Бабочка (балет)

Le papillon ( «Бабочка» ) — «фантастический балет » в двух действиях (четырех картинах) 1860 года с хореографией Мари Тальони и музыкой Жака Оффенбаха на либретто Жюля -Анри Вернуа де Сен-Жоржа .
История выступлений
[ редактировать ]Le papillon был впервые представлен балетом Парижской оперы в зале Ле Пелетье 26 ноября 1860 года после выступления Люси де Ламмермур . [ 1 ] Главными танцорами были Эмма Ливри (Фарфалла/Бабочка), Луи Мерант (Принц Джалма), Луиза Марке (Фея Хамза) и мадам. Саймон (Бриллиантовая Фея). На премьере и втором спектакле присутствовал Наполеон III . [ 2 ]
Районный вальс из второй сцены первого акта был повторно использован Оффенбахом в балете третьего акта « Рейнниксена» (1864). [ 3 ] а части партитуры были вставлены во французскую версию « Уиттингтона Le Chat du diable» (1893). [ 1 ] Соло Doctor Miracle «Эй! да, я тебя слышу!» в акте Антонии из «Сказок Гофмана» возникла как богема в «Папийоне» . [ 4 ] Вальс де Район также стал танцем апачей в Мулен Руж в Париже и использовался в мюзикле Showboat в 1927 году как часть сцены Трокадеро. [ 2 ]
Мариус Петипа создал расширенную постановку в четырех действиях для Императорского балета, а Людвиг Минкус адаптировал партитуру Оффенбаха. Впервые он был представлен в январе 1874 года в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербурге с Екатериной Вазем (Фарфалла/Бабочка), Львом Ивановым (Князь Джалма), Павлом Гердтом (Патиме), Матильдой Мадаевой (Фея Хамза) и Любовью. Радина (Бриллиантовая Фея). Специально для Екатерины Вазем Петипа добавил вариацию к Grand pas des papillons вальсу Луиджи Венцано – эта вариация стала известна как Pas Vazem и пользовалась большой популярностью среди балетоманов Санкт-Петербурга.
Начав работу по реконструкции оригинала со второго акта па-де-де для Парижа в 1977 году (в сотрудничестве с Домиником Халфуни) на основе современных критических отчетов, [ 2 ] полный балет был возрожден Пьером Лакоттом в Римской опере в 1982 году. [ 1 ]
Партитура была использована для балета « Утопия» в постановке Эльзы-Марианны фон Розен для балетной труппы Гетеборга в 1974 году. Решив не создавать собственную версию полного балета, Фредерик Эштон выбрал из партитуры фрагменты для па-де-де под названием «Сцена». dansante , впервые исполненная Мерлом Парком и Дэвидом Уоллом в Олдебурге в 1975 году, а затем на благотворительном гала-концерте в театре Адельфи лондонском в 1975 году. 1977. [ 2 ]
Рональд Хайнд подготовил постановку для Хьюстонского балета по собственному адаптированному сценарию и партитуре, оркестрованной Джоном Ланчбери , премьера которой состоялась 8 февраля 1979 года, а также была исполнена Йоханнесбургской труппой PACT . Он вошёл в репертуар Королевского балета Сэдлера Уэллса в Лидсе 7 февраля 1980 года. [ 5 ] Описанный как дань уважения Хайнда Эмме Ливри, сюжет был урезан и перезапущен в Персии с сохранением многих трансформаций и комических ситуаций. [ 6 ] Но по сравнению с оригинальным материалом 1860 года партитура в значительной степени изменена Ланчберри, который интегрирует свою собственную композицию в основной музыкальный корпус, изменяя при этом порядок чисел и удаляя большую часть оригинальной партитуры Оффенбаха.
Краткое содержание
[ редактировать ]
Действие балета происходит в Черкесии . [ 7 ] После прелюдии первая картина первого акта начинается с того, что злая старая фея Хамза грубо обращается со своим слугой. Однажды Хамза похитил дочь эмира Фарфаллу, которая теперь служит ее служанкой. Глядя в зеркало, Хамза желает только снова стать молодой и иметь право выйти замуж, но для этого ее должен поцеловать молодой принц.
Входят отдыхающий после охоты принц Джалма и его свита. Все наслаждаются едой и вином, хотя наставник думает, что Фарфалла — это когда-то похищенная принцесса. Князь танцует с горничной мазурку и благодарит ее поцелуем. Подвыпившего Хамзу дразнят остальные, он приходит в ярость, заманивает Фарфаллу в ящик и, используя свой волшебный костыль, когда ящик снова открывается, из него появляется красивая бабочка. Бабочки влетают в комнату из дверей, окон и даже из дымохода, прежде чем Хамза прогоняет их.

После того, как принц и его свита покинули замок Хамзы, они достигают лесной поляны, куда вскоре прилетают бабочки. Когда принц прижимает одну из бабочек к дереву, она внезапно превращается в плачущую девушку. Он падает на землю без сознания и при осмотре оказывается партнером принца по танцам. Но он выздоравливает и снова присоединяется к остальным.
Хамза приходит на поляну со своим садовником. С помощью своего волшебного костыля она находит свою служанку среди бабочек и пытается поймать ее в сеть. Но оставив на мгновение волшебную палочку без присмотра, ее садовник Пататиме пытается помочь Фарфалле. Он касается своей хозяйки палочкой, и она замирает на месте, после чего бабочки спешат поймать Хамзу в сеть. Тем временем Патате рассказывает Джалме о настоящей личности Фарфаллы. Однако он забывает взять волшебную палочку, и к нему подкрадывается лепрекон, хватает ее и убегает. Принц уносит фею во дворец своего дяди.
Второй акт начинается во дворце эмира Исмаэля, куда в золотой карете приезжают счастливые Джалма и Фарфалла. Выясняется, что Фарфалла на самом деле его дочь и может выйти замуж за его племянника Джалму. Однако, когда принц пытается обнять свою любовь, Фарфалла напоминает ему, как незадолго до этого он хотел пронзить бабочку на дереве. Джалма снова пытается поцеловать ее, но Хамза, скрывающийся поблизости, бросается между ними и получает поцелуй, предназначенный для Фарфаллы. Заклинание подействует на Хамзу, и она превратится в красивую молодую девушку. Принц Джалма смущен, увидев двух красивых женщин. Он ухаживает за помолодевшей феей, надеясь заставить Фарфаллу броситься в его объятия, но Хамза приходит в ярость и погружает принца в магнетический сон, а Фарфалла снова превращается в бабочку. Дворец эмира превращен в парк.
В последней сцене в грандиозных садах Джалма просыпается и оказывается окруженным рой бабочек, включая его возлюбленную Фарфаллу. Входит Хамза со своими четырьмя сестрами, хвастающимися своими подвигами и тайно мечтающими выйти замуж за принца. В качестве репетиции такого мероприятия она вызывает оркестр золотых арф и факелоносца. Фарфаллу привлекает сияние факела, но при прикосновении к лампе она обжигает свои крылья, и очарование тускнеет: она обретает человеческий облик и падает в объятия принца. Затем сестры Хамзы ломают волшебный костыль и вместе превращают Хамзу в статую. Свадьба с Джалмой теперь не имеет препятствий, и молодые могут пожениться в сказочном дворце, который появляется в садах.
Записи
[ редактировать ]- Оффенбах: Le papillon (основные моменты); Лондонский симфонический оркестр под управлением Ричарда Бонинджа , Decca SXL 6588, записано в Kingsway Hall в январе 1972 года.
- Оффенбах: Le papillon (три отрывка - музыка аранжирована и переработана Джоном Ланчберри); WDR Sinfonieorchester Köln под управлением Пинхаса Штейнберга , Каприччио, записано в 1986 году, выпущено в 2010 году.
- Оффенбах — Механическая дань — Malibran CDRG 214; включает 30-минутную сюиту для шарманки по мотивам «Папийона» и редкую музыку из опер ( «Дива», «Марокенка» ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Да, Жан-Клод. Жак Оффенбах. Издания Галлимар, Париж, 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Дугилл. Ле Папийон. О доме, Том 5, № 10, Рождество 1979 г., стр. 6–8.
- ^ Милнс Р. Один длинный гимн пацифизму. Опера , октябрь 2009 г., 1202-06.
- ^ Кек, Жан-Кристоф . «Руководство по прослушиванию». В: Avant-Scène Opéra 235, Сказки Гофмана. Париж, 2006, стр. 52.
- ^ Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет . Threshold Books, Лондон, 1981, стр. 245.
- ↑ Примечание к программе рождественского сезона Королевского балета Сэдлера Уэллса в театре Сэдлерс Уэллс с 28 декабря 1982 года по 15 января 1983 года.
- ^ Тальони, Мари; Вернуа де Сен-Жорж, Жюль-Анри (1861). Бабочка; балет-пантомима в двух действиях и четырех картинах М. Тальони, А. де Сен-Жоржа и др. п. 8.
СМИ, связанные с Le Papillon, на Викискладе?