Vladimir Stepanov (dancer)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2017 г. ) |

Владимир Иванович Степанов (1866–1896) был танцовщиком Мариинского театра в Санкт-Петербурге . Его книга «Азбука движений человеческого тела» ( фр . L'Alphabet des Mouvements du Corps Humain) была опубликована в Париже в 1892 году. В книге описывается нотация, которая кодирует танцевальные движения с использованием музыкальных нот вместо пиктограмм или абстрактных символов. Степанов разбивает сложные движения на элементарные движения отдельных частей тела, шифруя эти основные движения в виде нот. Этот метод танцевальной нотации, усовершенствованный Александром Горским , использовался во многих балетах хореографа Мариуса Петипа . Сегодня этот метод сохранился в Театральной коллекции библиотеки Гарвардского университета и известен как Сергеевская коллекция .
Степанов написал свою книгу с анатомической точки зрения. Движения были записаны с точки зрения суставов тела, а также сгибания , разгибания, вращения, направления и приведения . Пройдя курс анатомии, он продолжил обучение в Париже. После его принятия в петербургской школе Степанову было присвоено звание преподавателя анализа движений и обозначений; однако он умер в возрасте 29 лет. После его смерти система продолжала развиваться.
После смерти Степанова Александр Горский напечатал «Таблицу знаков» в нотации Степанова. Эта публикация представляла собой несколько расширенную версию оригинальной работы Степанова. После этого было создано множество других вариаций нотации Степанова, например нотация Конте и нотация Николаса.
Stepanov notation
[ редактировать ]В своей публикации метода Степанова Александр Горский заявил: «Позы или движения, продолжающиеся две единицы времени, мы отмечаем знаками, называемыми половинками (½), так как они состоят из двух четвертей. Позы или движения продолжительностью четыре единицы обозначаются двумя половинными нотами, соединенными арками». В нотации Степанова спады можно записать в виде цифр, помещая разное количество оборотов в один и тот же порядок и шаблон, по которому танцор их выполняет. Например, если бы числа 1, 2 и 3 были написаны по прямой, то танцор аналогичным образом повернулся бы три раза по прямой. Другой пример: если числа 0, 1, 2, 3, 4 и 5 написаны в круге, с 0 вверху и числами в порядке возрастания по часовой стрелке вокруг круга, танцор делает 5 оборотов, идя по кругу. круг по часовой стрелке. В нотации Степанова движения рук записываются в виде символов, похожих по внешнему виду на ноты с прожилками вокруг них. Полосы указывают, как танцор должен двигать руками, а ноты указывают, в каком такте должно происходить каждое движение рук. Пространство на бумаге указывает местоположение аудитории.
Преимущества
[ редактировать ]Система Степанова не требует изучения множества символов для ее понимания. Эта система позволяет показывать более одного движения одновременно. В целом считается, что это хороший подход к описанию движений тела.
Недостатки
[ редактировать ]Нотация Степанова сталкивается с трудностями при описании направления тела, поскольку она использует систему относительных позиций «больше» и «меньше» относительно текущего положения танцора, что требует от них запоминания значений этих терминов по отношению к каждой позиции в танец. Некоторые также могут назвать перевод балетных па из некоторых рукописей грубым из-за сложности перевода анатомического движения на бумагу.
Ссылки
[ редактировать ]- Гость, Энн Хатчинсон. Хореография : сравнение систем танцевальной нотации с 15 века до наших дней. Лондон: Рутледж, 2014.
- Горский, Александр. Два очерка по танцевальной нотации Степанова (перевод с русского на английский Роланда Джона Уайли). Нью-Йорк 1978.
- Степанов Владимир Иванович. Алфавит движений человеческого тела (перевод с французского на английский Рэймонда Листера , 1892 г.). Кембридж, 1958 год.