Jump to content

Гастон Литаиз

Бывшая консоль церкви Сен-Франсуа-Ксавье , на которой играл Гастон Литаиз.

Гастон Жильбер Литаиз (11 августа 1909 — 5 августа 1991) — французский органист и композитор . Считается одним из мастеров французского органа ХХ века. [ 1 ] он гастролировал, записывался, работал в церквях и преподавал студентам в Париже и его окрестностях. Слепой с младенчества, он большую часть своей жизни учился и преподавал в Institut National des Jeunes Aveugles (Национальный институт для слепых).

Литаиз родился в Мениль-сюр-Бельвитт , Вогезы , на северо-востоке Франции. Из-за болезни он потерял зрение сразу после рождения. [ 2 ] Он поступил в Институт слепых в молодом возрасте, обучаясь у Шарля Магена, который побудил его переехать в Париж. [ 2 ] и учился у Магена и Адольфа Марти в Национальном институте молодежи Авегла с 1926 по 1931 год. Одновременно он поступил в Парижскую консерваторию . в октябре 1927 года [ 2 ] учился у Марселя Дюпре и Анри Бюссера , а также индивидуально у Луи Вьерна . [ 3 ] В течение шести лет он завоевал первые премии по органу, импровизации, фуге и композиции, а также премию Россини за свою кантату «Фра Анджелико» . В 1938 году он финишировал вторым после Анри Дютийе на Римской премии . Говорят, что это был первый случай, когда слепой человек был допущен к участию в соревновании; [ 4 ] впоследствии он много раз просил Дютийе сочинить для органа, но из этого ничего не вышло. [ 5 ]

Он начал работать органистом в Сен-Клу в 1934 году, а после ухода из Парижской консерватории в 1939 году вернулся в Национальный институт молодёжи Авель, чтобы преподавать гармонию. В 1944 году он начал тридцатилетний директор религиозных радиопрограмм, курируя пять еженедельных передач. Он занял должность в 1946 году в Сен-Франсуа-Ксавье в Париже , где оставался органистом до своей смерти. В 1975 году он ушел с радио и начал преподавать игру на органе в консерватории Сен-Мор-де-Фоссе , где «обрел многочисленных учеников». [ 6 ] Он умер в 1991 году в Брюйере , Вогезы.

В качестве исполнителя Литаиз гастролировала по Франции, Западной Европе, США и Канаде. Его первый тур по Америке состоялся осенью 1957 года. [ 3 ] Его запись « Messe pour les parishes» Франсуа Куперена на органе в Сен-Мерри. [ 7 ] получил весьма положительные отзывы, названные в The Musical Times «превосходно записанными». [ 8 ] и «прекрасное, чувственное исполнение» в «Музыке и письмах» . [ 7 ] Необычно то, что он решил не использовать inégales ноты . в исполнении [ 7 ] хотя он очень интересовался исследованием «старой» музыки. [ 5 ] Его импровизации называли «сокрушительными зрелищами» и выгодно сравнивали с Дюпре, Жанной Демесье , Пьером Кошеро и Антоном Хайллером . [ 9 ]

Литайзе оказал большое влияние на поколения французских органистов. Он вдохновил Оливье Латри выбрать карьеру:

В 16 лет я выиграл первую премию по фортепиано... и подумал, что смогу продолжить обучение игре на фортепиано в Парижской консерватории. ... Однако я решил играть на органе, выбрав своим учителем Гастона Литаиза в CNR Сен-Мор-де-Фоссе, поскольку слышал, как он давал очень захватывающий концерт в соборе Булонь-сюр-Мер. Именно это подтвердило мое желание играть на органе. [ 5 ]

Он также преподавал орган нескольким известным органистам, в том числе Антуану Бушару . [ 10 ] Тео Брандмюллер , [ 11 ] Оливье Латри , Франсуаза Левешен-Ганглофф , Кеннет Гилберт , Жан-Пьер Леге и Рене Саоржен .

Работает

[ редактировать ]

Норбер Дюфурк резюмировал композиционный стиль Литаиза: «Литаиз склонен… к беспокойству и унынию, но его идиома мужественна и ярка. Он прекрасный мелодист и умелый полифонист». [ 12 ] Рецензия на пьесы Litaize Douze в The Musical Times в целом была отрицательной, однако музыка была найдена сухой и названа Litaize «виртуозным сочинением для виртуозов». [ 13 ] Арчибальд Фармер писал, что литургические прелюдии были «умными, интересными, часто хорошими и всегда модно-французскими». [ 14 ]

Литайзе увлекался экспериментальной музыкой; вскоре после создания musique concrète его попросили написать пьесу для африканского ксилофона, четырех колокольчиков, трех занза и двух вертушек, которую Пьер Шеффер фрагментировал и преобразовал в «Этюд с жгутами» в 1948–49. [ 15 ]

Список композиций

[ редактировать ]
  • Двенадцать пьес (1931–1937)
  • Высокая месса на все времена (1948)
  • Баскское Рождество (1949)
  • Пять литургических пьес (1951)
  • Пассакайль на имя Флора Петерса (1953)
  • Двадцать четыре литургические прелюдии для органа без педали (1953–1955).
  • Фуга на входе в Da Pacem (1954)
  • Разнообразная тема на имя Виктора Гонсалеса (1957)
  • Низкая масса на все времена (1959)
  • Месса Всех Святых (1964)
  • Прелюдия и фугальный танец (1964)
  • Крещение (1984)
  • Реджес Тарсис – Размышление о предложении Богоявления (1984)
  • Два трио (1984):
    • Развлечение в тройничке
    • Трио пьеса
  • Арки - Фэнтези (1987)
  • Сюита в форме мессы (1988)
  • Предложите вам мир (1991)
  • Диапазон – Фантазия на имя Жана Алена

Орган с инструментом(ами)

[ редактировать ]
  • Пассакайль для органа с оркестром (1947)
  • Кортеж для духовых инструментов и органа (1951)
  • Пятидесятница – Триптих для двух органов (1984):
    • бдительный
    • Ноктюрн
    • Последовательность
  • Диптик для гобоя и органа:
    • Андантино
    • Скерцо
  • Триптик для валторны и органа
  • Соната для двоих для органа в четыре руки (1991)

Другие работы

[ редактировать ]
  • Речитативная и разнообразная тема для кларнета и фортепиано (1947)
  • Missa solemnior для смешанного вокального квартета и органа (1954)
  • Missa Virgo gloriosa для сопрано, тенора, баса и органа (1959)
  • Магнификат для смешанного вокального секстета и органа (1967)
  1. ^ "Международный органный конкурс Duruflé - Litaize
  2. ^ Jump up to: а б с « Гастон Литаиз (1909–1991) » . Архивировано из оригинала 13 июня 2006 года . Проверено 16 декабря 2007 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Гастон Литаиз, композитор и органист» . 7 июня 1998 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2007 года . Проверено 16 декабря 2007 г.
  4. ^ Чейз, Гилберт . «Музыкальные заметки из-за границы», The Musical Times 76, июнь 1935 г., стр. 557.
  5. ^ Jump up to: а б с Шолл, Роберт и Оливье Латри . «Á l'ombre de Notre-Dame», The Musical Times 137, август 1996 г., стр. 36.
  6. ^ Кантагрель, Жиль (2001). «Литаиз, Гастон (Гилберт)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16767 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  7. ^ Jump up to: а б с Ducretet Thomson DTL 93039. Меллерс, Уилфрид . «Французская классика на граммофоне», Music & Letters 38, январь 1957 г., стр. 68.
  8. ^ Хасси, Дайнли . «Граммофон музыканта», The Musical Times 96, июнь 1955 г., стр. 310.
  9. ^ Далтон, Джеймс. «Игра на органе», The Musical Times 111, июль 1970 г., стр. 713.
  10. ^ Элен Паннетон (27 февраля 2017 г.). «Антуан Бушар» . Канадская энциклопедия .
  11. ^ «Брандмюллер, Тео». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43376 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  12. ^ Дюфурк, Норбер . Revue Musicale , март 1939 года, перевод М.-Д. Кальвокоресси в «Музыке в зарубежной прессе», The Musical Times 80, июль 1939 г., стр. 511.
  13. ^ «Новая музыка», The Musical Times 80, август 1939 г., стр. 602–603.
  14. ^ Фермер, Арчибальд. «Новая органная музыка», The Musical Times 95, август 1954 г., стр. 430.
  15. ^ Паломбини, Карлос. «Машинные песни V: Пьер Шеффер: от исследования шумов к экспериментальной музыке», Computer Music Journal 17, осень 1993 г., стр. 15.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51405a2eeaf27d0c99378ea624b670b0__1716304740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/b0/51405a2eeaf27d0c99378ea624b670b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaston Litaize - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)