библиотека Франции. [ нужна проверка ] [ 6 ] : 306
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Орледж, Роберт (1990). Сати Композитор . Издательство Кембриджского университета .
- ^ Jump up to: а б с Майерс, Ролло Хью (1968) [Первоначально опубликовано в 1948 году (первое издание) издательством Dennis Dobson Ltd., Лондон]. Эрик Сати (2-е (иллюстрированное и переизданное) изд.). Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-21903-5 .
- ^ Гауэрс, Патрик ; Уилкинс, Найджел Э. (1986) [Перепечатано из « Словаря музыки и музыкантов New Grove », 1980 (первое) издание]. «ГЛАВА ВТОРАЯ: Работает». Нью-Гроув Французские мастера двадцатого века (Эрик Сати) . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-02284-1 .
- ^ Вольта, Орнелла (1989). Сати сквозь его письма . Перевод Буллока, Майкла Хейла (переизданное издание). Лондон; Нью-Йорк: Marion Boyars Publishers Ltd. ISBN 978-0-7145-2811-3 .
- ^ Вольта, Орнелла (2003). Эрик Сати: Почти полная переписка (на французском языке). Париж: Файард . ISBN 978-2-213-60674-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Орледж, Роберт (2013). «Приложение: Хронологический каталог сочинений Сати и путеводитель по рукописям». В Поттере, Кэролайн (ред.). Эрик Сати: Музыка, искусство и литература (1-е изд.). Рутледж . ISBN 978-1-4094-3421-4 .
- ↑ Цитируется в примечаниях Улофа Хёйера к «Эрику Сати: Полная фортепианная музыка, том 6», Шведское общество Discofil, 1996. [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Най, Джеймс; Орледж, Роберт (18 апреля 2010 г.). «Эрик Сати: Autour des Nocturnes» . Лягушачья паутина . Эрик Сати – Шесть Ноктюрнов – и трио Семерок . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ «Файл: SIBLEY1802.20119.78d4-39087012833523score.pdf — IMSLP: Бесплатная загрузка нот в формате PDF» (PDF) . imslp.org . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Андре Саломон (1881–1944)» . data.bnf.fr. Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Уайтинг, Стивен Мур (1999). Богемная Сати: от кабаре до концертного зала . Издательство Оксфордского университета .
- ^ «Дом — Мерс Каннингем Траст» . www.mercecunningham.org . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ «Ноктюрны (5) для фортепиано | Подробности» . Вся музыка . Проверено 13 мая 2023 г.