Золушка
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2008 г. ) |
Золушка | |
---|---|
Хореограф | Эмиль Греб |
Музыка | Иоганн Штраус II Йозеф Байер |
Премьера | 2 мая 1901 г. Берлин |
Оригинальная балетная труппа | Берлинская королевская опера |
Тип | классический балет |
Aschenbrödel ( Золушка ) — балет Иоганна Штрауса II . Он написал все основные части балета и намеревался дополнить оркестровку, если позволит время. закончил ее Однако Штраус умер в 1899 году, и композитор Йозеф Байер в 1900 году.
История
[ редактировать ]Идея написать балет Штраусу принадлежит Рудольфу Лотару , редактору влиятельного журнала Die Waage («Весы для взвешивания»). Это произошло после того, как музыкальный и танцевальный критик Эдуард Ханслик , воодушевленный впечатляющей балетной партитурой третьего акта Штрауса в его единственной опере « Риттер Пазман» , предложил Штраусу написать полноценный балет. 5 марта 1898 года был организован конкурс на выбор сценария нового балета Штрауса. В состав судейской коллегии входят Ханслик; Густав Малер , скандальный дирижер и композитор, который в то время также руководил Венской придворной оперой (включая ее балетную труппу); покровитель Николаус Думба ; Сам Штраус и Рудольф Лотар.
В конце концов было решено (после получения более 700 заявок), что победителем стал некий А. Коллманн из Зальцбурга. Призовые деньги были даже переданы через представителя адвоката, и даже ходили слухи, что Коллманн был псевдонимом и что он может даже быть членом королевской семьи при императора Франца-Иосифа дворе .
Штрауса не особо впечатлил сценарий, действие которого происходит в современном универмаге, хотя он почти сразу же приступил к работе. Он работал в своем темпе и не торопился, и к зиме 1898 года завершил первый акт и смог исполнить на фортепиано небольшие партии оркестровой версии. К моменту смерти Штрауса в Вене 3 июня 1899 года работа оставалась незавершенной, хотя эскизы всей работы уже были сделаны.
Йозеф Байер завершил работу в 1900 году и представил партитуру Густаву Малеру для будущей постановки в Венской придворной опере . Малер отказался оценить партитуру, усомнившись в оригинальности произведения, поскольку сам Байер также был композитором балета, и когда ему показали оригинальную партитуру, написанную Штраусом, он заявил, что музыка ему небезразлична. Многие упорные слухи говорили о том, что он вообще не интересовался балетом и сосредоточился только на полномасштабных оперных произведениях. Это оспаривается тем фактом, что сам Малер стремился получить права на постановку Чайковского балета «Спящая красавица» и что из-за нехватки бюджета он не смог поставить Ашенбредель , как предполагалось в сценарии.
В 1901 году партитурой заинтересовалась берлинская Королевская опера , ее режиссеры были очарованы музыкой, хотя и не одобряли сценарий. Их хореограф Эмиль Греб предложил изменить сценарий, и эта задача выпала на долю австрийского писателя Генриха Регеля. Премьера произведения 2 мая 1901 года имела успех, хотя с оговорками выступил биограф Штрауса Игнац Шнитцер , который отметил, что оркестровка Байера не соответствовала беззаботности Вены, а ныне пересмотренный сценарий был слишком «пуританским».
Малер покинул Венскую придворную оперу в конце сезона 1907 года. Новый директор Феликс Вайнгартнер , который был впечатлен партитурой, охотно разыскивал ее и сам дирижировал оркестром на премьере в Вене 4 октября 1908 года. Балет регулярно исполнялся в течение семи лет, до начала его было проведено сорок шесть представлений. Первой мировой войны . По иронии судьбы, Малер оказался более точным в своих суждениях относительно стоимости постановки, поскольку венские спектакли были дорогими, и ими пренебрегали до 1975 года, когда балет был возрожден.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Действие происходит в универмаге «Времена года». Главные герои — Густав, владелец магазина, и Франц, его младший брат и соперник в любви Греты (Золушка), работающей в отделе женской моды. Мачеха Греты, мадам. Леонтина, руководитель отдела. У нее, конечно, есть две дочери, которые господствуют над Гретой и, похоже, не работают, хотя часто бывают в магазине. Другой ключевой персонаж, Пикколо, камердинер Густава, играет роль травести. Как уже упоминалось, балерина (партия называется «Цветочная») появляется только в бальном зале (2-й акт) во время цветочного дивертисмента.
Обычно в печатной программе «Золушки» перечислены все танцы. Из этой описи можно понять, чем тогдашние венские балеты отличались от петербургских, о которых мы хоть немного знаем. В первом акте четыре танца. Первый, названный «Автопортрет Франца», знакомит главного героя балета (вероятно, demicaractère ) с женским составом персонажей и публикой. В этом соло Франц (Фердинанд Ратнер) рассказывает, кто он и чем занимается. Одна из вещей, которыми он владеет, — это вождение автомобиля — подражание этой теме кажется очень Леониду Мясину . Сводные сестры (в исполнении настоящих сестер Лидии и Ольги Бергер) устраивают приключение на прогулке, а Пикколо (Луиза Вопаленски) исполняет «Доставку любовного письма» Грете (Мари Колер), которая со своими дрессированными птицами танцует «Вальс голубей». ".
Судя по всему, в первом акте нет ансамблевых танцев, хотя во втором акте их несколько, на вечеринке, устроенной Густавом. Сначала идет «Марвейльская кадриль» для Франца и женского корпуса. Па -де-труа , «Игра в масках», предназначено для сводных сестер и Густава (Карл Годлевский, один из Йозефа Хасрайтера заместителей хореографа ). Грета танцует соло под названием «Голубое домино» в честь костюма, который она носит (вероятно, так же, как она приходит на вечеринку). В «Кондитерском вальсе» (который, возможно, как-то связан с подаваемыми закусками) участвуют девять солисток и женский корпус; за этим следует «Салонная кадриль» для четырех пар, мазурка для сводных сестер и большое соло Греты «Вальс Золушки». Балерина (Цезили Черри, последняя итальянская прима Вены, была «Флорой») участвует в «Добро пожаловать с цветами», который переходит в самый большой танцевальный номер «Полонез с цветочным факелом» с «Флорой», Гретой, тринадцатью солистками, Густавом. , четыре солиста-мужчины, взрослый женский корпус и группа студенток.
«Амореттен-полька» - первый танец в третьем акте, за которым следует «Вальс свадебных сокровищ» для Греты, солистки, Пикколо, Густава и учениц. Следующий танец, «Старый венский фарфор», для Пикколо плюс четыре соло-женщины и четыре соло-мужчины, может представлять собой свадебный подарок, а финальный «Вальс драгоценностей» для Пикколо, девяти солисток и женского корпуса, возможно, является местом действия. для подарка жениха своей невесте.
Ссылки
[ редактировать ]На основе оригинального текста Питера Кемпа, Общество Иоганна Штрауса Великобритании. Используется с разрешения. [ нужна полная цитата ]