Диббук (балет)
«Диббук» — балет, поставленный New York City Ballet балетмейстером Джеромом Роббинсом на Леонарда Бернстайна одноименную музыку С. Ански пьесу «Диббук» и взяв за основу . Премьера состоялась 16 мая 1974 года в Государственном театре Нью-Йорка в Линкольн-центре со декорациями Рубена Тер-Арутюняна , костюмами Патрисии Зиппродт и освещением Дженнифер Типтон . Позже в том же году была произведена переработка хореографии и партитуры; балет был переименован в «Вариации Диббука» , и в ноябре состоялась его премьера.
Помещение
[ редактировать ]В центре романа идишского драматурга С. Анского «Диббук» (1912–1919) Хоннон и Лия, молодая пара, которой отцы обещали вступить в брак друг с другом еще до их рождения. Перед свадьбой отец Лии разрывает брак с нищим Хонноном, который мгновенно умирает от разбитого сердца. Однако Хоннон мстит, когда входит в тело Лии в форме злого духа, называемого диббук , который заставляет ее вести себя так, как будто она одержима. После вмешательства раввинов, подобное которому Ански видел в церемониях, похожих на экзорцизм, среди хасидов , путешествуя по современной Беларуси , Лия вынуждена решить, выйти ли замуж за более богатого человека или вступить в потусторонний союз с призраком Хоннона. Она выбирает последнее, что приводит к большому драматическому эффекту при опускании занавеса. [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]В Диббуке Бернштейн использовал каббалистическое дерево, чтобы вывести некоторые мелодические мотивы. Согласно каббалистической традиции каждая буква еврейского алфавита имеет свое числовое значение. Имя главной героини Диббука, Лия, имеет числовое значение тридцать шесть. Бернштейн сосредоточил свою композицию на делениях тридцать шесть и восемнадцать (числовое значение еврейского слова чай ( חַי ), что означает «жизнь» ), каждая кратна девяти — числу нот, включая повторение верхней ноты в симметричной октатонической гамме . [ 2 ] Результат хорошо подходил для додекафонической композиции, но сбил с толку критиков, в результате чего Оливер Нассен написал в Tempo : «… удивительно встретить Бернштейна, использующего числовые формулы, полученные из Каббалы… и создающего свою наиболее строго современно звучащую партитуру на сегодняшний день. " [ 3 ] Джек Готлиб прокомментировал: « Однако балет Диббука (1974) знаменует собой своего рода отход от пути для композитора, поскольку его внимание к нумерологии приводит к гораздо более резкой диссонирующей музыке (иногда 12-тональной), чем в любом из других его произведений. " [ 4 ]
Оригинальный состав
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ С. Моррис Энгель, «Введение», в С. Ански, Диббук , пер. С. Моррис Энгель (Саут-Бенд, Индиана: Regenery/Gateway, Inc., 1979): 15–29.
- ^ Роберт Джейкобсон в опере Леонарда Бернстайна, Диббук (Полный балет) с Оркестром балета Нью-Йорка, Колумбия M 3308, 1974. Запись.
- ^ Оливер Нассен , Обзор [без названия], Tempo New Series , вып. 119 (декабрь 1970 г.): 34.
- ^ Джек Готлиб, «О Леонарде Бернстайне», в книге Леонарда Бернстайна, Симфонии №№. 1–3 , с Израильским филармоническим оркестром , Deutsche Grammophon 2709 077, 1978, запись.
Ссылки
[ редактировать ]
|
|
Отзывы
[ редактировать ]
|
|
Статьи
[ редактировать ]
|
|