Jump to content

Концерт Нью-Йоркской филармонии 6 апреля 1962 года.

Концерт Нью-Йоркской филармонии 6 апреля 1962 года считается одним из самых противоречивых в истории оркестра . , включающий исполнение Гленном Гулдом Первого фортепианного концерта Иоганнеса Брамса под управлением музыкального руководителя Леонарда Бернстайна , Концерт стал знаменитым благодаря замечаниям Бернштейна с трибуны перед концертом. Перед выступлением Гулда Бернштейн отмежевался от будущей интерпретации, назвав ее «неортодоксальной» и отходящей от исходного темпа Брамса. [ 1 ] Гулд, со своей стороны, публично заявил, что поддерживает высказывания Бернштейна.

Концерт планировался как обычный абонементный концерт ближе к концу 71-го сезона оркестра - последнего в Карнеги-холле. [ 2 ] – и не ожидалось, что это вызовет какой-либо большой резонанс. Но за несколько дней до начала репетиций Гулд позвонил Бернштейну и рассказал о некоторых открытиях, которые он сделал, изучая партитуру. Дирижеру стало любопытно, и он позже написал:

Я приветствовал любое открытие Гленна, потому что я преклонялся перед тем, как он играл: я восхищался его интеллектуальным подходом, его «смелостью», его полной преданностью всему, что он делал. [ 3 ]

Тем не менее о новизне идей Гулда нужно было осторожно рассказывать оркестру, а затем и публике. Проблема заключалась в том, что Гулд решил использовать три очень медленных темпа при исполнении трех частей. Бернштейн, призывая музыкантов не сдаваться, назвал Гулда «великим человеком». [ 4 ] и считал, что к его идеям следует относиться серьезно.

Гулд был не склонен к «драме», которую он считал неотделимой от традиции романтических концертов, в которой он рассматривал солиста как соперника оркестра. Он хотел подчинить и тем самым «интегрировать» роль солиста. Он сказал, что есть два способа исполнить концерт, подобный Брамсу:

Можно подчеркнуть его драматизм, его контрасты, его угловатость, а можно трактовать противостояние тематических тональных отношений как коалицию неравенств. Сегодня это модный способ интерпретировать романтическую музыку. Таким образом, в нем прочитывается сюжет, полный неожиданностей, моральная позиция, полная противоречий. К поверхностным условностям классической сонатной структуры и ее присущему и во многом стереотипному плану он подходит с наивностью, которая принимает мужской и женский контраст темы как самоцель. Альтернативно, можно прочитать будущее в Брамсе. Это можно увидеть так, как видел бы Шенберг: сложное переплетение фундаментальной мотивационной нити; в нем можно прочитать аналитические точки зрения наших дней.

И это, по сути, то, что я сделал. Я ценил эту структуру за ее сходство; Я решил минимизировать контрасты. [ 5 ]

Предантрактивная » под управлением ассистента Джона часть концертной программы состояла из двух произведений Карла Нильсена , увертюры к его опере «Маскарада Канарины и его Пятой симфонии . Все прошло гладко, но вторая половина концерта прошла менее уверенно. Даже выступление Гулда не было гарантировано, поскольку он регулярно отказывался от выступления в последнюю минуту. Следовательно, оркестр был готов к другому произведению Брамса, его Первой симфонии , которая должна была быть исполнена на субботнем концерте абонементной серии вместо концерта. Позже Канарина вспомнила, как видела Гарольда Гомберга , главного гобоя оркестра, стоящего за кулисами, чтобы посмотреть, понадобится ли он для симфонии. Только когда концерт, на который он не был нужен, действительно начался, он вышел из зала. [ 6 ] В этом случае Гулд все же выступил, решив работать с оркестровой партитурой, которая была прикреплена к большим кускам картона на фортепиано. [ 6 ]

Учитывая необычный характер концепции пьесы Гулда, Бернштейн решил сделать несколько замечаний с трибуны, чтобы лучше подготовить публику к предстоящему выступлению. Он сделал это на концерте в четверг, который многие воспринимали как «превью» оставшейся части выступления, на который не пришли критики; однако он повторил свою речь на пятничном концерте, который обычно выбирали для обзора. [ 3 ]

Бернштейн говорил с трибуны более трех минут:

Не пугайтесь. Мистер Гулд здесь. [смех] Он появится через мгновение. Я, как вы знаете, не имею привычки выступать на каких-либо концертах, кроме вечерних превью в четверг, но возникла любопытная ситуация, которая, я думаю, заслуживает того, чтобы сказать пару слов. Вы вот-вот услышите довольно, скажем так, неортодоксальное исполнение Концерта ре минор Брамса, исполнение, явно отличающееся от всего, что я когда-либо слышал или даже мечтал, если уж на то пошло, своим удивительно широким темпом и частыми отклонениями. из динамических указаний Брамса.

Я не могу сказать, что полностью согласен с концепцией г-на Гулда, и здесь возникает интересный вопрос: «Что я делаю, проводя ее?» [смех] Я провожу его, потому что мистер Гулд настолько авторитетный и серьезный художник, что я должен серьезно относиться ко всему, что он задумал, и его концепция достаточно интересна, так что я чувствую, что вы тоже должны ее услышать.

Но извечный вопрос все еще остается: «Кто в концерте главный: солист или дирижер?» [громкий смех] Ответ, конечно, иногда один, иногда другой, в зависимости от вовлеченных людей. Но почти всегда им удается собраться вместе с помощью убеждения, обаяния или даже угроз [смех] и добиться единого выступления.

Мне только один раз в жизни приходилось подчиняться совершенно новой и несовместимой концепции солиста, и это был последний раз, когда я аккомпанировал мистеру Гулду [громкий смех].

Но на этот раз расхождения между нашими взглядами настолько велики, что я чувствую, что должен сделать небольшую оговорку. Тогда почему, повторю вопрос, я его провожу? Почему бы мне не устроить небольшой скандал – не найти запасного солиста или не дать дирижировать ассистенту? Потому что я очарован, рад возможности по-новому взглянуть на это столь сыгранное произведение. Более того, в игре мистера Гулда есть моменты, которые проявляются с поразительной свежестью и убедительностью. В-третьих, потому что мы все можем чему-то научиться у этого выдающегося артиста, мыслящего исполнителя, и, наконец, потому что в музыке есть то, что Дмитрий Митропулос называл «спортивным элементом», этот фактор любопытства, приключений, эксперимента, и я могу Уверяю вас, что на этой неделе сотрудничать с мистером Гулдом над концертом Брамса было приключением, и именно в этом духе приключений мы сейчас представляем его вам [аплодисменты]. [ 7 ]

Фраза Бернштейна «Не пугайтесь, мистер Гулд здесь» относится к склонности Гулда отменять выступления. [ 8 ]

Замечания Бернштейна

[ редактировать ]

Замечания Бернштейна вызвали множество комментариев почти всех присутствовавших критиков. Некоторые отнеслись к его идее благосклонно, другие — менее. Гарольд К. Шенберг , в частности, резко возражал против решения Бернштейна, жестко отчитав его в выпуске The New York Times на следующий день . Шенберг выразил свою рецензию в форме письма своему другу «Осипу» (которого некоторые считают версией пианиста Осипа Габриловича ), в котором он осудил многие аспекты выступления, в частности, кажущуюся попытку дирижера возложить вину на солиста. :

Знаешь что, Осип? Я думаю, что, хотя дирижер и сделал такое громкое заявление, ему нельзя позволять так легко сойти с крючка. Я имею в виду, кто вообще нанял мальчика Гулда? Кто музыкальный руководитель? Кто-то должен нести ответственность. [ 3 ]

Он закончил ударом по технике Гулда. Обзоры также были напечатаны в большинстве газет Нью-Йорка и в некоторых других газетах по всему миру. В более позднем письме Бернштейн утверждал, что его комментарии были объяснением, а не отказом от ответственности, и что он получил предварительное одобрение Гулда.

Поэтому я сказал Гленну за кулисами: «Знаешь, мне нужно поговорить с людьми. Что бы было, если бы я предупредил их, что все будет очень медленно, и подготовил их к этому? Потому что, если они не знают, они действительно могут уйти. Я просто скажу им, что между нами есть разногласия по поводу темпа, но из-за элемента спортивного мастерства в музыке я хотел бы согласиться с вашим темпом и попробовать его». Это не должно было быть отказом от ответственности; Меня очень интересовали результаты, особенно реакция на них аудитории. Я написал пару заметок на обратной стороне конверта и показал их Гленну: «Все в порядке?» И он сказал: «О, это чудесно, какая замечательная идея». [ 9 ]

Выступление Гулда

[ редактировать ]

Игра Гулда также вызвала резкую критику. Продолжительность немногим более 53 минут показалась на тот момент слишком медленной. [ 10 ] Гулда также критиковали за чрезмерную вольность с выставлением оценок. Более поздние исследования в некоторой степени подтвердили идеи Гулда: выбранный Гулдом темп аналогичен предыдущим исполнениям пьесы. [ 4 ] [ 11 ] Более поздняя запись концерта Бернштейна с Кристианом Цимерманом длится 54 минуты (хотя первая часть, 24:32 против 25:37, и третья часть, 13:00 против 13:34, значительно короче). и другие записи сопоставимой длины. [ 4 ] Говорят, что Гулду, со своей стороны, очень понравилось происходящее, особенно тот факт, что он вызвал освистывание публики ; он считал, что некоторые разногласия лучше, чем тихое самоуспокоение по поводу выступления. Он также позволил некоторую свободу действий; Перед воскресным дневным концертом по просьбе Бернштейна он предоставил дирижеру больше свободы в обращении с оркестром, в результате чего речь не была произнесена. [ 6 ]

Columbia Records планировала выпустить запись концерта в рамках соглашения с Филармонией и Бернштейном. И он, и Гулд работали по контракту с компанией; Ожидалось также, что он запишет большую часть концертного репертуара оркестра для распространения. Тем не менее, после разногласий по поводу выступления Гулда, было решено ( Шайлер Чапин , тогдашний директор компании) отложить любые планы по коммерческому выпуску. Однако концерт транслировался в прямом эфире, и в течение нескольких лет распространялись контрафактные копии этой трансляции. В результате было решено выпустить спектакль на Sony Classical ; Диск дополнен высказываниями Бернштейна и радиоинтервью с Гулдом 1963 года.

Существуют и другие записи, на которых Гулд играет тот же концерт в более традиционном темпе, одна с канадским дирижером Виктором Фельдбрилом . [ 12 ] и еще один с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Питера Германа Адлера (9 октября 1962 г., когда-то был доступен на компакт-диске Music & Arts CD-297). [ 13 ]

Наследие

[ редактировать ]

Спектакль до сих пор регулярно упоминается критиками. [ 14 ] и фигурирует в ретроспективах карьеры Гулда. [ 15 ] Гулд, выступая в 1982 году, не раскаивался:

Солисты и дирижеры все время расходятся во мнениях. Почему это нужно скрывать от общественности, особенно если обе стороны по-прежнему выкладываются на полную? [ 2 ]

Музыкальный юморист Питер Шикеле в «Полной биографии PDQ Баха » упомянул этот концерт в своей записи для « Концерта PDQ Баха для фортепиано с оркестром» ; затем он заявил, что на премьере концерта PDQ Баха дирижер, пианист и концертмейстер повернулись к публике и в унисон отмежевались от самого произведения. [ 16 ]

В документальном фильме швейцарского радио 2020 года этот спор воспроизведен. [ 17 ]

  1. ^ «Кто босс?» . Американский учёный . 26 июля 2018 г. Проверено 2 января 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Тим Пейдж в примечаниях к выпуску Sony
  3. ^ Перейти обратно: а б с Цитируется Шайлер Чапин в примечаниях к выпуску Sony.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Чапин
  5. ^ Баззана, Кевин (1997). Гленн Гулд: Исполнитель в работе: исследование практики исполнительского мастерства . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 125. ИСБН  0198166567 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Джон Канарина в примечаниях к выпуску Sony
  7. ^ Транскрипция с «Транскрипция вступления Леонарда Бернштейна» . Список рассылки фа минор . Архивировано из оригинала 31 октября 2000 г. Круглые скобки «Смех» и разрывы абзацев взяты из транскрипции в Mesaros (2008), стр. 251, в котором детали формулировок менее точны.
  8. ^ Месарос, Хелен (2008). Браво Фортиссимо, Гленн Гулд . Американская литературная пресса. п. 252.
  9. ^ Бернштейн, Леонард. «Правда о легенде» . Офис Леонарда Бернштейна . Проверено 4 апреля 2022 г.
  10. ^ Месарос, Хелен (март 2008 г.). Браво фортиссимо Гленн Гулд: ум канадского виртуоза . Американская литературная пресса. п. 270. ИСБН  978-1-56167-985-0 . Проверено 18 июля 2012 г.
  11. ^ «Фортепианный концерт № 1 Брамса» . Граммофон . Проверено 2 января 2023 г.
  12. ^ Гленн Гулд играет Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса ре минор (1-2) на YouTube ; заархивировано в Ghostarchive и Wayback Machine.
  13. ^ «Симфония с Гулдом». Балтимор Сан . 10 октября 1962 года.
  14. ^ Curveballs концертного зала: Бернштейн и Гулд: NPR Music
  15. ^ Выступление NPR сегодня
  16. ^ Шикеле, Питер . Полная биография П.Д.К. Баха . Нью-Йорк; Рэндом Хаус, 1976, с. 187.
  17. ^ «6 апреля 1962 г.» (57 минут), Radio Télévision Suisse , 30 августа 2020 г. (на французском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61782c1eaa1038443b1ccd14b915749e__1701531900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/9e/61782c1eaa1038443b1ccd14b915749e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
New York Philharmonic concert of April 6, 1962 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)