Концерт Нью-Йоркской филармонии 6 апреля 1962 года.
Концерт Нью-Йоркской филармонии 6 апреля 1962 года считается одним из самых противоречивых в истории оркестра . , включающий исполнение Гленном Гулдом Первого фортепианного концерта Иоганнеса Брамса под управлением музыкального руководителя Леонарда Бернстайна , Концерт стал знаменитым благодаря замечаниям Бернштейна с трибуны перед концертом. Перед выступлением Гулда Бернштейн отмежевался от будущей интерпретации, назвав ее «неортодоксальной» и отходящей от исходного темпа Брамса. [ 1 ] Гулд, со своей стороны, публично заявил, что поддерживает высказывания Бернштейна.
Фон
[ редактировать ]Концерт планировался как обычный абонементный концерт ближе к концу 71-го сезона оркестра - последнего в Карнеги-холле. [ 2 ] – и не ожидалось, что это вызовет какой-либо большой резонанс. Но за несколько дней до начала репетиций Гулд позвонил Бернштейну и рассказал о некоторых открытиях, которые он сделал, изучая партитуру. Дирижеру стало любопытно, и он позже написал:
Я приветствовал любое открытие Гленна, потому что я преклонялся перед тем, как он играл: я восхищался его интеллектуальным подходом, его «смелостью», его полной преданностью всему, что он делал. [ 3 ]
Тем не менее о новизне идей Гулда нужно было осторожно рассказывать оркестру, а затем и публике. Проблема заключалась в том, что Гулд решил использовать три очень медленных темпа при исполнении трех частей. Бернштейн, призывая музыкантов не сдаваться, назвал Гулда «великим человеком». [ 4 ] и считал, что к его идеям следует относиться серьезно.
Гулд был не склонен к «драме», которую он считал неотделимой от традиции романтических концертов, в которой он рассматривал солиста как соперника оркестра. Он хотел подчинить и тем самым «интегрировать» роль солиста. Он сказал, что есть два способа исполнить концерт, подобный Брамсу:
Можно подчеркнуть его драматизм, его контрасты, его угловатость, а можно трактовать противостояние тематических тональных отношений как коалицию неравенств. Сегодня это модный способ интерпретировать романтическую музыку. Таким образом, в нем прочитывается сюжет, полный неожиданностей, моральная позиция, полная противоречий. К поверхностным условностям классической сонатной структуры и ее присущему и во многом стереотипному плану он подходит с наивностью, которая принимает мужской и женский контраст темы как самоцель. Альтернативно, можно прочитать будущее в Брамсе. Это можно увидеть так, как видел бы Шенберг: сложное переплетение фундаментальной мотивационной нити; в нем можно прочитать аналитические точки зрения наших дней.
И это, по сути, то, что я сделал. Я ценил эту структуру за ее сходство; Я решил минимизировать контрасты. [ 5 ]
Концерт
[ редактировать ]Предантрактивная » под управлением ассистента Джона часть концертной программы состояла из двух произведений Карла Нильсена , увертюры к его опере «Маскарада Канарины и его Пятой симфонии . Все прошло гладко, но вторая половина концерта прошла менее уверенно. Даже выступление Гулда не было гарантировано, поскольку он регулярно отказывался от выступления в последнюю минуту. Следовательно, оркестр был готов к другому произведению Брамса, его Первой симфонии , которая должна была быть исполнена на субботнем концерте абонементной серии вместо концерта. Позже Канарина вспомнила, как видела Гарольда Гомберга , главного гобоя оркестра, стоящего за кулисами, чтобы посмотреть, понадобится ли он для симфонии. Только когда концерт, на который он не был нужен, действительно начался, он вышел из зала. [ 6 ] В этом случае Гулд все же выступил, решив работать с оркестровой партитурой, которая была прикреплена к большим кускам картона на фортепиано. [ 6 ]
Учитывая необычный характер концепции пьесы Гулда, Бернштейн решил сделать несколько замечаний с трибуны, чтобы лучше подготовить публику к предстоящему выступлению. Он сделал это на концерте в четверг, который многие воспринимали как «превью» оставшейся части выступления, на который не пришли критики; однако он повторил свою речь на пятничном концерте, который обычно выбирали для обзора. [ 3 ]
Бернштейн говорил с трибуны более трех минут:
Не пугайтесь. Мистер Гулд здесь. [смех] Он появится через мгновение. Я, как вы знаете, не имею привычки выступать на каких-либо концертах, кроме вечерних превью в четверг, но возникла любопытная ситуация, которая, я думаю, заслуживает того, чтобы сказать пару слов. Вы вот-вот услышите довольно, скажем так, неортодоксальное исполнение Концерта ре минор Брамса, исполнение, явно отличающееся от всего, что я когда-либо слышал или даже мечтал, если уж на то пошло, своим удивительно широким темпом и частыми отклонениями. из динамических указаний Брамса.
Я не могу сказать, что полностью согласен с концепцией г-на Гулда, и здесь возникает интересный вопрос: «Что я делаю, проводя ее?» [смех] Я провожу его, потому что мистер Гулд настолько авторитетный и серьезный художник, что я должен серьезно относиться ко всему, что он задумал, и его концепция достаточно интересна, так что я чувствую, что вы тоже должны ее услышать.
Но извечный вопрос все еще остается: «Кто в концерте главный: солист или дирижер?» [громкий смех] Ответ, конечно, иногда один, иногда другой, в зависимости от вовлеченных людей. Но почти всегда им удается собраться вместе с помощью убеждения, обаяния или даже угроз [смех] и добиться единого выступления.
Мне только один раз в жизни приходилось подчиняться совершенно новой и несовместимой концепции солиста, и это был последний раз, когда я аккомпанировал мистеру Гулду [громкий смех].
Но на этот раз расхождения между нашими взглядами настолько велики, что я чувствую, что должен сделать небольшую оговорку. Тогда почему, повторю вопрос, я его провожу? Почему бы мне не устроить небольшой скандал – не найти запасного солиста или не дать дирижировать ассистенту? Потому что я очарован, рад возможности по-новому взглянуть на это столь сыгранное произведение. Более того, в игре мистера Гулда есть моменты, которые проявляются с поразительной свежестью и убедительностью. В-третьих, потому что мы все можем чему-то научиться у этого выдающегося артиста, мыслящего исполнителя, и, наконец, потому что в музыке есть то, что Дмитрий Митропулос называл «спортивным элементом», этот фактор любопытства, приключений, эксперимента, и я могу Уверяю вас, что на этой неделе сотрудничать с мистером Гулдом над концертом Брамса было приключением, и именно в этом духе приключений мы сейчас представляем его вам [аплодисменты]. [ 7 ]
Фраза Бернштейна «Не пугайтесь, мистер Гулд здесь» относится к склонности Гулда отменять выступления. [ 8 ]
Споры
[ редактировать ]Замечания Бернштейна
[ редактировать ]Замечания Бернштейна вызвали множество комментариев почти всех присутствовавших критиков. Некоторые отнеслись к его идее благосклонно, другие — менее. Гарольд К. Шенберг , в частности, резко возражал против решения Бернштейна, жестко отчитав его в выпуске The New York Times на следующий день . Шенберг выразил свою рецензию в форме письма своему другу «Осипу» (которого некоторые считают версией пианиста Осипа Габриловича ), в котором он осудил многие аспекты выступления, в частности, кажущуюся попытку дирижера возложить вину на солиста. :
Знаешь что, Осип? Я думаю, что, хотя дирижер и сделал такое громкое заявление, ему нельзя позволять так легко сойти с крючка. Я имею в виду, кто вообще нанял мальчика Гулда? Кто музыкальный руководитель? Кто-то должен нести ответственность. [ 3 ]
Он закончил ударом по технике Гулда. Обзоры также были напечатаны в большинстве газет Нью-Йорка и в некоторых других газетах по всему миру. В более позднем письме Бернштейн утверждал, что его комментарии были объяснением, а не отказом от ответственности, и что он получил предварительное одобрение Гулда.
Поэтому я сказал Гленну за кулисами: «Знаешь, мне нужно поговорить с людьми. Что бы было, если бы я предупредил их, что все будет очень медленно, и подготовил их к этому? Потому что, если они не знают, они действительно могут уйти. Я просто скажу им, что между нами есть разногласия по поводу темпа, но из-за элемента спортивного мастерства в музыке я хотел бы согласиться с вашим темпом и попробовать его». Это не должно было быть отказом от ответственности; Меня очень интересовали результаты, особенно реакция на них аудитории. Я написал пару заметок на обратной стороне конверта и показал их Гленну: «Все в порядке?» И он сказал: «О, это чудесно, какая замечательная идея». [ 9 ]
Выступление Гулда
[ редактировать ]Игра Гулда также вызвала резкую критику. Продолжительность немногим более 53 минут показалась на тот момент слишком медленной. [ 10 ] Гулда также критиковали за чрезмерную вольность с выставлением оценок. Более поздние исследования в некоторой степени подтвердили идеи Гулда: выбранный Гулдом темп аналогичен предыдущим исполнениям пьесы. [ 4 ] [ 11 ] Более поздняя запись концерта Бернштейна с Кристианом Цимерманом длится 54 минуты (хотя первая часть, 24:32 против 25:37, и третья часть, 13:00 против 13:34, значительно короче). и другие записи сопоставимой длины. [ 4 ] Говорят, что Гулду, со своей стороны, очень понравилось происходящее, особенно тот факт, что он вызвал освистывание публики ; он считал, что некоторые разногласия лучше, чем тихое самоуспокоение по поводу выступления. Он также позволил некоторую свободу действий; Перед воскресным дневным концертом по просьбе Бернштейна он предоставил дирижеру больше свободы в обращении с оркестром, в результате чего речь не была произнесена. [ 6 ]
Запись
[ редактировать ]Columbia Records планировала выпустить запись концерта в рамках соглашения с Филармонией и Бернштейном. И он, и Гулд работали по контракту с компанией; Ожидалось также, что он запишет большую часть концертного репертуара оркестра для распространения. Тем не менее, после разногласий по поводу выступления Гулда, было решено ( Шайлер Чапин , тогдашний директор компании) отложить любые планы по коммерческому выпуску. Однако концерт транслировался в прямом эфире, и в течение нескольких лет распространялись контрафактные копии этой трансляции. В результате было решено выпустить спектакль на Sony Classical ; Диск дополнен высказываниями Бернштейна и радиоинтервью с Гулдом 1963 года.
Существуют и другие записи, на которых Гулд играет тот же концерт в более традиционном темпе, одна с канадским дирижером Виктором Фельдбрилом . [ 12 ] и еще один с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Питера Германа Адлера (9 октября 1962 г., когда-то был доступен на компакт-диске Music & Arts CD-297). [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]Спектакль до сих пор регулярно упоминается критиками. [ 14 ] и фигурирует в ретроспективах карьеры Гулда. [ 15 ] Гулд, выступая в 1982 году, не раскаивался:
Солисты и дирижеры все время расходятся во мнениях. Почему это нужно скрывать от общественности, особенно если обе стороны по-прежнему выкладываются на полную? [ 2 ]
Музыкальный юморист Питер Шикеле в «Полной биографии PDQ Баха » упомянул этот концерт в своей записи для « Концерта PDQ Баха для фортепиано с оркестром» ; затем он заявил, что на премьере концерта PDQ Баха дирижер, пианист и концертмейстер повернулись к публике и в унисон отмежевались от самого произведения. [ 16 ]
В документальном фильме швейцарского радио 2020 года этот спор воспроизведен. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кто босс?» . Американский учёный . 26 июля 2018 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тим Пейдж в примечаниях к выпуску Sony
- ^ Перейти обратно: а б с Цитируется Шайлер Чапин в примечаниях к выпуску Sony.
- ^ Перейти обратно: а б с Чапин
- ^ Баззана, Кевин (1997). Гленн Гулд: Исполнитель в работе: исследование практики исполнительского мастерства . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 125. ИСБН 0198166567 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Канарина в примечаниях к выпуску Sony
- ^ Транскрипция с «Транскрипция вступления Леонарда Бернштейна» . Список рассылки фа минор . Архивировано из оригинала 31 октября 2000 г. Круглые скобки «Смех» и разрывы абзацев взяты из транскрипции в Mesaros (2008), стр. 251, в котором детали формулировок менее точны.
- ^ Месарос, Хелен (2008). Браво Фортиссимо, Гленн Гулд . Американская литературная пресса. п. 252.
- ^ Бернштейн, Леонард. «Правда о легенде» . Офис Леонарда Бернштейна . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Месарос, Хелен (март 2008 г.). Браво фортиссимо Гленн Гулд: ум канадского виртуоза . Американская литературная пресса. п. 270. ИСБН 978-1-56167-985-0 . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ «Фортепианный концерт № 1 Брамса» . Граммофон . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Гленн Гулд играет Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса ре минор (1-2) на YouTube ; заархивировано в Ghostarchive и Wayback Machine.
- ^ «Симфония с Гулдом». Балтимор Сан . 10 октября 1962 года.
- ^ Curveballs концертного зала: Бернштейн и Гулд: NPR Music
- ^ Выступление NPR сегодня
- ^ Шикеле, Питер . Полная биография П.Д.К. Баха . Нью-Йорк; Рэндом Хаус, 1976, с. 187.
- ^ «6 апреля 1962 г.» (57 минут), Radio Télévision Suisse , 30 августа 2020 г. (на французском языке)