Jump to content

Красивый эксцентрик

La belle excentrique ( Эксцентричная красавица ) — танцевальная сюита для небольшого оркестра французского композитора Эрика Сати . Пародия на клише мюзик-холла, она была задумана как хореографическое сценическое произведение и по современным меркам может считаться балетом . [ 1 ] [ 2 ] Сати дала ему причудливый подзаголовок «fantaisie sérieuse» («Серьезная фантазия»). Премьера состоялась в Театре Колизе. [ 3 ] в Париже 14 июня 1921 года под управлением Владимира Гольшмана . Позднее композитор переложил ее для фортепиано в четыре руки .

Эрик Сати , Альфред Фрю

Сати сочинил этот набор сольных танцев в период с июля по октябрь 1920 года. Это был энергичный возврат к его идиоме кабаре начала века после короткого «серьезного» периода, когда были созданы кантата «Сократ» (1918) и фортепиано. Ноктюрны (1919). Сюита состоит из трёх танцев ( марш , вальс , канкан ) и инструментальной ритурнели . [ 4 ]

1. Большая ритурнель ( Grand Ritornello )
2. Франко-Лунный Марш ( Franco-Lunar March )
3. Вальс таинственного глаза поцелуя в
4. Канкан Гран-Монден ( Светский Канкан )

Ранние наброски показывают, что Сати изначально планировала «Прекрасную» как «музыкальное турне по трем периодам парижских популярных развлечений» под следующими заголовками: «1900: Marche pour une Grande Cocotte»; «1910: Элегантность цирка (Экуйер)»; и «1920: Современный канкан». [ 5 ] [ 6 ] Вскоре он отказался от хронологической схемы и начал копаться в своем музыкальном прошлом, давая танцам причудливые названия, которые напоминали его юмористические фортепианные пьесы предыдущего десятилетия. Для Grande ritournelle он переработал материал из одной из своих неопубликованных песен кабаре Légende Californienne , легкой прогулки 1905 года. [ 7 ]

Во всех номерах Сати отказался от своей обычной сухой иронии в пользу сильной (некоторые называли ее вульгарной) водевильной чувствительности. [ 8 ] [ 9 ] Мелодии вдохновлены популярностью, прозаичные танцевальные ритмы иногда сопровождаются скачущей или громкой перкуссией. Несмотря на банальность темы, Сати, как всегда, был скрупулезен в своих методах сочинения. Он переписывал вступительные такты « Марша» 25 раз, прежде чем достиг того, что, по его мнению, было правильным уровнем необычного диссонанса , чтобы ознаменовать первое появление главного героя на сцене. [ 10 ]

в сюите Пианист-музыковед Олоф Хойер заметил, что функция и место ритурнели не совсем ясны. [ 11 ] Сати, очевидно, задумала это как повторяющуюся паузу между танцами, чтобы дать исполнителю время сменить костюмы, но в первой постановке использовался только один костюм. [ 12 ] Ритурнель . также является эффективным введением и обычно исполняется как таковая, особенно в записях

Сюита рассчитана для 1 пикколо , 1 гобоя , 1 кларнета , 1 валторны , 1 трубы , 1 тромбона , перкуссии для 2 музыкантов ( малый барабан , тарелки , большой барабан ) и струнных . Без повторов ритурнели музыка длится около 8 минут.

Caryathis, poster by Léon Bakst

«Эксцентричная красавица» была поставлена ​​по заказу авангардной танцовщицы и хореографа Элизабет (Элизы) Тулемон (1889–1971), выступавшей под сценическим псевдонимом Кариатис. Ученица Лео Стаатса , она завоевала известность во время Первой мировой войны своими необычными интерпретациями современной музыки. Ее стиль был основан на характерном танце и представлял собой эклектичную смесь классической техники, популярных и международных танцевальных форм, пантомимы, эротики и иронического юмора. [ 13 ] В начале 1920-х годов она устраивала оргиастические вечеринки в своем парижском доме, некоторые из которых обычно гиперморальная Сати посещала с вуайеристским увлечением. [ 14 ] Позже она вышла замуж за писателя Марселя Жуандо .

На своем первом крупном послевоенном концерте Кариатис сотрудничала с писателем и художником Жаном Кокто , который в то время был представителем Сати и композиторов Les Six , и составленная ими программа была сосредоточена в первую очередь на их музыке. [ 15 ] Сати заплатили по 500 франков за три танцевальных номера; он добавил Grande ritournelle бесплатно. [ 16 ] Название La belle excentrique было придумано Кокто. [ 17 ]

Кариатис начала свою хореографию в октябре 1920 года, когда протеже Сати Фрэнсис Пуленк помогал на репетициях пианистом. Пуленк написал бельгийскому музыкальному критику Полю Коллаеру , что это «гениальное произведение». [ 18 ] Предварительный просмотр, доступный только по приглашению, состоялся в доме актера Пьера Бертена 8 января 1921 года. [ 19 ] Сати принимала активное участие на всех этапах проекта. Кутюрье Полю Пуаре и художникам Мари Лорансен , Кесу ван Донгену и Жану Гюго предложили создать костюм Белль, но композитор отверг их проекты как слишком очаровательные или слишком грубые. «Моя музыка требует чего-то возмутительного, — заметил он, — женщины, которая больше похожа на зебру, чем на лань». [ 20 ] Кокто решил проблему, разработав наряд, обнажающий живот, который, по его словам, подходил «сумасшедшей американке из Армии спасения, жаждущей мести». [ 21 ] Николь Гроулт (сестра Пуаре) представила жуткую маску, скрывавшую все, кроме глаз танцовщицы. [ 22 ]

Кариатис на премьере оперы «Эксцентричная красавица» в 1921 году . Костюм от Жана Кокто и маска от Николь Гроулт.

Кокто также написал программный текст для «Красавицы» , вызвавший трения между соавторами. Он представлял Белль афроамериканской джазовой танцовщицей и пытался соответствующим образом повлиять на хореографию, в то время как Сати была непреклонна в том, что она должна быть полностью парижанкой. «Мы не виноваты, что Кокто набит своим «джазом» — весьма набит», — сказала Сати Caryathis. [ 23 ] Текст, судя по всему, не использовался, и от него не сохранилось никаких следов. [ 24 ]

Премьера персонального шоу Кариатиса 14 июня 1921 года в Колизее была хорошо принята. Один критик заметил о ее работе над «Красавицей» : «Кажется, что перед нашими глазами разворачивается не балет, а одно из кошмарных видений Бодлера или Эдгара Аллана По». [ 25 ] В июле 1921 года программа переехала в модный садовый театр Поля Пуаре L'Oasis, где Сати выступила в качестве единственного гостя, дирижируя своей музыкой. [ 26 ] Он не руководил оркестром с первых дней своего пребывания в «Шат Нуар» и, похоже, нервничал; к концу выступления, продолжавшегося не более 15 минут, он был весь в поту. Больше он никогда не дирижировал. [ 27 ]

Оригинальная оркестровая партитура и обработка Сати для фортепиано в 4 руки были опубликованы издательством Éditions de La Sirène в 1922 году. Также существует аранжировка трех номеров для фортепиано соло (за исключением Cancan Grand-Mondain ).

Кариатис настолько отождествила себя со своей ролью, что позже назвала свою автобиографию « Радости и печали эксцентричной красавицы». [ 28 ] В нем она вспоминала, как в начале лета 1925 года она решила уйти со сцены и предала все воспоминания о своей карьере огню на заднем дворе. Ее костюм для «Красавицы» только начал гореть, когда она получила телеграмму от композитора Жоржа Орика о том, что Сати неизлечимо больна в парижской больнице. Она бросилась к его постели для окончательного воссоединения, и вскоре после этого он умер. [ 29 ] «Сати, казалось, не заботился о других, — вспоминала она, — но у него было доброе сердце, хотя оно, конечно, было нетерпимым к глупости, с которой он справлялся с иронией... Его существованием управляла музыка и вся его жизнь. жизнь принесена в жертву труду вдохновения и стремлению к истинному знанию». [ 30 ]

Как и большая часть музыки Сати, «La belle excentrique» осталась в безвестности до окончания Второй мировой войны. Его первые биографы, Пьер-Даниэль Темплие (1932) и Ролло Х. Майерс (1948), сочли это поверхностным. [ 31 ] [ 32 ] Впервые его услышали в Англии 14 июня 1949 года, когда Констант Ламберт дирижировал Лондонским симфоническим оркестром в передаче третьей программы BBC. [ 33 ] Пианисты Франсис Пуленк и Жак Феврие сделали первую коммерческую запись произведения в 1959 году (Musidisc). С тех пор версия фортепианного дуэта исполняется чаще, хотя «Красавица» остается одной из менее известных композиций Сати.

Для оркестра: Морис Абраванель - Симфонический оркестр Юты ( только Grande ritornello , Vanguard, 1968), Фридрих Серха - Ансамбль "Die Reihe" (Vox, 1970), Бернард Херрманн - Игроки Лондонского фестиваля (Декка, 1971), Тору Юки - Ансамбль танцоров (Денон, 1987), Мишель Плассон - Оркестр Капитолия Тулузы (EMI, 1988) и Ютака Садо - Концертный оркестр Ламуре (Эрато, 2001).

Для фортепианного дуэта: Альдо Чикколини его для EMI, сам перезаписав вторую фортепианную партию в 1971 году и Габриэлем Таккино в в паре дважды записал с «Де Бюши» и Теодором Параскивеско (PG, 1978), Винеке Йордансом и Лео ван Доселааром (Etcetera, 1983), Анной Кеффелек и Катрин Коллар (Virgin Classics, 1988, переиздание в 2008 г.), Жан-Пьер Арменго и Доминик Мерле (Мандала, 1990 г.), Клара Корменди и Габор Экхардт (Наксос, 1994 г.), Юдзи Такахаши и Ален Планес (Денон, 1998 г.). Боян Горисек и Татьяна Огнянович («Классика аудиофилов», 1999), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Decca, 2000), Кристина Арианьо (обе партии, «Блестящая классика», 2006), Александр Таро и Эрик Ле Саж («Harmonia Mundi», 2009), Сандра и Йерун ван Вин («Блестящая классика», 2013).

Для фортепиано соло: Жан-Ив Тибоде (Decca, 2002).

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Современный балетный спектакль « La belle excentrique» — «Возвращение к эксцентричной красоте», представленный балетом Нью-Йоркского театра в 2012 году. См. http://www.balletdance.com/201105/NYTB10Mar2012.html.
  2. Национальная библиотека Франции, в которой хранится большая часть рукописей Сати, относит «Красавицу» к балету. См. http://data.bnf.fr/14794222/erik_satie_la_belle_excentrique__piano/.
  3. Открытый в 1912 году театр «Театр дю Колизе» на 622 места располагался на Елисейских полях, 38 в Париже. В 1933 году его купил Гомон и переоборудовал в кинотеатр. Заведение закрылось в середине 1980-х годов и было снесено в 1988 году.
  4. ^ «La belle excentrique (Сати, Эрик) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» .
  5. ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 320–321.
  6. Названия переводятся как «Марш великой куртизанки», «Цирк элегантности (Всадница)» и «Современный канкан».
  7. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 289. Сати зарегистрировала музыку в SACEM 18 августа 1905 года. Слова Контамина де Латура утеряны.
  8. ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 103–104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
  9. ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 59. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
  10. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 77.
  11. ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полная фортепианная музыка, Том 6, Discofil Шведского общества, 1996».
  12. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 344.
  13. ^ Линн Гарафола, «Наследие танца двадцатого века», Wesleyan University Press, 2005, стр. 88-89.
  14. ^ Роберт Орледж, «Сати вспомнила», Faber and Faber Ltd., 1995, стр. 125.
  15. Окончательная программа состояла из «Эксцентричной красавицы» Франсиса Пуленка , «Жонглера» » Жоржа Орика , «Париж-Спорт » Мориса Равеля , « Голубой рапсодии и безымянного испанского танца Энрике Гранадоса, а также нехореографических произведений Дариуса Мийо ( «Пасторальная симфония» ) и Артура. Онеггер ( «Летняя пастораль» ). См. Мишель Дюшено, Франсуа де Медичи, Сильвен Карон, «Музыка и современность во Франции (1900-1945)», PUM, 2006, с. 103.
  16. ^ Эрик Сати, письмо Кариатису от 1 ноября 1920 г. Цитируется по Юрию Ханону, «Эрик Сати - ретроактивные воспоминания», Лица России, Санкт-Петербург, 2010, стр. 675–682.
  17. ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 505.
  18. ^ Карл Б. Шмидт, «Чарующая муза: документированная биография Фрэнсиса Пуленка», Pendragon Press, 2001, стр. 65.
  19. ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. 320-321.
  20. ^ Орледж, «Вспомнила Сати», с. 125.
  21. ^ Орнелла Вольта (редактор), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 166-168.
  22. ^ Орнелла Вольта (редактор), «Эрик Сати: Переписка почти завершена», Файард, Париж, 2003, стр. 700-701.
  23. ^ Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», с. 505.
  24. ^ Мишель Дюшено, Франсуа де Медичи, Сильвен Карон (редакторы), «Музыка и современность во Франции (1900-1945)», PUM, 2006, стр. 103-104.
  25. ^ Орнелла Вольта, «L'Ymagier d'Erik Satie», Париж, Франсис ван де Вельде, 1979, с. 115.
  26. ^ Мэри Э. Дэвис, «Классический шик: музыка, мода и модернизм», University of California Press, 2006, стр. 218.
  27. ^ Ханон, с. 682.
  28. ^ Элиза Жуандо, «Радости и боли прекрасного чудака», парижское издание Flammarion, 1960.
  29. 1 июля 1925 года.
  30. ^ Орледж, «Сати вспомнила», стр. 125-126.
  31. ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 103–104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
  32. ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 59. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
  33. ^ Стивен Ллойд, «Констант Ламберт: За пределами Рио-Гранде», Boydell & Brewer Ltd, 2014, стр. 519.

'

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad188342b407e2d326c9acb34a3bc632__1687095120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/32/ad188342b407e2d326c9acb34a3bc632.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La belle excentrique - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)