Золотой порошок

Poudre d'or (Золотая пыль) — вальс для фортепиано соло, написанный в 1901 году Эриком Сати . Это первый заметный пример его легкой идиомы «концерт в кафе» , и он популярен до сих пор. В исполнении оно длится около 5 минут. Сати также создал версию для небольшого оркестра, но она сохранилась лишь во фрагментарном виде.
Фон
[ редактировать ]
В письме своему брату Конраду в марте 1899 года Сати писал: «В результате того, что мне предложили крайне скромную работу (аккомпанемент), я потратил драгоценное время, но заработал немного денег на этом ремесле». [ 1 ] Он описывал свои первые набеги в сферу популярной музыки в качестве пианиста и аранжировщика артиста Винсента Хиспа (1865–1938). Бедность вынудила его заниматься халтурной работой, и он не справлялся с этой работой добросовестно. По вечерам друзьям приходилось запирать Сати в комнате, чтобы он оставался трезвым и мог выступать. [ 2 ] Тем не менее, он погрузился в повседневный мир кафе-концертов и нашел более приятный вариант, написав вальсы и вальсы (вальсовые песни), которые в то время были основными бальными произведениями. В его записных книжках записаны десятки мелодий вальса, из которых очень немногие были опубликованы; в число последних вошли Je te veux (1902) и Tendrement (1903), классические образцы вальс-ханте Belle Époque .
Poudre d'or была написана для знаменитого Бала Булье в Латинском квартале Парижа , на протяжении почти столетия являвшегося одним из самых популярных танцевальных залов города. [ 3 ] [ 4 ] Это показывает, как Сати отправляется за пределы своего старого места Монмартра на левый берег , на Монпарнас , который в конечном итоге стал новым передовым художественным центром Парижа. Сати внес свой вклад в это развитие, основав свою будущую деятельность в этой области, включая свое современное образование в Schola Cantorum .
Фортепианная версия
[ редактировать ]
Сати посвятил Poudre d'Or своей подруге Стефани Нантас (ум. 1913), модели с Монмартра, с которой он позировал на Сантьяго Русиньоля картине «Романс» (1894). Это был один из двух случаев между 1894 и 1911 годами – дикими годами «серьезной» музыкальной карьеры Сати – когда он чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы посвятить кому-то свое произведение. [ 6 ] Сати и Нантас знали друг друга, по крайней мере, до 1908 года, но мы знаем слишком мало об их отношениях, чтобы установить личное значение его (тогда) весьма необычного жеста.
Первоначально Poudre d'or назывался Pluie d'or (Золотой дождь) в честь вальса Эмиля Вальдтейфеля, которого Сати, вероятно, использовала в качестве модели. Его структура довольно проста – вальс и трио со вступлением и кодой – все построено из четырех мелодических линий. Первые две линии ( ре мажор и соль мажор ) составляют вальс, а последние две (ля мажор и ми ми мажор ) составляют трио; вальс возвращается с завершением трио. Простые кантабильные мелодии в верхнем голосе плавают над формульным аккомпанементом «ум-тьфу-тьфу» , по большей части явно гармонизированным. Музыка теплая и лиричная, но в исполнении Сати довольно традиционная. Возможно, слишком традиционно для вкуса композитора, поскольку на этапе корректуры публикации он внес в гармонию несколько хроматических причуд, чтобы закрепить произведение как свое. Конечно, наиболее характерной является ироничная кодировка, сообщающая танцорам, что пора вставать с танцпола. Ритм вальса прерывается серией повторяющихся каденциальных рисунков, которые звучат как пародия на помпезные финалы некоторых классических произведений. Сати часто использовала эту шутку о «бесконечной коде» как шутку. Бетовская пародия в его юмористической фортепианной сюите «Высушенные эмбрионы» (1913). [ 7 ]
Сати зарегистрировала партитуру для фортепиано в SACEM 11 марта 1902 года. В том же году она была опубликована фирмой Боду. [ 8 ]
Оркестровая версия
[ редактировать ]
Согласно рукописям, Сати сначала написала небольшую оркестровую версию Poudre d'Or , но это было отдельное произведение под тем же названием. Версия 1 представляет собой сюиту, состоящую из шести мелодических мелодий, разделяющую только основную тему вальса с фортепианной версией с четырьмя мелодиями. Эскизы ; оркестровой сюиты очень скудны и не передают законченного произведения были обнаружены некоторые части отдельных инструментов, но их недостаточно, чтобы реконструировать исполнительскую версию всего произведения. [ 9 ] Наброски Сати включают страницу с пометкой «Бульер» со списком инструментальных сил, доступных в этом месте. Он получил Poudre d'Or для пикколо , флейты , гобоя , 2 кларнетов ля ля, фагота или тубы , 2 валторн , 2 корнетов ля ля, 3 тромбонов , ударных инструментов ( бубен , тарелки , большой барабан ) и струнных . [ 7 ]
Проблемы оркестровки очень волновали Сати, когда он писал Poudre d'or , поскольку примерно в это же время он отказался от своей экспериментальной тональной поэмы для большого оркестра Le Bœuf Angora («Ангорский бык», около 1901 г.) как неудачной. . Написание и аранжировка танцевальной музыки дали Сати возможность отточить свою технику с помощью инструментальных групп, с которыми он был знаком, а некоторые его «пивные» озвучки (например, для La Diva de l'Empire ) демонстрируют уверенность и воображение. Кафе-концерт и танцевальный зал оказали влияние на зрелый оркестровый стиль Сати еще долгое время после того, как он обучался искусству у Винсента д'Инди в Схоле. Начиная с «Сократа» (1919), Сати писал все свои крупные произведения для камерных ансамблей из 25–30 исполнителей, потому что предпочитал четкий, ясный звук, который соответствовал его урезанной творческой эстетике.
Записи
[ редактировать ]Жан-Жоэль Барбье (BAM, 1967), Альдо Чикколини (дважды, для Angel в 1968 году и EMI в 1987 году), Фрэнк Глейзер (Vox, 1968, переиздание в 1990 году), Даниэль Варсано (CBS, 1979), Франс Клида ( Форлейн, 1980), Анджела Браунридж (Warner Classics, 1985), Жан-Пьер Арменго (Le Chant du Monde, 1986), Анн Кеффелек (Virgin Classics, 1988), Паскаль Роже (Decca, 1989), Клара Корменди ( Naxos Records , 1994), Боян Горишек (Классика аудиофилов, 1994) , Грант Йоханнесен (Vox, 1994), Олоф Хойер (Swedish Society Discofil, 1996), Мари Цуда (JVC, 1997), Питер Дикинсон (Олимпия, 2001), Жан-Ив Тибоде (Decca, 2003), Хокон Аустбё (Brilliant Classics, 2006), Кристина Арианьо (Блестящая классика, 2007), Александр Таро (Harmonia Mundi, 2009), Штеффен Шлейермахер (MDG, 2011), Йерун ван Вин (Brilliant Classics, 2016), Стефани МакКаллум (ABC, 2016), Норико Огава (BIS, 2016), Дуандуан Хао (Наксос, 2018), Джакомо Сцинардо («Динамический», 2018), Николя Хорват (Рояль, 2019), Марсель Вормс (Зефир, 2021).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цитируется в Орнелле Вольта (редактор), «Сати, видимая в его письмах» , издательство Marion Boyars, Лондон, 1989, стр. 77–78.
- ^ Орледж, Роберт , Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 9.
- ^ Билли Клювер и Джули Мартин, Париж КиКи: Художник и любовники 1900–1930 , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1989, стр. 14–15.
- ^ Николас Хорват , примечания к Эрику Сати: Полное собрание сочинений для фортепиано, Том. 4 (Новое издание Салаберта) , Рояль, 2019.
- ^ Деталь женской фигуры (1894), взгляд Русиньола на мать Уистлера
- ^ Вторым был La Diva de l'Empire (1904), посвященный певице Полетт Дарти , которая дебютировала с песней и много сделала для продвижения популярной музыки Сати. Они стали друзьями на всю жизнь.
- ^ Jump up to: а б Стивен Мур Уайтинг, Богемная Сати: от кабаре до концертного зала , Oxford University Press, 1999, стр. 271–277.
- ^ Орледж, Роберт , Композитор Сати , стр. 110–111, с. 286.
- ^ Крис Бойс. Poudre d'Or на AllMusic
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Poudre d'or : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур