Международный каталог музыкальных источников
Фокус | Исторические музыкальные источники |
---|---|
Штаб-квартира | Редакционный центр во Франкфурте, Германия; Цифровой центр в Берне, Швейцария |
Расположение |
|
Происхождение | Роберт Эйтнер |
Продукт | База данных, книги |
Метод | Участники рабочих групп по всему миру |
Ключевые люди | Доктор Балаж Микуси, директор; Доктор Харальд Хекманн , профессор, доктор медицинских наук. Доктор hc Кристоф Вольф , почетные президенты; Проф. Др. Клаус Питшманн , президент |
Сотрудники | 6 в Редакционном центре, 7 в Цифровом центре |
Веб-сайт | рисунок |
The Répertoire International des Sources Musicales ( RISM , англ. International Inventory of Musical Sources , German Internationales Quellenlexikon der Musik ) — международная некоммерческая организация, основанная в Париже в 1952 году с целью всестороннего документирования дошедших до нас исторических источников музыки по всему миру. мир. [1] Это крупнейшая в своем роде организация и единственная организация, действующая в мире и документирующая письменные музыкальные источники. RISM — один из четырех библиографических проектов, спонсируемых Международным музыковедческим обществом и Международной ассоциацией музыкальных библиотек, архивов и центров документации , другими являются Répertoire International de Littérature Musicale (RILM, основанный в 1966 году), Répertoire International d'iconographie musicale ( RIdIM, основанный в 1971 году) и Répertoire International de la presse musice (RIPM, основанный в 1980 году).
Вскоре после своего основания А. Х. Кинг назвал RISM «одним из самых смелых проектов долгосрочного планирования, когда-либо предпринимавшихся для исходного материала по любому предмету в гуманистической области». [2]
Записанными музыкальными источниками являются рукописи или нотные издания, сочинения о музыке и либретто . Они хранятся в библиотеках , архивах , церквях , школах и частных коллекциях . RISM устанавливает , что существует и где это хранится. RISM признан среди экспертов ключевым местом документирования музыкальных источников во всем мире.
Работа RISM по составлению всеобъемлющего указателя преследует двойную цель: во-первых, музыкальные документы защищены от потери, а во-вторых, они делаются доступными для ученых и музыкантов.
Организация
[ редактировать ]В проекте принимают участие одна или несколько рабочих групп RISM в более чем 35 странах. Около 100 человек из этих рабочих групп каталогизируют музыкальные источники, сохранившиеся в их странах. Они используют центральную базу данных, которую поддерживают Редакционный центр RISM (Zentralredaktion) во Франкфурте-на-Майне и Цифровой центр RISM в Берне . [3]
Музыкальные источники в публикациях RISM и участники активных рабочих групп RISM включают следующие страны:
- Афганистан
- Андорра
- Аргентина
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Беларусь
- Бельгия
- Бразилия
- Болгария
- Канада
- Китай
- Колумбия
- Хорватия
- Чешская Республика
- Дания
- Египет
- Эстония
- Финляндия
- Франция
- Германия
- Грузия
- Греция
- Гватемала
- Гонконг
- Венгрия
- Исландия
- Индия
- Индонезия
- Иран
- Ирландия
- Израиль
- Италия
- Япония
- Латвия
- Ливан
- Литва
- Люксембург
- Мексика
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Пакистан
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Россия
- Саудовская Аравия
- Словакия
- Словения
- ЮАР
- Южная Корея
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Тайвань
- Таджикистан
- Турция
- Украина
- Великобритания
- Соединенные Штаты
- Уругвай
- Узбекистан
- Ватикан
- Венесуэла
Редакционный центр RISM и рабочие группы в Германии — это проекты, финансируемые Академией наук и литературы в Майнце . [4] Остальные рабочие группы получают независимое финансирование в своих странах.
Цифровой центр РИСМ
[ редактировать ]В 2021 году в Берне, Швейцария, был создан Цифровой центр RISM для поддержания и расширения цифровой инфраструктуры глобального сообщества RISM. Цифровой центр RISM несет основную ответственность за разработку Маската, инструмента онлайн-каталогизации для организации. Цифровой центр также отвечает за разработку RISM Online, Verovio и создание инструментов для управления и публикации данных RISM.
Публикации
[ редактировать ]Основное внимание RISM уделяется электронной базе данных, содержащей описания музыкальных источников со всего мира. Кроме того, серии RISM, большинство из которых опубликованы в виде книг, делят источники на отдельные группы. [5]
База данных РИСМ
[ редактировать ]Поиск в базе данных RISM можно осуществлять через два бесплатных онлайн-ресурса: каталог RISM и RISM Online. Каталог RISM был выпущен в 2010 году и стал возможен благодаря сотрудничеству RISM, Баварской государственной библиотеки (Bayerische Staatsbibliothek) и Берлинской государственной библиотеки (Staatsbibliothek zu Berlin). RISM Online был запущен в 2021 году Цифровым центром RISM в Швейцарии. [6]
Из музыкальных источников, описанных в базе данных (1,5 миллиона по состоянию на январь 2024 г.), большую часть составляют нотные рукописи, имеется также значительное количество печатных изданий и меньшее количество либретто и трактатов. Основное внимание в музыкальных рукописях уделяется материалам, датируемым между 1600 и 1850 годами, хотя база данных содержит рукописи как более новые, так и более старые. ноты более 37 000 композиторов, хранящиеся в более чем 900 библиотеках Что касается нотных изданий, основное внимание уделяется нотам, напечатанным до 1945 года . В базе данных можно найти .
Записи RISM подробно описывают каждую деталь по единой схеме, содержащей более 100 полей. Включена, среди прочего, информация о:
- Имя композитора (включая даты рождения и смерти)
- Заголовок
- Опус если или каталожный номер, он есть.
- Исполняющие силы
- Формат – например, партитура, партии или фортепианная редукция.
- Дополнительные имена, такие как либреттисты , предыдущие владельцы и преданные.
- Ссылки на музыковедческую литературу
- Список библиотек или учреждений, в которых хранится объект
Рукописи подробно описаны с указанием переписчика , места и времени создания. Печатная нота включает такую информацию о публикации, как место, год и издательство . Кроме того, многие произведения включают в себя музыкальный инципит , то есть вступительные ноты или такты важных частей или частей произведения.
Разнообразие окон поиска позволяет просматривать и находить информацию в любом из этих полей. На конкретные вопросы можно ответить, объединив конкретные индексы. Например, можно сразу получить доступ ко всей информации, хранящейся в RISM, о рукописях с автографами Клары Шуман или о распространении рукописей с музыкой Франсуа Куперена . Поиск по музыкальному инципиту является ценным исследовательским инструментом при попытке идентифицировать анонимное произведение или фрагмент произведения. Чтобы использовать этот инструмент, исследователь вводит несколько первых заметок работы.
Помимо заявленного намерения открыть путь к первоисточникам для исследователей и исполнителей , этот тип каталога предоставляет привлекательные возможности для других областей интересов и исследований также . Например, можно получить представление о многих различных темах, исследуя восприятие произведения . Один из способов — выяснить, как воспринималась музыка композитора после его смерти; чтобы это выяснить, важно было бы знать, сколько и каких произведений было переиздано .
База данных предоставляет информацию не только о распространении произведений композиторов, которые и сегодня хорошо известны, но и богатые знания о тех многих творческих музыкантах, которые в свое время высоко ценились, но в настоящее время либо малоизвестны, либо даже забыты. Это делает базу данных бесценной для историков музыки, а также дает возможность музыкантам-исполнителям «раскапывать» и заново открывать многие вещи.
Данные в Каталоге RISM доступны по лицензии Creative Commons в виде связанных данных и связанных открытых данных для использования в других библиотечных каталогах, проектах в области цифровых гуманитарных наук или исследовательских проектах. [7]
Серия РИСМ
[ редактировать ]В первые годы проекта RISM была задумана серия публикаций для организации работы RISM и сосредоточения внимания на конкретных репертуарах, большая часть которых была опубликована в виде книг. За прошедшие годы большая часть информации, но не вся, из серии RISM была включена в онлайн-базу данных.
Серия RISM:
- Серия А: рукописи и ноты композитора.
- Серия B: описи источников по темам
- Серия C: каталог музыкальных библиотек.
В дополнение к этому рабочие группы реализуют проекты по документированию либретто, сохранившихся в своих странах.
RISM Series A/I – Нотные издания
Индивидуальные отпечатки RISM серии A/I до 1800 года документируют печатные нотные издания, содержащие произведения одного композитора, опубликованные между 1500 и 1800 годами. Антологии произведений различных композиторов индексируются в серии B RISM.
более 78 000 печатных изданий 7 616 композиторов (в алфавитном порядке) из 2 178 библиотек В девяти томах серии (опубликованных в 1971–1981 гг.) было задокументировано . В период с 1986 по 1999 год появилось четыре дополнительных тома, а в 2003 году последовал указательный том со списком издателей , типографий, граверов и мест публикации. Все тома серии RISM A/I были опубликованы издательством Bärenreiter в Касселе . Компакт -диск был опубликован Bärenreiter-Verlag в конце 2012 года, а данные компакт-диска были включены в онлайн-каталог в 2015 году. [8]
RISM Series A/II – Музыкальные рукописи
серии A/II RISM Музыкальные рукописи после 1600 года включают только рукописную музыку. Проект с самого начала задумывался как электронное издание и издавался на микрофишах и компакт-дисках. Версия накопленной базы данных на компакт-диске, созданная и изданная KG Saur в Мюнхене, была прекращена в 2008 году. База данных по подписке, размещенная на EBSCO (ранее NISC), все еще доступна. Вся серия A/II находится в онлайн-базе данных, и было опубликовано несколько печатных каталогов, основанных на подмножествах записей RISM.
РИСМ Серия Б
RISM series B документирует источники по темам. Тома серии B опубликованы Г. Хенле из Мюнхена . Серия B включает (при необходимости в скобках указан английский перевод названия):
- B/I и B/II: Recueils imprimés XVIe – XVIIIe siècles (2 тома). ( Печатные антологии XVI-XVIII веков; B/I доступен в онлайн-базе данных.) [9]
- B / III: Теория музыки от эпохи Каролингов до ок. 1500. Описательный каталог рукописей (6 томов).
- B/IV: Рукописи с полифонической музыкой XI-XVI веков (5 томов, 1 дополнительный том). ( Рукописи с полифонической музыкой XI-XVI веков )
- Б/В: Рукописи по тропической тематике и последовательности. ( Рукописи тропов и последовательностей )
- B/VI: Печатные сочинения о музыке (2 тома). ( Печатные сочинения о музыке )
- B/VII: Рукописные табулатуры для лютни и гитары XV-XVIII веков. ( Рукописи лютни и гитарной табулатуры XV-XVIII веков )
- B / VIII: Немецкая церковная песня (2 тома, Кассель: Bärenreiter). ( Немецкие гимны )
- B/IX: Еврейские источники (2 тома)
- B/X: Теория музыки в арабских сочинениях c. 900–1900 (2 тома)
- B/XI: Теория древнегреческой музыки . Каталог-резонне рукописей.
- B/XII: Персидские рукописи, посвященные музыке. ( Персидские рукописи о музыке )
- B/XIII: Славянская гимнология. Hymnologica Bohemica, Славица (HBS), Полоника (HP), Сорабица (HS). Notendrucke des 16. bis 18. Jahrhunderts (Печатная нота XVI-XVIII веков в Богемии, Словакии, Польше и Сорбии)
- B/XIV: Рукописи процессии (2 тома). ( Рукописи о Крестном ходе )
- B/XV: Полифонические мессы в источниках из Испании, Португалии и Латинской Америки, ок. 1490–1630 гг. ( Полифонические мессы в источниках из Испании , Португалии и Латинской Америки , примерно 1490–1630 гг .)
- B/XVI: Каталог-резонне балийских рукописей пальмовых листьев с нотной записью
- B / XVII: Die Triosonate : Catalog Raisonné der gedruckten Quellen («Трио -соната : Резюме каталога печатных источников»)
- B/XVIII/1: Рукописные источники эпизодов и прозы отмечены. 9–16 вв.
РИСМ Серия С
озаглавленная «Справочник музыкальных исследовательских библиотек Серия C RISM, », в пяти томах перечисляет все музыкальные библиотеки , архивы и частные коллекции , в которых хранятся исторические музыкальные материалы. Каждое учреждение, описанное в серии C, имеет библиотечный сиглум, который представляет собой аббревиатуру, обозначающую учреждение, в котором расположены музыкальные источники. Сиглум состоит из заглавных букв, обозначающих страну, дефиса, заглавных букв, обозначающих город, и строчных букв, обозначающих название учреждения. Например, «I-MOe» означает «Италия- Модена , Biblioteca Estense Universitaria».
Специальный том RISM-Bibliothekssigel. Gesamtverzeichnis (RISM Library Sigla: Complete Index) появился в 1999 году и включал в себя сертификаты учреждений по всему миру. Каталог sigla доступен в виде регулярно обновляемой базы данных с возможностью поиска на веб-сайте RISM с 2011 года. [10]
Люди, которые используют публикации RISM
[ редактировать ]- Музыковеды, ищущие источники, связанные с областью их исследований, находят основу для изучения каталогов произведений и современных изданий; [11]
- Исполнители, которые открывают для себя огромное количество малоизвестных произведений для концертов вдали от проторенных музыкальных троп;
- Библиотекари , которые могут исследовать источники, дополняющие фонды их собственных библиотек, или использовать базу данных RISM во время внутрибиблиотечного обучения ;
- Студенты , которым необходимо обратиться к первоисточникам для выполнения задания или курсовой работы;
- Музыкальные антиквары, которые могут искать информацию о других копиях произведений, которые они предлагают;
- Исследователи, которые используют данные RISM в рамках проектов и анализа в области цифровых гуманитарных наук , больших данных и поиска музыкальной информации.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брук, Барри С. и Ричард Дж. Виано. «Тематический каталог музыки: дальнейшие размышления о ее прошлом, настоящем и будущем». В «Основах музыкальной библиографии» под редакцией Ричарда Д. Грина, 27–46. Нью-Йорк: Haworth Press, 1993.
- Фаллетта, Мартина, Рената Хюскен и Клаус Кейл, ред. RISM: Научно-техническая задача исследования музыкально-исторических источников в международном контексте. Академические и технические проблемы музыковедческих источниковедческих исследований в международных рамках. Исследования и материалы по музыкознанию 58. Хильдесхайм: Олмс, 2010. ISBN 978-3-487-14431-3
- Хекманн, Харальд . « Международный репертуар музыкальных источников (RISM) в истории, настоящем и будущем», в книге « Пути и следы». Связи между образованием, наукой, культурой, историей и политикой. Festschrift для Иоахима-Феликса Леонхарда, изд. Кельмута Кнюппеля и др. (Берлин: Verlag für Berlin-Brandenburg GmbH, 2007): 597–605.
- Йенеке, Иоахим. «RISM: сокровищница музыкальных репродукций из Германии, которые считались утерянными» («RISM: сокровищница немецких музыкальных репродукций, которые считались исчезнувшими»). В служении источникам музыки. Festschrift Getraut Haberkamp. Эд. Пол Мэй, 3–11. Центральная епископальная библиотека Регенсбурга: Тутцинг, 2002.
- Кейл, Клаус. «Отчет 2010». Acta Musicologica LXXXIII (2011), 161–168. Также доступно онлайн. [12]
- Таппен, Сандра, Стивен Роуз и Лукия Дросопулу. «Записи библиотечного каталога как исследовательский ресурс: знакомство с «историей музыки на основе больших данных». Fontes Artis Musicae 63, вып. 2 (апрель-июнь 2016 г.): 67-88 .
- Уорд, Дженнифер А. «Виртуальное возвращение к истоку: RISM как инструмент в цифровой среде». Музыка Arti: Хорватское музыковедческое обозрение , 48, вып. 2 (2017): 281-294 .
- Кейл, Клаус и Лоран Пьюджин. «Международный музыкальный словарь, RISM. Совместный проект на благо исследований и библиотек». Библиотечные исследования и практика 42, № 2 (2018): 309-318 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рита Бентон, «Международный репертуар музыкальных источников», Словарь музыки и музыкантов New Grove, 2-е издание, 2002 г., том. 21, с. 194. ISBN 1-56159-239-0
- ^ Алек Хаятт Кинг, «Музыкальный библиотекарь, его задачи, национальные и международные», Fontes Artis Musicae 6 (1959): 54; цитируется по Бентону, 195.
- ^ Международная ассоциация музыкальных библиотек (IAML): Совместные проекты и вспомогательные публикации. Архивировано 2 марта 2015 г. в Wayback Machine.
- ↑ Академия наук и литературы, Майнц. Архивировано 14 марта 2012 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Подробный список публикаций можно найти на сайте RISM.
- ^ «RISM Online запущен на конгрессе IAML в Праге», веб-сайт RISM , 28 июля 2022 г.
- ^ Кейл, Клаус; Уорд, Дженнифер А. (март 2019 г.). «Применение данных RISM в электронных библиотеках и цифровом музыкознании». Международный журнал цифровых библиотек . 20 (1): 5–7, 10–11. дои : 10.1007/s00799-016-0205-3 . S2CID 254074253 .
- ^ «Печатная музыка (A/I и B/I) теперь в онлайн-каталоге RISM», веб-сайт RISM.
- ^ «200 лет истории печати: RISM B/I теперь полностью в каталоге RISM», веб-сайт RISM , 17 февраля 2022 г.
- ^ RISM Zentralredaktion, объявление 29 ноября 2011 г. и Биргит Грюн, пер. Кейт Харрис, Музыкальная библиотека Forum 27 (2006/4), стр. 331 и след. Справочная информация о сигле
- ^ «Настоящий автор благодарен за то, что снова записал долг перед RISM за то, что он направил его к четырем ранним табулатурам для гитары и цитры, лежащим неузнанным в маленькой швейцарской библиотеке - открытие, которое знаменует собой одно из самых существенных дополнений к сборнику XVI века. инструментальный репертуар за многие годы». Дэниел Хартц, «Международный репертуар музыкальных источников», Журнал Американского музыковедческого общества 14 (1961): 271.
- ^ «2010 — РИСМ» . Rism.info . Проверено 23 мая 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) Официальный сайт
- Каталог RISM OPAC
- РИСМ Онлайн
- Академия наук и литературы, Майнц
- Источники рукописей музыки барокко
- Источники средневековых музыкальных рукописей
- Источники музыкальных рукописей эпохи Возрождения
- Каталоги классической музыки
- Музыковедение
- Музыкальные библиотеки
- Музыкальные архивы
- Организации, созданные в 1952 году
- Музыкальные организации в Германии
- 1952 заведения во Франции