Богиня разума
Die Göttin der Vernunft ( Богиня разума ) была последней законченной опереттой Иоганна Штрауса II . Она была написана на либретто и А. М. Вильнера Бернхарда Бухбиндера и впервые была исполнена в Театре Ан дер Вин 13 марта 1897 года.
История
[ редактировать ]О создании оперы было объявлено в венской газете в июле 1896 года, где сообщалось, что Штраус приступил к работе над оперой вместе с Вильнером и Бухбиндером, намереваясь поставить ее осенью 1897 года. Однако по мере того, как композитор постепенно получал текст либретто, в последующие месяцы ему начал не нравиться сценарий, в котором не учитывалось насилие Французской революции . Он попытался прекратить свою работу, но это сделало бы его ответственным за нарушение контракта со стороны либреттистов, и поэтому он неохотно продолжил, а Уиллнер написал ему: «На следующий день после премьеры вы увидите, насколько неправильно ты был». Штраус не присутствовал на премьере, сославшись на бронхиальную инфекцию (единственное из его произведений, где он не присутствовал на премьере), и вечером ему сообщили о приеме произведения по телефону. [ 1 ] Однако среди публики присутствовал поклонник Штрауса Иоганнес Брамс , что стало его последним публичным выступлением перед смертью в апреле. [ 2 ] Работа была принята публикой и прессой неплохо, хотя одна газета спросила: «Можно ли замаскировать кроваво-красную гильотину цветами?» Во время 36 спектаклей было сделано несколько сокращений: Штраус представил увертюру только к 25-му спектаклю. [ 1 ]
Впоследствии опера так и не была возрождена в первоначальном виде. В 1909 году, через десять лет после смерти композитора, музыка была адаптирована к совершенно новому либретто и представлена как Reiche Mädchen ( «Богатые девушки »). [ 1 ] Музыка и либретто к тому времени были разделены судебным процессом, поэтому Виллнер переработал сюжетную линию либретто как Der Graf von Luxemburg ( «Граф Люксембург ») для Франца Легара . [ 3 ]
Дирижер Кристиан Поллак воссоздал оригинальную версию Штрауса по рукописям Австрийской национальной библиотеки и в 2009 году поставил первую возрожденную оперу со времени ее премьеры в Жилине , Словакия. [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 13 марта 1897 г. [ 4 ] ( Дирижер : Адольф Мюллер младший ) |
---|---|---|
Графиня Матильда Неверская | сопрано | Энни Диркенс |
Полковник Форсаж | тенор | Джозеф Джозеф |
Капитан Роберт | тенор | Карл Штрейтманн |
Добрый человек, помещик | тенор | Карл Блазер |
Эрнестина, народная певица | сопрано | Джули Копачи-Карчаг |
Жаклин, карикатурист | тенор | Вернер |
Сюзетта, горничная графини | сопрано | Тереза Бидерманн |
Сержант Пандора | баритон | Люцер |
Шале, в якобинском стиле | тенор | Пол |
Брумс, якобинец | баритон | Валлнер |
Кале, якобинец | баритон | Кауфманн |
Припев: Солдаты, граждане, студенты |
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие оперы происходит в городе Шалон в 1794 году, во время террора Французской революции. В его основе лежат планы Робеспьера заменить христианство государственной религией, поклоняющейся Богине Разума . Эти планы включали в себя публичные показы «Богини», организованные такими активистами, как Пьер Гаспар Шометт , который организовал сцену частично раздетой Богини, входящей в процессию к собору Нотр-Дам де Пари , и организовал аналогичные мероприятия по всей стране. [ 1 ]
Акт I
[ редактировать ]Штаб армии в Шалоне.
Жаклин пытается получить паспорта для себя и Эрнестины у напыщенного полковника Фюрье, чтобы они могли бежать в Германию. Его преследуют трое якобинцев из-за его политических карикатур. Фюрье требует встречи с Эрнестиной и угрожает Жаклин казнью, если он не сможет ее предоставить; Жаклин говорит, что ее задержали в Париже, чтобы сыграть роль Богини Разума. Помещик Боном увидел ее в Париже в этой роли и был вынужден толпой заключить с ней ложный брак: сбежав обратно в Шалон, он надеется, что сбежал от нее.
Входит графиня, которая тоже желает бежать; Фюрье ищет ее. Боном и Жаклин убеждают ее притвориться Эрнестиной, чтобы они оба могли сбежать. Фюрье приглашает «Эрнестину» пообедать с офицерами, где они пытаются убедить ее надеть откровенный костюм Богини. «Эрнестина» выбирает капитана Роберта своим защитником, к неудовольствию Фюрье.
Настоящая Эрнестина приезжает с ордером Национального собрания, дающим ей право назначать делегата от Шалона. На эту роль она называет Бономм. Столкнувшись с графиней, Эрнестина заявляет, что она не настоящая Богиня Разума, но Боном со своей новой властью отвергает ее.
Акт II
[ редактировать ]Сады монастырской школы.
Эрнестина и графиня ссорятся из-за Бонома. В дело вмешиваются Робер и Фюрье, первый из которых защищает графиню от нападок Фюрье. Случайно Фюрье узнает, что Жаклин - популярный карикатурист, а «Богиня» - аристократка, и обвиняет Роберта (который на самом деле является маркизом) в измене. Боном берет на себя инициативу взять графиню и Жаклин под свою защиту в свое загородное поместье и угрожает арестовать Фюрье, если он попытается вмешаться. Эрнестина отвлекает всех, надев костюм Богини и танцуя на столе.
Акт III
[ редактировать ]Загородное поместье Бонома.
Эрнестина и Жаклин получили свои паспорта, но Эрнестина передает их графине и Роберту. Последние женятся, как и Эрнестина, Жаклин, Боном и Сюзетта (горничная графини).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кемп (2011),
- ^ Лэмб (1975), стр. 869–70.
- ^ Лэмб (2002)
- ↑ Operatten-Lexicon Веб-сайт «Богиня разума», по состоянию на 8 января 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Кемп, Питер (2011). «Историческая справка» . Богиня Разума (буклет). Наксос Рекордс . 8.660280-81. По состоянию на 24 декабря 2018 г.
- Лэмб, Эндрю (1975). «Брамс и Иоганн Штраус» в The Musical Times vol. 116 нет. 1592 (октябрь 1975 г.), стр. 869–71. JSTOR 959201
- Лэмб, Эндрю (2002). « Willner, A(lfred) M(aria) » в Oxford Music Online , по состоянию на 24 декабря 2018 г.