Александр Ширяев
Александр Ширяев | |
---|---|
Рожденный | Alexander Viktorovich Shiryaev 10 сентября 1867 г. |
Умер | 25 апреля 1941 г. | (73 года)
Национальность | Русский |
Род занятий | Артист балета , балетмейстер , хореограф , аниматор |
Александр Викторович Ширяев (русский: Александр Викторович Ширяев ; 10 сентября [ OS 29 августа] 1867 — 25 апреля 1941) — русский артист балета , балетмейстер и хореограф , основоположник характерного танца в русском балете , служивший в Мариинском театре . Ширяев также был новаторским режиссером анимации , которому приписывают изобретение покадровой анимации.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Александр Ширяев родился в артистической семье; оба его родителя выступали в Большом театре : мать Екатерина Ксенофонтовна Ширяева была артисткой балета, членом кордебалета , а отец Гектор (Виктор) Цесарович Пуни был флейтистом , обучавшимся у Чезаре Чарди . [ 1 ] По словам советской балерины Нинель Юльтьевой , он был внебрачным ребенком, воспитанным под фамилией матери. [ 2 ] Его дед по отцовской линии Чезаре Пуни был известным итальянским композитором балетной музыки, переехавшим в Россию в 1851 году для работы в Императорских театрах . [ 1 ] Двоюродный брат Александра Иван Пуни был известным русским художником-авангардистом .
В девять лет Александр поступил в Санкт-Петербургское Императорское театральное училище , где учился у Мариуса Петипа , Павла Гердта , Платона Карсавина и Льва Иванова . Он окончил его в 1885 году и через год стал членом труппы Мариинского театра .
Балетная карьера
[ редактировать ]Ширяев быстро приобрел известность. За время учёбы он уже успел выучить почти весь репертуар Мариинки, благодаря чему легко заменял сольных исполнителей, как в классических, так и в характерных ролях. Музыкальный талант и незаурядная зрительная память Ширяева обеспечили ему место помощника и наставника Мариуса Петипа. [ 1 ] Он легко запоминал все движения, реконструируя и заканчивая балеты по образцу своего учителя. Он помогал ставить «Времена года» , «Арлекинаду» , «Суд над Дамисом » и другие. Как балетмейстер он помог Петипа вернуть такие балеты, как «Коппелия» , «Горбунок» , «Дочь фараона» , «Царь Кандавл» или «Король Кандавле» и «Жизель» .
Примерно в то же время он глубоко заинтересовался характерным танцем . В 1891 году 24-летний Ширяев открыл и возглавил первый характерный класс при Театральном училище. Он изучал и внедрял в свои балеты элементы русского , венгерского , испанского и других национальных танцев.
Он был первым исполнителем партии Скомороха в «Щелкунчике» (роль была вырезана из более поздних постановок), которую он же и поставил, заслужив похвалу самого Петра Ильича Чайковского . [ 2 ] Он также исполнил скоморохский танец из «Млады» , русский танец из «Дубровского» , танец шутов и скоморохов из «Купца Калашникова» и другие оперы в постановке Льва Иванова. Среди его знаменитых балетных постановок — Карабос в «Спящей красавице» , Иванушка в «Коньке-Горбунке» , Квазимодо в «Эсмеральде» , Арлекин в «Арлекинаде» , доктор Коппелиус в «Коппелии» и Абдерахман в «Раймонде» .
В 1905 году новый директор Императорских театров заставил Ширяева покинуть театр. После этого Ширяев много времени гастролировал по Европе. Он также открыл школу обучения в Лондоне ; его ученики позже присоединились к труппе под руководством Анны Павловой . После Октябрьской революции работал и танцовщиком, и педагогом в Мариинском и Александринском театрах , восстанавливая забытые балеты. В 1921 году он ушел со сцены и стал преподавателем Ленинградского хореографического института , где проработал до конца своей жизни. Среди его учеников были такие известные художники, как Михаил Фокин , Федор Лопухов , Петр Гусев , Галина Уланова , Юрий Григорович , Нина Анисимова . [ 1 ] [ 2 ]
Анимация
[ редактировать ]Во время своих визитов в Лондон в 1904—1905 годах Ширяев приобрел 17,5-миллиметровый пленочный фотоаппарат «Биокам» и начал снимать балеты, а также снимать домашние кинофильмы с участием своей семьи, комедийные и фокусные фильмы . Его предложение бесплатно снять первых танцоров Мариинки было отвергнуто руководством театра. [ 3 ]
После этого он построил у себя на квартире импровизированную студию, где тщательно воссоздавал различные балеты, ставя их с использованием кукол ручной работы, созданных им либо из глины, либо из папье-маше ; они были 20–25 см (7,9–9,8 дюйма) в высоту, а части их тел были соединены тонкой проволокой, что обеспечивало пластичность. Затем он снимал их на камеру, кадр за кадром. При этом он также делал тысячи зарисовок, улавливая каждое движение, а также превращал их в киноленту, чтобы можно было посмотреть весь танец в виде мультфильма. [ 1 ]
С 1906 по 1909 год Ширяев снял ряд новаторских покадровых и традиционных анимационных фильмов. Это произошло как минимум за несколько лет до того, как Ладислас Старевич — еще один влиятельный российский аниматор, которому долгое время приписывали изобретение покадровой анимации, — снял свои первые фильмы. Хотя Ширяв не особо интересовался анимацией как видом искусства, а видел в ней инструмент изучения пластики человека, используя свои фильмы в образовательных целях. [ 4 ] [ 5 ]
В советский период эти фильмы были по большей части забыты, хотя Федор Лопухов и некоторые другие мемуаристы упоминали в своих книгах его анимационные эксперименты. [ 3 ] [ 6 ] Нинель Юлтыева рассказала, как Ширяев нарисовал около 1700 рисунков и снял их на видео только для того, чтобы продемонстрировать своим ученикам один сложный танец. Для индуистского танца из «Баядерки» он приготовил глиняные фигурки и заставил их повторять каждое движение на камеру; его фильм позже использовался при реставрации балета Мариуса Петипа в Мариинском театре. [ 2 ]
В 1995 году российский документалист и историк балета Виктор Бочаров начал исследовать информацию об анимационных экспериментах Ширяева. Вскоре с ним связался Даниил Савельев, фотограф балета, лично знавший семью. Весь архив он заполучил от последней жены сына Александра Ширяева и сохранил его. Бочаров много лет пытался добиться от Роскино финансирования для восстановления фильмов и производства документального фильма. [ 7 ]
В 2003 году он наконец выпустил часовой фильм « Запоздалая премьера» , в который вошли фрагменты из разных фильмов Ширяева. Примерно в 2008 году Бочарову наконец удалось получить финансирование от Фестиваля немого кино в Порденоне для восстановления негативов. Примерно в то же время он связался с компанией Aardman Animations, которая также приняла участие в процессе реставрации и оцифровки. [ 5 ] Впоследствии фильмы демонстрировались на различных международных кинофестивалях. [ 8 ] [ 9 ]
Личная жизнь и память
[ редактировать ]Александр Ширяев был женат дважды. Его первой женой была балерина Наталья Михайловна Матвеева, также выступавшая в Мариинском театре. [ 1 ] [ 10 ] Их единственная дочь, которая также обучалась характерной танцовщице, утонула в 1912 году, а его жена вскоре умерла от горя. [ 2 ] В 1924 году он женился на драматической актрисе Р. Померанцевой, но, по словам балерины Нинель Юльтьевой , брак тоже оказался несчастливым; после того, как мать и отец Нинели — известный советский писатель Даут Юлты и близкий друг Ширяева — были арестованы в 1937 году как « башкирские буржуазные националисты», ее воспитывал Ширяев, называвший ее своей внучкой. [ 2 ]
Ширяев сыграл небольшую роль хореографа Скрипочкина в драматическом фильме 1923 года «Комедийная актриса» режиссера Александра Ивановского .
В 1938 году он опубликовал учебник « Основы характерного танца» совместно с Александром Бочаровым и Андреем Лопуховым. Он был переиздан в 2007 году. [ 11 ]
В 1941 году Ширяев подготовил книгу воспоминаний «Петербургский балет». Из воспоминаний артиста Мариинского театра . Его должен был издать Союз театральных деятелей , но отложили. Экземпляр хранился в Российской национальной библиотеке и впервые был опубликован в 2004 году в журнале «Записки киноисторика» № 67. [ 1 ]
После его смерти школьный театр Академии русского балета имени Вагановой стал называться Учебным театром А. В. Ширяева. В 2016 году название стало официальным. [ 12 ]
Фильмография (1905—1909)
[ редактировать ]Постановочные комедии
[ редактировать ]- Озадаченный кинорежиссер (35 мм, позитив, 30 дюймов)
- Артисты цирка (негатив 17 мм, 36 дюймов)
- Клоун и слон (17,5 мм негатив, 1 фут 42 дюйма; 17,5 мм позитив, 1 фут 30 дюймов)
- Крокодил (17,5 мм, позитив, 38 дюймов)
- Пьяницы (позитив 17,5 мм, рост 1 фут 15 дюймов)
- Мечта рыбака (17,5 мм, позитив, 4 фута 20 дюймов)
- Прерванный ужин (позитив 17,5 мм, 2 фута 58 дюймов)
- Жилец и Паук (17,5 мм, позитив, 1'52 дюйма)
- Непослушная девчонка и бабушка (17,5 мм, позитив, 2'02 дюйма)
- Сорванец (17,5 мм, позитив, 2 фута 45 дюймов)
- Проблемная пара (негатив 17,5 мм, 2 фута 53 дюйма)
- Мокрый романс (17,5 мм, позитив, 1 фут 27 дюймов)
Трюковые фильмы
[ редактировать ]- Мальчик в мешке (позитив 17,5 мм, 52 дюйма)
- Стулья (35 мм, позитив, 20 дюймов)
- Зачарованный чайный столик (позитив 17,5 мм, 42 дюйма)
- Волшебная повязка (негатив 17,5 мм, 35 дюймов)
- Пьеро и служанка (17,5 мм позитив, 2'02 дюйма)
- Пьеро и служанка (вариантная версия) (негатив 17,5 мм, 1'52 дюйма)
Танцевальные фильмы
[ редактировать ]- Персонажный танец (позитив 35 мм, 2 фута 20 дюймов)
- Танец персонажа (позитив 35 мм, 1 фут 50 дюймов)
- Танец персонажа (соло) (позитив 35 мм)
- Танец персонажа с веером (негатив 17,5 мм, 2 фута 1 дюйм)
- Персонаж «Танец с бубном» (негатив 17,5 мм, 1 фут 10 дюймов)
- Казачий танец (17,5 мм, негатив, 1'09 дюйма)
- «Танец маленького корсара» из фильма «Корсар» (позитив 35 мм, 60 дюймов).
- Народный танец ухаживания 1 (позитив 35 мм, 1 фут 30 дюймов)
- Народный брачный танец 2 (негатив 17,5 мм, 44 дюйма)
- «Танец дураков» из оперы Петипа «Млада» (35 мм позитив, 1'02 дюйма)
- «Танец дураков» из оперы Петипа «Млада» (17,5 мм негатив, 1'06 дюйма)
Кукольная анимация
[ редактировать ]- «Детский танец» из Die Puppenfee (35 мм, позитив и негатив, 1 фут 17 дюймов)
- «Индуистский танец» из балета «Баядерка» (35 мм, позитив и негатив, 3 минуты)
- Женщина-мулатка (35 мм позитив и негатив, фрагмент)
- Пьеро-Художники (35 мм позитив и негатив, 5 футов 35 дюймов)
- Пьеро-Художники (35 мм позитив и негатив, 3 фута 10 дюймов)
- «Шутка Арлекина» (35 мм, позитив и негатив, в 5 сценах): «Сад Кассандры» (3 фута 11 дюймов); «Лес» (1 фут 55 дюймов); Пещера в гроте (48 дюймов); Дом Кассандры (2 фута 16 дюймов); Свадьба Арлекина и Коломбины (5 футов 40 дюймов)
- Два Пьеро играют в мяч (35 мм, положительный и отрицательный, 1 фут 17 дюймов)
Бумажные пленки
[ редактировать ]- Птицы в полете (2 дюйма)
- Змея (5 дюймов)
- Танец скомороха из балета «Щелкунчик» (1'30 дюймов)
- Кейкуок (1'04 дюйма)
Другой
[ редактировать ]Ленинградский хореографический институт (1920-е гг.)
[ редактировать ]- Персонажное па-де-де (позитив 17,5 мм, 58 дюймов)
- Коппелия (анимационные куклы) (позитив 17,5 мм, 53 дюйма)
- Девушка из плохого содержания (17,5 мм, позитив, 60 дюймов)
- № три (17,5 мм, позитив, 24 дюйма)
- Les Sylphides (17,5 мм, позитив, 45 дюймов)
- Танцовщица со змеей (17,5 мм, позитив, 10 дюймов)
Роли
[ редактировать ]- 1923 — Comedienne — actor (choreographer Skripochkin)
- 2003 — Запоздалая премьера — сам (архивные кадры)
Литература
[ редактировать ]- Александр Ширяев (1941) . Санкт-Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра . - Записки киноведа № 67, 2004 г., стр. 61–101. ISSN 0235-8212
- Биргит Боймерс, Виктор Бочаров, Дэвид Робинсон (2009) . Александр Ширяев: Мастер движения. - Джемона: Le Giornate del Cinema Muto, 176 страниц. ISBN 9788886155267
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Александр Ширяев. Санкт-Петербургский балет. Из воспоминаний о Мариинском театре Воспоминания артиста из журнала «Записки киноисторика» № 67, 2004, стр. 61—101 ISSN 0235-8212 (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адажио моей памяти. Архивировано 10 мая 2021 г. в Wayback Machine. Фрагмент из одноименной книги Нинель Юльтиевой 2006 года, опубликованной в Ватандаш . журнале ISSN 1683-3554 (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б Нина Аловерт . Запоздалый премьер. Статья «Прошлые страницы оживают» из журнала «Русский базар», январь 2005 г. (на русском языке)
- ^ Анна Кисельгофф. Записная книжка критика; Новаторские российские фильмы показывают остроумие балетмейстера. Статья из New York Times , 14 января 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Питер Лорд . Начало стоп-кадра статьи в The Guardian , 14 ноября 2008 г.
- ^ Valeria Nosova (1983) . Ballerinas. — Moscow: Molodaya Gvardia, pp. 48—51
- ^ Larisa Malyukova. Viktor Bocharov: Cinema Is a Great Detective Story interview from Iskusstvo Kino №5, May 2009 (in Russian)
- ^ Дневник Порденоне, 2008 г. - день седьмой в блоге The Biscope, 22 октября 2008 г.
- ↑ Программа «Арсеология кино»: Александр Ширяев. Архивировано 23 июня 2018 г. в Wayback Machine кинофестиваля «Кинопроба».
- ↑ Наталья Матвеева и Александр Ширяев во время испанского танца «Лебединое озеро», 1985 год, фото на официальном Мариинского театра . сайте
- ^ Andrei Lopukhov, Alexander Shiryaev, Alexander Bocharov (2007). Basics of Character Dance. — Moscow: Planeta musiki; Lan', 344 pages ISBN 978-5-8114-0601-2
- ↑ О Учебном театре А.В. Ширяева на официальном сайте Академии русского балета имени Вагановой (на русском языке).
- ^ Архив Ширяева на сайте, посвященном Александру Ширяеву.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Александр Ширяев на IMDb
- Александр Ширяев: Гений домашнего кино Мари Ласку на Нью-Йоркского университета сайте
- Александр Ширяев: Скрытый гений балета и кино Венди Перрон, журнал Dance Magazine
- Сайт А.В. Ширяева, посвященный Александру Ширяеву
- Александр Ширяев: Танец под фильм Дэвида Робинсона
- Запоздалая премьера на kinoglaz.fr
- 1867 рождений
- 1941 смертей
- Артисты русского балета 20 века.
- Русские мемуаристы ХХ века.
- Артисты балета Российской Империи.
- советские артисты балета
- Хореографы Мариинского театра
- Заслуженные артисты РСФСР.
- Артисты балета Мариинского театра
- СМИ из Санкт-Петербурга
- Хореографы Российской Империи
- Актеры-мужчины из Российской Империи
- Российские режиссёры анимационных фильмов
- Российские аниматоры
- Русские балетмейстеры
- Российские кинодокументалисты.
- Российские артисты балета.
- Российские актеры немого кино, мужчины.
- Русские люди итальянского происхождения
- Советские артисты балета
- Советские хореографы
- Советские кинематографисты
- Советские актеры немого кино (мужчины)
- Аниматоры покадровой анимации
- Выпускники Вагановой