Дженнифер Типтон
Дженнифер Типтон | |
---|---|
Рожденный | Колумбус, Огайо , США | 11 сентября 1937 г.
Образование | Томас Скелтон |
Альма-матер | Корнелльский университет |
Награды | Премия Дороти и Лилиан Гиш , Программа стипендий Макартура |
Дженнифер Типтон (родилась 11 сентября 1937 года) — американский художник по свету . Она создавала произведения для танцев , театра и оперы . Она известна работой над многими постановками Американского театра балета . [1]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Типтон родился в Колумбусе, штат Огайо . В 1958 году она окончила Корнелльский университет . [2] Выступая в качестве танцовщицы и хозяйки репетиций, она заметила важность освещения и изучила танцевальное освещение у Томаса Скелтона , став его ассистентом. [3]
Ее первый световой дизайн для Бродвея был в 1969 году для «Нашего города» . Среди ее многочисленных наград и номинаций она выиграла премию «Тони» 1977 года за лучший дизайн освещения за освещение Андрея Сербана постановки «Вишневый сад» и премию «Тони» 1989 года за освещение для «Бродвея» Джерома Роббинса . Она также дважды получала премию Drama Desk Award за выдающийся дизайн освещения .
Она известна своими танцевальными проектами и является главным художником по свету в танцевальной труппе Пола Тейлора . [3] Среди хореографов, с которыми она работала, — Михаил Барышников , Иржи Килиан , Дана Рейтц, Джером Роббинс , Пол Тейлор , Твайла Тарп , Дэн Ваггонер и Шен Вэй .
Типтон разработал освещение для многих спектаклей Американского театра балета , начиная с «Солдатской сказки» (1971). Среди других постановок, над которыми она работала, - «Амнон В'Тамар» , «Партита Баха» , «Поцелуй феи» , «Ballet Imperial» , «Brief Fling» , «Концерт № 1 для скрипки Бруха» и «Bum's Rush» . [1]
Оформляла освещение для постановки Барышникова «Щелкунчик» как для сцены, так и для телевидения. [4]
В 2001 году Типтон был удостоен Премии Дороти и Лилиан Гиш , одной из самых богатых премий в области искусства, ежегодно вручаемой «мужчине или женщине, которые внесли выдающийся вклад в красоту мира, а также в наслаждение человечеством и его понимание жизни». ." [5]
В январе 2008 года Типтон спроектировал большой световой дисплей для Центра экспериментальных медиа и исполнительских искусств Политехнического института Ренсселера в Трое, штат Нью-Йорк . Это была ее первая нетеатральная инсталляция. [6] [7]
В сентябре 2008 года она выиграла грант Макартура . [8]
С 1981 года она работала профессором (адъюнктом) дизайна в Йельской школе драмы. Типтон обучила многих дизайнеров по свету, в том числе Дональда Холдера , Кристофера Акерлинда , Майкла Чибовски, М. Л. Гейгера и Роберта Вирзеля . 2006 года премии «Тони» Лауреат Хауэлл Бинкли помогал ей на протяжении многих лет.
В биографической статье 1991 года в «Нью-Йорк Таймс» говорилось: «В стране, возможно, есть дюжина дизайнеров по свету, которые работают достаточно стабильно, чтобы поддерживать себя своим искусством, и, возможно, полдюжины признанных и востребованных. Среди них Дженнифер Типтон. , характеризующуюся чаще всего безупречным вкусом, а также определенной точностью и умственным качеством своей работы, которые принесли ей две премии «Тони», среди других призов, за ее 25 лет в театре». [9]
В статье «Нью-Йорк Таймс» Типтон заявил: «Я чувствую, что свет подобен музыке. Каким-то абстрактным, эмоциональным, немозговым, нелитературным способом он заставляет нас чувствовать, заставляет нас видеть, заставляет нас думать, и все это не зная точно, как и почему». [10] Она говорит о том, что, вероятно, 99,9% аудитории даже не подозревают об этом. Много внимания уделяется освещению шоу, танцев, представлений и т. д., и почти никто это не ценит. [10]
Типтон считает, что самое важное отличие проектирования освещения для танцев и театра заключается в том, что в танце темнота запрещена. Чтобы понять, что происходит, нужно увидеть танец, но в театре его нужно просто послушать. [10]
Politico описал Типтона как видящего свет «как мощную, универсальную, загадочную форму искусства». [11]
В 2018 году она разработала дизайн для «Убить пересмешника» .
Сценические работы и награды (избранное)
[ редактировать ]- Убить пересмешника - 2018 - номинант на премию Тони за лучший световой дизайн пьесы
- Кукольный дом, часть 2 — 2017 — номинант на премию «Тони» за лучший световой дизайн пьесы
- Завещание Марии - 2013 - номинант на премию Тони за лучший световой дизайн пьесы
- Спектр Скрябина - 2010 - совместная работа "фортепианного театра" с пианисткой Этери Анджапаридзе.
- La Bete - 1991 - номинант на премию Тони за лучший дизайн освещения
- Бродвей Джерома Роббинса - 1989 - победитель премии Тони за лучший дизайн освещения и победитель премии Drama Desk за выдающийся дизайн освещения
- Путешествие долгого дня в ночь - 1989 - Победитель премии Drama Desk Award за выдающийся дизайн освещения
- Worstward Ho - 1987 - номинант на премию Drama Desk Award за выдающийся дизайн освещения
- Гамлет - 1986 - номинант на премию Drama Desk Award за выдающийся дизайн освещения
- Вупи Голдберг - 1985 - номинант на премию Drama Desk за выдающийся дизайн освещения
- Утонченные дамы - 1981 - номинант на премию Тони за лучший дизайн освещения
- Обеденный час - 1981 - номинант на премию Drama Desk Award за выдающийся дизайн освещения
- Грудь и пренебрежение - 1979
- Вишневый сад - 1977 - победитель премии Тони за лучший дизайн освещения и победитель премии Drama Desk за выдающийся дизайн освещения.
- Для цветных девушек, которые подумывали о самоубийстве, когда радуга иссякла, 1977 — победитель премии Drama Desk Award за выдающийся дизайн освещения [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Дженнифер Типтон» . Американский театр балета . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Список Типтона news.cornell.edu
- ^ Перейти обратно: а б Краткая история сценического освещения. Архивировано 27 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machine Northern.edu, по состоянию на 26 мая 2009 г.
- ^ Кредиты American Ballet Theatre.org, по состоянию на 26 мая 2009 г.
- ↑ Премия Дороти и Лилиан Гиш. Архивировано 6 октября 2013 г. на официальном сайте Wayback Machine .
- ^ Далтон, Джозеф. «Night Light». Архивировано 4 июля 2008 г. в Wayback Machine Times-Union , empac.rpi.edu, 13 января 2008 г.
- ^ События, заархивированные 19 января 2008 г. на Wayback Machine empac.rpi.edu, по состоянию на 26 мая 2009 г.
- ^ «Три филиала Йельского университета получают гранты Макартура для гениев». Архивировано 13 июля 2010 г. на Wayback Machine opa.yale.edu, 3 октября 2008 г.
- ^ Стоун, Элизабет. «ТЕАТР; Ярко через объектив с Дженнифер Типтон» , The New York Times , 14 апреля 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Типтон, Дженнифер» Текущая биография Ежегодник, 1997 г. Компания HW Wilson. 1997. стр. 560.
- ^ Каррера, Клаудия (3 ноября 2011 г.). «Королева театрального освещения Дженнифер Типтон привлекает к себе внимание в двух спектаклях в Нью-Йорке» . politico.com . политик . Проверено 28 марта 2018 г.
«как мощная, универсальная, загадочная форма искусства.
- ^ Робинсон, Элис М.; Робертс, Вера Моури; Барранджер, Милли С. (ред.). Известные женщины в американском театре: Биографический словарь . Вестпорт, Коннектикут. п. 874.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дженнифер Типтон в базе данных Internet Broadway
- Статья Нэн Робертсон в «Нью-Йорк Таймс», 11 февраля 1984 г.
- Библиография книг и статей о Типтоне от Коалиции танцевального наследия.
- Дизайн освещения Дженнифер Типтон, 1958–2013 гг. Танцевальный отдел Джерома Роббинса, Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств .