Финансист и сапожник
Le financier et le savetier (Финансист и сапожник) — одноактная оперетта-буфф 1856 года на слова Гектора Кремье и Эдмона О, а также музыку Жака Оффенбаха по мотивам стихотворения Лафонтена . [ 1 ] В 1842 году Оффенбах включил «Сапожника и финансиста» ( Le Savetier et le Financier ) в набор из шести басен Ла Фонтена.
История выступлений
[ редактировать ]«Финансист и сапожник» впервые был поставлен в Париже, в отреставрированном Театре Буфф-Парижан , 23 сентября 1856 года. [ 2 ] и дошел до 1857 года. В 1858 году его исполнила труппа Бад-Эмса. В Карлтеатре в Вене он был поставлен в январе 1859 года под названием «Шуфликер и миллионер» . [ 2 ] Полная запись критического издания Кека была сделана в 2007 году.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, [ 2 ] 23 сентября 1856 г. (Дирижер: Жак Оффенбах) |
---|---|---|
Белазор, финансист | тенор | Этьен Прадо |
Ларфайу, сапожник | тенор | Гюстав Жерпре |
Боярышник | сопрано | Мари Дальмонт |
Первый гость | баритон | Даву |
Паж, гости, слуги |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Гостиная богатого финансиста Белазора в его именины; сейчас 1856 год, девять часов вечера
У входа ждет паж, Белазор ходит взад и вперед. Слышно, как Ларфайу поет за сценой.
Ларфайу, сапожник, который работает внизу, входит без приглашения, и Белазор (которому надоело его постоянное пение) просит уйти. Ларфайу говорит, что пришел просить руки дочери Белазора Обепины. Белазор спрашивает, откуда он познакомился с девушкой, и сапожник отвечает, что он занимается ремонтом пансионата, где она живет. Сапожник также признает, что потенциальное приданое и наследство девушки не являются препятствием для его предложения. Белазор задерживает своих первых гостей, избавляясь от Ларфайу. После того, как гости выразили ему свое восхищение, Белазор (а Ларфайу снова поет за сценой) излагает свои надежды избавиться от соседа посредством статистического анализа смертности сапожников: он добьется этого, форсировав слияние всех сапожных предприятий в Париже, так что Ларфайу останется единственным, и что, если каждый год в городе умирает хотя бы один сапожник, он тогда избавится от него.
Обепин, освобожденный от пенсии по случаю праздника, входит и поет несколько куплетов, после чего преподносит подарок отцу. Затем она поет «басню», основанную на басне Ла Фонтена («Le Savetier et le Financier»), но в аранжировке ее школьных учительниц. При подготовке к танцу звучит вальс. У Белазора возникла идея: пригласить сапожника обратно и подкупить его 300 экю. Входит Ларфайу и неохотно принимает деньги. Наедине с Обепином, который в него влюбился, он признает, что он не принц Герольштейн, но - в дуэте с Обепином - признается ей в любви. Они задаются вопросом, как обойти проблему отсутствия денег. Обепин говорит, что она научилась играть на фондовой бирже у своего отца , но, поскольку уже почти полночь и биржа закрыта, Ларфайу бросает вызов одному из гостей сыграть в ланскне . Шанс на его стороне; в «тройке» он постоянно обыгрывает гостя. Затем против него играет Белазор, но проигрывает 8, 16, затем 32 миллиона, затем свой дом, свои очки и, наконец, финансисту приходится снять вечернее платье, чтобы передать его Ларфайю. Сапожник, надевая эту красивую одежду, теряет свой обычный акцент – а Белазор в старой сапожной одежде начинает говорить на сленге. В последней попытке рассердить соседа финансист пробует написать собственную песню, но Ларфайу просто просит еще один куплет. Однако теперь, став миллионером, Ларфайу снова может потребовать руки Обепина.
Конец трио («Игра, лихорадка горит») отсылает к дуэту Блонделя и Ришара «Une лихорадка горит» из второго акта оперы «Ришар Львиное сердце» . В сцене «игры с гусями» во втором акте «Красавицы» Элен Оффенбах возвращается к финансисту и сапожнику . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Лэмб А. Жак Оффенбах (Список сценических произведений). В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
- ^ Jump up to: а б с Да, Жан-Клод. Жак Оффенбах. Издания Галлимар, Париж, 2000 г.
- ^ Кек, Жан-Кристоф. Вступительные примечания к номеру 442 8964, Association des Concert Pasdeloup/Universal, 2007.
Запись
[ редактировать ]Гислен Рафанель (сопрано), Эрик Юше (тенор), Франк Тезан (тенор), Фредерик Бялецки (баритон); Оркестр концертов Пасделупа под управлением Жана-Кристофа Кека; записано 13, 14 и 16 ноября 2007 г. Компакт-диск: Universal Music Classics France 442 8964 DDD Stereo.