Ундина, или Наяда
«Ундина или наяда» — балет в трех действиях и шести сценах с хореографией Жюля Перро , музыкой Чезаре Пуни и либретто, вдохновленным романом «Ундина» Фридриха де ла Мотта Фуке . Пуни посвятил свою партитуру Августе, герцогине Кембриджской , давней балетомане и покровительнице искусств в Лондоне. В то время как в оригинальной лондонской постановке использовалось название «Ундина, или наяда» , Перро поставил возрождение балета под названием « La naïade et le pêcheur» , название, которое использовалось во всех последующих постановках балета.
История
[ редактировать ]Впервые балет был представлен балетом Театра Ее Величества в Лондоне 22 июня 1843 года. Фанни Серрито танцевала заглавную партию, а сам Перро играл ее смертного возлюбленного, рыбака Маттео.
Оригинальные декорации разработал Уильям Грив . Современный обзор описал его как «... одну из самых красивых постановок, которыми когда-либо могла похвастаться любая сцена». и похвалил Серрито как «... богиню, открывающую шаги». [ 1 ]
Партитура Чезаре Пуни была признана шедевром балетной музыки. The Times охарактеризовала оценку Пуни как Лондонская газета
... исключительно уместен, весьма описателен и добавляет балету очарования и совершенства. В сцене, где юного рыбака Маттео уносят в морскую пучину, а наяды танцуют вокруг него свои завораживающие танцы, музыкальное сопровождение, описывающее подъем и падение волн, в высшей степени характерно и прекрасно: сама рябь течение и шум прилива по галечному берегу слышны и вполне удовлетворяют слух.
Сюжет
[ редактировать ]
де ла Мотта Фуке Балет мало напоминал «Ундину» :
Сюжет не больше похож на историю романтического барона, чем на историю Робинзона Крузо, за исключением того, что героиней является водяная нимфа. Поэтому читателям « Ундины» придется забыть все, что они знают, чтобы избежать мистификации, наблюдая за чудесами нового балета. [ 2 ]
Единственное, что их объединяет, - это злополучная любовь водного духа Ундины к смертному мужчине, у которого уже есть смертная возлюбленная. Однако отличие балета от оригинального романа «происходит из-за промежуточных произведений, связывающих книгу и балет, которые Перро использовал для обогащения и усовершенствования своей театральной концепции». [ 3 ] Самыми большими изменениями, которые Перро внес в основной сюжет, были смена места действия с мрачного, вызывающего воспоминания Дуная, на более солнечные берега Сицилии , а также превращение аристократического сэра Хульдбранда в скромного рыбака Маттео, в то время как соперница Ундины Бертальда стала сиротой Джанниной. Во многих отношениях балет Перро больше похож на пьесу Рене-Шарля Гильбера де Пиксерекура « Ундина, или Нимфа де О» , которая была впервые представлена в Париже в 1830 году, когда Перро также выступал там.
Возрождение
[ редактировать ]
Во время своей работы в качестве премьер-министра балета Императорских театров Санкт-Петербурга в России Жюль Перро представил тщательно расширенную постановку « Ундины» или «Наяды» под названием Наяда и рыбак « ». в Императорском Большом театре Каменный театр 11 февраля [ OS 30 января] 1851 года. За постановку выступил Чезаре Пуни, аккомпанировавший Перро. в Россию, значительно переработал и расширил свою первоначальную партитуру 1843 года. Премьера постановки имела большой успех.
23 июля [ OS 11 июля] 1851 года Перро представил свою постановку для спектакля в Петергофском дворце , поставленного специально к торжествам, устроенным в честь именин великой княгини Ольги Николаевны , дочери императора Николая I. Для выступления над водой озера павильона «Озерки» возвели сцену.
Перро Мариус Петипа несколько раз возрождал «Наяду и ребенка» для Императорского балета на протяжении своей карьеры в качестве премьер-министра балета во второй половине XIX века. В 1867 году он переработал большую часть хореографии для спектакля Екатерины Вазем , причем Пуни сочинил специально для ее спектакля две новые вариации. Позже Петипа поставил собственную полную версию полнометражного произведения:
- 7 ноября [ OS 27 октября] 1874 года для примы-балерины Евгении Соколовой с музыкальной редакцией Людвига Минкуса .
- 2 октября [ OS 20 сентября] 1892 года для прима-балерины Анны Йоханссон с музыкальной редакцией Риккардо Дриго .
Внук Чезаре Пуни, второй мэтр балета Императорских театров и бывший премьер-танцор Александр Ширяев организовал возрождение «Наяды и щенка» специально для примы-балерины Анны Павловой . Премьера возрождения состоялась 20 декабря [ OS 7 декабря] 1903 года и стала последним возрождением балета Перро, поставленным в Императорской России, хотя полнометражный балет продолжал исполняться Ленинградским балетом до 1931 года.
Балетмейстер Пьер Лакотт поставил возрождение балета Перро под названием «Ундина» для Кировского/Мариинского балета , постановку, которая открылась 16 марта 2006 года в Мариинском театре Санкт -Петербурга, Россия , с новой версией партитуры Чезаре Пуни. из его оригинального сочинения 1843 года и переработанного издания 1851 года.
Сэр Фредерик Эштон отдал дань уважения Перро в своей хореографии к Ханса Вернера Хенце музыке к «Ундине» , включив свою собственную версию Танца теней в первый акт .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Illustrated London News, 14 июля 1843 г., стр. 45.
- ^ Ау, Сьюзен (1978). «Тень самой себя: некоторые источники «Ундины» Жюля Перро ». Танцевальная хроника . 2 (3). Taylor & Francisco, Ltd: 159. doi : 10.1080/01472527808568730 . JSTOR 1567379 .
- ^ Ау, Сьюзен (1978). «Тень самой себя: некоторые источники «Ундины» Жюля Перро ». Танцевальная хроника . 2 (3). Taylor & Francisco, Ltd: 160. doi : 10.1080/01472527808568730 . JSTOR 1567379 .