Мисса Бревис (Бернштейн)
Короткая месса | |
---|---|
Missa brevis Леонарда Бернстайна | |
![]() Композитор в 1971 году | |
Связанный | на основе музыки к пьесе Ануя « Жаворонок». |
Повод | выход Роберта Шоу из Симфонического оркестра Атланты |
Текст | Миса без веры |
Язык | латинский |
Составленный | 1988 |
Выполненный | 1989 Атланта : |
Движения | шесть |
Подсчет очков |
|
«Мисса Бревис» Леонарда Бернштейна — это музыкальная постановка частей мессы на латыни для смешанного а капелла хора с контртеноровым соло и ударными . Это также последнее полное хоровое произведение Бернштейна, произошедшее из-за его смерти через год после его завершения в 1989 году.
Обзор
[ редактировать ]Происхождение пьесы связано с хоровой музыкой , которую Бернштейн сочинил для адаптации Жана Ануя пьесы «Жаворонок » в постановке Лилиан Хеллман в 1955 году. Сюжет пьесы охватывает события вокруг Жанны д'Арк и суда над ней. Это побудило Бернштейна сочинить хоровую музыку, которая бы звучала от средневековья до раннего Возрождения по качеству и текстуре, чтобы соответствовать атмосфере пьесы. [ 1 ]
Роберт Шоу , дирижер Симфонического оркестра Атланты , пришел посмотреть одно из первых представлений спектакля. После выступления Шоу подошел к Бернштейну и предложил адаптировать музыку припева в единое хоровое произведение, чтобы получилась убедительная Missa Brevis . [ 2 ] Тридцать три года спустя Бернштейн последовал предложению Шоу и завершил «Миссу Бревис» в честь ухода Шоу с поста музыкального руководителя Симфонического оркестра Атланты в 1988 году. [ 3 ] Позже Шоу представил и записал произведение с Симфоническим хором Атланты .
Структурно Missa Brevis включает в себя четыре из пяти традиционных разделов Ordinary, а также добавлены два дополнительных раздела: «Benedictus» и «Dona Nobis Pacem». Бернштейн решил опустить раздел Credo («Я верю в единого Бога»); причина этого упущения неизвестна.
В этой первой записи произведения не были исполнены некоторые отрывки литургического текста из Gloria и Agnus Dei. Эти отрывки были позже добавлены Бернштейном для публикации партитуры при содействии Джорджа Стила . [ 3 ]
Бернштейна «Мисса Бревис» до сих пор часто исполняется. Его длина делает его пригодным для использования в литургической обстановке, и он достаточно прочный, чтобы его можно было использовать в качестве декорации на концерте .
Подсчет очков
[ редактировать ]Произведение рассчитано в первую очередь для смешанного хора а капелла . Большинство ударных партий не являются обязательными, за исключением двух наборов колокольчиков или курантов, которые можно разместить по обе стороны от припева. Некоторые движения требуют солиста-контртенора. В указаниях указано, что его также может исполнять альт-мальчик или даже альт-женщина (в отличие от его Чичестерских псалмов , которые запрещают солисткам-женщинам). [ 4 ]
Исполнение переработанной версии занимает около 11,5 минут; Запись оригинальной версии Шоу длится около 9,5 минут.
Движения
[ редактировать ]Кирие
[ редактировать ]Написанная в тональности до с расширениями, выходящими за пределы функциональной гармонии , эта часть длится всего тринадцать тактов . В то время как большинство настроек «Kyrie» сосредоточено на слове «eleison» («помилуй»), Бернштейн фокусируется посредством повторения и удлинения на слове «Kyrie» («Господь»). Сосредоточение внимания на слове «Kyrie» создает ударные качества в движении, когда звучит каждая буква «k». [ 5 ] Согласно маркировке Бернштейна, движение должно медленно нарастать , пока не достигнет форте на восьмом такте, а затем уменьшаться до половины каденции , которая переходит в следующую часть. Сосредоточение Бернштейна на слове «Кайри» в сочетании с медленным, но резким динамическим контрастом создает ощущение сильной мольбы.
Глория
[ редактировать ]Большая часть материала этого движения напрямую заимствована из припева «Жаворонка» под названием «Глория». [ 6 ] Однако в опубликованной партитуре Missa Brevis он удлинен , чтобы соответствовать дополнительному тексту «Laudate dominum».
Хотя движение тонально сосредоточено на ля, частое размещение Бернштейном неразрешенных негармонических тонов создает двусмысленность в тональности. [ 6 ] Первые одиннадцать тактов колеблются между ля мажор и ля минор, прежде чем в двенадцатом такте остановиться на своего рода ми минор . Это служит знакомством с солистом-контртенором.
Следующие двадцать пять тактов задают текст «laudamus te». Здесь Бернштейн модулирует от ми минор к ми мажор , внося движение в текст «gratias», который продолжает переключаться между до мажор и фа мажор примерно в течение четырнадцати тактов. Остановившись в до миноре , Бернштейн начинает «Domine deus», самую длинную часть текста в этой части. Он продолжает «quoniam» и заканчивает часть до минор игрой фортиссимо на колокольчиках .
Бернштейн излагает инструкции по игре на колоколе следующим образом:
Есть два набора колокольчиков, по одному в каждом крыле или на каждой стороне припева, каждый из которых имеет как минимум три разные ноты (любые ноты, но желательно охватывающие широкий диапазон). Ноты следует произносить по одной в максимально быстром темпе». [ 6 ]
Гармоничный язык этого движения описывается как смесь стилей средневековья и ренессанса с музыкальными стилями Америки середины двадцатого века. [ 6 ] Музыку также описывают как содержащую «жизненные ритмы» и «острые гармонии». [ 7 ] — хорошее общее описание Миссы Бревис в целом.
«Глория» — не только самая длинная часть в «Мисса Бревис» , но и самая трудная для пения. Движение требует идеальной настройки и пения с прямым тоном, при этом сохраняя высокую тесситуру для сопрано, теноров и басов. [ 8 ] Как и все другие части Missa Brevis , Gloria представляет собой полностью а капелла , за исключением перкуссии, которая мало помогает певцам с точки зрения высоты звука, которые часто поют дополнительные неаккордовые тона. Сочетание этих факторов может затруднить сохранение хорошей интонации на протяжении всего движения.
Святой
[ редактировать ]Бернштейн использует несколько ладов в «Санктусе», захватывающем с точки зрения тональности движении. Большая часть его колеблется между соль мажором и своего рода дорийским ладом, установленным в соль. Соло контртенора - главная особенность этой части. После первых четырех тактов, отмеченных мистериозо и фортепиано , Бернштейн создает то, что напоминает орган . Каждая партия хора поддерживает гудение на нотах G и D, а солист-контртенор свободно поет миксолидийский распев, начинающийся с «Deus, Deus Sabaoth».
Смена гомофонного , но дискантного использования гармонии, сопровождаемая гулом с витиеватой мелодической активностью, еще больше увековечивает средневековое качество. Бернштейн эффективно создает эстетику, напоминающую музыку 14 века.
Благословенный
[ редактировать ]Несмотря на то, что «Бенедикт» представляет собой новый набор текстов, он является продолжением «Санктуса». Это полудвижение продолжает использовать тот же структурный формат, что и в Sanctus. Во многом это предполагает исполнение солистом-контртенором распев , напоминающего речитатива , за которым следует хоровой ответ на текст «osanna in excelsis».
Динамику можно охарактеризовать как взрывно контрастную. Использование крещендо в этой части произведения довольно широко, и часто встречаются переходы между форте и фортепиано. [ 6 ]
Агнус Деи
[ редактировать ]Бернштейн ведет вступительный материал от «Глории» к началу «Agnus Dei». Вступительные аккорды почти одинаковы. Тонально он переходит от ля мажор и ля минор к фа-диез минор при повторении, найденном в такте 15. К такту 30 Бернштейн приступает к реализации фа-диеза мажора, чтобы закончить текст «qui tollis peccata mundi» («кто берет на себя грехи мира»). [ 6 ]
Дай нам мир
[ редактировать ]Продолжение Agnus Dei, Dona Nobis Pacem начинается, когда предыдущая часть движения переходит от фа-диеза мажора к колебаниям ля-мажора и ля-минор. В результате тональный центр возвращается к до мажору в такте 11. Именно здесь Бернштейн начинает использовать шестинотную ступенчатую гамму, начиная с до, в качестве основы для мелодического материала.
Ритмически эта заключительная часть Missa Brevis очень танцевальная . В нем используется тройной размер , и, хотя это и не обозначено как таковое, кажется, что он смещается от 3/4 до 6/8. [ 6 ] Ударнику также поручено импровизировать свою партию, делая каждое исполнение произведения уникальным по тембру и фактуре.
Записи
[ редактировать ]В отличие от многих произведений Бернштейна, Missa Brevis композитор никогда не исполнял и не записывал; он умер через год после его завершения. Произведение было впервые записано в 1989 году Симфоническим хором Атланты под руководством Роберта Шоу на компакт-диске, который также содержит исполнения «Чичестерских псалмов Уолтона » Бернштейна и «Пира Валтасара» . [ 9 ] в исходной форме и без добавленного позднее текста в «Глории».
Первая запись переработанного произведения была сделана Симфоническим оркестром и хором BBC и певцами BBC под руководством Леонарда Слаткина в 2003 году. [ 10 ]
Другие записи включают записи SWR Vokalensemble под управлением Маркуса Крида ; [ 11 ] Стивен Лейтон с Polyphony ; [ 12 ] и Марин Олсоп с Симфоническим оркестром Сан-Паулу . [ 13 ]
Прием
[ редактировать ]Missa Brevis получила несколько положительных отзывов как композиция Бернштейна. Произведение привлекает внимание, поскольку является уникальным среди хоровых произведений Бернштейна. Смесь средневековья и Возрождения, в которой Бернштейн составил это произведение, не наблюдается в других его произведениях. Контрапункт в «Мисса Бревис» был описан как превосходный. [ 14 ] назвал его «компактной жемчужиной» Американский справочник звукозаписывающих компаний . [ 15 ] В обзоре Gramophone произведения говорится, что особые требования к ансамблю подчеркивают средневековый подтекст и придают произведению «современный оттенок». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джексон, Ричард (1966). « Припевы из «Жаворонка» Жана Ануя. Для полного хора смешанных голосов (или септета сольных голосов) а капелла Леонарда Бернстайна». Примечания . 22 (4). Ассоциация музыкальных библиотек : 1317. doi : 10.2307/895248 . ISSN 1534-150Х . JSTOR 895248 .
- ^ Джек Готлиб. «Хоровые произведения» в работе с Бернштейном, 198–210. Нью-Йорк: Амадеус Пресс, 2010.
- ^ Перейти обратно: а б Джек Готлиб.
- ^ «Композиторы Бузи и Хоукса, классическая музыка и джазовый репертуар» . www.boosey.com . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ Джонатан А. Тальберг. «Путеводитель для дирижера по Чичестерским псалмам Леонарда Бернштейна, а также введение и анализ Missa Brevis Леонарда Бернстайна». Диссертация DMA, Университет Цинциннати, Музыкальный колледж-консерватория, 2004 г. [1]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джонатан А. Тальберг.
- ^ Ричард Джексон.
- ^ Джонатан А. Тальберг
- ^ Уолтон, В. и Бернштейн, Л. Уолтон: Пир Валтасара; Бернштейн: Чичестерские псалмы; Мисса Бревис. Симфонический оркестр и хор Атланты, Симфонический зал. Записано в 1988 году. Роберт Шоу. Telarc Distribution 80181, 1989 г., компакт-диск.
- ^ Бернштейн, Леонард. Кадиш, Чичестерские псалмы, Мисса Бревис. Схола Лондонской школы ораторского искусства, певцы BBC, симфонический хор и оркестр BBC. Леонард Слаткин, дир. Запись 2003 г. Chandos CHSA 5028, 2004 г., компакт-диск.
- ^ Бернштейн, Леонард. Мисса Бревис. Вокальный ансамбль Юго-Западного радио Штутгарта. Маркус Крид, дир. Запись 2014 г. Haenssler Classics B00HZOY0TG, 2014 г., компакт-диск.
- ^ Гиперион 67929, 2015.
- ^ Наксос 8559742, 2015.
- ^ Рорем, Нед (1990). «Леонард Бернштейн (Признательность)». Темп (175). Издательство Кембриджского университета : 6–9. дои : 10.1017/S0040298200012559 . ISSN 1478-2286 . JSTOR 944575 .
- ^ Линдси Куб. «Путеводитель по пластинкам: Бернштейн - «Кадишская симфония»; «Чичестерские псалмы»; «Мисса Бревис».» Американский справочник по рекордам 67, вып. 4 (2004): 87-88. Ресурсы для студентов Гейла в контексте.
- ^ Эдвард Гринфилд. «Бернштейн. Чичестерские псалмы. Мисса Бревис (1988). Уолтон. Пир Валтасара. Дерек Ли Рэгин (альт); Уильям Стоун; Симфонический хор и оркестр Атланты / Роберт Шоу. Telarc / Conifer CD 808181 (66 минут. DDD)». Граммофон, (март 1990 г.): 84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Готлиб , Джек. «Хоровая музыка Леонарда Бернштейна; размышления о театре и литургии». Американское хоровое обозрение 10. 4 (1968): 155
- Паслес, Крис. «Тихоокеанский хорал исполнит одно из последних произведений Леонарда Бернштейна: Дань уважения: «Мисса Бревис» знаменитого дирижера, сложная и ритмичная пьеса, дебютирует в расширенном формате в среду в Центре исполнительских искусств округа Ориндж», Los Angeles Times, (30 октября, 1990).
- Стернс, Дэвид П. The Philadelphia Inquirer, «Исполнение музыки Бернштейна из пьесы Жанны д'Арк 1955 года». (1 марта 2011 г.).
- Постон, Элизабет (1964). «Хоровая музыка». Музыкальные времена . 105 (1455). Musical Times Publications Ltd .: 373–4. дои : 10.2307/949962 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 949962 .
- Беккер, Уильям (1956). «Некоторые французские пьесы в переводе». Хадсон Ревью . 9 (2). Hudson Review, Inc : 277–88. дои : 10.2307/3847370 . ISSN 0018-702X . JSTOR 3847370 .
- Обучение, Терри. «Обзор записей: Уолтон / Бернштейн». Музыкальная Америка 110, вып. 5 (1990): 85-85.