Марк Моррис (хореограф)
Марк Моррис | |
---|---|
Рожденный | Марк Уильям Моррис 29 августа 1956 г. ( 67 лет) Сиэтл , Вашингтон, США |
Род занятий | Художественный руководитель , танцор , хореограф , дирижер , оперный режиссер |
Веб-сайт | www |
Марк Уильям Моррис (родился 29 августа 1956 г.) - американский танцор, хореограф и режиссер , чьи работы известны своим мастерством, изобретательностью, юмором и порой эклектичным музыкальным сопровождением. Моррис популярен среди поклонников танцев, музыкального мира, а также среди широкой публики.
Ранние годы
[ редактировать ]Моррис вырос в Сиэтле , штат Вашингтон. [1] в семье, которая ценила музыку и танцы и лелеяла его начинающие таланты; его отец Джо научил его читать ноты, а мать Максин познакомила его с фламенко и балетом. Джо работал учителем в средней школе, а Максин присматривала за детьми дома. [2] : 15 У Морриса было две старшие сестры, Марианна и Морин. [2] : 15 В его семье все были артистами, играли на инструментах, пели хором и танцевали. [2] : 16 В начальной школе население района Морриса изменилось: многие чернокожие и азиатские семьи переехали, а многие белые семьи уехали, за исключением таких, как Моррисы. [2] : 18 Это привело к расцвету искусства многих различных культур, включая японский фестиваль Бон Одори , а также самоанский танцевальный ансамбль в средней школе Морриса. [2] : 18 оказав влияние на более поздний интерес Морриса к танцевальным культурам за пределами западного танца. Он начал обучение испанским танцам у Верлы Флауэрс в восемь лет. [2] : 21 Флауэрс также познакомил Морриса с балетом, который уже тогда считался женственным видом искусства. [2] : 22 В течение многих лет своего детства он также участвовал в ансамбле народного танца «Коледа», что, как говорят, оказало глубокое влияние на его последующую хореографию. [2] : 26 На протяжении всего детства Моррис подвергался дискриминации из-за женоподобного внешнего вида, что во многом повлияло на его более позднюю хореографию. [2] : 25 У Коледы было множество сексуальных идентичностей и ориентаций, поэтому это было для него так важно. [2] : 31 К 14 годам он поставил свою первую современную пьесу, а к 15 — свою первую балетную пьесу. [2] : 33 Когда Моррису было 16, умер его отец. [2] : 40 Смерть его отца и их отношения способствовали созданию более поздней пьесы Морриса « Папины диаграммы» . [2] : 40 После окончания средней школы Моррис переехал в Мадрид, чтобы изучать фламенко с целью стать испанским танцором, и некоторое время гастролировал с Королевским камерным балетом Мадрида. [2] : 40 Он вернулся домой в Сиэтл через пять месяцев, испытав продолжающуюся дискриминацию в Испании за то, что он гей. [2] : 41 Затем он полтора года тренировался у Перри Брансона, ранее работавшего в балете Джоффри. [2] : 41 Затем в 19 лет он переехал в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру хореографа. [2] : 41 Однажды в Нью-Йорке он танцевал с хореографами Элиотом Фельдом , Ларом Любовичем , Лорой Дин и Ханной Кан. [3] К 1980 году он основал свою труппу из десяти танцоров. [3]
Карьера
[ редактировать ]28 ноября 1980 года Моррис собрал группу своих друзей и поставил спектакль собственной хореографии, назвав их танцевальной группой Марка Морриса. В течение первых нескольких лет компания давала всего два ежегодных выступления — на « On the Boards» в Сиэтле, штат Вашингтон. [1] и в Мастерской танцевального театра в Нью-Йорке. В 1984 году его пригласили на Фестиваль американского танца в рамках программы молодых хореографов и композиторов. В 1986 году компания была представлена в сериале «Великие выступления – танцы в Америке», который транслировался по национальному телевидению на канале PBS.
В 1988 году к Моррису обратился Жерар Мортье , тогдашний руководитель Королевского театра де ла Монне в Брюсселе. Мортье потребовалась замена, когда Морис Бежар , занимавший должность директора по танцам более 20 лет, внезапно ушел и забрал с собой свою труппу. Увидев одно выступление танцевальной группы Марка Морриса, Мортье предложил Моррису эту должность. Его компания с 1988 по 1991 год стала танцевальной группой Monnaie Mark Morris, резидентской труппой в Ла Монне, где Моррису были предоставлены хорошо оборудованные офисы и студии; полная медицинская страховка для него, его персонала и танцоров; в его распоряжении оркестр и хор; и одна из величайших сцен Европы, на которой можно танцевать.
В 1990 году Моррис и Михаил Барышников основали танцевальный проект «Белый дуб» . Он продолжал создавать работы для этой компании до 1995 года.
В 1995 году Моррис поставил хореографию для 14 танцоров под названием World Power . [4] Для этой работы Моррис черпал вдохновение из текста Марка Твена , в котором Твен выражает свои мысли о вторжении США на Филиппины в 1899 году , за 65 лет до того, как резолюция по Тонкинскому заливу провозгласила углубление вмешательства Соединенных Штатов во Вьетнам . В основу произведения легли произведения гамелана, трубы и хора Лу Харрисона «В честь мистера Генделя» и «В честь Марка Твена» . В «Посвящении Тихому океану» [5] Харрисон включил следующий отрывок Твена:
Мы усмирили и похоронили несколько тысяч островитян, уничтожили их поля; сожгли их деревни и выгнали их вдов и сирот на улицу; причинил горе в изгнании нескольким десяткам неугодных патриотов: подчинил оставшиеся десять миллионов с помощью Благотворительной ассимиляции, что является благочестивым новым названием мушкета; мы приобрели собственность на триста наложниц и других рабов нашего делового партнера, султана Сулу, и водрузили над этой добычей наш покровительственный флаг. Итак, благодаря этим Промыслам Божьим – и эта фраза принадлежит правительству, а не моему – мы являемся Мировой Державой.
Помимо использования традиционной индонезийской музыки гамелана, Моррис изучал индонезийский танец, индонезийский кукольный театр (вайанг кулит). [ циклическая ссылка ] ) и традиционные яванские придворные танцы, такие как бедхая и серимпи , широко заимствуя движения, модели построения и жесты рук из танцев для этой работы. Музыка в основном азиатская и включает в себя такие инструменты, как бамбуковая флейта, металлофон и бронзовые гонги. [6]
Из-за сильного политического послания американского и западного империализма, а также откровенных текстов и хореографии, изображающих насилие против коренных народов и их завоевание, « Мировая держава» считается одним из наиболее противоречивых произведений Морриса. В финале присутствуют образы явного беспокойства: мотив нетерпеливого топота и куплеты, заканчивающиеся отступлением за кулисы, запрокидыванием голов, падением и волочением танцоров по полу, руками, закрывающими лица, словно в ужасе. [7] Некоторые утверждают, что Моррис присвоил азиатскую культуру, заимствовав движения из индонезийских и яванских танцев и используя музыку, вдохновленную азиатами, без должного указания на их происхождение.
Моррис также является признанным хореографом балета, особенно в балете Сан-Франциско , для которого он создал восемь работ. Он также получал заказы от таких трупп, как Американский театр балета , Бостонский балет и Балет Парижской оперы . Он много работал в опере, руководя и ставя хореографические постановки для Метрополитен-опера , Нью-Йоркской городской оперы , Английской национальной оперы , Королевского оперного театра Ковент-Гарден и других. Он поставил и поставил «Короля Артура» для Английской национальной оперы в июне 2006 года, а в мае 2007 года он поставил и поставил «Орфея и Эвридику» для Метрополитен-оперы.
Он является обладателем 11 почетных докторских степеней.
Среди известных работ Морриса — «Глория» (1981), действие которой происходит по мотивам Вивальди ; Чемпионат по борьбе (1985), по мотивам эссе Ролана Барта ; L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato (1988); Дидона и Эней (1989); «Крепкий орешек» [1] (1991), его версия «Щелкунчика», действие которой происходит в 1970-е годы; Гранд-дуэт (1993); Офис (1995); Греческий мне (2000); танцевальная версия оперы Томсона – Гертруды Стайн Верджила «Четыре святых в трех действиях» (2001); балет «Сад» (2001); Ви (2002) и На четвереньках (2004). В 2006 году состоялась премьера его «Танцев Моцарта» по заказу Фестиваля «Новая коронованная надежда» [2] и Фестиваля «В основном Моцарт» в связи с 250-летием со дня рождения Моцарта; а в 2008 году состоялась премьера его скандального фильма «Ромео и Джульетта » «По мотивам Шекспира» , поставленного на недавно обнаруженный оригинальный сценарий и музыку Прокофьева. В 2011 году он представил 150-ю работу в своей профессиональной карьере, Festival Dance , получив признание критиков во время аншлаговых выступлений в его танцевальном центре в Бруклине.
Моррис и его танцевальная группа сотрудничали с виолончелистом Йо-Йо Ма в Падение с лестницы» фильме Барбары Уиллис Свит « , который доступен во втором томе сериала Ма « Вдохновленный Бахом» , получившего премию «Эмми» . Там Моррис поставил танец на основе Третьей сюиты для виолончели без аккомпанемента Баха, которую исполняет Ма. В фильме Свита показано не только представление, но и эволюция танца. Моррис также сотрудничал с такими художниками, как Исаак Мизрахи , Говард Ходжкин , Чарльз Бернс и Стивен Хенди.
В 2001 году его компания переехала в свою первую постоянную штаб-квартиру в США, Танцевальный центр Марка Морриса , в Бруклине , на Лафайет-авеню, 3 в районе Форт-Грин. 2001 год также ознаменовался открытием Школы при Танцевальном центре Марка Морриса. Помимо танцевальной группы Марка Морриса, в центре есть репетиционная площадка для танцевального сообщества, программы помощи местным детям и людям с болезнью Паркинсона. [8] и школа, предлагающая уроки танцев для учащихся всех возрастов.
Моррис является предметом биографии Марка Морриса (1993) танцевального критика Джоан Акочелла . В 2001 году он опубликовал L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato: A Celebration , сборник фотографий и критических эссе.
В 2013 году Моррис стал первым хореографом и танцором, который стал музыкальным руководителем музыкального фестиваля в Охай .
Хотя Моррис в настоящее время практически ушел из выступлений, он долгое время отличался музыкальностью и силой своего танца, а также удивительной деликатностью движений. Его тело было тяжелее, чем у типичного танцора, больше похоже на тело обычного человека, но его технические и выразительные способности превосходили таковые у большинства его современников.
В 2017 году Моррис представил премьеру Pepperland , заказной постановки на музыку The Beatles в Royal Court Liverpool, приуроченной к 50-летию выхода Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . [9]
В 2019 году Моррис опубликовал Out Loud: A Memoir , написанный совместно с Уэсли Стейсом .
В 2022 году Моррис представил премьеру спектакля «Взгляд любви » на музыку Берта Бакарака . [10]
Почести и награды
[ редактировать ]- 11 почетных докторских степеней (Корнуоллская школа искусств, 2011 г.; Рохэмптонский университет, 2010 г.; Столетний колледж, 2009 г.; Бард-колледж, 2006 г.; Бейтс-колледж, 2006 г.; Университет Джорджа Мейсона, 2005 г.; Колледж Боуден, 2003 г.; Институт Пратта, 2003 г.; Лонг-Айленд. Университет, 2002 г., Джульярдская школа, 2001 г., Бостонская музыкальная консерватория, 1994 г.;
- Премия Леонарда Бернштейна за выдающиеся заслуги в развитии музыки в обществе, 2010 г.
- Американское философское общество , член, 2008 г. [11]
- Независимая премия, Клуб Университета Брауна, Нью-Йорк, 2007 г.
- Премия Сэмюэля Х. Скриппса за заслуги перед американским танцевальным фестивалем, 2007 г.
- Специальная награда за признание WQXR Gramophone, 2006 г.
- Премия мэра Нью-Йорка в области искусства и культуры, 2006 г.
- Американская академия искусств и наук, научный сотрудник, 2005 г.
- Премия Лоуренса Оливье (Великобритания), выдающиеся достижения в танце, 2002 г.
- Национальная танцевальная премия Critics' Circle (Великобритания), лучшая современная хореография, 2002 г.
- Национальная танцевальная премия Круга критиков (Великобритания), Лучшая зарубежная танцевальная труппа, 2002 г.
- Time Out Live Awards (Великобритания), выдающееся производство (V), 2002 г.
- Премия выдающемуся артисту округа Лос-Анджелес, 2001 г.
- Премия губернатора штата Нью-Йорк в области искусств, 2001 г.
- Лучшее из Бостона, Марк Моррис и Йо-Йо Ма , лучший дуэт, 1999 г.
- Премия Лоуренса Оливье (Великобритания), лучшая новая танцевальная постановка (L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato), 1998 г.
- Премия Evening Standard (Великобритания), 1997 г.
- Премия Капезио за достижения, 1997 г.
- Приз фестиваля Scotsman/Hamada Trust, Эдинбургский фестиваль, 1995 г.
- Премия Эдинбургской международной критики, 1994 г.
- Премия Эдинбургской международной критики, 1992 г.
- Стипендия Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, 1991 г.
- Премия танцевального журнала, 1991 г.
- Стипендия Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма, 1986 г.
- Премия Нью-Йорка в области танцев и выступлений («Бесси»), 1984, 1990, 2007 гг.
- Многочисленные награды включают хореографические стипендии Советов по искусству штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси и Национального фонда искусств.
Балеты
[ редактировать ]С 1994 года Моррис создал восемь постановок для балета Сан-Франциско, включая первую американскую постановку « Сильвии » Делиба ; три работы для Американского театра балета, в том числе «Гонг» на музыку Колина Макфи и «Пей мне только глазами» на музыку Вирджила Томсона; а также получил заказы от балета Джоффри и Бостонского балета и других. В 2009 году балет Сан-Франциско отметил 15-летие сотрудничества с Моррисом, представив первую программу, состоящую исключительно из Морриса, исполнив «Сад» (2001), «Joyride» (2008) и «Балет наждачной бумаги» (1999). Его работы есть в репертуаре Ballet British Columbia, Ballet West, Boston Ballet, Dutch National Ballet, Houston Ballet, Pacific Northwest Ballet и Washington Ballet. Балеты Морриса также исполнялись Английским национальным балетом, Большим театром Женевы, Королевским балетом и Королевским балетом Новой Зеландии. Они известны тем, что делают балет более доступным для публики, которой обычно танец и особенно балет слишком трудны для восприятия.
Балетные комиссии
[ редактировать ]- Внезапная смерть - Бостонский балет (1986)
- Уважаемые гости — Балет Джоффри (1986)
- Пей за меня только глазами - Американский театр балета (1988)
- Одно сердце - Балет Парижской оперы (1990)
- Взрыв - Les Grands Ballets Canadiens (1992)
- Водоворот - Балет Сан-Франциско (1994)
- Квинконкс - Les Grands Ballets Canadiens (1995)
- Тихий океан - Балет Сан-Франциско (1995)
- Балет на наждачной бумаге - Балет Сан-Франциско (1999)
- Сад - Балет Сан-Франциско (2001)
- Гонг — Американский театр балета (2001)
- Позже — Балет Сан-Франциско (2002).
- Не слишком много - Американский театр балета (2003)
- Сильвия — Балет Сан-Франциско (2004)
- Вверх и вниз - Бостонский балет (2006)
- Джойрайд - Балет Сан-Франциско (2008)
- Бо — Балет Сан-Франциско (2012)
- Камерная музыка №1. 3 – Балет Тихоокеанского Северо-Запада (2012) [12]
- Вельм — Бруклинская музыкальная академия (2015) [13]
- Буква V - Хьюстонский балет (2015) [14]
- После тебя – Американский театр балета (2015) [15]
Оперы
[ редактировать ]Моррис активно работал в опере более 20 лет, руководя и ставя постановки для Метрополитен-опера, Нью-Йоркской городской оперы, Английской национальной оперы, Сиэтлской оперы, Королевской оперы Ковент-Гарден и других. В 2009 году, в честь двухсотлетия со дня смерти Йозефа Гайдна , Камерная опера Готэма представила на сцене Нью-Йорка премьеру оперы Гайдна «L'isola disabitata» («Необитаемый остров») в новой постановке Морриса в Театре Джеральда В. Линча в Джоне. Джей Колледж., преп.
Режиссер и/или хореография
[ редактировать ]- Саломея — хореограф (Опера Сиэтла, 1986)
- Никсон в Китае - хореограф (Хьюстон Гранд Опера, 1987).
- Орфей и Эвридика — хореограф (Опера Сиэтла, 1988)
- Летучая мышь — директор (Опера Сиэтла, 1988)
- «Женитьба Фигаро» (сцена свадьбы в третьем акте) — хореограф («PepsiCo Summerfare», 1988)
- Дидона и Эней — режиссёр и хореограф («Ла Монне», 1989)
- «Смерть Клингхоффера» — хореограф («Ла Монне», 1991)
- «Женитьба Фигаро» — режиссёр («Ла Монне», 1991)
- Орфей и Эвридика — режиссер и хореограф (Общество Генделя и Гайдна, 1996)
- Плате — режиссёр и хореограф (Королевская опера, 1997).
- Четыре святых в трёх действиях — режиссёр и хореограф (Английская национальная опера, 2000)
- «Идоменей» (балет III акт) — хореограф (Оперный фестиваль в Глайндборне, 2003 г.)
- Король Артур — режиссёр и хореограф (Английская национальная опера, 2006)
- Орфей и Эвридика — режиссёр и хореограф (Метрополитен-опера, 2007)
- L'isola d'isabitata — Режиссер (Готэмская камерная опера, 2009)
В 2011 году Метрополитен-опера возобновила постановку «Орфея и Эвридики» 2007 года в постановке Морриса и премьеру в Метрополитене оперы « Никсон» Джона Адамса в Китае в постановке Морриса в 1987 году. Последняя была снята и транслировалась в рамках Met’s Live in HD. сериал, воссоздающий постановку Питера Селларса , созданную для его мировой премьеры в 1987 году в Хьюстоне, которая ранее исполнялась в Бруклинской музыкальной академии, Центре Кеннеди и Оперном театре Лос-Анджелеса.
Дирижер
[ редактировать ]В 2006 году, на открытии сезона в Нью-Йорке, посвященного 25-летию MMDG, [16] труппа исполнила «Глорию» Морриса (1981, редакция 1984) на фоне «Глории» Вивальди в опере Д. Моррис впервые принял эстафету, дирижируя музыкальным ансамблем MMDG и Джульярдским хоровым союзом. В 2007 году начал дирижировать своей оперой «Дидона и Эней» (1989). Он также руководил выступлениями Emmanuel Music, Сиэтлского симфонического оркестра и Тюдоровского хора. В 2011 году он руководил Бруклинской филармонией и Бруклинским межконфессиональным хором в сотрудничестве с MMDG в Prospect Park Bandshell, в рамках программы танцевальной группы Марка Морриса, представленной Celebrate Brooklyn! Также в 2011 году он снова дирижировал Dido с MMDG, на этот раз с Барочным оркестром и хоралом Филармонии; меццо Стефани Блайт , поющая и Дидону, и Волшебницу; и баритон Филип Катлип в роли Энея.
Личная жизнь
[ редактировать ]Моррис живет в районе Кипс-Бэй на Манхэттене. [17] Он гей . [18] [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кили, Брендан (2 октября 2012 г.). «Может быть, я и кажусь грубым, но я делаю это с любовью» . Незнакомец . Сиэтл, США . Проверено 4 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Акочелла, Джоан Росс (2004). Марк Моррис . Издательство Уэслианского университета.
- ^ Перейти обратно: а б «Марк Моррис» . Британская энциклопедия.
- ^ Моррис, Марк (январь 2010 г.). «Моррис, Марк». Оксфордский словарь танца . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956344-9 . Проверено 13 ноября 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Харрисон, Лу. «Посвящение Пасифике, в честь мистера Марка Твена» . Амазонка . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Джордан, Стефани (2015). Марк Моррис: Музыкант-хореограф . Танцевальные книги Великобритании. стр. 367–368. ISBN 978-1852731755 .
- ^ Моррис, Марк. «Мировая держава» . Танцевальный ансамбль Марка Морриса . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Танец для ПД
- ^ «Пепперлэнд» . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «Взгляд любви» . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Леа-Сакстон, Кассандра. «Каммермузыка № 3 | Марк Моррис | Pacific Northwest Ballet» . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Обзор: Марк Моррис Дэнс исполняет Whelm and Words на БАМе» . Нью-Йорк Таймс . 24 апреля 2015 г.
- ^ «Буква В» . Танцевальный ансамбль Марка Морриса . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ "После Вас" . Танцевальный ансамбль Марка Морриса . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Роквелл, Джон (9 марта 2006 г.). «Топание, сгибание, а также некоторые весенние возни» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Лиланд, Джон (15 июня 2012 г.). «Танцевальная позиция №6: Отдых» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, США . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Гарафола, Линн (2005). «Марк Моррис и женская мистика» . Наследие танца двадцатого века . Миддлтаун, Коннектикут : Издательство Уэслианского университета . п. 209. ИСБН 9780819566744 . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Лемон, Брендан (декабрь 2002 г.). «За пределами фей сахарной сливы» . Вышло : 20 . Проверено 6 апреля 2015 г.