Jump to content

Масса бедняков

Эрик Сати , ок. 1895 г.

Messe des pauvres ( Месса для бедных ) — это частичная музыкальная постановка мессы для смешанного хора и органа Эрика Сати . Написанное между 1893 и 1895 годами, это единственное литургическое произведение Сати и кульминация его « розенкрейцерского » или «мистического» периода. Он был опубликован посмертно в 1929 году. [ Примечание 1 ] [ Примечание 2 ] Спектакль длится около 18 минут.

В начале 1890-х годов увлечение Сати средневековым католицизмом , готическим искусством и григорианским песнопением побудило его исследовать религиозные влияния в его жизни и музыке. Сначала его привлекло движение Жозефина Пеладана «Роза + Крест», официальным композитором которого он выступал с 1891 по 1892 год, а после разрыва с Пеладаном он связался с писателем-оккультистом Жюлем Буа , издателем религиозного эзотерического журнала Le coeur . В то же время он погрузился в богемный образ жизни в качестве пианиста в кабаре Монмартра , где его и без того эксцентричное поведение приобрело растущую склонность к шутовству и эксгибиционизму. [ 2 ]

Этот парадокс достиг апогея в октябре 1893 года, когда Сати основал свою собственную ложную религиозную секту, Église Métropolitaine de l'Art de Jésus Conducteur ( Метрополитенская церковь искусств Иисуса Дирижера ), назначив себя первосвященником , хормейстером и единственным членом. . Это была пародия на яркого Пеладана, чье кредо Rose + Croix («преобразование общества посредством искусства») и привычку «отлучать» своих критиков от церкви в напыщенных письмах в газеты Сати с радостью переняла. [ 3 ] Он внес этот фарс в свою повседневную жизнь, облачившись в монашеские одежды и назвав свою крошечную комнату на улице Корто, 6 своим abbatiale ( аббатством ). «[Сати] нравилось изображать елейные манеры священника», - его друг Фрэнсис Журден вспоминал . «Они так ему подходили, он так точно играл свою роль — стараясь не переусердствовать, — что возник вопрос, не присущ ли ему немного фальшивый вид». [ 4 ]

На этом фоне неясны мотивы, побудившие Сати написать « Messe des pauvres» — единственное произведение, связанное с его церковью. Первоначально назывался Grande Messe de l'Eglise Métropolitaine d'Art . [ 5 ] на сегодняшний день это была его самая амбициозная работа, хотя очевидной перспективы ее исполнения не было. [ 6 ] Авторы Сати Орнелла Вольта и Роберт Орледж полагают, что он задумал мессу занять свои мысли после недавнего разрыва с художницей Сюзанной Валадон , который оставил его эмоционально опустошенным. [ 7 ] [ 8 ] В середине их бурного шестимесячного романа в марте 1893 года Сати сочинил свои « Готические танцы» как « Новену для великого спокойствия и глубокого спокойствия моей души»; [ 9 ] Точно так же первым массовым движением, которое он завершил (в конце 1893 года), была Prière pour le salut de mon âme («Молитва о спасении моей души»). [ 10 ] Неизвестно, как месса получила свое окончательное название Messe des pauvres . Тексты, которые выбрал Сати, не упоминают бедняков в целом, что придает дополнительный вес предположениям о том, что, каким бы бедным он ни был, он, по сути, писал мессу для собственного утешения. [ 11 ]

Улица Корто, 6 на Монмартре, Париж, где Сати жила с 1890 по 1898 год. «Messe des pauvres». Здесь была написана

В 1895 году значительный денежный подарок от друга позволил Сати опубликовать серию брошюр, в которых под видом своей церкви он критиковал тех, кого он не одобрял. Части Messe des pauvres появились в двух из них: отрывок из Commune qui mundi nefas в одноименной брошюре (январь 1895 г.) и полный Dixit Domine , написанный Сати псевдогригорианскими обозначениями, в брошюре Intende. votis supplicum (март 1895 г.). [ 12 ] Единственное современное описание мессы — это статья брата композитора Конрада Сати, опубликованная в июньском номере журнала Le coeur за 1895 год . Он описал это как незавершенную работу, скромно записанную для органа и хора детских и мужских голосов. «Эта месса — музыка божественного жертвоприношения, и в ней не будет части оркестров, которые, к моему сожалению, проникают в большинство месс», — писал он. [ 13 ] Он также сделал интригующее заявление о ее структуре: «Между Кирией и Глорией вставлена ​​молитва, называемая Prière des orgues ». Движение «Глория» не было обнаружено в посмертных бумагах Сати и считается утерянным.

Вскоре после появления статьи брата непредсказуемый Сати потерял интерес к своей церкви, к мессе, да и к составу вообще. В том же месяце он сменил свои одежды и религиозные атрибуты на семь одинаковых комплектов вельветовых костюмов, которые стали определять его фазу «Бархатного джентльмена». [ 14 ] и большую часть двух лет он ничего не писал. В своей следующей важной работе, Pièces froides существовавшему до «Розы + Креста» для фортепиано (1897), Сати вновь обратился к стилю своих «Gnossiennes», , и отвернулся от мистико-религиозных влияний, которые он позже отверг как «musique à genoux» («музыка genoux»). на коленях»). [ 15 ] При его жизни месса не совершалась.

После смерти Сати в 1925 году его друг и музыкальный деятель Дариус Мийо забытую рукопись «Messe des pauvres» обнаружил . Премьера трёх частей ( Prière des orgues , Commune qui mundi nefas и Prière pour le salut de mon âme ) состоялась органистом Полем де Маленгро на концертах Pro Arte в Брюсселе, Бельгия, 3 мая 1926 года. [ 16 ] Первое полное выступление провел Оливье Мессиан в церкви Святой Троицы в Париже 14 марта 1939 года. [ 17 ] Впервые произведение было записано в 1951 году.

Параметр

[ редактировать ]
Эскиз органной трубы Сати (начало 1890-х гг.)

Опубликованная партитура представляет мессу в семи частях: [ 18 ] [ 19 ]

1. Кирие элеисон ( Господи, помилуй )
Самое существенное движение и единственная сохранившаяся часть Ординариума . Длинная органная прелюдия содержит шесть мотивов, вдохновленных словами «Kyrie eleison», которые затем попеременно исполняются низкими и высокими голосами.
2. Dixit Domine ( Господь сказал )
Вступительные слова Псалма 110 (Вульгаты 109), первого псалма Вечерни по воскресеньям и большим праздникам, исполняются хором в унисон. Первоначальный издатель исказил текст, который должен был читаться как «Dixit Dominus Domino meo / Sede a dextris meis». [ 20 ]
3. Органная молитва
только орган
4. Commune qui mundi nefas ( Ты, чтобы Ты мог заплатить за нас выкуп )
Органное соло. Название - это строка 9 гимна Creator almesiderum , используемого на вечерне во время Адвента. [ 21 ]
5. Церковное песнопение
Органное соло, на двух нотной партитуре только для руководств . «Chant ecclésiastique» является (или было) общим французским термином, обозначающим григорианскую равнинную песню.
6. Молитва о путниках и моряках, находящихся в смертельной опасности, благой и августейшей Деве Марии, матери Иисуса )
Органное соло, только руководства
Молитва о спасении души моей 7.
Органное соло, только руководства

Как отметил Конрад Сати, произведение предназначалось для органа, детского хора и мужских голосов, но поскольку в партитуре обозначены только басы и дессю (высокие) вокальные партии, в исполнении обычно используется смешанный взрослый хор. Хоровое письмо сильно напоминает равнинную песню.

Парижский церемониал (1662 г.)

В своем нынешнем виде - две хоровые части, за которыми следует серия органных соло, - Messe des pauvres не соответствует какой-либо литургической традиции; но это отчасти результат обстоятельств. Вероятной моделью Сати была масса органа . [ 22 ] в которых инструментальные пьесы ( стихи ) были составлены для замены разделов Ординариума или Вечерни (вечерней службы), которые иначе распевали или пели. Они исполнялись попеременно с припевом и обычно импровизировались органистом. [ 23 ] Этот жанр был наиболее распространен во Франции с середины 1600-х годов. В то время как Французская католическая церковь пыталась регулировать чередование песнопений и органа в массовых выступлениях, начиная с Caeremoniale Parisiense 1662 года, ее указы обычно игнорировались, поскольку региональные приходы устанавливали свои собственные альтернативные массовые традиции. [ 24 ] Знаменитые парижские органисты, такие как Клод Бальбастр и Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели, привнесли танцы и другие светские элементы в свои литургические импровизации. [ 25 ] [ 26 ] Папа Пий X полностью запретил альтернативную практику в 1903 году. [ 27 ] но в то же время гибкость, которую предлагал французский вариант, могла понравиться только Сати, который никогда не довольствовался какими-либо жесткими музыкальными формами.

Затем происходит утрата «Глории » , оригинальной четвертой части « Messe des pauvres» . Его включение сделало бы произведение приемлемым для использования в церковной службе в качестве Missa Brevis , хотя и довольно неортодоксальным. [ 28 ]

Изучая партитуру 1980-х годов, Роберт Орледж обнаружил «большую неопределённость» в «наборе движений» и полагал, что месса осталась незавершённой. [ 29 ] Эскизы двух или трех пьес из записных книжек Сати того периода могут иметь отношение к произведению, но планировал ли он расширить его или предоставить текстовые настройки в стиле простой песни для некоторых органных соло, остается спекулятивным. [ 30 ] [ 31 ]

Таинственный застой музыки и уникальное переосмысление Сати средневековых ладов с помощью некоторых из его самых новаторских гармонических произведений. [ 32 ] придайте массе захватывающее, вневременное качество, которое очень эффективно в исполнении. [ 33 ] Уилфрид Меллерс видел в произведениях мистического периода «необходимый шаг в творческой эволюции Сати... технически они соединяются с простой песней и органумом ... не в каком-то антикварном духе, а скорее потому, что Сати видела в безличности, отчужденности, удаленность от всякого субъективного драматического напряжения этих музыкальных качеств, которые, с соответствующими модификациями, могли бы приблизиться к его собственному уникально одинокому способу высказывания». [ 34 ]

являющаяся аномалией как в творчестве Сати, так и в литургической музыке в целом, «Messe des pauvres», остается одним из его менее известных крупномасштабных произведений. Его первый биограф, Пьер-Даниэль Темплие (1932), почти извинялся за решение Мийо опубликовать партитуру, хотя в некоторых частях он нашел «настоящие жемчужины». [ 35 ] Тем не менее, среди поклонников Сати у него уже давно есть свои сторонники. Есть несколько аранжировок от таких разных музыкантов, как Дэвид Даймонд (1949), Мариус Констант (1970) и Луи Андриссен (1980). Эдгар Варез с энтузиазмом сказал: «Я всегда восхищался Сати и, прежде всего, Кирией из Messe des pauvres , которая всегда напоминала мне Данте «Ад» и казалась мне своего рода доэлектронной музыкой…» [ 36 ] А Вирджил Томсон так определил непостижимые качества мессы: «Она не обращается к истории музыки. Ее внутренняя жизнь так же независима от вас, как сиамская кошка». [ 37 ]

Для хора и органа :

Мэрилин Мейсон (орган) и хор под управлением Дэвида Рэндольфа (Esoteric, 1951, переизданный Él, 2007), Гастона Литаиза и хора Рене Дюкло (EMI, 1974), Эрве Дезарбра и вокального ансамбля Париж-Ренессанс (Мандала, 1997)

Транскрипции и аранжировки :

Для двух органов и хора: Элизабет Шперер, Винфрид Энглхардт (органы), Münchner Madrigalchor (FSM, 1990); только для органа: Кристофер Бауэрс-Бродбент (ECM, 1993); для фортепиано соло: Боян Горишек (Audiophile Classics, 1994), Алессандро Симонетто ( OnClassical , 2022); для оркестра: Джерард Шварц, дирижирующий Симфоническим оркестром Сиэтла , аранжировка Дэвида Даймонда (Кох Шванн, 1996)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Подтверждено биографом Сати Пьером-Даниэлем Темплие в 1932 году и Дариусом Мийо (который курировал публикацию) в его мемуарах. См. Темплиер, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 85, перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.; и Мийо, «Заметки без музыки», Denis Dobson Ltd., Лондон, 1952, с. 150.
  2. ^ В 1998 году Эрих Швандт разъяснил раннюю историю публикации Messe , включая ошибочные утверждения о том, что она была впервые выпущена в 1920 году, хотя эта более ранняя дата все еще фигурирует в ряде источников. См. Швандт, «Новая Глория для Сати Messe Des Pauvres», Canadian University Music Review , Vol. 18, № 2, 1998, с. 38, прим. 1 и с. 40, примечание 11. [ 1 ]
  1. ^ «Новая Глория для Messe des Paures Сати» (PDF) .
  2. ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 131. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
  3. ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 162–163, 170–171.
  4. ^ Цитируется по Роберту Орледжу, «Сати вспомнила», Faber and Faber Ltd., 1995, стр. 39.
  5. ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 352, примечание 16.
  6. ^ Швандт, «Новая Глория для Messe Des Pauvres Сати», с. 38.
  7. ^ Орнелла Вольта, «Сати сквозь его письма», издательство Marion Boyars Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 48.
  8. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 211.
  9. ^ «Готические танцы - Ноты» (PDF) . imslp.eu .
  10. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 279.
  11. ^ «Масса бедняков» . Вся музыка . Проверено 28 марта 2018 г.
  12. ^ Факсимиле обеих партитур появляются в книге Найджела Уилкинса (ред.), «Сочинения Эрика Сати», Eulenburg Books, Лондон, 1980, стр. 38-42.
  13. ^ Конрад Сати, «Эрик Сати», Le coeur , июнь 1895 г., стр. 2-3. Цитируется по Роберту Орледжу, «Сати вспомнила», Фабер и Фабер, Лондон, 1995, стр. 49–50.
  14. ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. xxiii, xxiv.
  15. ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 73. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
  16. ^ «10/20 лет 270 концертов Шведские балеты, Парижские вечера, Русские балеты… - Роже Дезормьер (1898-1963)» . сайты.google.com . Проверено 28 марта 2018 г.
  17. ^ Питер Хилл, Найджел Симеоне, «Мессиан», издательство Йельского университета, 2005, стр. 82.
  18. ^ "Messe Des Pauves Ноты" (PDF) . imslp.org .
  19. По словам Роберта Орледжа, Сати перечислила вступительное органное соло ( Прелюдия ) как отдельную часть, хотя она служит для представления материала Кирие , следующего без перерыва. Если бы не Глория, месса имела бы девять частей. См. Орледж, «Композитор Сати», с. 279.
  20. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 280.
  21. ^ «Творец милостыни звезд » . www.preces-latinae.org
  22. ^ Дуглас Эрл Буш, Ричард Кассель, «Орган: энциклопедия», Psychology Press, 2006, стр. 384–385.
  23. ^ Буш и Кассель, «Орган: Энциклопедия», стр. 384-385.
  24. ^ Барретт-Бенсон, Лори. « Влияние революции на органную массу во Франции» ( PDF) . Калифорнийский государственный университет Лос-Анджелеса.
  25. ^ Дэвид Понсфорд, «Французская органная музыка во времена правления Людовика XIV», Cambridge University Press, 2011, стр. 188.
  26. ^ Барретт-Бенсон, «Влияние революции на органную массу во Франции».
  27. ^ Джозеф Питер Суэйн, «От А до Я духовной музыки», Rowman & Littlefield, 2010, стр. 157.
  28. ^ Швандт, «Новая Глория для Messe Des Pauvres Сати», с. 39.
  29. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 164 и с. 352, примечание 16.
  30. ^ Эскизы озаглавлены « Святой Дух, Боже, помилуй нас» , «Гармонии Сен-Жана» и «Модере» . См. Орледж, «Хватит о композиторе», с. 280
  31. ^ Швандт, «Новая Глория для Messe Des Pauvres Сати», стр. 39, 44.
  32. ^ «Эрик Сати: Музыка розенкрейцеров; Мистические страницы; Успуд — Ричард Кэмерон-Вульф, Боян Горисек» . Вся музыка . Проверено 28 марта 2018 г.
  33. ^ Ричард Лэнгэм Смит, Кэролайн Поттер (редактор), «Французская музыка со времен Берлиоза», Ashgate Publishing, Ltd., 2006, стр. 178.
  34. ^ Уилфрид Х. Меллерс, «Эрик Сати и «проблема» современной музыки», Music & Letters 23 (1942), стр. 212.
  35. ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 85. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
  36. ^ Орнелла Вольта, «Сати, увиденная в его письмах», издательство Marion Boyars Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 106.
  37. Цитируется Алексом Россом, «Записная книжка критика; о мистиках, минималистах и ​​музыкальных миазмах», New York Times , 5 ноября 1993 года. Томсон был одним из самых влиятельных сторонников Сати в Соединенных Штатах. Messe Des Pauvres была исполнена на его поминальной службе в 1989 году.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cecb4ed042d573ce5eecb83b0327e6ee__1706122260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/ee/cecb4ed042d573ce5eecb83b0327e6ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Messe des pauvres - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)