Jump to content

Марк Моррис (хореограф)

Марк Моррис
Марк Моррис в 2006 году
Рожденный
Марк Уильям Моррис

29 августа 1956 г. ( 1956-08-29 ) ( 67 лет)
Сиэтл , Вашингтон, США
Род занятий Художественный руководитель , танцор , хореограф , дирижер , оперный режиссер
Веб-сайт www .ммдг .org

Марк Уильям Моррис (родился 29 августа 1956 г.) - американский танцор, хореограф и режиссер , чьи работы известны своим мастерством, изобретательностью, юмором и порой эклектичным музыкальным сопровождением. Моррис популярен среди поклонников танцев, музыкального мира, а также среди широкой публики.

Ранние годы

[ редактировать ]

Моррис вырос в Сиэтле , штат Вашингтон. [1] в семье, которая ценила музыку и танцы и лелеяла его начинающие таланты; его отец Джо научил его читать ноты, а мать Максин познакомила его с фламенко и балетом. Джо работал учителем в средней школе, а Максин присматривала за детьми дома. [2] : 15  У Морриса было две старшие сестры, Марианна и Морин. [2] : 15  В его семье все были артистами, играли на инструментах, пели хором и танцевали. [2] : 16  В начальной школе население района Морриса изменилось: многие чернокожие и азиатские семьи переехали, а многие белые семьи уехали, за исключением таких, как Моррисы. [2] : 18  Это привело к расцвету искусства многих различных культур, включая японский фестиваль Бон Одори , а также самоанский танцевальный ансамбль в средней школе Морриса. [2] : 18  оказав влияние на более поздний интерес Морриса к танцевальным культурам за пределами западного танца. Он начал обучение испанским танцам у Верлы Флауэрс в восемь лет. [2] : 21  Флауэрс также познакомил Морриса с балетом, который уже тогда считался женственным видом искусства. [2] : 22  В течение многих лет своего детства он также участвовал в ансамбле народного танца «Коледа», что, как говорят, оказало глубокое влияние на его последующую хореографию. [2] : 26  На протяжении всего детства Моррис подвергался дискриминации из-за женоподобного внешнего вида, что во многом повлияло на его более позднюю хореографию. [2] : 25  У Коледы было множество сексуальных идентичностей и ориентаций, поэтому это было для него так важно. [2] : 31  К 14 годам он поставил свою первую современную пьесу, а к 15 — свою первую балетную пьесу. [2] : 33  Когда Моррису было 16, умер его отец. [2] : 40  Смерть его отца и их отношения способствовали созданию более поздней пьесы Морриса « Папины диаграммы» . [2] : 40  После окончания средней школы Моррис переехал в Мадрид, чтобы изучать фламенко с целью стать испанским танцором, и некоторое время гастролировал с Королевским камерным балетом Мадрида. [2] : 40  Он вернулся домой в Сиэтл через пять месяцев, испытав продолжающуюся дискриминацию в Испании за то, что он гей. [2] : 41  Затем он полтора года тренировался у Перри Брансона, ранее работавшего в балете Джоффри. [2] : 41  Затем в 19 лет он переехал в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру хореографа. [2] : 41  Однажды в Нью-Йорке он танцевал с хореографами Элиотом Фельдом , Ларом Любовичем , Лорой Дин и Ханной Кан. [3] К 1980 году он основал свою труппу из десяти танцоров. [3]

28 ноября 1980 года Моррис собрал группу своих друзей и поставил спектакль собственной хореографии, назвав их танцевальной группой Марка Морриса. В течение первых нескольких лет компания давала всего два ежегодных выступления — на « On the Boards» в Сиэтле, штат Вашингтон. [1] и в Мастерской танцевального театра в Нью-Йорке. В 1984 году его пригласили на Фестиваль американского танца в рамках программы молодых хореографов и композиторов. В 1986 году компания была представлена ​​в сериале «Великие выступления – танцы в Америке», который транслировался по национальному телевидению на канале PBS.

В 1988 году к Моррису обратился Жерар Мортье , тогдашний руководитель Королевского театра де ла Монне в Брюсселе. Мортье потребовалась замена, когда Морис Бежар , занимавший должность директора по танцам более 20 лет, внезапно ушел и забрал с собой свою труппу. Увидев одно выступление танцевальной группы Марка Морриса, Мортье предложил Моррису эту должность. Его компания с 1988 по 1991 год стала танцевальной группой Monnaie Mark Morris, резидентской труппой в Ла Монне, где Моррису были предоставлены хорошо оборудованные офисы и студии; полная медицинская страховка для него, его персонала и танцоров; в его распоряжении оркестр и хор; и одна из величайших сцен Европы, на которой можно танцевать.

В 1990 году Моррис и Михаил Барышников основали танцевальный проект «Белый дуб» . Он продолжал создавать работы для этой компании до 1995 года.

В 1995 году Моррис поставил хореографию для 14 танцоров под названием World Power . [4] Для этой работы Моррис черпал вдохновение из текста Марка Твена , в котором Твен выражает свои мысли о вторжении США на Филиппины в 1899 году , за 65 лет до того, как резолюция по Тонкинскому заливу провозгласила углубление вмешательства Соединенных Штатов во Вьетнам . В основу произведения легли произведения гамелана, трубы и хора Лу Харрисона «В честь мистера Генделя» и «В честь Марка Твена» . В «Посвящении Тихому океану» [5] Харрисон включил следующий отрывок Твена:

Мы усмирили и похоронили несколько тысяч островитян, уничтожили их поля; сожгли их деревни и выгнали их вдов и сирот на улицу; причинил горе в изгнании нескольким десяткам неугодных патриотов: подчинил оставшиеся десять миллионов с помощью Благотворительной ассимиляции, что является благочестивым новым названием мушкета; мы приобрели собственность на триста наложниц и других рабов нашего делового партнера, султана Сулу, и водрузили над этой добычей наш покровительственный флаг. Итак, благодаря этим Промыслам Божьим – и эта фраза принадлежит правительству, а не моему – мы являемся Мировой Державой.

Помимо использования традиционной индонезийской музыки гамелана, Моррис изучал индонезийский танец, индонезийский кукольный театр (вайанг кулит). [ циклическая ссылка ] ) и традиционные яванские придворные танцы, такие как бедхая и серимпи , широко заимствуя движения, модели построения и жесты рук из танцев для этой работы. Музыка в основном азиатская и включает в себя такие инструменты, как бамбуковая флейта, металлофон и бронзовые гонги. [6]

Из-за сильного политического послания американского и западного империализма, а также откровенных текстов и хореографии, изображающих насилие против коренных народов и их завоевание, « Мировая держава» считается одним из наиболее противоречивых произведений Морриса. В финале присутствуют образы явного беспокойства: мотив нетерпеливого топота и куплеты, заканчивающиеся отступлением за кулисы, запрокидыванием голов, падением и волочением танцоров по полу, руками, закрывающими лица, словно в ужасе. [7] Некоторые утверждают, что Моррис присвоил азиатскую культуру, заимствовав движения из индонезийских и яванских танцев и используя музыку, вдохновленную азиатами, без должного указания на их происхождение.

Моррис также является признанным хореографом балета, особенно в балете Сан-Франциско , для которого он создал восемь работ. Он также получал заказы от таких трупп, как Американский театр балета , Бостонский балет и Балет Парижской оперы . Он много работал в опере, руководя и ставя хореографические постановки для Метрополитен-опера , Нью-Йоркской городской оперы , Английской национальной оперы , Королевского оперного театра Ковент-Гарден и других. Он поставил и поставил «Короля Артура» для Английской национальной оперы в июне 2006 года, а в мае 2007 года он поставил и поставил «Орфея и Эвридику» для Метрополитен-оперы.

Он является обладателем 11 почетных докторских степеней.

Среди известных работ Морриса — «Глория» (1981), действие которой происходит по мотивам Вивальди ; Чемпионат по борьбе (1985), по мотивам эссе Ролана Барта ; L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato (1988); Дидона и Эней (1989); «Крепкий орешек» [1] (1991), его версия «Щелкунчика», действие которой происходит в 1970-е годы; Гранд-дуэт (1993); Офис (1995); Греческий мне (2000); танцевальная версия оперы Томсона Гертруды Стайн Верджила «Четыре святых в трех действиях» (2001); балет «Сад» (2001); Ви (2002) и На четвереньках (2004). В 2006 году состоялась премьера его «Танцев Моцарта» по заказу Фестиваля «Новая коронованная надежда» [2] и Фестиваля «В основном Моцарт» в связи с 250-летием со дня рождения Моцарта; а в 2008 году состоялась премьера его скандального фильма «Ромео и Джульетта » «По мотивам Шекспира» , поставленного на недавно обнаруженный оригинальный сценарий и музыку Прокофьева. В 2011 году он представил 150-ю работу в своей профессиональной карьере, Festival Dance , получив признание критиков во время аншлаговых выступлений в его танцевальном центре в Бруклине.

Моррис и его танцевальная группа сотрудничали с виолончелистом Йо-Йо Ма в Падение с лестницы» фильме Барбары Уиллис Свит « , который доступен во втором томе сериала Ма « Вдохновленный Бахом» , получившего премию «Эмми» . Там Моррис поставил танец на основе Третьей сюиты для виолончели без аккомпанемента Баха, которую исполняет Ма. В фильме Свита показано не только представление, но и эволюция танца. Моррис также сотрудничал с такими художниками, как Исаак Мизрахи , Говард Ходжкин , Чарльз Бернс и Стивен Хенди.

В 2001 году его компания переехала в свою первую постоянную штаб-квартиру в США, Танцевальный центр Марка Морриса , в Бруклине , на Лафайет-авеню, 3 в районе Форт-Грин. 2001 год также ознаменовался открытием Школы при Танцевальном центре Марка Морриса. Помимо танцевальной группы Марка Морриса, в центре есть репетиционная площадка для танцевального сообщества, программы помощи местным детям и людям с болезнью Паркинсона. [8] и школа, предлагающая уроки танцев для учащихся всех возрастов.

Моррис является предметом биографии Марка Морриса (1993) танцевального критика Джоан Акочелла . В 2001 году он опубликовал L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato: A Celebration , сборник фотографий и критических эссе.

В 2013 году Моррис стал первым хореографом и танцором, который стал музыкальным руководителем музыкального фестиваля в Охай .

Хотя Моррис в настоящее время практически ушел из выступлений, он долгое время отличался музыкальностью и силой своего танца, а также удивительной деликатностью движений. Его тело было тяжелее, чем у типичного танцора, больше похоже на тело обычного человека, но его технические и выразительные способности превосходили таковые у большинства его современников.

В 2017 году Моррис представил премьеру Pepperland , заказной постановки на музыку The Beatles в Royal Court Liverpool, приуроченной к 50-летию выхода Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . [9]

В 2019 году Моррис опубликовал Out Loud: A Memoir , написанный совместно с Уэсли Стейсом .

В 2022 году Моррис представил премьеру спектакля «Взгляд любви » на музыку Берта Бакарака . [10]

Почести и награды

[ редактировать ]
  • 11 почетных докторских степеней (Корнуоллская школа искусств, 2011 г.; Рохэмптонский университет, 2010 г.; Столетний колледж, 2009 г.; Бард-колледж, 2006 г.; Бейтс-колледж, 2006 г.; Университет Джорджа Мейсона, 2005 г.; Колледж Боуден, 2003 г.; Институт Пратта, 2003 г.; Лонг-Айленд. Университет, 2002 г., Джульярдская школа, 2001 г., Бостонская музыкальная консерватория, 1994 г.;
  • Премия Леонарда Бернштейна за выдающиеся заслуги в развитии музыки в обществе, 2010 г.
  • Американское философское общество , член, 2008 г. [11]
  • Независимая премия, Клуб Университета Брауна, Нью-Йорк, 2007 г.
  • Премия Сэмюэля Х. Скриппса за заслуги перед американским танцевальным фестивалем, 2007 г.
  • Специальная награда за признание WQXR Gramophone, 2006 г.
  • Премия мэра Нью-Йорка в области искусства и культуры, 2006 г.
  • Американская академия искусств и наук, научный сотрудник, 2005 г.
  • Премия Лоуренса Оливье (Великобритания), выдающиеся достижения в танце, 2002 г.
  • Национальная танцевальная премия Critics' Circle (Великобритания), лучшая современная хореография, 2002 г.
  • Национальная танцевальная премия Круга критиков (Великобритания), Лучшая зарубежная танцевальная труппа, 2002 г.
  • Time Out Live Awards (Великобритания), выдающееся производство (V), 2002 г.
  • Премия выдающемуся артисту округа Лос-Анджелес, 2001 г.
  • Премия губернатора штата Нью-Йорк в области искусств, 2001 г.
  • Лучшее из Бостона, Марк Моррис и Йо-Йо Ма , лучший дуэт, 1999 г.
  • Премия Лоуренса Оливье (Великобритания), лучшая новая танцевальная постановка (L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato), 1998 г.
  • Премия Evening Standard (Великобритания), 1997 г.
  • Премия Капезио за достижения, 1997 г.
  • Приз фестиваля Scotsman/Hamada Trust, Эдинбургский фестиваль, 1995 г.
  • Премия Эдинбургской международной критики, 1994 г.
  • Премия Эдинбургской международной критики, 1992 г.
  • Стипендия Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, 1991 г.
  • Премия танцевального журнала, 1991 г.
  • Стипендия Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма, 1986 г.
  • Премия Нью-Йорка в области танцев и выступлений («Бесси»), 1984, 1990, 2007 гг.
  • Многочисленные награды включают хореографические стипендии Советов по искусству штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси и Национального фонда искусств.

С 1994 года Моррис создал восемь постановок для балета Сан-Франциско, включая первую американскую постановку « Сильвии » Делиба ; три работы для Американского театра балета, в том числе «Гонг» на музыку Колина Макфи и «Пей мне только глазами» на музыку Вирджила Томсона; а также получил заказы от балета Джоффри и Бостонского балета и других. В 2009 году балет Сан-Франциско отметил 15-летие сотрудничества с Моррисом, представив первую программу, состоящую исключительно из Морриса, исполнив «Сад» (2001), «Joyride» (2008) и «Балет наждачной бумаги» (1999). Его работы есть в репертуаре Ballet British Columbia, Ballet West, Boston Ballet, Dutch National Ballet, Houston Ballet, Pacific Northwest Ballet и Washington Ballet. Балеты Морриса также исполнялись Английским национальным балетом, Большим театром Женевы, Королевским балетом и Королевским балетом Новой Зеландии. Они известны тем, что делают балет более доступным для публики, которой обычно танец и особенно балет слишком трудны для восприятия.

Балетные комиссии

[ редактировать ]
  • Внезапная смерть - Бостонский балет (1986)
  • Уважаемые гости — Балет Джоффри (1986)
  • Пей за меня только глазами - Американский театр балета (1988)
  • Одно сердце - Балет Парижской оперы (1990)
  • Взрыв - Les Grands Ballets Canadiens (1992)
  • Водоворот - Балет Сан-Франциско (1994)
  • Квинконкс - Les Grands Ballets Canadiens (1995)
  • Тихий океан - Балет Сан-Франциско (1995)
  • Балет на наждачной бумаге - Балет Сан-Франциско (1999)
  • Сад - Балет Сан-Франциско (2001)
  • Гонг — Американский театр балета (2001)
  • Позже — Балет Сан-Франциско (2002).
  • Не слишком много - Американский театр балета (2003)
  • Сильвия — Балет Сан-Франциско (2004)
  • Вверх и вниз - Бостонский балет (2006)
  • Джойрайд - Балет Сан-Франциско (2008)
  • Бо — Балет Сан-Франциско (2012)
  • Камерная музыка №1. 3 – Балет Тихоокеанского Северо-Запада (2012) [12]
  • Вельм — Бруклинская музыкальная академия (2015) [13]
  • Буква V - Хьюстонский балет (2015) [14]
  • После тебя – Американский театр балета (2015) [15]

Моррис активно работал в опере более 20 лет, руководя и ставя постановки для Метрополитен-опера, Нью-Йоркской городской оперы, Английской национальной оперы, Сиэтлской оперы, Королевской оперы Ковент-Гарден и других. В 2009 году, в честь двухсотлетия со дня смерти Йозефа Гайдна , Камерная опера Готэма представила на сцене Нью-Йорка премьеру оперы Гайдна «L'isola disabitata» («Необитаемый остров») в новой постановке Морриса в Театре Джеральда В. Линча в Джоне. Джей Колледж., преп.

Режиссер и/или хореография

[ редактировать ]
  • Саломея — хореограф (Опера Сиэтла, 1986)
  • Никсон в Китае - хореограф (Хьюстон Гранд Опера, 1987).
  • Орфей и Эвридика — хореограф (Опера Сиэтла, 1988)
  • Летучая мышь — директор (Опера Сиэтла, 1988)
  • «Женитьба Фигаро» (сцена свадьбы в третьем акте) — хореограф («PepsiCo Summerfare», 1988)
  • Дидона и Эней — режиссёр и хореограф («Ла Монне», 1989)
  • «Смерть Клингхоффера» — хореограф («Ла Монне», 1991)
  • «Женитьба Фигаро» — режиссёр («Ла Монне», 1991)
  • Орфей и Эвридика — режиссер и хореограф (Общество Генделя и Гайдна, 1996)
  • Плате — режиссёр и хореограф (Королевская опера, 1997).
  • Четыре святых в трёх действиях — режиссёр и хореограф (Английская национальная опера, 2000)
  • «Идоменей» (балет III акт) — хореограф (Оперный фестиваль в Глайндборне, 2003 г.)
  • Король Артур — режиссёр и хореограф (Английская национальная опера, 2006)
  • Орфей и Эвридика — режиссёр и хореограф (Метрополитен-опера, 2007)
  • L'isola d'isabitata — Режиссер (Готэмская камерная опера, 2009)

В 2011 году Метрополитен-опера возобновила постановку «Орфея и Эвридики» 2007 года в постановке Морриса и премьеру в Метрополитене оперы « Никсон» Джона Адамса в Китае в постановке Морриса в 1987 году. Последняя была снята и транслировалась в рамках Met’s Live in HD. сериал, воссоздающий постановку Питера Селларса , созданную для его мировой премьеры в 1987 году в Хьюстоне, которая ранее исполнялась в Бруклинской музыкальной академии, Центре Кеннеди и Оперном театре Лос-Анджелеса.

В 2006 году, на открытии сезона в Нью-Йорке, посвященного 25-летию MMDG, [16] труппа исполнила «Глорию» Морриса (1981, редакция 1984) на фоне «Глории» Вивальди в опере Д. Моррис впервые принял эстафету, дирижируя музыкальным ансамблем MMDG и Джульярдским хоровым союзом. В 2007 году начал дирижировать своей оперой «Дидона и Эней» (1989). Он также руководил выступлениями Emmanuel Music, Сиэтлского симфонического оркестра и Тюдоровского хора. В 2011 году он руководил Бруклинской филармонией и Бруклинским межконфессиональным хором в сотрудничестве с MMDG в Prospect Park Bandshell, в рамках программы танцевальной группы Марка Морриса, представленной Celebrate Brooklyn! Также в 2011 году он снова дирижировал Dido с MMDG, на этот раз с Барочным оркестром и хоралом Филармонии; меццо Стефани Блайт , поющая и Дидону, и Волшебницу; и баритон Филип Катлип в роли Энея.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Моррис живет в районе Кипс-Бэй на Манхэттене. [17] Он гей . [18] [19]

  1. ^ Перейти обратно: а б Кили, Брендан (2 октября 2012 г.). «Может быть, я и кажусь грубым, но я делаю это с любовью» . Незнакомец . Сиэтл, США . Проверено 4 октября 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Акочелла, Джоан Росс (2004). Марк Моррис . Издательство Уэслианского университета.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Марк Моррис» . Британская энциклопедия.
  4. ^ Моррис, Марк (январь 2010 г.). «Моррис, Марк». Оксфордский словарь танца . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-956344-9 . Проверено 13 ноября 2021 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  5. ^ Харрисон, Лу. «Посвящение Пасифике, в честь мистера Марка Твена» . Амазонка . Проверено 13 ноября 2021 г.
  6. ^ Джордан, Стефани (2015). Марк Моррис: Музыкант-хореограф . Танцевальные книги Великобритании. стр. 367–368. ISBN  978-1852731755 .
  7. ^ Моррис, Марк. «Мировая держава» . Танцевальный ансамбль Марка Морриса . Проверено 13 ноября 2021 г.
  8. ^ Танец для ПД
  9. ^ «Пепперлэнд» . Проверено 14 ноября 2022 г.
  10. ^ «Взгляд любви» . Проверено 14 ноября 2022 г.
  11. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
  12. ^ Леа-Сакстон, Кассандра. «Каммермузыка № 3 | Марк Моррис | Pacific Northwest Ballet» . Проверено 6 июля 2024 г.
  13. ^ «Обзор: Марк Моррис Дэнс исполняет Whelm and Words на БАМе» . Нью-Йорк Таймс . 24 апреля 2015 г.
  14. ^ «Буква В» . Танцевальный ансамбль Марка Морриса . Проверено 6 июля 2024 г.
  15. ^ "После Вас" . Танцевальный ансамбль Марка Морриса . Проверено 6 июля 2024 г.
  16. ^ Роквелл, Джон (9 марта 2006 г.). «Топание, сгибание, а также некоторые весенние возни» . Нью-Йорк Таймс .
  17. ^ Лиланд, Джон (15 июня 2012 г.). «Танцевальная позиция №6: Отдых» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, США . Проверено 18 июня 2012 г.
  18. ^ Гарафола, Линн (2005). «Марк Моррис и женская мистика» . Наследие танца двадцатого века . Миддлтаун, Коннектикут : Издательство Уэслианского университета . п. 209. ИСБН  9780819566744 . Проверено 6 апреля 2015 г.
  19. ^ Лемон, Брендан (декабрь 2002 г.). «За пределами фей сахарной сливы» . Вышло : 20 . Проверено 6 апреля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 959557ada93d3c63dd694714dac87ecd__1720273260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/cd/959557ada93d3c63dd694714dac87ecd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mark Morris (choreographer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)