Конек-Горбунок (балет)
Конек-Горбунок, или Царь-девица (он же Конёк Горбунок или Царь-Девица , или Le Petit cheval Bossu, или Царь-Девица ) — балет в четырёх действиях и восьми картинах с апофеозом.
История балета
[ редактировать ]Либретто Артура Сен-Леона по мотивам сказки «Конек-Горбунок» Петра Ершова . Однако хореограф существенно отклонился от первоначальной сказки Ершова. [ 1 ] В балете показано, как Иван-дурак с помощью волшебного коня побеждает злого хана и добивается руки Царь -девицы . В конце концов Иван заменяет неэффективного и некомпетентного царя и сам становится царем. [ 2 ] [ 3 ]
Хореография Сен-Леона
[ редактировать ]Оригинальная хореография была создана Артуром Сен-Леоном и положена на музыку Чезаре Пуни .
Впервые балет был представлен Императорским балетом 15 декабря [ OS 3 декабря] 1864 года в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербурге, Россия . Марфа Муравьева (в роли Царь-девицы) и Тимофей Стуколкин В качестве главных исполнителей планировались (в роли Иванушки). Однако Стуколкин сломал ногу, и его заменил Николай Троицкий , не имевший опыта исполнения главных партий.
Балет стал важной вехой в развитии русского балета. Это был первый балет по русской повести. Композитор Пуни включил в музыку к балету русские народные песни, а хореограф Артюр Сен-Леон создал именно русские народные танцы – всего было поставлено 22 русских народных танца. Однако французский хореограф не очень хорошо разбирался в русских народных танцах и многие из них придумал сам, в том числе и «Уральский танец». [ 4 ] Балет был очень красочным и имел огромный успех.
Однако российские демократические критики, такие как Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов, резко раскритиковали эту работу. [ 5 ] Они рассматривали балет как жалкую пародию на русские танцы, а не как настоящий сборник танцев, и обвиняли хореографа в бездарности, публику в безвкусии, царя Александра II в преступном отношении к своему народу, а всех их вместе непонимание общественного развития. [ 4 ]
С другой стороны, балет пользовался успехом у зрителей. В свою очередь, это послужило толчком к созданию на императорской сцене серии балетов в русском стиле. Одновременно Московская Императорская труппа разработала иной стиль, соединив классическую европейскую хореографию с настоящим русским народным танцем.
Через два года, 13 декабря [ OS 1 декабря] 1866 года, балет был передан в состав Московской Императорской труппы.
В 1876 году Соколов повторил хореографию Сен-Леона в Москве в Большом театре, используя истинно русские танцы. [ 6 ] [ 7 ] Эта перепостановка разделила два способа исполнения балета - классический танец в Санкт-Петербурге и танец, включенный в спектакль в Москве. [ 6 ] В конечном итоге это превратилось в две школы русского балета, которые просуществовали вплоть до 1930-х годов. Впоследствии московская школа прекратила свое существование, когда в 1930-е годы большое количество петербургских танцоров было перевезено в Москву. [ 8 ] [ 9 ]
Спустя сто лет, в 1960 году, русский композитор Родион Щедрин создал новый балет на ту же тему .
Возрождения, повторные постановки и альтернативные версии
[ редактировать ]- Перепостановка Артюра Сен-Леона для балета Московского Императорского Большого театра с переработкой оригинальной партитуры Чезаре Пуни. Впервые представлена 26 ноября 1866 года в Императорском Большом театре Москвы в Москве , Россия . Солисты - Марфа Муравьева (в партии Царь-девицы) и Тимофей Стуколкин (в партии Иванушки).
- «Возрождение» Хосе Мендеса для балета Московского Императорского Большого театра. Впервые представлена в Императорском Большом театре Москвы 26 декабря 1893 года в Москве, Россия.
- «Царь -девица» для Мариуса Петипа Императорского балета с музыкальными дополнениями и изменениями к партитуре Пуни Риккардо Дриго. Впервые представлена 6–18 декабря 1895 года в Императорском Мариинском театре в Петербурге. Петербург, Россия. Ведущие танцоры - Пьерина Леньяни (в роли Царь-девицы), Александр Шираев (в роли Иванушки) и Феликс Кшесинский (в роли Хана).
- Возрождение Александра Горского для балета Московского Императорского Большого театра с дополнительной музыкой Антона Симона, Бориса Асафьева , Петра Чайковского , Антонина Дворжака , Александра Глазунова , Брамса и Ференца Листа . Впервые представлена в Императорском Большом театре Москвы 25 ноября 1901 года в Москве , Россия . Солисты - Любовь Рославлева (в партии Царь-девицы) и Александр Горский (в партии Иванушки).
- Повторная постановка Александром Горским его возрождения 1901 года для Императорского балета с музыкальными дополнениями и изменениями к партитуре Пуни Риккардо Дриго. Впервые представлена в Императорском Мариинском театре 16 декабря 1912 года. Солисты - Тамара Карсавина (в партии Царь-девицы) и Николай Легат (в партии Иванушки).
- Возрождение спектакля Горского 1912 года Федора Лопухова для Кировского балета . Впервые представлен в Кировском государственном академическом театре оперы и балета в 1945 году.
- Александр Радунский поставил свою собственную версию на совершенно новую партитуру Родиона Щедрина для Большого балета в Москве в 1960 году. Хореограф Игорь Бельский использовал партитуру Щедрина в своей постановке для Малого театра в Ленинграде в 1963 году. Версия Радунского-Щедрина была снят в 1961 году с Майей Плисецкой в роли Царь-девицы и Владимиром Васильевым в роли Иванушки.
Примечания
[ редактировать ]- Стремясь удовлетворить вкусы своей императорской русской публики, Сен-Леон завершил балет Большим дивертисментом, прославляющим все народы России, начиная с Большого кортежа под марш композитора « Народы России» . В Большой дивертисмент вошла авторская балетная версия русского национального танца .
- Возрождение Петипа 1895 года включало новый пролог и апофеоз, а также дополнительные вариации «Балерины Леньяни», написанные Риккардо Дриго.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конек-горбунок»
- ^ Крейн, Дебра; Макрелл, Джудит (2010). Оксфордский словарь танца . п. 278 . ISBN 9780199563449 .
- ^ Аластер Маколей (13 июля 2011 г.). «Игра для степенного Мариинского» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Юрий Бахрушин . История русского балета; стр. 249. // Ю. А. БАХРУШИН. ИСТОРИЯ РУССКОГО БАЛЕТА (М., Сов. Россия, 1965, 249 с)
- ^ ru: М. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Собрание сочинений в 20 томах
- ^ Jump up to: а б Russian ballet. Encyclopedia // ru: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997. СОКОЛОВ Сергей Петрович
- ^ Teatre encyclopedia ru: Театральная энциклопедия // СОКОЛОВ, Сергей Петрович
- ^ Igor Moiseyev . The memories // ru: Игорь Александрович Моисеев
- ^ Solomon Volkov Solomon Volkov at the Liberty (radio); ru: СПб. Консерватория в США: Музыка двух столиц