Jump to content

Неприятные инсайты

Эрик Сати

Aperçus désagréables («Неприятные взгляды») — сюита для фортепиано в четыре руки, написанная в период с 1908 по 1912 год Эриком Сати . Это показывает раннее развитие его зрелого стиля, ставшего результатом его учебы в Schola Cantorum de Paris . В исполнении оно длится около 5 минут.

В своей публикации в 1913 году Сати написала: «Прекрасные и ясные Aperçus désagréables ... написаны в самом превосходном стиле и позволяют нам понять, почему тонкий композитор имеет право заявлять: «Прежде чем написать произведение, я обхожу его несколько раз». в сопровождении меня». [ 1 ]

Описание

[ редактировать ]
Школа певцов Парижа

В течение десятилетия после окончания периода Розы + Креста (1895) Сати изо всех сил пытался разработать новый жизнеспособный композиторский стиль - цель, к достижению которой его бессистемное обучение в Парижской консерватории оставило его плохо подготовленным. [ 2 ] В 1905 году, в 39 лет, он поступил студентом в Schola Cantorum, где в течение следующих семи лет изучал контрапункт у Альберта Русселя (1905–1908) и оркестровку у Винсента д'Инди (1909–1912). Его друг Клод Дебюсси и профессор Руссель поначалу пытались отговорить его от этого, опасаясь, что в его возрасте такая академическая подготовка испортит его оригинальность. На что он ответил: «В худшем случае я потерплю неудачу, а это будет означать, что во мне ничего не было». [ 3 ] В Схоле Сати приобрела контрапунктические навыки и теоретические знания, чтобы двигаться вперед с новой творческой эстетикой, отмеченной экономией, строгостью, иронией и остроумием. Это будут отличительные черты его более поздней музыки.

В июне 1908 года Сати получил диплом Схолы по контрапункту с отличием «Très Bien» и, чтобы проверить свои новые способности в линейном письме, начал работу над тем, что стало Aperçus désagréables . Сюита состоит из трех фортепианных дуэтов с чисто техническими названиями, написанных с интервалом в четыре года и в порядке, обратном их исполнению.

1. Пастораль Довольно медленно

2. Хорал – Широкий обзор

3. Фуга - Не быстро

Фуга . была первой из аперсов , завершенной в августе 1908 года. Она была написана с расчетом на Дебюсси как второго пианиста, и в следующем месяце он и Сати сыграли эту пьесу вместе 5 сентября Дебюсси сообщил португальскому композитору Франсиско де Ласерде, что «ваш друг Э. Сати только что закончил фугу, в которой скука маскируется за злыми гармониями и в которой вы узнаете влияние [Схолы]». [ 4 ] Это суровый, а иногда и спорный тет-а-тет между двумя пианистами, с забавными указаниями игры, призванными доказать, что позднее формальное обучение не ослабило чувство юмора Сати. В какой-то момент, когда правые руки игроков сближаются, на партитуре написано: «Без шаловливости». Дебюсси, должно быть, был удивлен.

В «Хореле» , законченном в сентябре 1908 года, Сати придумал формулу одной из своих любимых музыкальных шуток. С этого момента он будет использовать хоралы, чтобы высмеивать глупцов (а именно своих критиков) и конформистов, сочиняя пьесы, которые сводят на нет основную функцию формы, будучи диссонирующими , немелодичными и, с практической точки зрения, непетельными. Подобные примеры можно найти в его «En привычке де шеваля» для оркестра (1912), скрипично-фортепианной сюите « Выборы à droite et à gauche (без люнетов)» (1914), «Спорт и дивертисменты» для фортепиано соло (1914), балете « Парад ». (в переработанной версии 1919 года), а также в смягченном виде вступление к песне «Сплин» из его цикла «Лудионы». (1923). Он шутливо хвастался: «Мои хоралы равны хоралам Баха с той разницей, что их не так много, и они менее претенциозны». [ 5 ]

« Пастораль» была написана только в октябре 1912 года. Отмеченная в партитуре « Очень близко и меланхолично» , это может быть «неприятным проблеском» того, как критики реагировали на его последнюю музыку. Первоначально Сати считался недисциплинированным любителем, но теперь его новый ученый стиль был отвергнут как академический и скучный. Похожий холод встретил его второй сборник фуг и хоралов, En Habit de cheval . [ 6 ] Но в сентябре 1912 года, когда Э. Демец опубликовал свою первую юмористическую фортепианную сюиту « Veritables Preludes flasques» (pour un chien) и попросил продолжения, Сати почувствовал, что наконец-то на правильном творческом пути. « Пастораль» была написана для завершения сюиты в предпочитаемой им тройной форме и была быстро продана. 23 ноября Сати официально завершил обучение в Схоле. [ 7 ]

Первое публичное исполнение Aperçus состоялось в Париже 19 января 1914 года. Четырнадцатилетний музыкальный вундеркинд Жорж Орик в сопровождении Жана Муленка исполнил его в рамках программы Сати. [ 8 ] Аурик стал одним из наиболее известных протеже Сати, прежде чем их отношения закончились враждой в 1924 году. [ 9 ]

За исключением произведений для фортепиано в четыре руки, инструментальная камерная музыка Сати скудна (в основном два дуэта на трубе и композиции Choses для скрипки и фортепиано). Поэтому интересно узнать, что в августе 1912 года он намеревался аранжировать два оригинальных Aperçus для струнного квартета . [ 10 ] Он с трудом набросал «неуклюжий и сильно исправленный» набросок хорала, прежде чем отказался от этой идеи; за форму он больше не взялся, и это творческое поражение, видимо, осталось с ним. На смертном одре в 1925 году Сати выразил сожаление, что так и не написал струнный квартет. [ 11 ]

Франсис Пуленк и Жак Феврие (Musidisc, 1950), Фрэнк Глейзер и Ричард Дис (Кандид, 1970), Жан Винер и Жан-Жоэль Барбье (Universal Classics France, 1971, переиздание в 2002 году), Альдо Чикколини (дважды для EMI, наложение второго сам фортепианную партию в 1971 году и в паре с Габриэлем Таккино в 1988 году), Юдзи Такахаси и Ален Планес (Денон, 1980), Винеке Джорданс и Лео ван Дуселаар (Etcetera, 1983), Жан-Пьер Арменго и Доминик Мерле (Мандала, 1990), Кристиан Ивальди и Ноэль Ли (Арион, 1991), Анн Кеффелек и Кэтрин Коллар (Virgin Classics, 1993), Филипп Корр и Эдудард Эксержан (Disques Pierre Verany , 1993), Клара Кёрменди и Габор Экхардт (Наксос, 1994), Дуэт Кампион-Вачон (Fleurs de Lys, 1995), Улоф Хойер и Макс Лорстад (Шведское общество, 1996), Боян Горисек и Татьяна Огнянович (аудиофил Классика, 1999), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Декка, 2000), Катя и Мариэль Лабек (KML, 2009), Сандра и Йерун ван Вин («Блестящая классика», 2013).

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ AL (средние инициалы Сати), Каталог Agence E. Demets, декабрь 1913. Орнелла Вольта (редактор), Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати , Atlas Press, Лондон, 1996, стр. 207-208.
  2. ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», Новая роща: французские мастера двадцатого века, Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 138-140. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов New Grove», издание 1980 года.
  3. ^ Пьер-Даниэль Темплие, Эрик Сати , MIT Press, 1969, стр. 80-81. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
  4. ^ Роберт Орледж, Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 57-59.
  5. ^ Ролло Х. Майерс, Эрик Сати , Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 93. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
  6. ^ Персонал Rovi, обзор Allmusic на https://www.allmusic.com/composition/aper%C3%A7us-d%C3%A9sagr%C3%A9ables-unpleasant-glimpses-pieces-3-for-piano-4-hands -mc0002355502
  7. ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Clarendon Press, 18 февраля 1999 г., стр. 359. См. также сноску 33 на той же странице.
  8. ^ Энн-Мари Хэнлон, «Сати и французский музыкальный канон: исследование приема», Университет Ньюкасл-апон-Тайн, 2013. Приложение 2: Концертные программы 1911–1925 годов, стр. 315–316. По адресу https://theses.ncl.ac.uk/dspace/bitstream/10443/2124/1/Hanlon,%20A.M.%2013.pdf.
  9. ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 520.
  10. Это было сделано по совету Робера Монфора (умер в 1941 г.), малоизвестного парижского композитора, интересовавшегося средневековьем и мистикой. Сати знала его еще во времена учебы в Шоле.
  11. ^ Роберт Орледж, Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 292, с. 348, примечание 20.
[ редактировать ]

Бесплатная общедоступная оценка доступна на IMSLP — https://imslp.org/wiki/Aper%C3%A7us_d%C3%A9sagr%C3%A9ables_(Satie%2C_Erik).

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc0222866b026f447c85bc8d6fa93aa1__1683679140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/a1/fc0222866b026f447c85bc8d6fa93aa1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aperçus désagréables - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)