Иероним Преторий
Иероним Преторий | |
---|---|
Рожденный | 10 августа 1560 г. |
Умер | 27 января 1629 г. Гамбург, Германия | (68 лет)
Национальность | Северо-Немецкий |
Род занятий | Композитор и органист |
Дети | Джейкоб |
Иероним Преториус (10 августа 1560 – 27 января 1629) – северогерманский композитор и органист эпохи позднего Возрождения и раннего барокко, чьи полихоральные мотеты в 8–20 голосов сложны и ярко выразительны. Часть его органной музыки сохранилась в Visby Orgel-Tabulatur, датируемом 1611 годом. (Он не был родственником плодовитого Михаила Преториуса , известного как теоретика и Терпсихоры , но большое генеалогическое древо Преториусов породило много выдающихся музыкантов в 16-м веке. и 17 вв.).
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Гамбурге и провел там большую часть своей жизни. Он изучал орган у своего отца ( Якоба Преториуса старшего (1520–1586) , также композитора), прежде чем переехать в Кельн для дальнейшего обучения. В 1580 году он стал органистом в Эрфурте , но пробыл там всего два года. После возвращения в Гамбург в 1582 году он работал со своим отцом помощником органиста в Санкт-Якоби , а в 1586 году, когда умер его отец, стал главным органистом, и занимал эту должность до своей смерти 43 года спустя. В том же году родился его сын Якоб , которому тоже суждено было стать композитором. Его младший сын Иоганн также был композитором и органистом. В 1596 году Иероним посетил Грёнинген , где встретил Михаэля Преториуса и Ганса Лео Хасслера ; предположительно, он познакомился с их музыкой и через них с музыкой современной венецианской школы .
Музыка и влияние
[ редактировать ]Преториус написал мессы и десять постановок Магнификата в дополнение к преимущественно латинским полихоральным мотетам. В большей части его музыки используются голоса, разделенные на несколько групп, вероятно, первые в своем роде в Северной Германии в полихоральном стиле; Размер хора варьируется от 8 до 20, голоса делятся на две, три или четыре группы. В распоряжении Преториуса, должно быть, были опытные музыканты, учитывая количество и сложность музыки, которую он писал для этих ансамблей. Будучи прогрессивным в написании венецианского стиля, он был консервативен в использовании латыни и избегал бассо континуо , который охотно переняли многие другие современные немецкие композиторы. Большая часть его вокальной музыки — а капелла .
Преториус также был первым композитором, составившим сборник четырехчастных немецких хоралов с органным сопровождением, звучание которого на несколько столетий стало стандартом в протестантских церквях. Музыка в сборнике собрана из четырех церквей Гамбурга; 21 из 88 настроек — его собственного сочинения. Некоторые из его органных композиций сохранились, в том числе девять настроек Magnificat, выполненных в крайне контрапунктическом стиле cantus Firmus . Помимо этих настроек, многочисленные анонимные произведения в северогерманских коллекциях того времени теперь с достаточной уверенностью приписываются Иерониму Преторию.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья «Иероним Преториус» в Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1560 рождений
- 1629 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы эпохи Возрождения
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие классические органисты
- Композиторы из Гамбурга
- Органисты и композиторы северогерманской традиции
- Музыканты-мужчины 17 века
- Иероним Преторий
- Немецкие классические органисты мужского пола