Красивый эксцентрик
La belle excentrique ( Эксцентричная красавица ) — танцевальная сюита для небольшого оркестра французского композитора Эрика Сати . Пародия на клише мюзик-холла, она была задумана как хореографическое сценическое произведение и по современным меркам может считаться балетом . [ 1 ] [ 2 ] Сати дала ему причудливый подзаголовок «fantaisie sérieuse» («Серьезная фантазия»). Премьера состоялась в Театре Колизе. [ 3 ] в Париже 14 июня 1921 года под управлением Владимира Гольшмана . Позднее композитор переложил ее для фортепиано в четыре руки .
Музыка
[ редактировать ]
Сати сочинил этот набор сольных танцев в период с июля по октябрь 1920 года. Это был энергичный возврат к его идиоме кабаре начала века после короткого «серьезного» периода, когда были созданы кантата «Сократ» (1918) и фортепиано. Ноктюрны (1919). Сюита состоит из трёх танцев ( марш , вальс , канкан ) и инструментальной ритурнели . [ 4 ]
- 1. Большая ритурнель ( Grand Ritornello )
- 2. Франко-Лунный Марш ( Franco-Lunar March )
- 3. Вальс таинственного глаза поцелуя в
- 4. Канкан Гран-Монден ( Светский Канкан )
Ранние наброски показывают, что Сати изначально планировала «Прекрасную» как «музыкальное турне по трем периодам парижских популярных развлечений» под следующими заголовками: «1900: Marche pour une Grande Cocotte»; «1910: Элегантность цирка (Экуйер)»; и «1920: Современный канкан». [ 5 ] [ 6 ] Вскоре он отказался от хронологической схемы и начал копаться в своем музыкальном прошлом, давая танцам причудливые названия, которые напоминали его юмористические фортепианные пьесы предыдущего десятилетия. Для Grande ritournelle он переработал материал из одной из своих неопубликованных песен кабаре Légende Californienne , легкой прогулки 1905 года. [ 7 ]
Во всех номерах Сати отказался от своей обычной сухой иронии в пользу сильной (некоторые называли ее вульгарной) водевильной чувствительности. [ 8 ] [ 9 ] Мелодии вдохновлены популярностью, прозаичные танцевальные ритмы иногда сопровождаются скачущей или громкой перкуссией. Несмотря на банальность темы, Сати, как всегда, был скрупулезен в своих методах сочинения. Он переписывал вступительные такты « Марша» 25 раз, прежде чем достиг того, что, по его мнению, было правильным уровнем необычного диссонанса , чтобы ознаменовать первое появление главного героя на сцене. [ 10 ]
в сюите Пианист-музыковед Олоф Хойер заметил, что функция и место ритурнели не совсем ясны. [ 11 ] Сати, очевидно, задумала это как повторяющуюся паузу между танцами, чтобы дать исполнителю время сменить костюмы, но в первой постановке использовался только один костюм. [ 12 ] Ритурнель . также является эффективным введением и обычно исполняется как таковая, особенно в записях
Сюита рассчитана для 1 пикколо , 1 гобоя , 1 кларнета , 1 валторны , 1 трубы , 1 тромбона , перкуссии для 2 музыкантов ( малый барабан , тарелки , большой барабан ) и струнных . Без повторов ритурнели музыка длится около 8 минут.
История
[ редактировать ]
«Эксцентричная красавица» была поставлена по заказу авангардной танцовщицы и хореографа Элизабет (Элизы) Тулемон (1889–1971), выступавшей под сценическим псевдонимом Кариатис. Ученица Лео Стаатса , она завоевала известность во время Первой мировой войны своими необычными интерпретациями современной музыки. Ее стиль был основан на характерном танце и представлял собой эклектичную смесь классической техники, популярных и международных танцевальных форм, пантомимы, эротики и иронического юмора. [ 13 ] В начале 1920-х годов она устраивала оргиастические вечеринки в своем парижском доме, некоторые из которых обычно гиперморальная Сати посещала с вуайеристским увлечением. [ 14 ] Позже она вышла замуж за писателя Марселя Жуандо .
На своем первом крупном послевоенном концерте Кариатис сотрудничала с писателем и художником Жаном Кокто , который в то время был представителем Сати и композиторов Les Six , и составленная ими программа была сосредоточена в первую очередь на их музыке. [ 15 ] Сати заплатили по 500 франков за три танцевальных номера; он добавил Grande ritournelle бесплатно. [ 16 ] Название La belle excentrique было придумано Кокто. [ 17 ]
Кариатис начала свою хореографию в октябре 1920 года, когда протеже Сати Фрэнсис Пуленк помогал на репетициях пианистом. Пуленк написал бельгийскому музыкальному критику Полю Коллаеру , что это «гениальное произведение». [ 18 ] Предварительный просмотр, доступный только по приглашению, состоялся в доме актера Пьера Бертена 8 января 1921 года. [ 19 ] Сати принимала активное участие на всех этапах проекта. Кутюрье Полю Пуаре и художникам Мари Лорансен , Кесу ван Донгену и Жану Гюго предложили создать костюм Белль, но композитор отверг их проекты как слишком очаровательные или слишком грубые. «Моя музыка требует чего-то возмутительного, — заметил он, — женщины, которая больше похожа на зебру, чем на лань». [ 20 ] Кокто решил проблему, разработав наряд, обнажающий живот, который, по его словам, подходил «сумасшедшей американке из Армии спасения, жаждущей мести». [ 21 ] Николь Гроулт (сестра Пуаре) представила жуткую маску, скрывавшую все, кроме глаз танцовщицы. [ 22 ]

Кокто также написал программный текст для «Красавицы» , вызвавший трения между соавторами. Он представлял Белль афроамериканской джазовой танцовщицей и пытался соответствующим образом повлиять на хореографию, в то время как Сати была непреклонна в том, что она должна быть полностью парижанкой. «Мы не виноваты, что Кокто набит своим «джазом» — весьма набит», — сказала Сати Caryathis. [ 23 ] Текст, судя по всему, не использовался, и от него не сохранилось никаких следов. [ 24 ]
Премьера персонального шоу Кариатиса 14 июня 1921 года в Колизее была хорошо принята. Один критик заметил о ее работе над «Красавицей» : «Кажется, что перед нашими глазами разворачивается не балет, а одно из кошмарных видений Бодлера или Эдгара Аллана По». [ 25 ] В июле 1921 года программа переехала в модный садовый театр Поля Пуаре L'Oasis, где Сати выступила в качестве единственного гостя, дирижируя своей музыкой. [ 26 ] Он не руководил оркестром с первых дней своего пребывания в «Шат Нуар» и, похоже, нервничал; к концу выступления, продолжавшегося не более 15 минут, он был весь в поту. Больше он никогда не дирижировал. [ 27 ]
Оригинальная оркестровая партитура и обработка Сати для фортепиано в 4 руки были опубликованы издательством Éditions de La Sirène в 1922 году. Также существует аранжировка трех номеров для фортепиано соло (за исключением Cancan Grand-Mondain ).
Кариатис настолько отождествила себя со своей ролью, что позже назвала свою автобиографию « Радости и печали эксцентричной красавицы». [ 28 ] В нем она вспоминала, как в начале лета 1925 года она решила уйти со сцены и предала все воспоминания о своей карьере огню на заднем дворе. Ее костюм для «Красавицы» только начал гореть, когда она получила телеграмму от композитора Жоржа Орика о том, что Сати неизлечимо больна в парижской больнице. Она бросилась к его постели для окончательного воссоединения, и вскоре после этого он умер. [ 29 ] «Сати, казалось, не заботился о других, — вспоминала она, — но у него было доброе сердце, хотя оно, конечно, было нетерпимым к глупости, с которой он справлялся с иронией... Его существованием управляла музыка и вся его жизнь. жизнь принесена в жертву труду вдохновения и стремлению к истинному знанию». [ 30 ]
Как и большая часть музыки Сати, «La belle excentrique» осталась в безвестности до окончания Второй мировой войны. Его первые биографы, Пьер-Даниэль Темплие (1932) и Ролло Х. Майерс (1948), сочли это поверхностным. [ 31 ] [ 32 ] Впервые его услышали в Англии 14 июня 1949 года, когда Констант Ламберт дирижировал Лондонским симфоническим оркестром в передаче третьей программы BBC. [ 33 ] Пианисты Франсис Пуленк и Жак Феврие сделали первую коммерческую запись произведения в 1959 году (Musidisc). С тех пор версия фортепианного дуэта исполняется чаще, хотя «Красавица» остается одной из менее известных композиций Сати.
Записи
[ редактировать ]Для оркестра: Морис Абраванель - Симфонический оркестр Юты ( только Grande ritornello , Vanguard, 1968), Фридрих Серха - Ансамбль "Die Reihe" (Vox, 1970), Бернард Херрманн - Игроки Лондонского фестиваля (Декка, 1971), Тору Юки - Ансамбль танцоров (Денон, 1987), Мишель Плассон - Оркестр Капитолия Тулузы (EMI, 1988) и Ютака Садо - Концертный оркестр Ламуре (Эрато, 2001).
Для фортепианного дуэта: Альдо Чикколини его для EMI, сам перезаписав вторую фортепианную партию в 1971 году и Габриэлем Таккино в в паре дважды записал с «Де Бюши» и Теодором Параскивеско (PG, 1978), Винеке Йордансом и Лео ван Доселааром (Etcetera, 1983), Анной Кеффелек и Катрин Коллар (Virgin Classics, 1988, переиздание в 2008 г.), Жан-Пьер Арменго и Доминик Мерле (Мандала, 1990 г.), Клара Корменди и Габор Экхардт (Наксос, 1994 г.), Юдзи Такахаши и Ален Планес (Денон, 1998 г.). Боян Горисек и Татьяна Огнянович («Классика аудиофилов», 1999), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Decca, 2000), Кристина Арианьо (обе партии, «Блестящая классика», 2006), Александр Таро и Эрик Ле Саж («Harmonia Mundi», 2009), Сандра и Йерун ван Вин («Блестящая классика», 2013).
Для фортепиано соло: Жан-Ив Тибоде (Decca, 2002).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Современный балетный спектакль « La belle excentrique» — «Возвращение к эксцентричной красоте», представленный балетом Нью-Йоркского театра в 2012 году. См. http://www.balletdance.com/201105/NYTB10Mar2012.html.
- ↑ Национальная библиотека Франции, в которой хранится большая часть рукописей Сати, относит «Красавицу» к балету. См. http://data.bnf.fr/14794222/erik_satie_la_belle_excentrique__piano/.
- ↑ Открытый в 1912 году театр «Театр дю Колизе» на 622 места располагался на Елисейских полях, 38 в Париже. В 1933 году его купил Гомон и переоборудовал в кинотеатр. Заведение закрылось в середине 1980-х годов и было снесено в 1988 году.
- ^ «La belle excentrique (Сати, Эрик) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» .
- ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 320–321.
- ↑ Названия переводятся как «Марш великой куртизанки», «Цирк элегантности (Всадница)» и «Современный канкан».
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 289. Сати зарегистрировала музыку в SACEM 18 августа 1905 года. Слова Контамина де Латура утеряны.
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 103–104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 59. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 77.
- ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полная фортепианная музыка, Том 6, Discofil Шведского общества, 1996».
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 344.
- ^ Линн Гарафола, «Наследие танца двадцатого века», Wesleyan University Press, 2005, стр. 88-89.
- ^ Роберт Орледж, «Сати вспомнила», Faber and Faber Ltd., 1995, стр. 125.
- ↑ Окончательная программа состояла из «Эксцентричной красавицы» Франсиса Пуленка , «Жонглера» » Жоржа Орика , «Париж-Спорт » Мориса Равеля , « Голубой рапсодии и безымянного испанского танца Энрике Гранадоса, а также нехореографических произведений Дариуса Мийо ( «Пасторальная симфония» ) и Артура. Онеггер ( «Летняя пастораль» ). См. Мишель Дюшено, Франсуа де Медичи, Сильвен Карон, «Музыка и современность во Франции (1900-1945)», PUM, 2006, с. 103.
- ^ Эрик Сати, письмо Кариатису от 1 ноября 1920 г. Цитируется по Юрию Ханону, «Эрик Сати - ретроактивные воспоминания», Лица России, Санкт-Петербург, 2010, стр. 675–682.
- ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 505.
- ^ Карл Б. Шмидт, «Чарующая муза: документированная биография Фрэнсиса Пуленка», Pendragon Press, 2001, стр. 65.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. 320-321.
- ^ Орледж, «Вспомнила Сати», с. 125.
- ^ Орнелла Вольта (редактор), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 166-168.
- ^ Орнелла Вольта (редактор), «Эрик Сати: Переписка почти завершена», Файард, Париж, 2003, стр. 700-701.
- ^ Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», с. 505.
- ^ Мишель Дюшено, Франсуа де Медичи, Сильвен Карон (редакторы), «Музыка и современность во Франции (1900-1945)», PUM, 2006, стр. 103-104.
- ^ Орнелла Вольта, «L'Ymagier d'Erik Satie», Париж, Франсис ван де Вельде, 1979, с. 115.
- ^ Мэри Э. Дэвис, «Классический шик: музыка, мода и модернизм», University of California Press, 2006, стр. 218.
- ^ Ханон, с. 682.
- ^ Элиза Жуандо, «Радости и боли прекрасного чудака», парижское издание Flammarion, 1960.
- ↑ 1 июля 1925 года.
- ^ Орледж, «Сати вспомнила», стр. 125-126.
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 103–104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 59. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Стивен Ллойд, «Констант Ламберт: За пределами Рио-Гранде», Boydell & Brewer Ltd, 2014, стр. 519.
'