соль мажор
соль мажор | |
---|---|
Хореограф | Джером Роббинс |
Музыка | Морис Равель |
Премьера | 15 мая 1975 г. Государственный театр Нью-Йорка |
Оригинальная балетная труппа | Нью-Йоркский городской балет |
Дизайн | Рубен Тер-Арутюнян Эрте |
Жанр | неоклассический балет |
«Соль мажор» (первоначально называвшийся «Концерт соль мажор» , также известный как «En Sol ») — балет , поставленный Джеромом Роббинсом на Равеля Мориса основе фортепианного концерта соль мажор . В балете, исполненном четырнадцати актерами, использовалась хореография, вдохновленная Бродвеем . Балет был создан для фестиваля балета в Нью-Йорке , посвященного столетнему юбилею Равеля, и премьера состоялась 15 мая 1975 года в Театре штата Нью-Йорк , где Сюзанна Фаррелл и Питер Мартинс исполнили две главные роли.
Хореография
[ редактировать ]В соль мажоре звучит Фортепианный концерт соль мажор Равеля , в котором, по словам композитора, «используются определенные эффекты, заимствованные из джаза , но только в умеренных количествах». [ 1 ] : 450 Балет исполняется двумя солистами, исполняющими центральное па-де-де во второй части, и кордебалетом, состоящим из шести мужчин и шести женщин. [ 2 ]
Автор Нэнси Рейнольдс описала:
[В соль мажоре ], созвучный по духу непривычным «заимствованиям» Равеля из джаза (как их называл композитор), Роббинс создал довольно шаблонное, но, тем не менее, умелое и занимательное произведение со сливочно-гладким центральным па-де-де. В частности, во внешних движениях и музыка, и танец создавали впечатление, будто их где-то видели или слышали раньше. В обширных цитатах Роббинса из бродвейского материала ... он, казалось, часто стремился к слишком очевидному решению, возможно, в соответствии с идеей Равеля о том, что концерт должен быть «беззаботным и блестящим и не стремиться к глубине или драматическим эффектам. " [ 3 ]
Биограф Роббинса Аманда Вэйл описала центральное па-де-де: «Дрейфующее и медленное, оно было полно колебаний: сначала девушка делает шаг к мальчику, затем отступает; затем он приближается и отступает; когда они сходятся вместе, он держит ее, пока она раскрывается, становится ему известна, и их дуэт полон параллельных партнерских отношений, чередующихся с прекрасными ликующими подъемами». [ 1 ] : 451
Развитие и выступления
[ редактировать ]В 1975 году New York City Ballet по инициативе соучредителя Джорджа Баланчина провел фестиваль Равеля в честь столетия Мориса Равеля . [ 3 ] На двухнедельном фестивале Равеля, созданном по образцу Фестиваля Стравинского 1972 года, были представлены премьеры 16 новых произведений. Джером Роббинс внес четыре, в том числе соль мажор , первоначально известный как Концерт соль мажор . [ 4 ]
В январе Роббинс обратился к Сюзанне Фаррелл с предложением потанцевать соль мажор . Фаррелл только что вернулась в Нью-Йоркский балет после многолетнего отсутствия, вызванного ссорой с Баланчиным в 1969 году, и Мориса Бежара . » выступала с «Балетом 20-го века тем временем [ 1 ] : 450 Несмотря на то, что он был звездой компании, [ 5 ] Ранее Фаррелл выступала в балете Роббинса только во время своего первого года работы в труппе в качестве трубы в «Фанфарах» . [ 6 ] В своей биографии Фаррелл объяснила это отсутствием Роббинс в компании в 1960-е годы, но она вернулась примерно в то же время, что и ее уход. [ 6 ] Биограф Роббинса Аманда Вэйл предположила, что другой возможной причиной была сильная связь Фаррелла с Баланчиным, что она признала: «Я думаю, что [Роббинс] видел меня по-другому, потому что я был источником вдохновения [Баланчина]. У меня была история». [ 1 ] : 451 Роббинс поставил Фаррелла в пару с Питером Мартинсом . [ 5 ]
Роббинс часто жонглировал разными версиями хореографии и разными актерами, прежде чем остановился на одной. Для соль мажор Роббинс разработал центральное па-де-де на Сару Леланд и Барта Кука , прежде чем передать его Фарреллу и Мартинсу. [ 6 ] Фаррелл не был знаком с этим процессом, и ему «не особенно нравилась атмосфера прослушивания, которая наверняка вызывала неуверенность вокруг», но он также отметил, что Роббинс была «вежливой, отзывчивой и любезной», и ей нравилось танцевать па-де-де. [ 6 ] Мартинс вспоминал, что Роббинс «постоянно давал понять, насколько он заинтересован в нас как танцорах, и что у него нет идеального представления о том, каким должно быть это произведение». [ 5 ] Говоря об общем опыте работы с Роббинсом, Фаррелл сказала, что это не подтверждает репутацию Роббинса как «якобы темпераментного и требовательного хореографа». [ 6 ]
14 мая 1975 года, перед официальной премьерой на следующий день, соль мажор под своим первоначальным названием «Концерт соль мажор» провел предварительное выступление на гала-бенефисе. [ 3 ] это также было первое выступление Фаррелла после возвращения в New York City Ballet . [ 6 ] Осенью того же года балет был переименован в нынешнее название. [ 3 ] Первоначально в балете использовались костюмы и декорации Рубена Тер-Арутюняна . [ 2 ]
Позже в том же году соль мажор вошла в репертуар балета Парижской оперы под названием En Sol . [ 1 ] В парижской постановке использовались костюмы и декорации, созданные художником Эрте и напоминающие обстановку Французской Ривьеры . [ 7 ] [ 8 ] Нью-Йоркский балет приобрел декорации и костюмы Эрте в 1984 году. [ 7 ] и продолжает использовать их для балета. [ 4 ]
Оригинальный состав
[ редактировать ]- Сюзанна Фаррелл
- Питер Мартинс
- Мюриэль Аасен
- Джудит Фугейт
- Долорес Хьюстон
- Сандра Дженнингс
- Кэтрин Моррис
- Терри Ли Порт
- Трейси Беннетт
- Виктор Кастелли
- Гермес Конде
- Лоуренс Мэтьюз
- Джей Джолли
- Питер Науманн
Источник: [ 2 ]
Критический прием
[ редактировать ]Клайв Барнс из New York Times прокомментировал: «Г-н Роббинс был особенно искусным и ловким в том, чтобы подогнать танцы к весу и массе музыки, и его чувство музыкальной структуры особенно приятно». [ 2 ] Однако в своей биографии Роббинса Аманда Вэйл заявила, что прием соль мажора был неоднозначным. [ 1 ] : 451
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вэйл, Аманда (6 мая 2008 г.). Где-то: Жизнь Джерома Роббинса . Корона. ISBN 9780767929295 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Барнс, Клайв (16 мая 1975 г.). «Балет: Фестиваль Равель» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольдс, Нэнси (1977). Обзор репертуара: 40 лет Нью-Йоркского городского балета . Наберите номер. п. 319-321. ISBN 9780803773684 .
- ^ Перейти обратно: а б Саттон, Мэделин (20 февраля 2020 г.). «Роббинс соль мажор привносит в Равель уникальный юмор хореографа» . Нью-Йоркский городской балет .
- ^ Перейти обратно: а б с Лоуренс, Грег (7 мая 2001 г.). Танец с демонами: Жизнь Джерома Роббинса . Пингвин. ISBN 9781101204061 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фаррелл, Сюзанна; Бентли, Тони (1990). Держась за воздух: Автобиография . Книги Саммита. стр. 224–225. ISBN 9780671682224 .
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Джек (29 мая 1984 г.). «Городской балет: 'Соль мажор' и Эрте» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Зайберт, Брайан (23 января 2012 г.). «Среди зимы, солнечный день на пляже и тень смерти» . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соль мажор на сайте New York City Ballet