Фортепианный концерт № 1 (Рубинштейн)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Фортепианный концерт № 1 ми минор , соч. 25, написанный в 1850 году и опубликованный в 1858 году Антоном Рубинштейном, представляет собой романтический концерт, посвященный Александру Виллоингу, главному учителю композитора по игре на фортепиано. Это его четвертая попытка написать концерт, две из которых были датированы 1849 годом и были утеряны, а третья, сделанная в том же году, была преобразована в фортепианный октет, соч. 9. Хотя Первый концерт является наиболее традиционным из пяти концертов, в фортепианной партитуре часто проявляется характерный львиный оттенок.
Структура
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей:
- I Moderato — эта драматическая вступительная часть исполнена в традиционной сонатной форме первой части. После расширенного оркестрового изложения основных тем движения фортепиано вступает с фигурой пунктирного ритма, которая сразу же представляет основную тему движения, теперь смело заявленную фортепиано в аккордах и октавах. Лирическая вторая тема и заключительная тема в стиле тарантеллы приводят к традиционному развитию, а затем к перепросмотру. Часть завершается массивной кодой, типичной для виртуозного Рубинштейна, но резко затухающей в последних нескольких тактах, пока она не возвращается в полную силу в финальном аккорде.
- II Andante con moto - Вступительная теплая лирическая тема второй части успешно исполняется оркестром и фортепиано, затем прерывается более драматичной и страстной средней частью и, наконец, возвращается оркестром под аккомпанемент струящихся арпеджио на первой части. фортепиано. Примечательна также роль валторны в движении соло или соло со струнной частью.
- III Con moto — первые несколько тактов третьей части служат сменой настроения. Рубинштейн приказывает оркестру ввести третью часть мелодией, которая хотя и не идентична, но напоминает основную тему второй части. Но фортепиано трижды нетерпеливо прерывает и, наконец, разражается разухабистой главной темой последней части. Тема звучит в нескольких ипостасях и в компании ряда других тем, пока, наконец, не возвращается в «неправильных» тональностях фа и ля-бемоль мажор. Рубинштейн быстро переходит к домашней тональности ми мажор, прежде чем закончить концерт огромной кодой, изобилующей длинным отрезком неумолимых виртуозных двойных октав на фортепиано, которые, должно быть, устрашали многих молодых виртуозов того времени. Оркестр при этом звучит в маршевой теме, впервые заданной ранее в части, что приводит произведение к триумфальному завершению.
Источники
[ редактировать ]- Программные примечания Йозефа Бановца к его записи этого концерта с Чехословацким государственным филармоническим оркестром (1992)
- Тейлор, Филип С. (2007). Антон Рубинштейн: Жизнь в музыке . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34871-5 .