Сонаты Моцарта для фортепиано, Vol. 4
Сонаты Моцарта для фортепиано, Vol. 4 | |
---|---|
![]() | |
Студийный альбом | |
Выпущенный | 28 сентября 1973 г. |
Записано | 1965, 1967, 1970, 1972, 1973 [ 1 ] |
Студия | Студия Колумбия, 30-я улица, Нью-Йорк; Итон Аудитория, Торонто |
Жанр | Классический |
Длина | 47 : 39 |
Этикетка | Колумбийские шедевры |
Продюсер | Андрей Каздин |
Сонаты Моцарта для фортепиано, Vol. 4 — альбом канадского классического пианиста Гленна Гулда 1973 года . Это был четвертый альбом Гулда из пяти, посвященный фортепианным сонатам Моцарта. В него входят Соната № 11 ля мажор , К. 331; Соната № 16 до мажор , К. 545; Фантазия №3 ре минор , К. 397; и Соната № 15 фа мажор , К. 533/К. 494.
Концепция
[ редактировать ]в Нью-Йорке Альбом был составлен из сессий записи, сделанных семь раз в период с 1965 по 1973 год в студии Columbia 30th Street в Торонто и Eaton Auditorium . [ 1 ] Columbia Records позволила Гулду чаще записываться в его родном городе Торонто из-за большого количества поездок, связанных с записью в Нью-Йорке; совершалось около двадцати поездок в год. [ 2 ]
Гулд был известен тем, что использовал большую свободу интерпретации в игре. Он часто отклонялся от оценок по темпу и динамике. Эта тенденция была сильнее с композициями, которые ему не нравились; таким образом, его записи Моцарта, который, как он пошутил, «умер слишком поздно», демонстрируют его наиболее заметные отклонения от партитуры. В частности, его исполнение первой части Сонаты 11, К. 331, историк музыки Кевин Баззана считает одной из его самых «экстремальных» интерпретаций. [ 3 ] Первая часть состоит из темы и вариаций, начиная с andante grazioso , однако Гулд играет тему «настолько безумно медленно, что [ему] пришлось вызвать у всех раздражение», как он сказал интервьюеру Хамфри Бертону . Он считал, что каждая вариация должна увеличивать скорость, вопреки указаниям Моцарта; таким образом, пятая вариация, адажио, исполняется аллегро.
Гулд оправдал эти решения необычной формой сонаты. В интервью Брюно Монсенжону он сказал, что «поскольку первая часть представляет собой ноктюрн с менуэтом, а не медленную часть, и поскольку пакет завершается этим любопытным кусочком экзотики, похожей на сераль [он имел в виду знаменитое заключительное Rondo alla turca ], мы имеем дело с необычной структурой, и практически все условности сонаты-аллегро можно отбросить». [ 4 ] Баззана отмечает, что Рахманинов также сыграл пятую вариацию не- адажио в своей записи 1919 года . [ 5 ] Гулд продолжил:
Я хотел... подвергнуть ее проверке в духе Веберна , при которой ее основные элементы были бы изолированы друг от друга, а непрерывность темы намеренно подорвана. Идея заключалась в том, что каждая последующая вариация будет способствовать восстановлению этой преемственности и, при выполнении этой задачи, будет менее заметной как декоративный элемент. Но возвращаясь к вашему комментарию по поводу отсутствующего адажио, мне казалось, что как только вы приступите к этой концепции, к этому непрерывному движению вперед, пути назад просто не будет; Я думал, что ноктюрн-менуэт обеспечит необходимое расслабление. Не могу сказать, что полностью убежден в выборе темпа для Аллы Турка. В то время казалось важным установить твердый, может быть, даже флегматичный темп, отчасти для того, чтобы сбалансировать кривую темпа первой части - и, признаюсь откровенно, отчасти потому, что, насколько мне известно, никто еще не играл ее так раньше, по крайней мере, не на записях. [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Официальный сайт Гленна Гулда утверждает, что ни одна другая запись Гулда не получила «более серьезной критики, чем его чтение Сонаты ля мажор, K. 331». [ 7 ]
Критик Питер Дж. Дэвис , рецензируя ряд альбомов Гулда для The New York Times , писал: «Самые громкие анафемы, несомненно, будут отведены пластинке Моцарта, четвертой в продолжающемся проекте... Один критик даже зашел так далеко, что заклеймить предыдущий диск из этой серии как «самую отвратительную пластинку из когда-либо созданных». Исполнение Сонат К. 331, К. 533, К. 545 и Фантазии ре минор не сделает эту чувствительную душу счастливее. Меня они тоже не очень радуют. Очень трудно понять, что из себя представляет Гулд. Чтобы доказать это, если только слухи о том, что он на самом деле ненавидит эту музыку, не правдивы, темпы болезненно медленные, обрезанная артикуляция нарушает структуру фразы (и многие особенности Моцарта). маркировки).... Все это вызывает в воображении образ чрезвычайно не по годам развитого, но очень противного маленького мальчика, пытающегося подставить своего учителя игры на фортепиано». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сонаты Моцарта для фортепиано, Vol. 4 (Примечания СМИ). Сони Мьюзик Энтертейнмент. 2015.
- ^ Фридрих (2000 , стр. 149–150)
- ^ Баззана, Кевин (1997). Гленн Гулд: Исполнитель в работе: исследование практики исполнительского мастерства . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 49. ИСБН 0198166567 .
- ^ Цитируется по Фридриху (2000 , стр. 146). Интерполяция в цитате принадлежит Фридриху.
- ^ Баззана, Кевин (2003). Wonderous Strange: Жизнь и искусство Гленна Гулда . Торонто: Макклелланд и Стюарт. п. 253. ИСБН 978-0-7710-1101-6 .
- ^ Читатель Гленна Гулда , 40–41.
- ^ «Сонаты Моцарта для фортепиано, Том 4 - Гленн Гулд» . glenngould.com . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Фридрих (2000 , стр. 149–150)
- Фридрих, Отто (2000) [1990]. Гленн Гулд: Жизнь и вариации . Ключевые книги Портера. ISBN 1552631532 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гулд играет первую часть Сонаты 11, К. 331 на YouTube
- То же самое, интерпретация Рахманиновым 1919 года (отрывки; ~ 2 минуты) на YouTube
- Интервью Гулда с Хамфри Бертоном, описывающее его подход к K. 311 на YouTube
- «Как Моцарт стал плохим композитором» - телепрограмма Гленна Гулда 1968 года на YouTube.