Короткая месса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2015 г. ) |
Missa brevis ( лат. «короткая месса»; множественное число: Missae breves) обычно относится к массовому сочинению , которое является коротким, потому что часть текста обычной мессы , которая обычно положена на музыку в полной мессе, опущена, или потому что ее время выполнения относительно короткое.
Полная масса с относительно коротким временем исполнения
[ редактировать ]Краткий подход можно найти в преимущественно слоговой обстановке 16 века , а также в обычае «телескопирования» (или одновременного пения разными голосами ) в мессах 18 века . После периода, когда вся церковная музыка исполнялась а капелла , короткий срок исполнения обычно предполагал и скромные силы для исполнения, то есть: помимо месс в жанре «brevis et solemnis ».
Полифония
[ редактировать ]- Орланд де Лассус : Massa venatorum («Охотничья месса»)
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина : Мисса Бревис [1]
- Андреа Габриэли : Короткая месса из четырех голосов.
- Гаспар ван Вербеке : Missa brevis
Классический период
[ редактировать ]Для композиторов классического периода, таких как Моцарт, Missa Brevis означала «короткую по продолжительности» - в отличие от Missa longa (длинная месса), термина, который Леопольд Моцарт использовал для обозначения К. 262 своего сына. [2] – произнесение полных слов литургии. Поскольку слова были хорошо известны, у некоторых композиторов разные голосовые партии одновременно декламировали разные части длинных текстов. Особенно это характерно для австрийских масс в « Глории» и « Кредо» .
- Иоганн Георг Альбрехтсбергер : Месса ре мажор (AI11, 1783), Missa Sancti Augustini (AI17, 1784) [3]
- Карл Генрих Бибер : Краткая месса семи святых скорбей BVM (1731)
- Франтишек Брикси : Missa aulica , Missa brevis in C.
- Йозеф Гайдн : Missa brevis in F (1749) и Missa brevis Sancti Joannis de Deo ( Маленькая органная месса ) (1775) и другие.
- Михаэль Гайдн : предоставил альтернативные настройки «кратких» для Глории и Кредо в своей Missa Sancti Gabrielis
- Леопольд Моцарт , в том числе некоторые бревы Missae, ранее приписывавшиеся его сыну Вольфгангу Амадею.
- Вольфганг Амадей Моцарт – Бревис: К. 49 , К. 65 , К. 140 , К. 192 , К. 194 , К. 275 ; Brevis et solemnis : К. 220 , К. 257 , К. 258 , К. 259 ; Альтернативно обозначается как brevis или longa: K. 317.
19 век
[ редактировать ]- Александр Гильман : Краткая месса, Op.9 (1856)
- Иоганн Густав Эдуард Штеле: Short and Easy Mass , Op.50 ( Короткая и легкая месса в честь Пресвятой Девы Марии , 1883)
Массы Кирие – Глории
[ редактировать ]Частичные настройки встречаются как в римской, так и в лютеранской традициях, где многие произведения состоят из Кирие и Глории. Эти мессы стали называть Missae breves, потому что их слова короче, а их противоположностью является Missae totae (полные мессы).
период барокко
[ редактировать ]Протестантские литургии не имели обязательного набора обычных разделов мессы, которые должны были быть включены в состав мессы. Таким образом, в дополнение к настройкам всех пяти разделов (например, Иероним Преториус , Кристоф Демантиус ), существует множество Курцмессенов (коротких месс), которые включают настройки только Кирие, Глории и Санктуса (например, Стефана Отто , Андреаса Хаммершмидта ). С начала 17 века многие Курцмессены состоят только из разделов Кирие и Глория, например, Бартоломеуса Гезиуса (восемь из десяти месс включены в его Missae ad imitationem cantionum Orlandi 1611 года ). [5]
Во второй половине 17-го века Kyrie-Gloria Kurzmesse была преобладающим типом в лютеранстве, с такими композиторами, как Себастьян Кнюпфер , Кристоф Бернхард , Иоганн Тайле , Фридрих Захов и Иоганн Филипп Кригер . [5] Готфрид Вопелиус включил мессу Кирие-Глория в григорианском пении на страницы с 421 по 423 своего Neu Leipziger Gesangbuch (1682), представляя ее Глорию как «... то, что старая церковь сделала, кроме того, во славу Святой Троицы ». [6]
В первой половине 18-го века мессы Кирие-Глория также можно было рассматривать как смесь католиков и лютеран, например, для Иоганна Себастьяна Баха : он не только превратил одну из Палестрины месс а капелла мисса в такую мессу Кирие-Глория. для использования в лютеранской практике, [7] он также написал один в этом формате для католического суда в Дрездене.
- Дитрих Букстехуде : Missa brevis, BuxWV 114
- Иоганн Тайле : Missa brevis
- Месса фа мажор Иоганна Кунау (Mügeln Mass), единственное дошедшее до нас массовое сочинение этого композитора, представляет собой Kurzmesse . [5]
- Фридрих Вильгельм Захов : Missa Super Christ отстает в Тодесбандене
- Антонио Кальдара : Месса Провидения [8]
- Ян Дисмас Зеленка написал и приобрел множество месс Кирие-Глории для дрезденского двора, все они позже расширились до Missa tota или Missa senza credo . [4] Например, около 1728 года Зеленка расширил Missa Providentiae Кальдары до Missa tota, взяв за основу Sanctus и Agnus Dei композицию Кальдары и добавив недавно составленное Credo, ZWV 31 . [8]
- Иоганн Людвиг Бах : Missa super cantilena «Allein Gott in der Höh' sei Ehr», JLB 38 (1716), некоторое время приписываемая Иоганну Николаусу Баху . В разделе «Глория» этой мессы латинский текст перемежается всеми четырьмя строфами « Allein Gott in der Höh sei Ehr » как cantus Firmus. Первые такты этого раздела были исправлены И. С. Бахом в его лейпцигском экземпляре произведения (1729, BWV Anh. 166 ). [9] [10] [11] [12] [13] [14]
- Джованни Баттиста Перголези : Месса Сант-Эмидио фа мажор для пяти голосов и оркестра (1732)
- Иоганн Себастьян Бах написал пять месс Кирие-Глории: в 1733 году он написал мессу для дрезденского двора (четверть века спустя расширилась до мессы си минор ), а около 1738 года он написал четыре так называемые Lutherische Messen , [15] БВВ 233–236 . Кирие-Глория Массес Бах скопирован у других композиторов, включая BWV Anh. 25 и 167 . [16]
- Георг Филипп Телеманн : несколько месс Кирие-Глории, в том числе Missa sopra «О, Боже на небесах, посмотри на это», TWV 9:1 , Missa sopra «Через падение Адама все в порядке», TWV 9:4 , Missa sopra «Такой маленький ребенок» похвально', TWV 9:5 , Missa sopra 'Помилуй меня, Господи Боже', TWV 9:6 , Missa sopra 'Последний день почти наступит', TWV 9:7 и Missa sopra 'Приди, святой дух', ТВВ 9:11
- Готфрид Генрих Штельцель написал несколько месс, состоящих исключительно из Кирие и Глории, в том числе Deutsche Messe (слова на немецком языке) и Missa Canonica (все части как каноны - эта месса существует в нескольких версиях). [17] [18] [19] [20] [21]
19 век
[ редактировать ]- Антонио Бенчини: Пасторальная месса (1810)
- Джоаккино Россини : Месса славы (1820)
Другие частичные настройки
[ редактировать ]Некоторые параметры мессы, состоящие всего из трех или четырех разделов обыкновенной мессы, могут быть обозначены конкретным именем, а не общим названием Missa brevis:
- Месса (в) время (Адвента и) Великого поста: без славы
- Missa senza creed : без Крида
- Missa Ferialis: без Глории и Кредо
Мессы, написанные для англиканской литургии, часто не имеют Credo (обычно читаемого прихожанами и редко исполняемого в хоровой обстановке на англиканских службах) и Agnus Dei . Для американских конфессий в Санктусе обычно нет Бенедикта. Раздел «Глория» можно переместить в конец композиции.
Некоторые мессы в этой категории скорее следует рассматривать как незавершенные, поскольку композитор не написал все части, которые были первоначально запланированы, или некоторые части были утеряны, но сохранившаяся часть композиции нашла путь к переработке в литургической или концертной практике. как Бревис.
Какова бы ни была причина исключения части текста обычной мессы из музыкального оформления, общим термином для таких месс стал Missa brevis. Настройки частичной мессы, не являющиеся мессой Кайри-Глории, включают:
- Йоханнес Окегем : Мисса без имени (Кирие-Глория-Кредо)
- Антонио Лотти : Короткая месса фа, Короткая месса ре минор (Кирие – Санктус и Бенедикт – настройки Agnus Dei)
- Три хоральных мессен ( Windhaager Messe , Kronstorfer Messe и Messe für den Gründonnerstag ), все частичные декорации, которые Брукнер сочинил между 1842 и 1844 годами, предназначались для служения мессы в деревнях Виндхааг и Кронсторф , где он был помощником школьного учителя.
- Иоганнес Брамс : Missa canonica , WoO 18 - композиторы только пытаются поставить мессу, состоит только из Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, четвертой части, Кредо, как полагают, было завершено через пять лет после других частей, потерян. [22]
- Лео Делиб : Messe brève (1875, без Creed)
- Габриэль Форе : Месса рыбаков Виллервиля (1881 г., включает две части, написанные Андре Мессаже - частичная постановка); Малая масса (1906 г., на основе частей, написанных Форе первого - только Кирие, Санктус / Бенедикт и Агнус Деи) [23]
- Эрик Сати : Messe des pauvres (середина 1890-х, Кирие явно незакончен, Глория отсутствует, составлено несколько других необычных движений) [24]
- Уильям Ллойд Уэббер : Missa Princeps Pacis для хора и органа (1962, No Credo)
- Ральф Воан Уильямс , Кембриджская месса для SATB , двойной хор и оркестр, 1899 г. (наборы только Credo и Sanctus)
Бревис по разным причинам
[ редактировать ]С конца XIX века Missa brevis (или по-французски: «Messe brève») может относиться к массовой композиции с любой комбинацией следующих характеристик: (1) короткое время исполнения, (2) ограниченные силы для исполнения, (3) исключение часть обыкновенной мессы и/или (4) композиция является неполной, так что сохранившиеся полные части рассматриваются как Missa brevis. Короткость мессы в этом смысле, однако, не исключает того, что к композиции добавляются разделы, основанные на текстах, выходящих за рамки обычной мессы (например, O Salutaris Hostia в некоторых «Brèves Messes» Гуно).
19 век
[ редактировать ]По мере того, как концертное исполнение литургических произведений за пределами литургической обстановки увеличивалось, для некоторых композиторов различие brevis/solemnis заключается в том, что breves, для которых не всегда требовались профессиональные исполнители, предназначались для реального литургического использования, в то время как Торжественная Missa скорее рассматривалась как концертное произведение для профессиональных исполнителей, которое может быть исполнено вне реальной мессы, подобно тому, как ставится оратория.
- Шарль Гуно : [25] [26]
- CG 63: Vokalmesse на праздник Благовещения до минор (пять голосов а капелла, 1843 г.)
- CG 64: Месса № 1 ля мажор (три голосовые партии и орган, 1844 г.)
- CG 65: Месса № 2 до мажор (без Credo, 1845 - опубл. 1872), а также более поздняя редакция Messe Brief № 5 до мажор для трех мужских голосов, соло и хора ( Messe Brève aux Séminaires - 1870, ред. и опубл. 1892 г.)
- CG 66: Краткая месса и приветствие для 4 мужских голосов до минор, соч. 1 ( ок. 1845 г., опубл. 1846 г.)
- CG 67: Месса для 4 мужских голосов № 2 до мажор (без Глории, неполная, ок. 1845 г.)
- CG 68: Месса для 4 мужских голосов № 3 ля минор (без Глории, сохранилась только Кирие, ок. 1845 г.)
- CG 69: Месса для 5 свободных голосов ми ♭ минор (неполная, ок. 1848 г. - Кирие опубликован в 1878 г.)
- CG 70: Месса № 1 для 3-х мужских голосов до минор ( Орфеонистам , 1853)
- CG 71: Краткая месса № 2 для мужского хора соль мажор ( Messe pour les Society chorales , 1862) и ее более поздние редакции: Месса № 3 для трех равных голосов ( Месса для религиозных общин , ок. 1882, опубл. 1891) и Краткая месса №. 6 при соборах для хора и солистов органа (1890, опубл. 1893) [27]
- CG 72: Краткая месса № 4 для двух равных голосов ( Месса в Конгрегации женщин-помощниц непорочного зачатия , no Credo – 1876 г.), переработка как Краткая месса № 7 в часовнях (1890 г., опубл. 1893 г.)
- CG 73: Месса ангелов-хранителей до мажор (солисты и хор SATB, 1872 г.)
- CG 74: Месса в память Жанны д'Арк, освободительницы и мученицы фа мажор (без Credo 1886–1887)
- CG 78 и 79: Краткая месса по умершим фа мажор (Introit/Kyrie – Sanctus – Pie Jesu – Agnus Dei, 1871 – опубл. 1873), [28] и более поздняя переработка (1875 г.)
- CG 147b: Траурная месса фа мажор (Kyrie - Sanctus - Pie Jesu - Agnus Dei, 1865 - опубл. 1883) - пародия Жюля Дормуа на «Семь слов Господа нашего Иисуса Христа на кресте» Гуно. [29]
20 век
[ редактировать ]- Ричард Родни Беннетт : Мисса Бревис (1990)
- Леннокс Беркли : Missa Brevis, Op. 57 (1960)
- Леонард Бернстайн: Мисса Бревис (1989 – без Кредо)
- Бенджамин Бриттен: Мисса Бревис (1959 – без Кредо)
- Лоренцо Ферреро : Мисса Бревис, для пяти голосов и двух синтезаторов (1975)
- Вивиан Файн : Мисса Бревис для четырех виолончелей и записанного на пленку голоса (1972)
- Эрнст Фукс-Шенбах : Missa brevis, Op. 20 для трехголосного смешанного хора
- Золтан Кодай : Missa Brevis для солистов, хора и органа (1942, 1948)
- Лоуэлл Либерманн : Missa Brevis, Op. 15 (1985)
- Фрэнк Мартин
- Витаутас Мишкинис : Missa Brevis «Pro темп»
- Кнут Нистедт: Missa brevis , соч. 102 (1984)
- Стивен Паулюс
- Брайан Фернихо : Мисса Бревис (1969)
- Уильям Уолтон : Missa brevis, для двойного смешанного хора и органа (1966)
- Кристофер Вуд : Мисса Бревис, для хора и органа
- Филип Стопфорд : Кебл Мисса Бревис, для хора и органа Кебл-колледжа, Оксфорд (1997)
21 век
[ редактировать ]- Карлотта Феррари: Missa brevis canonica (2017), Missa brevis cantilena (2017), Missa brevis gregoriana (2017), Missa brevis для баритона и органа (2017), Missa brevis minima (2023) [30]
- Эндрю Форд : Мисса Бревис для хора и органа SATB (2015)
- Дуглас Кнеханс : Missa Brevis для SATB и органа (2010)
- Арво Пярт : Missa brevis для восьми виолончелей (Kyrie – Sanctus – Agnus Dei, 2009–2010) [31]
- Кшиштоф Пендерецкий : Missa brevis для хора а капелла (2013)
- Герхард Презент : Missa minima (2001)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джованни Пьерлуиджи да Палестрина . Мисса Бревис, стр. 62–83 в Полном собрании сочинений, Том XV: Три мессы . Kalmus Edition, Alfred Music Publishing, 1985. ISBN 9780757905797
- ^ «Вольфганг Амадей Моцарт: Длинная месса до мажор» . www.carus-verlag.com . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Блэк, Дэвид Ян (2007): Моцарт и практика духовной музыки, 1781–91 , стр. 65–74. Диссертация Гарвардского университета. Кембридж, Массачусетс.
- ^ Jump up to: а б Стокигт, Дженис Б. (2013). Баха " Мисса BWV 232" я в контексте католической мессы в Дрездене, 1729–1733». В Томите, Йо; Ливер, Робин А.; Смачны, Ян (ред.). Исследование си-минорной мессы Баха . Cambridge University Press. стр. 39–53. .ISBN 978-1-107-00790-1 .
- ^ Jump up to: а б с Римбах 2005 , стр. 107 , 110 .
- ^ «[...] что еще добавила древняя церковь в восхваление единства Святого Дрея»; Готфрид Вопелиус . Новый Лейпцигский гимн . Лейпциг: Кристоф Клингер, 1682, с. 421 .
- ^ Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Missa sine nomina a 6 на www
.бах-кантаты .с - ^ Jump up to: а б РИСМ 212006716
- ^ Альфред Дёрффель (редактор). Издание Общества Баха, том 41: Произведения церковной музыки. Дополнительный том Breitkopf & Härtel , 1894. с. 276. Архивировано 24 сентября 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Клаус Хофманн (редактор). Иоганн Николаус Бах: Missa brevis Только Богу в вышних слава . Карус Верлаг , 1976 ( 2 1993)
- ^ Гейрингер, Карл и Ирен. Семья Бахов: семь поколений творческих гениев , сноска с. 117. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1954.
- ^ Мария Задори, Лена Сюзанна Норин, Ги де Мей, Клаус Мертенс, Вероника Винтер, Гундула Андерс, Ханс Йорг Маммель, Ханс-Йоахим Вебер, Аннетт Шнайдер, Рейнский Канторей , Дас Кляйне Концерт и Герман Макс (дирижер). Иоганн Людвиг Бах: Траурная музыка (для солистов, двойного хора, 2 оркестров) . Каприччио, 2011
- ^ Месса ми минор, BWV Anh 166 на www.
.бах-кантаты .с - ^ Мисса (Кайри и Глория), e JLB 38; БВВ Ань. 166; BNB I/B/18 на Bach Digital сайте
- ^ Лютеранские мессы Баха , Оценка исследования на основе НБА , Bärenreiter-Verlag (1987)
- ^ Кирстен Байсвенгер (ред.) Произведения сомнительной подлинности, аранжировки иностранных сочинений (Том 9 серии II: Мессы, Страсти, Оратории из Нового Баха ). Беренрайтер , 2000.
- ^ Штёльцель, Готфрид Генрих: 14 духовных песен; V (X), Коро, Орх, до н. э., 1740–1770 (1740–1770) на SBB сайте
- ^ RISM 452511235 Штельцель, Готфрид Генрих: Месса до минор (в рукописи из 14 церковных пьес), RISM 240009228 Штёльцель, Готфрид Генрих: Месса до минор (автограф композитора 1739 г.) и RISM 456010767 Штёльцель, Готфрид Генрих: Месса ми минор
- ^ RISM 464131275 Штёльцель, Готфрид Генрих: Каноническая месса до мажор
- ^ RISM 464131274 Штёльцель, Готфрид Генрих: Каноническая месса до мажор
- ^ RISM 455023885 Штёльцель, Готфрид Генрих: Месса до мажор, RISM 452505423 Штельцель, Готфрид Генрих: Месса до мажор, RISM 469047100 Штельцель, Готфрид Генрих: Месса до мажор, RISM 452511141 Штельцель, Готфрид Генрих: Месса до мажор и RISM 452511073 Штёльцель, Готфрид Генрих: Месса до мажор
- ^ Паскаль, Роберт (1987). Брамса « Каноническая Missa и ее рекомпозиция в его мотете «Warum» Op. 74 № 1». В Масгрейве, Майкл (ред.). Брамс 2: Биографические, документальные и аналитические исследования . Издательство Кембриджского университета. стр. 111–136. ISBN 0521326060 .
- ↑ Месса рыбаков Виллервиля. Архивировано 17 июня 2015 г. на сайте Wayback Machine на Национальной библиотеки Франции . сайте
- ^ Эрих Швандт . «Новая Глория для Сати Messe des Poor » в журнале Canadian University Music Review / Revue de musique des University Canadiennes , vol. 18, № 2, 1998, с. 38- 47. DOI: 10.7202/1014653ar.
- ^ Шарль Гуно: Месса и реквиемы на www.
.шарль-гуно .с - ^ Шарль ГУНО: Каталог композиций на www.
.flaminioonline .это - ^ Шарль Гуно: Краткая месса, номер. 6 в соборы на www
Издательство .carus .с - ^ Шарль Гуно: Краткая месса по умершим фа мажор (Реквием фа мажор) на www
Издательство .carus .с - ^ Шарль Гуно: Траурная месса (Реквием фа мажор) на www
Издательство .carus .с - ^ «Категория: Феррари, Карлотта — IMSLP: Бесплатная загрузка нот в формате PDF» .
- ^ Арво Пярт: Missa brevis в Universal Edition
Источники
[ редактировать ]- Римбах, Эванджелина (2005). «Священная вокальная музыка Иоганна Кунау» . В Мессерли, Карлос Р. (ред.). Твоё аминь: Очерки лютеранской церковной музыки в честь Карла Шалка . Марти, Мартин Э. (Предисловие). Издательство Кирк Хаус. стр. 83–110. ISBN 9781932688115 .