Неприятные инсайты
Aperçus désagréables («Неприятные взгляды») — сюита для фортепиано в четыре руки, написанная в период с 1908 по 1912 год Эриком Сати . Это показывает раннее развитие его зрелого стиля, ставшего результатом его учебы в Schola Cantorum de Paris . В исполнении оно длится около 5 минут.
В своей публикации в 1913 году Сати написала: «Прекрасные и ясные Aperçus désagréables ... написаны в самом превосходном стиле и позволяют нам понять, почему тонкий композитор имеет право заявлять: «Прежде чем написать произведение, я обхожу его несколько раз». в сопровождении меня». [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]
В течение десятилетия после окончания периода Розы + Креста (1895) Сати изо всех сил пытался разработать новый жизнеспособный композиторский стиль - цель, к достижению которой его бессистемное обучение в Парижской консерватории оставило его плохо подготовленным. [ 2 ] В 1905 году, в 39 лет, он поступил студентом в Schola Cantorum, где в течение следующих семи лет изучал контрапункт у Альберта Русселя (1905–1908) и оркестровку у Винсента д'Инди (1909–1912). Его друг Клод Дебюсси и профессор Руссель поначалу пытались отговорить его от этого, опасаясь, что в его возрасте такая академическая подготовка испортит его оригинальность. На что он ответил: «В худшем случае я потерплю неудачу, а это будет означать, что во мне ничего не было». [ 3 ] В Схоле Сати приобрела контрапунктические навыки и теоретические знания, чтобы двигаться вперед с новой творческой эстетикой, отмеченной экономией, строгостью, иронией и остроумием. Это будут отличительные черты его более поздней музыки.
В июне 1908 года Сати получил диплом Схолы по контрапункту с отличием «Très Bien» и, чтобы проверить свои новые способности в линейном письме, начал работу над тем, что стало Aperçus désagréables . Сюита состоит из трех фортепианных дуэтов с чисто техническими названиями, написанных с интервалом в четыре года и в порядке, обратном их исполнению.
1. Пастораль – Довольно медленно
2. Хорал – Широкий обзор
3. Фуга - Не быстро
Фуга . была первой из аперсов , завершенной в августе 1908 года. Она была написана с расчетом на Дебюсси как второго пианиста, и в следующем месяце он и Сати сыграли эту пьесу вместе 5 сентября Дебюсси сообщил португальскому композитору Франсиско де Ласерде, что «ваш друг Э. Сати только что закончил фугу, в которой скука маскируется за злыми гармониями и в которой вы узнаете влияние [Схолы]». [ 4 ] Это суровый, а иногда и спорный тет-а-тет между двумя пианистами, с забавными указаниями игры, призванными доказать, что позднее формальное обучение не ослабило чувство юмора Сати. В какой-то момент, когда правые руки игроков сближаются, на партитуре написано: «Без шаловливости». Дебюсси, должно быть, был удивлен.
В «Хореле» , законченном в сентябре 1908 года, Сати придумал формулу одной из своих любимых музыкальных шуток. С этого момента он будет использовать хоралы, чтобы высмеивать глупцов (а именно своих критиков) и конформистов, сочиняя пьесы, которые сводят на нет основную функцию формы, будучи диссонирующими , немелодичными и, с практической точки зрения, непетельными. Подобные примеры можно найти в его «En привычке де шеваля» для оркестра (1912), скрипично-фортепианной сюите « Выборы à droite et à gauche (без люнетов)» (1914), «Спорт и дивертисменты» для фортепиано соло (1914), балете « Парад ». (в переработанной версии 1919 года), а также в смягченном виде вступление к песне «Сплин» из его цикла «Лудионы». (1923). Он шутливо хвастался: «Мои хоралы равны хоралам Баха с той разницей, что их не так много, и они менее претенциозны». [ 5 ]
« Пастораль» была написана только в октябре 1912 года. Отмеченная в партитуре « Очень близко и меланхолично» , это может быть «неприятным проблеском» того, как критики реагировали на его последнюю музыку. Первоначально Сати считался недисциплинированным любителем, но теперь его новый ученый стиль был отвергнут как академический и скучный. Похожий холод встретил его второй сборник фуг и хоралов, En Habit de cheval . [ 6 ] Но в сентябре 1912 года, когда Э. Демец опубликовал свою первую юмористическую фортепианную сюиту « Veritables Preludes flasques» (pour un chien) и попросил продолжения, Сати почувствовал, что наконец-то на правильном творческом пути. « Пастораль» была написана для завершения сюиты в предпочитаемой им тройной форме и была быстро продана. 23 ноября Сати официально завершил обучение в Схоле. [ 7 ]
Первое публичное исполнение Aperçus состоялось в Париже 19 января 1914 года. Четырнадцатилетний музыкальный вундеркинд Жорж Орик в сопровождении Жана Муленка исполнил его в рамках программы Сати. [ 8 ] Аурик стал одним из наиболее известных протеже Сати, прежде чем их отношения закончились враждой в 1924 году. [ 9 ]
За исключением произведений для фортепиано в четыре руки, инструментальная камерная музыка Сати скудна (в основном два дуэта на трубе и композиции Choses для скрипки и фортепиано). Поэтому интересно узнать, что в августе 1912 года он намеревался аранжировать два оригинальных Aperçus для струнного квартета . [ 10 ] Он с трудом набросал «неуклюжий и сильно исправленный» набросок хорала, прежде чем отказался от этой идеи; за форму он больше не взялся, и это творческое поражение, видимо, осталось с ним. На смертном одре в 1925 году Сати выразил сожаление, что так и не написал струнный квартет. [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]Франсис Пуленк и Жак Феврие (Musidisc, 1950), Фрэнк Глейзер и Ричард Дис (Кандид, 1970), Жан Винер и Жан-Жоэль Барбье (Universal Classics France, 1971, переиздание в 2002 году), Альдо Чикколини (дважды для EMI, наложение второго сам фортепианную партию в 1971 году и в паре с Габриэлем Таккино в 1988 году), Юдзи Такахаси и Ален Планес (Денон, 1980), Винеке Джорданс и Лео ван Дуселаар (Etcetera, 1983), Жан-Пьер Арменго и Доминик Мерле (Мандала, 1990), Кристиан Ивальди и Ноэль Ли (Арион, 1991), Анн Кеффелек и Кэтрин Коллар (Virgin Classics, 1993), Филипп Корр и Эдудард Эксержан (Disques Pierre Verany , 1993), Клара Кёрменди и Габор Экхардт (Наксос, 1994), Дуэт Кампион-Вачон (Fleurs de Lys, 1995), Улоф Хойер и Макс Лорстад (Шведское общество, 1996), Боян Горисек и Татьяна Огнянович (аудиофил Классика, 1999), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Декка, 2000), Катя и Мариэль Лабек (KML, 2009), Сандра и Йерун ван Вин («Блестящая классика», 2013).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ AL (средние инициалы Сати), Каталог Agence E. Demets, декабрь 1913. Орнелла Вольта (редактор), Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати , Atlas Press, Лондон, 1996, стр. 207-208.
- ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», Новая роща: французские мастера двадцатого века, Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 138-140. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов New Grove», издание 1980 года.
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, Эрик Сати , MIT Press, 1969, стр. 80-81. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ Роберт Орледж, Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 57-59.
- ^ Ролло Х. Майерс, Эрик Сати , Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 93. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Персонал Rovi, обзор Allmusic на https://www.allmusic.com/composition/aper%C3%A7us-d%C3%A9sagr%C3%A9ables-unpleasant-glimpses-pieces-3-for-piano-4-hands -mc0002355502
- ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Clarendon Press, 18 февраля 1999 г., стр. 359. См. также сноску 33 на той же странице.
- ^ Энн-Мари Хэнлон, «Сати и французский музыкальный канон: исследование приема», Университет Ньюкасл-апон-Тайн, 2013. Приложение 2: Концертные программы 1911–1925 годов, стр. 315–316. По адресу https://theses.ncl.ac.uk/dspace/bitstream/10443/2124/1/Hanlon,%20A.M.%2013.pdf.
- ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 520.
- ↑ Это было сделано по совету Робера Монфора (умер в 1941 г.), малоизвестного парижского композитора, интересовавшегося средневековьем и мистикой. Сати знала его еще во времена учебы в Шоле.
- ^ Роберт Орледж, Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 292, с. 348, примечание 20.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Бесплатная общедоступная оценка доступна на IMSLP — https://imslp.org/wiki/Aper%C3%A7us_d%C3%A9sagr%C3%A9ables_(Satie%2C_Erik).