Масса бедняков
Messe des pauvres ( Месса для бедных ) — это частичная музыкальная постановка мессы для смешанного хора и органа Эрика Сати . Написанное между 1893 и 1895 годами, это единственное литургическое произведение Сати и кульминация его « розенкрейцерского » или «мистического» периода. Он был опубликован посмертно в 1929 году. [ Примечание 1 ] [ Примечание 2 ] Спектакль длится около 18 минут.
История
[ редактировать ]В начале 1890-х годов увлечение Сати средневековым католицизмом , готическим искусством и григорианским песнопением побудило его исследовать религиозные влияния в его жизни и музыке. Сначала его привлекло движение Жозефина Пеладана «Роза + Крест», официальным композитором которого он выступал с 1891 по 1892 год, а после разрыва с Пеладаном он связался с писателем-оккультистом Жюлем Буа , издателем религиозного эзотерического журнала Le coeur . В то же время он погрузился в богемный образ жизни в качестве пианиста в кабаре Монмартра , где его и без того эксцентричное поведение приобрело растущую склонность к шутовству и эксгибиционизму. [ 2 ]
Этот парадокс достиг апогея в октябре 1893 года, когда Сати основал свою собственную ложную религиозную секту, Église Métropolitaine de l'Art de Jésus Conducteur ( Метрополитенская церковь искусств Иисуса Дирижера ), назначив себя первосвященником , хормейстером и единственным членом. . Это была пародия на яркого Пеладана, чье кредо Rose + Croix («преобразование общества посредством искусства») и привычку «отлучать» своих критиков от церкви в напыщенных письмах в газеты Сати с радостью переняла. [ 3 ] Он внес этот фарс в свою повседневную жизнь, облачившись в монашеские одежды и назвав свою крошечную комнату на улице Корто, 6 своим abbatiale ( аббатством ). «[Сати] нравилось изображать елейные манеры священника», - его друг Фрэнсис Журден вспоминал . «Они так ему подходили, он так точно играл свою роль — стараясь не переусердствовать, — что возник вопрос, не присущ ли ему немного фальшивый вид». [ 4 ]
На этом фоне неясны мотивы, побудившие Сати написать « Messe des pauvres» — единственное произведение, связанное с его церковью. Первоначально назывался Grande Messe de l'Eglise Métropolitaine d'Art . [ 5 ] на сегодняшний день это была его самая амбициозная работа, хотя очевидной перспективы ее исполнения не было. [ 6 ] Авторы Сати Орнелла Вольта и Роберт Орледж полагают, что он задумал мессу занять свои мысли после недавнего разрыва с художницей Сюзанной Валадон , который оставил его эмоционально опустошенным. [ 7 ] [ 8 ] В середине их бурного шестимесячного романа в марте 1893 года Сати сочинил свои « Готические танцы» как « Новену для великого спокойствия и глубокого спокойствия моей души»; [ 9 ] Точно так же первым массовым движением, которое он завершил (в конце 1893 года), была Prière pour le salut de mon âme («Молитва о спасении моей души»). [ 10 ] Неизвестно, как месса получила свое окончательное название Messe des pauvres . Тексты, которые выбрал Сати, не упоминают бедняков в целом, что придает дополнительный вес предположениям о том, что, каким бы бедным он ни был, он, по сути, писал мессу для собственного утешения. [ 11 ]
В 1895 году значительный денежный подарок от друга позволил Сати опубликовать серию брошюр, в которых под видом своей церкви он критиковал тех, кого он не одобрял. Части Messe des pauvres появились в двух из них: отрывок из Commune qui mundi nefas в одноименной брошюре (январь 1895 г.) и полный Dixit Domine , написанный Сати псевдогригорианскими обозначениями, в брошюре Intende. votis supplicum (март 1895 г.). [ 12 ] Единственное современное описание мессы — это статья брата композитора Конрада Сати, опубликованная в июньском номере журнала Le coeur за 1895 год . Он описал это как незавершенную работу, скромно записанную для органа и хора детских и мужских голосов. «Эта месса — музыка божественного жертвоприношения, и в ней не будет части оркестров, которые, к моему сожалению, проникают в большинство месс», — писал он. [ 13 ] Он также сделал интригующее заявление о ее структуре: «Между Кирией и Глорией вставлена молитва, называемая Prière des orgues ». Движение «Глория» не было обнаружено в посмертных бумагах Сати и считается утерянным.
Вскоре после появления статьи брата непредсказуемый Сати потерял интерес к своей церкви, к мессе, да и к составу вообще. В том же месяце он сменил свои одежды и религиозные атрибуты на семь одинаковых комплектов вельветовых костюмов, которые стали определять его фазу «Бархатного джентльмена». [ 14 ] и большую часть двух лет он ничего не писал. В своей следующей важной работе, Pièces froides существовавшему до «Розы + Креста» для фортепиано (1897), Сати вновь обратился к стилю своих «Gnossiennes», , и отвернулся от мистико-религиозных влияний, которые он позже отверг как «musique à genoux» («музыка genoux»). на коленях»). [ 15 ] При его жизни месса не совершалась.
После смерти Сати в 1925 году его друг и музыкальный деятель Дариус Мийо забытую рукопись «Messe des pauvres» обнаружил . Премьера трёх частей ( Prière des orgues , Commune qui mundi nefas и Prière pour le salut de mon âme ) состоялась органистом Полем де Маленгро на концертах Pro Arte в Брюсселе, Бельгия, 3 мая 1926 года. [ 16 ] Первое полное выступление провел Оливье Мессиан в церкви Святой Троицы в Париже 14 марта 1939 года. [ 17 ] Впервые произведение было записано в 1951 году.
Параметр
[ редактировать ]Опубликованная партитура представляет мессу в семи частях: [ 18 ] [ 19 ]
- 1. Кирие элеисон ( Господи, помилуй )
- Самое существенное движение и единственная сохранившаяся часть Ординариума . Длинная органная прелюдия содержит шесть мотивов, вдохновленных словами «Kyrie eleison», которые затем попеременно исполняются низкими и высокими голосами.
- 2. Dixit Domine ( Господь сказал )
- Вступительные слова Псалма 110 (Вульгаты 109), первого псалма Вечерни по воскресеньям и большим праздникам, исполняются хором в унисон. Первоначальный издатель исказил текст, который должен был читаться как «Dixit Dominus Domino meo / Sede a dextris meis». [ 20 ]
- 3. Органная молитва
- только орган
- 4. Commune qui mundi nefas ( Ты, чтобы Ты мог заплатить за нас выкуп )
- Органное соло. Название - это строка 9 гимна Creator almesiderum , используемого на вечерне во время Адвента. [ 21 ]
- 5. Церковное песнопение
- Органное соло, на двух нотной партитуре только для руководств . «Chant ecclésiastique» является (или было) общим французским термином, обозначающим григорианскую равнинную песню.
- 6. Молитва о путниках и моряках, находящихся в смертельной опасности, благой и августейшей Деве Марии, матери Иисуса )
- Органное соло, только руководства
- Молитва о спасении души моей 7.
- Органное соло, только руководства
Как отметил Конрад Сати, произведение предназначалось для органа, детского хора и мужских голосов, но поскольку в партитуре обозначены только басы и дессю (высокие) вокальные партии, в исполнении обычно используется смешанный взрослый хор. Хоровое письмо сильно напоминает равнинную песню.
В своем нынешнем виде - две хоровые части, за которыми следует серия органных соло, - Messe des pauvres не соответствует какой-либо литургической традиции; но это отчасти результат обстоятельств. Вероятной моделью Сати была масса органа . [ 22 ] в которых инструментальные пьесы ( стихи ) были составлены для замены разделов Ординариума или Вечерни (вечерней службы), которые иначе распевали или пели. Они исполнялись попеременно с припевом и обычно импровизировались органистом. [ 23 ] Этот жанр был наиболее распространен во Франции с середины 1600-х годов. В то время как Французская католическая церковь пыталась регулировать чередование песнопений и органа в массовых выступлениях, начиная с Caeremoniale Parisiense 1662 года, ее указы обычно игнорировались, поскольку региональные приходы устанавливали свои собственные альтернативные массовые традиции. [ 24 ] Знаменитые парижские органисты, такие как Клод Бальбастр и Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели, привнесли танцы и другие светские элементы в свои литургические импровизации. [ 25 ] [ 26 ] Папа Пий X полностью запретил альтернативную практику в 1903 году. [ 27 ] но в то же время гибкость, которую предлагал французский вариант, могла понравиться только Сати, который никогда не довольствовался какими-либо жесткими музыкальными формами.
Затем происходит утрата «Глории » , оригинальной четвертой части « Messe des pauvres» . Его включение сделало бы произведение приемлемым для использования в церковной службе в качестве Missa Brevis , хотя и довольно неортодоксальным. [ 28 ]
Изучая партитуру 1980-х годов, Роберт Орледж обнаружил «большую неопределённость» в «наборе движений» и полагал, что месса осталась незавершённой. [ 29 ] Эскизы двух или трех пьес из записных книжек Сати того периода могут иметь отношение к произведению, но планировал ли он расширить его или предоставить текстовые настройки в стиле простой песни для некоторых органных соло, остается спекулятивным. [ 30 ] [ 31 ]
Таинственный застой музыки и уникальное переосмысление Сати средневековых ладов с помощью некоторых из его самых новаторских гармонических произведений. [ 32 ] придайте массе захватывающее, вневременное качество, которое очень эффективно в исполнении. [ 33 ] Уилфрид Меллерс видел в произведениях мистического периода «необходимый шаг в творческой эволюции Сати... технически они соединяются с простой песней и органумом ... не в каком-то антикварном духе, а скорее потому, что Сати видела в безличности, отчужденности, удаленность от всякого субъективного драматического напряжения этих музыкальных качеств, которые, с соответствующими модификациями, могли бы приблизиться к его собственному уникально одинокому способу высказывания». [ 34 ]
Прием
[ редактировать ]являющаяся аномалией как в творчестве Сати, так и в литургической музыке в целом, «Messe des pauvres», остается одним из его менее известных крупномасштабных произведений. Его первый биограф, Пьер-Даниэль Темплие (1932), почти извинялся за решение Мийо опубликовать партитуру, хотя в некоторых частях он нашел «настоящие жемчужины». [ 35 ] Тем не менее, среди поклонников Сати у него уже давно есть свои сторонники. Есть несколько аранжировок от таких разных музыкантов, как Дэвид Даймонд (1949), Мариус Констант (1970) и Луи Андриссен (1980). Эдгар Варез с энтузиазмом сказал: «Я всегда восхищался Сати и, прежде всего, Кирией из Messe des pauvres , которая всегда напоминала мне Данте «Ад» и казалась мне своего рода доэлектронной музыкой…» [ 36 ] А Вирджил Томсон так определил непостижимые качества мессы: «Она не обращается к истории музыки. Ее внутренняя жизнь так же независима от вас, как сиамская кошка». [ 37 ]
Записи
[ редактировать ]Для хора и органа :
Мэрилин Мейсон (орган) и хор под управлением Дэвида Рэндольфа (Esoteric, 1951, переизданный Él, 2007), Гастона Литаиза и хора Рене Дюкло (EMI, 1974), Эрве Дезарбра и вокального ансамбля Париж-Ренессанс (Мандала, 1997)
Транскрипции и аранжировки :
Для двух органов и хора: Элизабет Шперер, Винфрид Энглхардт (органы), Münchner Madrigalchor (FSM, 1990); только для органа: Кристофер Бауэрс-Бродбент (ECM, 1993); для фортепиано соло: Боян Горишек (Audiophile Classics, 1994), Алессандро Симонетто ( OnClassical , 2022); для оркестра: Джерард Шварц, дирижирующий Симфоническим оркестром Сиэтла , аранжировка Дэвида Даймонда (Кох Шванн, 1996)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Подтверждено биографом Сати Пьером-Даниэлем Темплие в 1932 году и Дариусом Мийо (который курировал публикацию) в его мемуарах. См. Темплиер, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 85, перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.; и Мийо, «Заметки без музыки», Denis Dobson Ltd., Лондон, 1952, с. 150.
- ^ В 1998 году Эрих Швандт разъяснил раннюю историю публикации Messe , включая ошибочные утверждения о том, что она была впервые выпущена в 1920 году, хотя эта более ранняя дата все еще фигурирует в ряде источников. См. Швандт, «Новая Глория для Сати Messe Des Pauvres», Canadian University Music Review , Vol. 18, № 2, 1998, с. 38, прим. 1 и с. 40, примечание 11. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новая Глория для Messe des Paures Сати» (PDF) .
- ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 131. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
- ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 162–163, 170–171.
- ^ Цитируется по Роберту Орледжу, «Сати вспомнила», Faber and Faber Ltd., 1995, стр. 39.
- ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 352, примечание 16.
- ^ Швандт, «Новая Глория для Messe Des Pauvres Сати», с. 38.
- ^ Орнелла Вольта, «Сати сквозь его письма», издательство Marion Boyars Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 48.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 211.
- ^ «Готические танцы - Ноты» (PDF) . imslp.eu .
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 279.
- ^ «Масса бедняков» . Вся музыка . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Факсимиле обеих партитур появляются в книге Найджела Уилкинса (ред.), «Сочинения Эрика Сати», Eulenburg Books, Лондон, 1980, стр. 38-42.
- ^ Конрад Сати, «Эрик Сати», Le coeur , июнь 1895 г., стр. 2-3. Цитируется по Роберту Орледжу, «Сати вспомнила», Фабер и Фабер, Лондон, 1995, стр. 49–50.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. xxiii, xxiv.
- ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 73. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ «10/20 лет 270 концертов Шведские балеты, Парижские вечера, Русские балеты… - Роже Дезормьер (1898-1963)» . сайты.google.com . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Питер Хилл, Найджел Симеоне, «Мессиан», издательство Йельского университета, 2005, стр. 82.
- ^ "Messe Des Pauves Ноты" (PDF) . imslp.org .
- ↑ По словам Роберта Орледжа, Сати перечислила вступительное органное соло ( Прелюдия ) как отдельную часть, хотя она служит для представления материала Кирие , следующего без перерыва. Если бы не Глория, месса имела бы девять частей. См. Орледж, «Композитор Сати», с. 279.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 280.
- ^ «Творец милостыни звезд » . www.preces-latinae.org
- ^ Дуглас Эрл Буш, Ричард Кассель, «Орган: энциклопедия», Psychology Press, 2006, стр. 384–385.
- ^ Буш и Кассель, «Орган: Энциклопедия», стр. 384-385.
- ^ Барретт-Бенсон, Лори. « Влияние революции на органную массу во Франции» ( PDF) . Калифорнийский государственный университет Лос-Анджелеса.
- ^ Дэвид Понсфорд, «Французская органная музыка во времена правления Людовика XIV», Cambridge University Press, 2011, стр. 188.
- ^ Барретт-Бенсон, «Влияние революции на органную массу во Франции».
- ^ Джозеф Питер Суэйн, «От А до Я духовной музыки», Rowman & Littlefield, 2010, стр. 157.
- ^ Швандт, «Новая Глория для Messe Des Pauvres Сати», с. 39.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 164 и с. 352, примечание 16.
- ^ Эскизы озаглавлены « Святой Дух, Боже, помилуй нас» , «Гармонии Сен-Жана» и «Модере» . См. Орледж, «Хватит о композиторе», с. 280
- ^ Швандт, «Новая Глория для Messe Des Pauvres Сати», стр. 39, 44.
- ^ «Эрик Сати: Музыка розенкрейцеров; Мистические страницы; Успуд — Ричард Кэмерон-Вульф, Боян Горисек» . Вся музыка . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Ричард Лэнгэм Смит, Кэролайн Поттер (редактор), «Французская музыка со времен Берлиоза», Ashgate Publishing, Ltd., 2006, стр. 178.
- ^ Уилфрид Х. Меллерс, «Эрик Сати и «проблема» современной музыки», Music & Letters 23 (1942), стр. 212.
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 85. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ Орнелла Вольта, «Сати, увиденная в его письмах», издательство Marion Boyars Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 106.
- ↑ Цитируется Алексом Россом, «Записная книжка критика; о мистиках, минималистах и музыкальных миазмах», New York Times , 5 ноября 1993 года. Томсон был одним из самых влиятельных сторонников Сати в Соединенных Штатах. Messe Des Pauvres была исполнена на его поминальной службе в 1989 году.