Клетка (балет)
Клетка | |
---|---|
Хореограф | Джером Роббинс |
Музыка | Игорь Стравинский |
Либретто | Джером Роббинс |
Премьера | 10 июня 1951 г. Городской центр музыки и драмы |
Оригинальная балетная труппа | Нью-Йоркский городской балет |
Дизайн | Рут Соботка Жан Розенталь |
Создано для | Нора Кэй |
«Клетка» — балет в хореографии Джерома Роббинса Стравинского на концерт ре мажор . В балете изображено племя насекомых-самок, охотящихся на своих собратьев-самцов, в котором Новичок влюбляется в злоумышленника-самца, прежде чем ее животные инстинкты одолевают ее и заставляют убить его. «Клетка» была создана для New York City Ballet , а премьера состоялась 10 июня 1951 года в Городском центре музыки и драмы с Норой Кэй в роли новичка.
Сюжет
[ редактировать ]Среди племени самок насекомых, охотящихся на своих собратьев-самцов, рождается Новичок, дочь Королевы, и ее перепончатый покров удаляется. Она сталкивается с Первым злоумышленником, насекомым-самцом, и она рефлекторно наносит ему удар и ломает ему шею, пока он не умирает. Племя празднует ее посвящение. Появляется Второй Незваный гость, и на этот раз племя оставляет ее, чтобы убить его. Однако они влюбляются и спариваются. Племя возвращается, и пара пытается спрятаться, но их обнаруживают. Племя нападает на Второго Чужого, и, наконец, Новичок одолевает животные инстинкты и убивает его. Королева обнимает Новичка, а остальное племя приветствует ее.
Оригинальный состав
[ редактировать ]Роли | Танцоры [ 1 ] |
---|---|
Новичок | Нора Кэй |
Королева | Ивонн Маунси |
Первый нарушитель | Майкл Мауле |
Второй нарушитель | Николай Магеллан |
Производство
[ редактировать ]За два года до того, как Роббинс начал работать над балетом, он обнаружил Концерт ре мажор Стравинского на оборотной стороне записи «Аполлона Мусагета» . [ 2 ] : 190 Он нашел это «ужасно целеустремленным, принужденным, принужденным». [ 3 ] : 187 Первоначально он предполагал, что Танакиль Ле Клерк сыграет главную роль в балете к концерту. [ 3 ] : 188 Раньше почти все балеты Стравинского в New York City Ballet ставил Джордж Баланчин . [ 2 ] Вдохновленный сексуальностью, которую Ле Клерк продемонстрировал в «Орфее » Баланчина , его первоначальный план балета был об амазонках из греческой мифологии, предварительно названный «Амазонки» , и стал частью трилогии наряду с «Аполлоном и Орфеем» Баланчина . [ 3 ] : 188 Роббинс искал греческую мифологию об амазонках. [ 3 ] : 188 Сюжет балета представляет собой аннулирование убийства Ипполиты Гераклом . , причем убийцей будет женщина, а не мужчина [ 1 ]
Роббинс поставил хореографию открытия «Амазонок» , но оно ему не понравилось. [ 1 ] Затем он приостановил работу над балетом и отошел от Нью-Йоркского балета, чтобы сосредоточиться на работе над мюзиклом «Король и я» . В этот период времени он обнаружил книгу о пауках и понял, что ему «не обязательно ограничиваться человеческими существами, двигающимися так, как мы знаем, по-человечески», и начал исследовать человеческие культовые ритуалы, общества животных и насекомых. и посетил зоопарк, чтобы понаблюдать за тиграми. Он переименовал балет в «Клетку» , теперь о самках насекомых, которые охотятся на своих собратьев-самцов. [ 3 ] : 188–189
Пока Роббинс отсутствовал, Ле Клерк настолько успешно исполнила главную роль в « Вальсе» Баланчина , что Баланчин не хотел, чтобы она работала над балетом Роббинса. [ 3 ] : 188 Роббинс вернулся в труппу весной 1951 года в балете. [ 4 ] : 186 В качестве новой главной женской роли он выбрал Нору Кэй за ее «потрясающий драйв, силу и необычный характер». [ 3 ] : 188 Кэй не была членом труппы, когда Роббинс впервые задумал балет. [ 1 ] После того, как она присоединилась к труппе, ей не предоставили возможности продемонстрировать свои таланты в драме. [ 2 ] : 190 Спустя годы Роббинс написал об игре Кей: «Она никогда не играла человека и не вызывала человеческих реакций. Она была гораздо более устрашающей и неземной. Она исполняла роль тихо. С глазами жука и без выражения лица. глаза или мысли о насекомом, она оставалась ужасающей в своих капитуляциях, инстинктах и действиях – необыкновенное существо, а не балерина, делающая отрывистые движения». [ 2 ] : 190
Работа Роббинса над балетом была на редкость гладкой. [ 3 ] : 190 В хореографии он черпал вдохновение из животных, которых исследовал, а также из тайских и балийских придворных танцев, которым он учился, когда работал над «Королем и я» . [ 3 ] : 190 Кордебалету потребовалось некоторое время, чтобы понять, насколько он должен быть уродливым и искаженным. Ивонн Маунси , исполнившая роль королевы, отметила, что Роббинс был «немного грубоват» с корпусом. Как только они это поняли, Роббинс описал, что «они двинулись вперед, как лесной пожар». [ 3 ] : 190 У Маунси, который тренировался как гимнаст, не было проблем с шагами, и он смог быстро выполнить то, что просил Роббинс. [ 3 ] : 190–191
Костюмы для балета разработала Рут Соботка , в то время танцовщица труппы. Хотя она уже была зарегистрированным членом United Scenic Artists , «Клетка» стала первым разом, когда она работала дизайнером в Нью-Йорке. [ 5 ] Танцоры одеты в купальники телесного цвета с черными фигурными линиями. [ 2 ] : 188 Декорации и освещение были выполнены Жаном Розенталем . В декоре присутствует паутина веревок, свисающая с потолка, которая была добавлена случайно, когда Розенталь опускала верхнюю паутину после репетиции, и Роббинс попросил ее добавить веревки в декорации. [ 2 ] : 188
Спектакли
[ редактировать ]Премьера «Клетки» состоялась 10 июня 1951 года в Городском центре музыки и драмы . [ 6 ] Хотя большая часть публики после спектакля разразилась аплодисментами, некоторые из зрителей были оскорблены балетом, и мать Роббинса вышла из театра в середине балета. [ 3 ] : 191
была предпринята попытка запретить «Клетку », которую голландский танцевальный критик назвал «порнографической» Во время европейского турне New York City Ballet в 1952 году в Гааге . После того, как Роббинс заявил, что отзовет все свои произведения из тура, а Кэй пригрозил не выступать во время тура, голландские официальные лица разрешили его исполнение. [ 4 ] : 189 [ 1 ]
В 1961 году «Клетка» вошла в репертуар балета «Балет: США» труппы Роббинса, что стало последним сезоном труппы. [ 4 ] : 195
В 1972 году «Клетка» была включена в Фестиваль Стравинского Нью-Йоркского балета, посвященный композитору, через год после его смерти. [ 1 ]
Другие балетные труппы, исполнявшие балет, включают Королевский балет Бирмингема , Балет Сан-Франциско , Австралийский балет и Английский национальный балет . [ 6 ] [ 7 ]
Критический прием
[ редактировать ]После премьеры Джон Мартин из New York Times прокомментировал: «Это гневная, скудная, беспощадная статья, декадентская в своей озабоченности женоненавистничеством и презрением к деторождению. Она не уклоняется от вопросов, но затрагивает суть вопроса с помощью резкие и стальные выпады. Его персонажи - насекомые, в нем нет ни сердца, ни совести, но, несмотря на силу его отрицаний, это огромная маленькая работа, отмеченная печатью гениальности. [ 8 ]
Видеосъемка
[ редактировать ]В 1980 году «Клетка» была среди нескольких работ Роббинса, снятых для NBC сериала «Прямой эфир из студии 8H» с Хизер Уоттс в роли послушницы, Флоренс Фицджеральд в роли королевы, Роберта Майорано в роли первого злоумышленника и Барта Кука в роли главного героя. Второй нарушитель. [ 2 ] : 450 [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Рейнольдс, Нэнси (1977). Обзор репертуара: 40 лет Нью-Йоркского городского балета . стр. 122–125. ISBN 9780803773684 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джовитт, Дебора (2004). Джером Роббинс: его жизнь, его театр, его танец . ISBN 9780684869858 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вэйл, Аманда (6 мая 2008 г.). Где-то: Жизнь Джерома Роббинса . ISBN 9780767929295 .
- ^ Jump up to: а б с Лоуренс, Грег (7 мая 2001 г.). Танец с демонами: Жизнь Джерома Роббинса . ISBN 9781101204061 .
- ^ Мартин, Клайв (10 июня 1951 г.). «Танец: Новинки; Городской балет предлагает произведения Бориса и Роббинса Роббинс и Кэй» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Крейн, Дебра; Макрелл, Джудит (19 августа 2010 г.). Оксфордский словарь танца . п. 84. ИСБН 978-0199563449 .
- ^ Парри, Янн (16 апреля 2018 г.). «Английский национальный балет – законопроект «Голоса Америки» – произведения Форсайта, Роббинса и Бартона – Лондон» . Танцевальные табы .
- ^ Мартин, Джон (15 июня 1951 г.). «Балет Роббинса в местной премьере; городская труппа превосходна в «Клетке» с Норой Кэй в главной роли — хореограф получил высокую оценку» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Прямой эфир из студии 8H: вечер балетов Джерома Роббинса с участниками New York City Ballet (ТВ)» . Центр СМИ Пейли . Проверено 23 марта 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клетка на сайте New York City Ballet