Jump to content

Светские и мгновенные часы

Эрик Сати

Heures séculaires et Instantanées ( Вековые и мгновенные часы ) — фортепианная композиция Эрика Сати 1914 года . Одна из его юмористических клавишных сюит 1910-х годов. В ней содержится знаменитое предупреждение Сати пианистам не читать вслух причудливые тексты, украшавшие его партитуры. В исполнении оно длится около 4 минут.

Публикация « Heures» , как и некоторых работ Сати 1914 года, была отложена из-за начала Первой мировой войны . Наконец, она была выпущена фирмой Э. Деметс в 1916 году. Рикардо Виньеса Премьера состоялась в галерее Barbazanges в Париже 11 марта 1917 года.

Текст и музыка

[ редактировать ]

Сати написала « Heures» в июне и июле 1914 года, почти сразу после завершения «Sports et divertissements» . В этой работе его потребность выразить свою литературную сторону была ограничена одной страницей на сочинение на темы, которые он не выбирал, и с этой задачей он справился с точностью , подобной хайку . [ 1 ] Здесь Сати смог дать волю своему воображению, создав повествования, которые, по крайней мере на странице, кажутся требующими равного статуса с музыкой. «Слов столько же, сколько нот!» высказал мнение французский композитор-критик Ги Сакре . [ 2 ] Биограф Ролло Х. Майерс увидел в « Heures» предзнаменование сюрреализма (за десять лет до этого) и новую фазу во взаимоотношениях текста и музыки в фортепианных сюитах Сати: «...впервые отдельные словесные шутки и остроты заменяются своего рода декламацией или монологом, являющимся неотъемлемой частью композиции. Это уже не бегущий комментарий, произвольно наложенный и зачастую не имеющий отношения к музыке. сопровождает; это определенное повествование, наполненное гротескным вдохновением, которое призвана иллюстрировать музыка». [ 3 ]

Причудливая концепция Времени объединяет сюиту, состоящую из трех пьес с обозначениями Noirâtre ( «Черноватый» ), Sans Grandeur ( «Без величия» ) и Vivement ( «Сильно» ). Он посвящен воображаемому англичанину, к которому для пущей убедительности добавлен реальный французский монарх:

Сэру Уильяму Гранту-Плюмоту я с удовольствием посвящаю этот сборник. До сих пор меня удивляли две личности: Людовик XI и сэр Уильям: первая странностью своего добродушия; второй — его постоянной неподвижностью. Для меня большая честь произнести здесь имена Людовика XI и сэра Уильяма Гранта-Плюмота . [ 4 ] [ 5 ]

1. Ядовитые препятствия [ 6 ]

Юмористическая тема знакомит нас с единственным обитателем огромного ландшафта - негром, «настолько скучающим, что он может умереть от смеха». Держа мозжечок в правой руке, чтобы лучше думать, он наблюдает, как змеи цепляются за его униформу, жабы называют друг друга по имени и мангровые заросли купают свои грязные корни на берегу реки. Тени от древних деревьев указывают на то, что сейчас 9:17 – «не лучшее время для влюбленных» – и после короткого оживленного момента медленная тема диссонансно обрывается. [ 7 ]

2. Утренние сумерки [В полдень ]

В сопровождении легкого марша рассказчик выражает свое недовольство солнцем . [ 8 ] который «выглядит как хороший парень», но ему нельзя доверять из-за его склонности сжигать посевы и вызывать у людей солнечный удар. Эти наблюдения завершаются забавной и нелогичной фразой: «За сараем вол ест себя до тошноты».

3. Гранитная паника

Пока ливень обрушивается на пыльную старую деревню, городские часы шатаются и готовятся пробить тринадцать часов в 13:00 («Увы, не положенное время»). Деревья хлопают друг друга ветвями, а гранитные валуны толкаются, чтобы увидеть, какой из них больше всего раздражает. В начале и в конце пьесы часы изображены 13 мрачными «тиканьями» в басу. Сати завершает партитуру одним из своих любимых музыкальных приемов, маскируя обычный отрывок восходящей гаммы в произвольной энгармонической записи. [ 9 ]

Предупреждение

[ редактировать ]

Внизу первой страницы опубликованной партитуры, судя по всему, это сноска, находится «предупреждение» Сати игрокам. На протяжении многих лет это вызвало некоторые споры по поводу его текстовых фортепианных пьес.

Кому угодно
Запрещаю читать текст вслух во время исполнения музыки. Несоблюдение этих инструкций приведет к тому, что нарушитель навлечет на себя мое справедливое негодование .
Никаких особых исключений не будет . [ 10 ]
Отрывок из первой страницы опубликованной партитуры с «предупреждением» Сати под нижним нотоносцем.

Высокомерный тон напоминает полусерьезные публичные заявления, сделанные Сати в 1890-х годах, будучи молодым Монмартра богемцем и лидером собственной вымышленной церкви , что заставило некоторых ученых поверить в то, что это заявление было насмешливым. [ 11 ] Но это подтверждает, что к 1916 году некоторые пианисты декламировали тексты ради дополнительной развлекательной ценности. [ 12 ] и композитор, очевидно, не согласился с этим. Франсис Пуленк , который хорошо знал Сати, категорически заявил, что предупреждение не было шуткой и что преступники будут страдать от «больного отлучения от церкви», если их поймают; он также вспомнил, как композитор говорил ему: «Истории и забавные замечания... являются наградой для игрока», и их также нельзя зачитывать перед выступлением. [ 13 ] Орнелла Вольта также процитировала Сати, сказавшую, что они были «секретом между исполнителем и мной». [ 14 ] Сатианские ученые в основном поверили ему на слово.

Но очарование и абсурдистское остроумие комментариев Сати всегда побуждали некоторых сторонников сочетать устную речь с музыкой. Еще в 1917 году американский критик Карл Ван Вехтен предположил, что тексты должны стать жизненно важным компонентом представления сюит, позволяющим публике разделить удовольствие. [ 15 ] Возможно, первый задокументированный пример этого произошел в Сорбонне в Париже 7 декабря 1925 года во время концерта в честь Сати, который транслировался по французскому радио PTT. В программе была Джейн Мортье. [ 16 ] исполнение своих безымянных произведений для «piano parlé» («говорящего фортепиано»). Автор Кэролайн Поттер размышляла: «Возможно, важно, что Мортье подождал, пока Сати умрет, прежде чем проводить этот эксперимент». [ 17 ]

С 1950-х годов идея интерпретации юмористических сюит Сати как произведений для рассказчика и фортепиано наиболее стойко цеплялась за «Спорт и дивертисменты» , отчасти благодаря популярным усилиям американского композитора-критика Вирджила Томсона . [ 18 ] Но это остается незначительной тенденцией. Большинство популярных концертов и коммерческих записей позволяют музыке Сати говорить самой за себя.

Известные записи включают записи Альдо Чикколини (трижды, для Angel в 1957 и 1968 годах и EMI в 1987 году), Жана-Жоэля Барбье (BAM, 1967), Фрэнка Глейзера (Vox, 1968, переиздание в 1990 году) и Франса Клидата (Forlane, 1980), Анн Кеффелек (Virgin Classics, 1988), Паскаль Роже (Decca, 1989), Йиткин Сеоу (Hyperion, 1989), Питер Лоусон (EMI, 1989), Жан-Пьер Арменго (Mandala, 1994), Клара Кёрменди ( Naxos Records , 1994), Боян Горишек (аудиофил) Классика, 1994), Улоф Хойер. (Шведское общество дискофилов, 1996), Жан-Ив Тибоде (Decca, 2003), Хокон Аустбё (Ddd, 2005), Кристина Арианьо (Brilliant Classics, 2007), Ян Касперсен (Скандинавская классика, 2007), Александр Таро (Harmonia Mundi, 2007). 2009), Йерун ван Вин. (Блестящая классика, 2016), Норико Огава (BIS, 2016).

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Альфред Корто , «Дело Эрика Сати», La Revue musice , No. 183, апрель – май 1938 г.
  2. ^ Гай Сакре, Фортепианная музыка: Словарь композиторов и произведений, Том. II , Éditions Robert Laffont, Париж, 1998, стр. 2397–2398.
  3. ^ Ролло Х. Майерс, Эрик Сати , Dover Publications, 1968, стр. 80-82.
  4. ^ Перевод партитуры первого издания, доступной на IMSLP: https://ks4.imslp.net/files/imglnks/usimg/e/e1/IMSLP243833-SIBLEY1802.20117.2008-39087012833440score.pdf .
  5. Детективы Сати долго искали настоящую личность сэра Уильяма Гранта-Плюмота, размышляя о таких фигурах, как Уильям Шекспир и заклятый враг Сати, критик Вилли . Никаких выводов сделано не было. Что касается «добродушного» короля Людовика XI, то он исторически был известен как «Универсальный паук» за свои обширные интриги и безжалостность. См. Орнелла Вольта (редактор), «Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати» , Atlas Press, Лондон, 1996, стр. 182, примечание 15.
  6. Obstacles venimeux была одной из нескольких фортепианных сюит, которые Сати запланировал в июне 1914 года. Он написал эскизы для всех трех пьес, прежде чем отказаться от нее, сохранив название № 1 « Heures» . См. Роберт Орледж, Композитор Сати , издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 306–307.
  7. ^ «Светские часы и... | Подробности» . Вся музыка . Проверено 3 февраля 2023 г.
  8. Ненависть Сати к солнцу хорошо известна. См. Стивен Мур Уайтинг, Богемная Сати: от кабаре до концертного зала , Clarendon Press, 1999, стр. 369.
  9. ^ Майерс, Эрик Сати , с. 81. Сати использовал этот прием, способный вызвать у игрока ненужные трудности, еще в своих «Сарабандах» (1887).
  10. ^ Пьер-Даниэль Темплие, Эрик Сати , первоначально опубликовано Presses Universitaires de France, 1932. Английский перевод The ​​MIT Press, 1969, стр. 84, примечание 6.
  11. ^ Кэролайн Поттер, Эрик Сати: парижский композитор и его мир , The Boydell Press, 2016, стр. 104.
  12. ^ Вольта, соч. цит., с. 181, примечания 1.
  13. ^ Фрэнсис Пуленк, «Фортепианная музыка Эрика Сати», La Revue Musicale , № 214, июнь 1952 г., стр. 23-26. Перепечатано в Николя Саутоне, Фрэнсис Пуленк: Статьи и интервью: заметки от сердца , Ashgate Publishing, Ltd., 2014, стр. 51–53.
  14. ^ Вольта, соч. цит., с. 181, примечания 1.
  15. ^ Карл Ван Вехтен, Интерпретаторы и интерпретации , А. А. Кнопф, Нью-Йорк, 1917. Цитируется Аланом М. Гиллмором в «Музыкально-поэтической форме в «Юмористических» фортепианных сюитах Сати». (1913–14)». Канадское университетское музыкальное обозрение / Revue de musique des universités canadiennes , № 8, 1987, стр. 2–4.
  16. Сегодня почти забытая пианистка Джейн Мортье (1870–?) была важным пропагандистом современной французской музыки до и после Первой мировой войны. Она была подругой Дебюсси и Равеля и давней сторонницей Сати, посвятившего де Подофтальму из своей сюиты «Эмбрионы дессеше» (1913). ей
  17. ^ Поттер, соч. cit., стр. 104, 105 и примечание 16.
  18. ^ «КОЛЕГИ ЧТЯЮТ 90-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИРДЖИЛА ТОМСОНА, ЗАЯТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА» . Нью-Йорк Таймс . 21 сентября 1986 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 3 февраля 2023 г.
[ редактировать ]

Светские и мгновенные часы на YouTube - https://youtube.com/VWfOieRheYQ

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e92d4b70662021f150c125cb1104bb7d__1675417680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/7d/e92d4b70662021f150c125cb1104bb7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heures séculaires et instantanées - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)