Jump to content

Александр Ширяев

Александр Ширяев
Фотография с подписью Александра Ширяева (12 декабря 1904 г.)
Рожденный
Alexander Viktorovich Shiryaev

( 1867-09-10 ) 10 сентября 1867 г.
Умер 25 апреля 1941 г. ( 1941-04-25 ) (73 года)
Национальность Русский
Род занятий Артист балета , балетмейстер , хореограф , аниматор

Александр Викторович Ширяев (русский: Александр Викторович Ширяев ; 10 сентября [ OS 29 августа] 1867 — 25 апреля 1941) — русский артист балета , балетмейстер и хореограф , основоположник характерного танца в русском балете , служивший в Мариинском театре . Ширяев также был новаторским режиссером анимации , которому приписывают изобретение покадровой анимации.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Александр Ширяев родился в артистической семье; оба его родителя выступали в Большом театре : мать Екатерина Ксенофонтовна Ширяева была артисткой балета, членом кордебалета , а отец Гектор (Виктор) Цесарович Пуни был флейтистом , обучавшимся у Чезаре Чарди . [ 1 ] По словам советской балерины Нинель Юльтьевой , он был внебрачным ребенком, воспитанным под фамилией матери. [ 2 ] Его дед по отцовской линии Чезаре Пуни был известным итальянским композитором балетной музыки, переехавшим в Россию в 1851 году для работы в Императорских театрах . [ 1 ] Двоюродный брат Александра Иван Пуни был известным русским художником-авангардистом .

В девять лет Александр поступил в Санкт-Петербургское Императорское театральное училище , где учился у Мариуса Петипа , Павла Гердта , Платона Карсавина и Льва Иванова . Он окончил его в 1885 году и через год стал членом труппы Мариинского театра .

Балетная карьера

[ редактировать ]

Ширяев быстро приобрел известность. За время учёбы он уже успел выучить почти весь репертуар Мариинки, благодаря чему легко заменял сольных исполнителей, как в классических, так и в характерных ролях. Музыкальный талант и незаурядная зрительная память Ширяева обеспечили ему место помощника и наставника Мариуса Петипа. [ 1 ] Он легко запоминал все движения, реконструируя и заканчивая балеты по образцу своего учителя. Он помогал ставить «Времена года» , «Арлекинаду» , «Суд над Дамисом » и другие. Как балетмейстер он помог Петипа вернуть такие балеты, как «Коппелия» , «Горбунок» , «Дочь фараона» , «Царь Кандавл» или «Король Кандавле» и «Жизель» .

Примерно в то же время он глубоко заинтересовался характерным танцем . В 1891 году 24-летний Ширяев открыл и возглавил первый характерный класс при Театральном училище. Он изучал и внедрял в свои балеты элементы русского , венгерского , испанского и других национальных танцев.

Он был первым исполнителем партии Скомороха в «Щелкунчике» (роль была вырезана из более поздних постановок), которую он же и поставил, заслужив похвалу самого Петра Ильича Чайковского . [ 2 ] Он также исполнил скоморохский танец из «Млады» , русский танец из «Дубровского» , танец шутов и скоморохов из «Купца Калашникова» и другие оперы в постановке Льва Иванова. Среди его знаменитых балетных постановок — Карабос в «Спящей красавице» , Иванушка в «Коньке-Горбунке» , Квазимодо в «Эсмеральде» , Арлекин в «Арлекинаде» , доктор Коппелиус в «Коппелии» и Абдерахман в «Раймонде» .

В 1905 году новый директор Императорских театров заставил Ширяева покинуть театр. После этого Ширяев много времени гастролировал по Европе. Он также открыл школу обучения в Лондоне ; его ученики позже присоединились к труппе под руководством Анны Павловой . После Октябрьской революции работал и танцовщиком, и педагогом в Мариинском и Александринском театрах , восстанавливая забытые балеты. В 1921 году он ушел со сцены и стал преподавателем Ленинградского хореографического института , где проработал до конца своей жизни. Среди его учеников были такие известные художники, как Михаил Фокин , Федор Лопухов , Петр Гусев , Галина Уланова , Юрий Григорович , Нина Анисимова . [ 1 ] [ 2 ]

Анимация

[ редактировать ]

Во время своих визитов в Лондон в 1904—1905 годах Ширяев приобрел 17,5-миллиметровый пленочный фотоаппарат «Биокам» и начал снимать балеты, а также снимать домашние кинофильмы с участием своей семьи, комедийные и фокусные фильмы . Его предложение бесплатно снять первых танцоров Мариинки было отвергнуто руководством театра. [ 3 ]

После этого он построил у себя на квартире импровизированную студию, где тщательно воссоздавал различные балеты, ставя их с использованием кукол ручной работы, созданных им либо из глины, либо из папье-маше ; они были 20–25 см (7,9–9,8 дюйма) в высоту, а части их тел были соединены тонкой проволокой, что обеспечивало пластичность. Затем он снимал их на камеру, кадр за кадром. При этом он также делал тысячи зарисовок, улавливая каждое движение, а также превращал их в киноленту, чтобы можно было посмотреть весь танец в виде мультфильма. [ 1 ]

С 1906 по 1909 год Ширяев снял ряд новаторских покадровых и традиционных анимационных фильмов. Это произошло как минимум за несколько лет до того, как Ладислас Старевич — еще один влиятельный российский аниматор, которому долгое время приписывали изобретение покадровой анимации, — снял свои первые фильмы. Хотя Ширяв не особо интересовался анимацией как видом искусства, а видел в ней инструмент изучения пластики человека, используя свои фильмы в образовательных целях. [ 4 ] [ 5 ]

В советский период эти фильмы были по большей части забыты, хотя Федор Лопухов и некоторые другие мемуаристы упоминали в своих книгах его анимационные эксперименты. [ 3 ] [ 6 ] Нинель Юлтыева рассказала, как Ширяев нарисовал около 1700 рисунков и снял их на видео только для того, чтобы продемонстрировать своим ученикам один сложный танец. Для индуистского танца из «Баядерки» он приготовил глиняные фигурки и заставил их повторять каждое движение на камеру; его фильм позже использовался при реставрации балета Мариуса Петипа в Мариинском театре. [ 2 ]

В 1995 году российский документалист и историк балета Виктор Бочаров начал исследовать информацию об анимационных экспериментах Ширяева. Вскоре с ним связался Даниил Савельев, фотограф балета, лично знавший семью. Весь архив он заполучил от последней жены сына Александра Ширяева и сохранил его. Бочаров много лет пытался добиться от Роскино финансирования для восстановления фильмов и производства документального фильма. [ 7 ]

В 2003 году он наконец выпустил часовой фильм « Запоздалая премьера» , в который вошли фрагменты из разных фильмов Ширяева. Примерно в 2008 году Бочарову наконец удалось получить финансирование от Фестиваля немого кино в Порденоне для восстановления негативов. Примерно в то же время он связался с компанией Aardman Animations, которая также приняла участие в процессе реставрации и оцифровки. [ 5 ] Впоследствии фильмы демонстрировались на различных международных кинофестивалях. [ 8 ] [ 9 ]

Личная жизнь и память

[ редактировать ]

Александр Ширяев был женат дважды. Его первой женой была балерина Наталья Михайловна Матвеева, также выступавшая в Мариинском театре. [ 1 ] [ 10 ] Их единственная дочь, которая также обучалась характерной танцовщице, утонула в 1912 году, а его жена вскоре умерла от горя. [ 2 ] В 1924 году он женился на драматической актрисе Р. Померанцевой, но, по словам балерины Нинель Юльтьевой , брак тоже оказался несчастливым; после того, как мать и отец Нинели — известный советский писатель Даут Юлты и близкий друг Ширяева — были арестованы в 1937 году как « башкирские буржуазные националисты», ее воспитывал Ширяев, называвший ее своей внучкой. [ 2 ]

Ширяев сыграл небольшую роль хореографа Скрипочкина в драматическом фильме 1923 года «Комедийная актриса» режиссера Александра Ивановского .

В 1938 году он опубликовал учебник « Основы характерного танца» совместно с Александром Бочаровым и Андреем Лопуховым. Он был переиздан в 2007 году. [ 11 ]

В 1941 году Ширяев подготовил книгу воспоминаний «Петербургский балет». Из воспоминаний артиста Мариинского театра . Его должен был издать Союз театральных деятелей , но отложили. Экземпляр хранился в Российской национальной библиотеке и впервые был опубликован в 2004 году в журнале «Записки киноисторика» № 67. [ 1 ]

После его смерти школьный театр Академии русского балета имени Вагановой стал называться Учебным театром А. В. Ширяева. В 2016 году название стало официальным. [ 12 ]

Фильмография (1905—1909)

[ редактировать ]

[ 13 ]

Постановочные комедии

[ редактировать ]
  • Озадаченный кинорежиссер (35 мм, позитив, 30 дюймов)
  • Артисты цирка (негатив 17 мм, 36 дюймов)
  • Клоун и слон (17,5 мм негатив, 1 фут 42 дюйма; 17,5 мм позитив, 1 фут 30 дюймов)
  • Крокодил (17,5 мм, позитив, 38 дюймов)
  • Пьяницы (позитив 17,5 мм, рост 1 фут 15 дюймов)
  • Мечта рыбака (17,5 мм, позитив, 4 фута 20 дюймов)
  • Прерванный ужин (позитив 17,5 мм, 2 фута 58 дюймов)
  • Жилец и Паук (17,5 мм, позитив, 1'52 дюйма)
  • Непослушная девчонка и бабушка (17,5 мм, позитив, 2'02 дюйма)
  • Сорванец (17,5 мм, позитив, 2 фута 45 дюймов)
  • Проблемная пара (негатив 17,5 мм, 2 фута 53 дюйма)
  • Мокрый романс (17,5 мм, позитив, 1 фут 27 дюймов)

Трюковые фильмы

[ редактировать ]
  • Мальчик в мешке (позитив 17,5 мм, 52 дюйма)
  • Стулья (35 мм, позитив, 20 дюймов)
  • Зачарованный чайный столик (позитив 17,5 мм, 42 дюйма)
  • Волшебная повязка (негатив 17,5 мм, 35 ​​дюймов)
  • Пьеро и служанка (17,5 мм позитив, 2'02 дюйма)
  • Пьеро и служанка (вариантная версия) (негатив 17,5 мм, 1'52 дюйма)

Танцевальные фильмы

[ редактировать ]
  • Персонажный танец (позитив 35 мм, 2 фута 20 дюймов)
  • Танец персонажа (позитив 35 мм, 1 фут 50 дюймов)
  • Танец персонажа (соло) (позитив 35 мм)
  • Танец персонажа с веером (негатив 17,5 мм, 2 фута 1 дюйм)
  • Персонаж «Танец с бубном» (негатив 17,5 мм, 1 фут 10 дюймов)
  • Казачий танец (17,5 мм, негатив, 1'09 дюйма)
  • «Танец маленького корсара» из фильма «Корсар» (позитив 35 мм, 60 дюймов).
  • Народный танец ухаживания 1 (позитив 35 мм, 1 фут 30 дюймов)
  • Народный брачный танец 2 (негатив 17,5 мм, 44 дюйма)
  • «Танец дураков» из оперы Петипа «Млада» (35 мм позитив, 1'02 дюйма)
  • «Танец дураков» из оперы Петипа «Млада» (17,5 мм негатив, 1'06 дюйма)

Кукольная анимация

[ редактировать ]
  • «Детский танец» из Die Puppenfee (35 мм, позитив и негатив, 1 фут 17 дюймов)
  • «Индуистский танец» из балета «Баядерка» (35 мм, позитив и негатив, 3 минуты)
  • Женщина-мулатка (35 мм позитив и негатив, фрагмент)
  • Пьеро-Художники (35 мм позитив и негатив, 5 футов 35 дюймов)
  • Пьеро-Художники (35 мм позитив и негатив, 3 фута 10 дюймов)
  • «Шутка Арлекина» (35 мм, позитив и негатив, в 5 сценах): «Сад Кассандры» (3 фута 11 дюймов); «Лес» (1 фут 55 дюймов); Пещера в гроте (48 дюймов); Дом Кассандры (2 фута 16 дюймов); Свадьба Арлекина и Коломбины (5 футов 40 дюймов)
  • Два Пьеро играют в мяч (35 мм, положительный и отрицательный, 1 фут 17 дюймов)

Бумажные пленки

[ редактировать ]
  • Птицы в полете (2 дюйма)
  • Змея (5 дюймов)
  • Танец скомороха из балета «Щелкунчик» (1'30 дюймов)
  • Кейкуок (1'04 дюйма)

Ленинградский хореографический институт (1920-е гг.)

[ редактировать ]
  • Персонажное па-де-де (позитив 17,5 мм, 58 дюймов)
  • Коппелия (анимационные куклы) (позитив 17,5 мм, 53 дюйма)
  • Девушка из плохого содержания (17,5 мм, позитив, 60 дюймов)
  • № три (17,5 мм, позитив, 24 дюйма)
  • Les Sylphides (17,5 мм, позитив, 45 дюймов)
  • Танцовщица со змеей (17,5 мм, позитив, 10 дюймов)
  • 1923 — Comedienne — actor (choreographer Skripochkin)
  • 2003 — Запоздалая премьера — сам (архивные кадры)

Литература

[ редактировать ]
  • Александр Ширяев (1941) . Санкт-Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра . - Записки киноведа № 67, 2004 г., стр. 61–101. ISSN   0235-8212
  • Биргит Боймерс, Виктор Бочаров, Дэвид Робинсон (2009) . Александр Ширяев: Мастер движения. - Джемона: Le Giornate del Cinema Muto, 176 страниц. ISBN   9788886155267

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Александр Ширяев. Санкт-Петербургский балет. Из воспоминаний о Мариинском театре Воспоминания артиста из журнала «Записки киноисторика» № 67, 2004, стр. 61—101 ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Адажио моей памяти. Архивировано 10 мая 2021 г. в Wayback Machine. Фрагмент из одноименной книги Нинель Юльтиевой 2006 года, опубликованной в Ватандаш . журнале ISSN   1683-3554 (на русском языке)
  3. ^ Jump up to: а б Нина Аловерт . Запоздалый премьер. Статья «Прошлые страницы оживают» из журнала «Русский базар», январь 2005 г. (на русском языке)
  4. ^ Анна Кисельгофф. Записная книжка критика; Новаторские российские фильмы показывают остроумие балетмейстера. Статья из New York Times , 14 января 2005 г.
  5. ^ Jump up to: а б Питер Лорд . Начало стоп-кадра статьи в The Guardian , 14 ноября 2008 г.
  6. ^ Valeria Nosova (1983) . Ballerinas. — Moscow: Molodaya Gvardia, pp. 48—51
  7. ^ Larisa Malyukova. Viktor Bocharov: Cinema Is a Great Detective Story interview from Iskusstvo Kino №5, May 2009 (in Russian)
  8. ^ Дневник Порденоне, 2008 г. - день седьмой в блоге The Biscope, 22 октября 2008 г.
  9. Программа «Арсеология кино»: Александр Ширяев. Архивировано 23 июня 2018 г. в Wayback Machine кинофестиваля «Кинопроба».
  10. Наталья Матвеева и Александр Ширяев во время испанского танца «Лебединое озеро», 1985 год, фото на официальном Мариинского театра . сайте
  11. ^ Andrei Lopukhov, Alexander Shiryaev, Alexander Bocharov (2007). Basics of Character Dance. — Moscow: Planeta musiki; Lan', 344 pages ISBN   978-5-8114-0601-2
  12. О Учебном театре А.В. Ширяева на официальном сайте Академии русского балета имени Вагановой (на русском языке).
  13. ^ Архив Ширяева на сайте, посвященном Александру Ширяеву.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d37d2e2355a30cbb99d1d541cc1afe5__1722320460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/e5/5d37d2e2355a30cbb99d1d541cc1afe5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Shiryaev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)