Гастон Литаиз

Гастон Жильбер Литаиз (11 августа 1909 — 5 августа 1991) — французский органист и композитор . Считается одним из мастеров французского органа ХХ века. [ 1 ] он гастролировал, записывался, работал в церквях и преподавал студентам в Париже и его окрестностях. Слепой с младенчества, он большую часть своей жизни учился и преподавал в Institut National des Jeunes Aveugles (Национальный институт для слепых).
Жизнь
[ редактировать ]Литаиз родился в Мениль-сюр-Бельвитт , Вогезы , на северо-востоке Франции. Из-за болезни он потерял зрение сразу после рождения. [ 2 ] Он поступил в Институт слепых в молодом возрасте, обучаясь у Шарля Магена, который побудил его переехать в Париж. [ 2 ] и учился у Магена и Адольфа Марти в Национальном институте молодежи Авегла с 1926 по 1931 год. Одновременно он поступил в Парижскую консерваторию . в октябре 1927 года [ 2 ] учился у Марселя Дюпре и Анри Бюссера , а также индивидуально у Луи Вьерна . [ 3 ] В течение шести лет он завоевал первые премии по органу, импровизации, фуге и композиции, а также премию Россини за свою кантату «Фра Анджелико» . В 1938 году он финишировал вторым после Анри Дютийе на Римской премии . Говорят, что это был первый случай, когда слепой человек был допущен к участию в соревновании; [ 4 ] впоследствии он много раз просил Дютийе сочинить для органа, но из этого ничего не вышло. [ 5 ]
Он начал работать органистом в Сен-Клу в 1934 году, а после ухода из Парижской консерватории в 1939 году вернулся в Национальный институт молодёжи Авель, чтобы преподавать гармонию. В 1944 году он начал тридцатилетний директор религиозных радиопрограмм, курируя пять еженедельных передач. Он занял должность в 1946 году в Сен-Франсуа-Ксавье в Париже , где оставался органистом до своей смерти. В 1975 году он ушел с радио и начал преподавать игру на органе в консерватории Сен-Мор-де-Фоссе , где «обрел многочисленных учеников». [ 6 ] Он умер в 1991 году в Брюйере , Вогезы.
В качестве исполнителя Литаиз гастролировала по Франции, Западной Европе, США и Канаде. Его первый тур по Америке состоялся осенью 1957 года. [ 3 ] Его запись « Messe pour les parishes» Франсуа Куперена на органе в Сен-Мерри. [ 7 ] получил весьма положительные отзывы, названные в The Musical Times «превосходно записанными». [ 8 ] и «прекрасное, чувственное исполнение» в «Музыке и письмах» . [ 7 ] Необычно то, что он решил не использовать inégales ноты . в исполнении [ 7 ] хотя он очень интересовался исследованием «старой» музыки. [ 5 ] Его импровизации называли «сокрушительными зрелищами» и выгодно сравнивали с Дюпре, Жанной Демесье , Пьером Кошеро и Антоном Хайллером . [ 9 ]
Литайзе оказал большое влияние на поколения французских органистов. Он вдохновил Оливье Латри выбрать карьеру:
В 16 лет я выиграл первую премию по фортепиано... и подумал, что смогу продолжить обучение игре на фортепиано в Парижской консерватории. ... Однако я решил играть на органе, выбрав своим учителем Гастона Литаиза в CNR Сен-Мор-де-Фоссе, поскольку слышал, как он давал очень захватывающий концерт в соборе Булонь-сюр-Мер. Именно это подтвердило мое желание играть на органе. [ 5 ]
Он также преподавал орган нескольким известным органистам, в том числе Антуану Бушару . [ 10 ] Тео Брандмюллер , [ 11 ] Оливье Латри , Франсуаза Левешен-Ганглофф , Кеннет Гилберт , Жан-Пьер Леге и Рене Саоржен .
Работает
[ редактировать ]Норбер Дюфурк резюмировал композиционный стиль Литаиза: «Литаиз склонен… к беспокойству и унынию, но его идиома мужественна и ярка. Он прекрасный мелодист и умелый полифонист». [ 12 ] Рецензия на пьесы Litaize Douze в The Musical Times в целом была отрицательной, однако музыка была найдена сухой и названа Litaize «виртуозным сочинением для виртуозов». [ 13 ] Арчибальд Фармер писал, что литургические прелюдии были «умными, интересными, часто хорошими и всегда модно-французскими». [ 14 ]
Литайзе увлекался экспериментальной музыкой; вскоре после создания musique concrète его попросили написать пьесу для африканского ксилофона, четырех колокольчиков, трех занза и двух вертушек, которую Пьер Шеффер фрагментировал и преобразовал в «Этюд с жгутами» в 1948–49. [ 15 ]
Список композиций
[ редактировать ]Орган
[ редактировать ]- Двенадцать пьес (1931–1937)
- Высокая месса на все времена (1948)
- Баскское Рождество (1949)
- Пять литургических пьес (1951)
- Пассакайль на имя Флора Петерса (1953)
- Двадцать четыре литургические прелюдии для органа без педали (1953–1955).
- Фуга на входе в Da Pacem (1954)
- Разнообразная тема на имя Виктора Гонсалеса (1957)
- Низкая масса на все времена (1959)
- Месса Всех Святых (1964)
- Прелюдия и фугальный танец (1964)
- Крещение (1984)
- Реджес Тарсис – Размышление о предложении Богоявления (1984)
- Два трио (1984):
- Развлечение в тройничке
- Трио пьеса
- Арки - Фэнтези (1987)
- Сюита в форме мессы (1988)
- Предложите вам мир (1991)
- Диапазон – Фантазия на имя Жана Алена
Орган с инструментом(ами)
[ редактировать ]- Пассакайль для органа с оркестром (1947)
- Кортеж для духовых инструментов и органа (1951)
- Пятидесятница – Триптих для двух органов (1984):
- бдительный
- Ноктюрн
- Последовательность
- Диптик для гобоя и органа:
- Андантино
- Скерцо
- Триптик для валторны и органа
- Соната для двоих для органа в четыре руки (1991)
Другие работы
[ редактировать ]- Речитативная и разнообразная тема для кларнета и фортепиано (1947)
- Missa solemnior для смешанного вокального квартета и органа (1954)
- Missa Virgo gloriosa для сопрано, тенора, баса и органа (1959)
- Магнификат для смешанного вокального секстета и органа (1967)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Международный органный конкурс Duruflé - Litaize
- ^ Jump up to: а б с « Гастон Литаиз (1909–1991) » . Архивировано из оригинала 13 июня 2006 года . Проверено 16 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Гастон Литаиз, композитор и органист» . 7 июня 1998 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2007 года . Проверено 16 декабря 2007 г.
- ^ Чейз, Гилберт . «Музыкальные заметки из-за границы», The Musical Times 76, июнь 1935 г., стр. 557.
- ^ Jump up to: а б с Шолл, Роберт и Оливье Латри . «Á l'ombre de Notre-Dame», The Musical Times 137, август 1996 г., стр. 36.
- ^ Кантагрель, Жиль (2001). «Литаиз, Гастон (Гилберт)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16767 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б с Ducretet Thomson DTL 93039. Меллерс, Уилфрид . «Французская классика на граммофоне», Music & Letters 38, январь 1957 г., стр. 68.
- ^ Хасси, Дайнли . «Граммофон музыканта», The Musical Times 96, июнь 1955 г., стр. 310.
- ^ Далтон, Джеймс. «Игра на органе», The Musical Times 111, июль 1970 г., стр. 713.
- ^ Элен Паннетон (27 февраля 2017 г.). «Антуан Бушар» . Канадская энциклопедия .
- ^ «Брандмюллер, Тео». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43376 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Дюфурк, Норбер . Revue Musicale , март 1939 года, перевод М.-Д. Кальвокоресси в «Музыке в зарубежной прессе», The Musical Times 80, июль 1939 г., стр. 511.
- ^ «Новая музыка», The Musical Times 80, август 1939 г., стр. 602–603.
- ^ Фермер, Арчибальд. «Новая органная музыка», The Musical Times 95, август 1954 г., стр. 430.
- ^ Паломбини, Карлос. «Машинные песни V: Пьер Шеффер: от исследования шумов к экспериментальной музыке», Computer Music Journal 17, осень 1993 г., стр. 15.
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы для органа
- Французские классические органисты
- Органные импровизаторы
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Выпускники Парижской консерватории
- Слепые классические музыканты
- Римская премия за композицию
- 1909 рождений
- 1991 смертей
- Люди из Вогезов (департамент)
- Органисты 20 века
- Французские композиторы XX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские классические органисты мужского пола
- Французские слепые