Jump to content

Коллекция Сергеева

Рисунок Павла Фромана «Николай Сергеев», 1929 год. Из собрания Сергеева .

Коллекция Сергеева (официально «Танцевальные ноты и партитуры для балетов Николая Сергеева» ) представляет собой большое собрание материалов, документирующих репертуар Императорского балета Санкт-Петербурга в том виде, в котором он существовал на рубеже 20-го века. Сборник состоит преимущественно из хореографических нот и нотных материалов к большинству нотных произведений. Также включены эскизы декораций и костюмов, фотографии и театральные программы к спектаклям Императорского балета начала XX века. Хореографические записи фиксируют — с разной степенью детализации — оригинальные произведения и возрождения хореографа Мариуса Петипа , который был премьер-мэтром балета Императорских театров Санкт-Петербурга с 1871 по 1903 год. Коллекция Сергеева также документирует небольшое количество хореографических записей. балеты в хореографии Льва Иванова , который был вторым мэтром балета Императорских театров Санкт-Петербурга с 1885 года до своей смерти в 1901 году. Танцевальные части нескольких опер также входят в число нотных хореографий Сергеевского собрания, большинство из которых являются работы Петипа и Иванова соответственно.

Коллекция названа в честь Николая Сергеева , бывшего танцовщика и генерального режиссёра Императорских театров Санкт-Петербурга, который вывез коллекцию из России после революции 1917 года . С 1969 года эти материалы хранятся в коллекции Гарвардского театра в библиотеке Хоутона .

История коллекции

[ редактировать ]

В конце девятнадцатого века танцор Владимир Степанов разработал собственный метод хореографической записи, который подробно описал в своей книге «Алфавит движений человеческого тела» . В 1893 году Степанов предложил главному комитету Императорского балета Санкт-Петербурга и его школе, Императорскому балетному училищу , проект записи репертуара труппы для потомков. В комиссию, принимавшую решения о назначении артистов, репертуаре и т. д., входили: Мариус Петипа ( премьер-мэтр балета Императорских петербургских театров); Лев Иванов (второй мэтр балета ); Екатерина Вазем (бывшая прима-балерина Императорских театров и педагог класса совершенства ); Павел Гердт ( Премьер-танцор Императорских театров); и Кристиан Йоханссон (бывший премьер-танцор Императорских театров и преподаватель школы). Комитет потребовал, чтобы Степанов сначала представил демонстрации эффективности своего нового метода, известные как «сертификаты», прежде чем проект будет реализован.

Первой из этих демонстраций была нотация одноактного балета Льва Иванова «Магическая флютта» , который был поставлен для Императорского балетного училища в 1893 году. Вторая демонстрация была возрождением Жюля Перро одноактного балета 1848 года «Ле Рев дю». peintre , который был поставлен Степановым для Императорской балетной школы, первый спектакль состоялся 23 апреля [ OS 2 мая] 1893 года. Степанов поставил Le Rêve du peintre на основе нот, которые он подготовил в результате консультаций с Кристианом Йоханссоном, который танцевал главную мужскую роль. роль. Благодаря успеху этих демонстраций предложенный проект нотаций был одобрен, и вскоре Степанов приступил к работе по документированию репертуара Императорского балета. Среди первых произведений, получивших нотацию, был балет Петипа 1894 года «Рассвет Флоры» , за которым последовала сцена «Анимированный сад» из балета «Корсар» .

После смерти Степанова в 1896 году танцовщик Александр Горский проект нотации взял на себя . После отъезда Горского Св. В 1900 году в Петербурге, чтобы занять должность мэтра балета Большого театра Императорского балета региссёр в Москве, руководить проектом нотации ему сменил Николай Сергеев. К началу 1900-х годов у Сергеева были помощники, помогавшие ему в подготовке нотаций: Александр Чекрыгин (ru: Чекрыгин, Александр Иванович , Виктор Рахманов , Николай Кремнев (ru: Николай Кремнев) и С. Пономарев (ru: С. Пономарев).

После революции 1917 года Николай Сергеев покинул Россию со всеми нотными записями, а также большим количеством нот и других материалов, относящихся к документированным произведениям.

Страница хореографической нотации Степанова из Сергеевского сборника для Петипа/Минкуса «Баядерка» , около 1900 года.

В 1921 году Сергеев занял пост режисера балетной труппы Латвийской национальной оперы в Риге и во время своего назначения в труппу добавил дополнительные материалы, принадлежащие к нотным балетам. Также были добавлены фортепианные партитуры и оркестровые партии для некоторых балетов, таких как «Пахита » Эдуарда Дельдеве , «Конек-Горбунок» Чезаре Пуни, а Адольфа Адама партитуры для «Жизели» и «Корсара» также .

пригласил Сергеева В 1920 году Сергей Дягилев поставить «Спящую красавицу» для Русского балета в Париже, но настойчивое требование Дягилева изменить отрывки из хореографии Петипа заставило Сергеева отказаться от своих услуг.

Сергеев использовал эту нотацию при создании балета «Жизель» для балета Парижской оперы в 1924 году с балериной Ольгой Спесивцевой в главной роли и Антоном Долиным в роли Альбрехта. Это был не только первый раз с 1860-х годов, когда парижский балет танцевал «Жизель» , но и первая постановка за пределами России, включавшая старый хореографический текст, сохранившийся при Петипа и его предшественниках в Санкт-Петербурге.

По приглашению Нинетт де Валуа Сергеев поставил множество произведений по нотам для Вика-Уэллса/Сэдлера. Балет Уэллса (предшественник Королевского балета ) в Лондоне: «Коппелия» (1933), «Лебединое озеро» (1934), «Щелкунчик» (1934), «Жизель» (1934) и «Спящая красавица» в роли Спящей принцессы (1939). Сергеев также начал ставить произведения с помощью нот в 1942 для International Ballet — британской гастрольной труппы, основанной в 1941 балериной Моной Инглесби .

В 1946 году балет Сэдлера Уэллса поставил новую постановку « Спящей красавицы», чтобы вновь открыть Королевский оперный театр. В постановке был сильно изменен хореографический текст, что до такой степени разозлило Сергеева. что он покинул компанию. По приглашению Инглсби Сергеев вскоре занял должность балетмейстера Международного балета. Постановки Сергеева для обеих британских трупп составили ядро ​​того, что сейчас широко известно как «классический балетный репертуар», и в результате эти произведения стали ставиться по всему миру в версиях, заимствованных из постановок Сергеева.

Николай Сергеев умер в Ницце, Франция , 23 июня 1951 года. После его смерти записи ненадолго перешли к его российскому коллеге, у которого их купила Мона Инглесби. Через лондонского театрального дилера Ифана Кирла Флетчера Инглесби продал ноты к «Лебединому озеру» Гарвардскому университету в 1967 году. Два года спустя, в 1969 году, Инглесби продал Гарварду остальную часть коллекции материалов Сергеева за сумму, которая, как утверждается, составляла около 6000 фунтов стерлингов. Сегодня сборник официально известен как « Танцевальные ноты и партитуры для балетов Николая Сергеева» или просто « Сборник Сергеева» .

Отмечено использование коллекции в наше время.

[ редактировать ]
  • 1984 — историки Питер Райт и музыковед/профессор Роланд Джон Уайли использовали эти обозначения для постановки новой постановки «Щелкунчика» для Королевского балета .
  • 1999 — Сергей Вихарев использовал нотацию при постановке новой постановки «Спящей красавицы» для балета Мариинского театра. Декорации и костюмы созданы по эскизам, подготовленным к первой постановке 1890 года.
  • 2001 г. — Сергей Вихарев использовал нотацию при постановке новой постановки «Баядерки» для балета Мариинского театра. Декорации и костюмы были созданы по эскизам, подготовленным для окончательного возрождения балета Мариусом Петипа в 1900 году.
  • 2001 — Сергей Вихарев использовал нотацию для помощи в постановке новой постановки «Коппелии» для Новосибирского театра оперы и балета . В 2008 году Вихарев поставил эту версию для балета Большого театра . Декорации и костюмы спектакля Большого театра созданы по эскизам, подготовленным для спектакля Императорского балета 1894 года.
  • 2004 — при содействии Манарда Стюарта Дуг Фуллингтон использовал эти обозначения для постановки реконструкции оригинальной хореографии Мариуса Петипа для сцены «Анимированный сад» из балета «Корсар» для Тихоокеанской северо-западной балетной школы ежегодного сольного концерта в Оперном театре Сиэтла .
  • 2006 — Дуг Фуллингтон использовал эти обозначения, чтобы помочь Ивану Лиське в постановке новой постановки «Корсара» для Баварского государственного балета .
  • 2007 — Алексей Ратманский и Юрий Бурлака использовали нотации при постановке новой постановки «Корсара» для балета Большого театра.
  • 2007 — Дуг Фуллингтон представил лекцию-демонстрацию для Pacific Northwest Ballet, используя нотации для реконструкции различных танцев. Эти танцы исполнялись с образцами хореографии Джорджа Баланчина , чтобы продемонстрировать влияние Петипа на творчество Баланчина.
  • 2007 — Сергей Вихарев использовал нотацию при постановке балета Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры» для балета Мариинского театра. Декорации и костюмы созданы по эскизам, подготовленным к оригинальной постановке 1894 года.
  • 2008 — Юрий Бурлака использовал эту нотацию при постановке Большого классического па Мариуса Петипа , Па де труа и детской мазурки из «Пахиты» для балета Большого театра.
  • 2009 — Юрий Бурлака и Василий Медведев использовали эти обозначения при постановке спектакля «Эсмеральда» для балета Большого театра. Декорации и костюмы были созданы по эскизам, подготовленным к последнему возрождению Мариуса Петипа в 1899 году для Императорского балета. Использовались также эскизы декора, подготовленные для спектакля Большого театра начала ХХ века.
  • 2011 — Сергей Вихарев использовал нотацию для помощи в постановке новой постановки балета Мариуса Петипа «Раймонда» для театра Ла Скала . Декорации и костюмы созданы по эскизам, подготовленным к оригинальной постановке 1898 года.
  • 2011 — Дуг Фуллингтон использовал эти обозначения, чтобы помочь Питеру Боулу в постановке « Жизели» для Pacific Northwest Ballet .
  • 2012 — Дуг Фуллингтон использовал эти обозначения, чтобы представить программу « После Петипа для произведений и процессов» в Музее Гуггенхайма . В программе были реконструкции отрывков из «Лебединого озера» и «Спящей красавицы» .
  • 2013 — Дуг Фуллингтон и Мэриан Смит использовали эти обозначения, чтобы представить программу « Возвращение Жизели для работ и процессов» в Музее Гуггенхайма .
  • 2013 — Василий Медведев и Юрий Бурлака использовали обозначения при постановке спектакля «Щелкунчик» для Баварского государственного балета. Декорации и костюмы созданы по эскизам, подготовленным к первой постановке 1892 года.
  • 2014 — Дуг Фуллингтон использовал эти обозначения для презентации программы Petipa Exotique for Works and Process в Музее Гуггенхайма . В программе были реконструкции танцев из балетов Мариуса Петипа «Баядерка» , «Король Кандол», а также «Корсар» .
  • 2014 — Дуг Фуллингтон и Алексей Ратманский использовали эти обозначения при постановке новой постановки «Пахиты» для Баварского государственного балета.
  • 2015 — Сергей Вихарев использовал нотацию при постановке спектакля «Неправильная предусмотрительность» для Театра балета «Уральская опера» .
  • 2015 — Дуг Фуллингтон и Алексей Ратманский использовали нотацию для помощи в постановке спектакля «Спящая красавица» для совместного проекта Американского театра балета и театра Ла Скала . Декор и костюмы созданы по эскизам Леона Бакста для «Русского балета» постановки «Спящая принцесса» в 1921 году.
  • 2016 — Дуг Фуллингтон использовал эти обозначения для программы Commedia dell'arte Explored for Works and Process в Музее Гуггенхайма . В программе были реконструкции отрывков из «Миллионов Арлекина» Петипа .
  • 2016 — Алексей Ратманский использовал нотацию при постановке « Лебединого озера» для Цюрихского балета .
  • 2018 — Алексей Ратманский использовал эту нотацию для постановки новой постановки балета Мариуса Петипа « Миллионы Арлекина» в роли Арлекинады для Американского театра балета. Позже в 2022 году спектакль был поставлен Австралийским балетом. Декор и костюмы были созданы по эскизам, подготовленным для оригинальной постановки Имперского балета 1900 года.
  • 2019 — Алексей Ратманский использовал нотацию при постановке спектакля « Жизель» для балета Большого театра.
  • 2021 — Станислав Беляевский использовал нотацию для помощи в постановке балета Мариуса Петипа «Руски любви» под названием «Суд над Дамисом» в Театре Эрмитажа .
  • 2023 — хореограф Тони Канделоро и специалист по хореографической нотации Степанова Хуан Бокамп использовали нотацию при постановке спектакля «Дочь фараона» для балета Мариинского театра. Декор и костюмы были созданы Робертом Пердзиолой по эскизам, подготовленным для постановок Императорского балета 1885 и 1898 годов.

Работы задокументированы в сборнике

[ редактировать ]
  • Пахита Петипа по мотивам Мазилье (музыка: Дельдевес) – 3 действия
  • Жизель Петипа по мотивам Коралли и Перро (музыка: Адам) — 2 действия
  • Спящая красавица Петипа (музыка Чайковского) – Пролог и 3 действия
  • Щелкунчик Иванов?; Петипа? (музыка: Чайковский) – 2 действия/3 картины
  • «Пробуждение Флоры Петипа» (музыка: Дриго) — 1 действие
  • «Плохо охраняемая девчонка» Петипа и Иванов по мотивам Тальони (музыка: Гертель) – 3 действия/4 картины
  • Лебединое озеро Петипа и Иванов, По Рейзингеру (Музыка: Чайковский; преподобный Дриго) – 3 действия/4 картины
  • Коппелия Петипа и Чеккетти по мотивам Сен-Леона (музыка: Делиб) – 2 действия
  • «Капризы бабочки Петипа» (музыка: Кротков) – 1 акт
  • Конек-Горбунок Петипа (1895) и Горский (1912) по мотивам Сен-Леона (музыка: Пуни) – 4 действия/10 картин
  • Le Halte de Cavalerie Petipa (музыка: Армшимер) – 1 действие
  • Раймонда Петипа (музыка: Глазунов) – 3 действия/4 картины
  • Эсмеральда Петипа по Перро (музыка Пуни) – 3 действия/5 картин
  • Дочь фараона Петипа (музыка: Пуни) – 4 действия/7 картин
  • «Корсар Петипа» по мотивам Мазилье (музыка: Адам и др.) – 3 действия/5 картин
  • «Миллионы Арлекина» (также известные как «Арлекинада» ) Петипа (музыка: Дриго) — 2 действия
  • «Уловки любви» Петипа (музыка: Глазунов) – 1 действие
  • Ученики Дюпре Петипа (музыка: Визентини) - 2 действия (сокращение из балета Петипа 1886 года «Орден короля » )
  • «Баядерка Петипа» (музыка: Минкус) – 4 действия
  • «Король Кандауле Петипа» (музыка: Пуни) – 4 действия/6 картин
  • Зачарованный лес Иванов и Петипа (музыка: Дриго) – 1 действие
  • Волшебная флейта Иванова (музыка: Дриго) – 1 действие
  • Кукла-фея Николай Легат и Сергей Легат (музыка: Байер и др.) – 1 акт/2 картины
  • Songe du Rajah (1930 — версия Николая Сергеева сцены «Царство теней» Петипа из «Баядерки» )
  • Маленькие балетные пьесы — многочисленные предметы из различных балетов.
  • Балетные секции из 24 опер.
  • Фуллингтон, Дуг. Реставрация «Оживленного сада» Петипа . The Dancing Times : сентябрь 2004 г. Том. 94, № 1129.
  • Фуллингтон, Дуг: Речные вариации в опере Петипа «Дочь фараона» . The Dancing Times : декабрь 2000 г., Vol. 91, нет. 1083.
  • Уайли, Роланд Джон. Танцы из России: введение в коллекцию Сергеева, опубликованную в Бюллетене Гарвардской библиотеки , 24.1 января 1976 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 458024ba20c01b7f50aa779d1a0a94e2__1715433960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/e2/458024ba20c01b7f50aa779d1a0a94e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sergeyev Collection - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)