Купец Калашников

Купец Калашников русский: Купец Калашников , латинизированный: ) — трёхактная опера Антона Рубинштейна на либретто Николая Куликова ( В основу повести поэма Песня о купце Калашникове» « Михаила Лермонтова 1837 года .
Фон
[ редактировать ]Опера была написана между 1877 и 1879 годами и впервые была исполнена в Мариинском театре 5 Санкт-Петербурга марта [ OS 22 февраля] 1880 года. [ 1 ] композитора Написанная примерно в то же время, что и Пятая симфония , она была воспринята как попытка Рубинштейна позиционировать себя как русского композитора-националиста, подобно участникам «Могучей кучки» . [ 2 ] Он имеет много общего с русскими националистическими операми, которые предшествовали ему, особенно Николая Римского-Корсакова с оперой «Псковитянка» и Чайковского оперой «Опричник» , действие которых также происходит во времена царя Ивана Грозного . Он также содержит такие типичные черты, как народные песни, танцы шутов, песнопения монахов и хор восхваления царя. Как и более ранняя опера Рубинштейна «Демон » (1871), она была основана на поэме Лермонтова.
«Купец Калашников» успеха не имел. После первых двух представлений его сняли по политическим причинам (против решающей казни Калашникова возражал царь Александр II ). [ 1 ] Он был возрожден в 1889 году, сначала под управлением Эдуарда Направника ; но в одном исполнении под управлением композитора его дирижерская манера оказалась серьезно неэффективной: «хор и оркестр настолько разошлись, что исполнение пришлось остановить». [ 3 ] В любом случае политическая ситуация означала, что выступления в очередной раз пришлось свернуть. С тех пор опера возрождалась лишь на русских провинциальных сценах. [ 1 ] хотя в 1902 году она была исполнена в Частной опере в Москве.
Оперу критиковали за относительно низкий уровень музыкального и драматического вдохновения Рубинштейна. Единственная значимая женская роль – купчихи Алены – не играет главной роли. [ 4 ] Джеральд Абрахам пишет:
Большая часть [музыки] посредственна [и] бесцветна... тем более определенно русская мелодия иногда тяготеет к водянистому лиризму или же ослабляется традиционными гармонизациями . ... Но к этому примешано много красивой, красочной и выразительной музыки. [ 2 ]
Ричард Тарускин , однако, отмечает, что музыка близко повторяет ритмы древнерусских былин . [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 5 марта 1880 г. (Дирижер: Карел Кучера) |
---|---|---|
Степан Парамонович Калашников, купец | баритон | |
Sergey Kiribeyevich, an oprichnik | тенор | Йозеф Палечек |
Царь Иван IV | бас | Федор Стравинский |
Alyona Dmitriyevna, Kalashnikov's wife | сопрано | Вильгельмина Рааб |
Хор: горожане, опричники, бояре , глашатаи, соседи и т. д. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Кирибеевич, опричник , сбежал с Алёной, женой Калашникова. Калашников бросает ему вызов и в рукопашной схватке убивает его. Несмотря на мольбы жены Калашникова, царь приговаривает купца к смерти.
Записи
[ редактировать ]Запись выпустила компания «Мелодия» под управлением Онисима Брона .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тарускин .
- ^ Jump up to: а б Авраам 1945 , с. 364
- ^ Уолдон и Модельл 1919 , с. 13.
- ^ Делано 1969 , с. 148.
Источники
- Авраам, Джеральд (декабрь 1945 г.). «Антон Рубинштейн: русский композитор». Музыкальные времена . 86 (1234): 361–365. дои : 10.2307/934000 . JSTOR 934000 .
- Делано, Алин (1969) [1890]. «Сочинения Антона Рубинштейна». Автобиография Антона Рубинштейна, 1829–1889 (переиздание). Хаскелл Хаус. п. 148 .
- Тарускин, Ричард . «Купец Калашникова». Оксфордская музыка онлайн . (требуется подписка)
- Уолдон, Виктор; Моделл, Д.А. (январь 1919 г.). «Воспоминания об Антоне Рубинштейне». Музыкальный ежеквартальный журнал . 5 (1).