Беатрис и Бенедикт
Беатрис и Бенедикт | |
---|---|
Комическая опера Гектора Берлиоза | |
![]() Обложка первого издания партитуры с иллюстрацией А. Барбизе. | |
Либреттист | Гектор Берлиоз |
Язык | Французский |
На основе | Много шума из ничего по Шекспиру |
Премьера | 9 августа 1862 г. |
«Беатрис и Бенедикт» ( «Беатрис и Бенедикт» ) — комическая опера в двух действиях французского композитора Гектора Берлиоза . [ 1 ] Берлиоз сам написал французское либретто , основанное в общих чертах на подсюжете шекспировского « Много шума из ничего» .
Берлиоз интересовался постановкой комедии Шекспира с момента своего возвращения из Италии в 1833 году, но написал партитуру «Беатрис и Бенедикт» только после завершения «Троянцев» в 1858 году. Впервые она была исполнена на открытии театра Баден-Бадена 9 августа. 1862. [ 2 ] Первые два исполнения немецкой версии Берлиоз дирижировал в Веймаре в 1863 году, где, как он писал в своих воспоминаниях, был «охвачен всяческим добрым вниманием».
Это первая заметная версия пьесы Шекспира в оперной форме, за которой последовали произведения, в частности, Арпада Допплера , Пола Пьюджета , Чарльза Вильерса Стэнфорда и Рейнальдо Хана . [ 3 ]
Биограф Берлиоза Дэвид Кэрнс писал: «Слушая буйную веселость партитуры, лишь на мгновение тронутую грустью, никто бы никогда не догадался, что ее композитор испытывал боль, когда писал ее, и с нетерпением ждал смерти». [ 4 ]
История выступлений
[ редактировать ]назвал премьеру « Беатрис и Бенедикт» Берлиоз в письме своему сыну Луи «большим успехом»; его особенно восхитило выступление Шартон-Демер исполнит роль Дидоны в «Троянах» в Париже) и отметил, что дуэт, завершающий первую половину, произвел «поразительное впечатление». (которая год спустя [ 5 ]
Хотя в годы после премьеры его продолжали время от времени ставить в немецких городах, первое представление во Франции состоялось только 5 июня 1890 года в Театре де л'Одеон , через 21 год после смерти композитора, при поддержке Элизабет Греффуль . Société des Grandes прослушивает мюзиклы Франции под управлением Шарля Ламуре и Жюльет Бильбо-Вошеле. и Эмиль Энгель в главных ролях. [ 6 ]
Поль Бастид дирижировал известной постановкой «Беатрис и Бенедикт» в Страсбурге в конце 1940-х годов. [ 7 ] Он был поставлен в Парижской Комической Опере в 1966 году под управлением Пьера Дерво, но с речитативами Тони Обена . [ 8 ] и в феврале 2010 года под руководством Эммануэля Кривина . [ 9 ]
Британская премьера состоялась 24 марта 1936 года в Глазго под руководством Эрика Чисхолма . [ 10 ] Английская национальная опера открыла постановку 25 января 1990 года с женой и мужем Энн Мюррей и Филипом Лэнгриджем в главных ролях. [ 11 ] Впервые произведение было исполнено в Нью-Йорке в 1977 году в качестве концертного исполнения в -холле Карнеги Сейдзи Одзавы под управлением Бостонского симфонического оркестра . [ 12 ]
Хотя они исполняются довольно редко и не входят в стандартный оперный репертуар, недавние постановки включали турне по Амстердаму и Уэльской национальной опере в 2001 году, Пражскую государственную оперу (Statní Opera Praha) в 2003 году, Оперу Санта-Фе в 1998 и 2004 годах, Рейнскую оперу в Страсбурге. в 2005 г., Чикагский оперный театр в 2007 г., Гранд-опера Хьюстона в 2008 г. (на английском языке), Opera Boston в 2011 году, Theater an der Wien в 2013 году и Глайндборн в 2016 году. Первая шведская постановка оперы состоялась в замке Лэкё в 2015 году, а первая постановка в Италии - в конце 2022 года в Театре Карло. Феличе в Генуе. [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Увертюра (иногда играемая и записываемая отдельно) отсылает к нескольким частям партитуры, не превращаясь при этом в попурри . [ 2 ] Опера открывается ликующим хором и Сицилианой . Геро состоит из двух частей, в которых она с нетерпением ждет возвращения своей любви, Клаудио. [ 14 ] Спарринг Беатрис и Бенедикта начинается в следующем музыкальном номере - дуэте. Трио аллегретто «заговорщического юмора» для дона Педро, Клаудио и Бенедикта. [ 4 ] состоит из того, что последний излагает свои взгляды на брак, которые остальные комментируют. После того, как Сомароне репетировал свой гротеск «Эпиталам» (хоровую фугу о любви), быстрое рондо Бенедикта показывает, что он попался на сюжет и попытается влюбиться. Акт заканчивается ноктюрном Геро и Урсулы – медленным дуэтом. 6
8 , которую У. Дж. Тернер назвал «чудом неописуемой лирической красоты». [ 14 ] и которую Гроув сравнивает с « Nuit d'ivresse » в «Троянах» . [ 2 ]
Второй акт открывается застольной песней для Сомароне и припевом с заметными гитарой и бубном. [ 2 ] Затем, в расширенной мелодической части, Беатрис признает, что она тоже бессильна против любви, и в следующем трио (добавленном после премьеры) к ней присоединяются Геро и Урсула, чтобы превозносить радость брака. Идет свадебный марш , и произведение заканчивается блестящим дуэтом, отмеченным скерцо-дуэттино для главных героев, «блеск и веселость» которых прекрасно завершают комедию. [ 14 ]
Инструментарий
[ редактировать ]- Деревянные духовые : 2 флейты (одна с пикколо ), 2 гобоя , 2 кларнета ля ля, 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны , 2 трубы , 1 поршневой корнет, 3 тромбона.
- Ударные инструменты : литавры , бубен , стаканы.
- Струны: струнные , гитара, 2 арфы.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 9 августа 1862 г. Дирижер: Гектор Берлиоз [ 15 ] |
---|---|---|
Герой, дочь Леонато | сопрано | Монроуз |
Беатрис, племянница Леонато | половина | Анн-Арсен Шартон-Демер |
Бенедикт, сицилийский офицер, друг Клаудио | тенор | Ахилл-Феликс Монтобри |
Дон Педро , сицилийский генерал | бас | Матье-Эмиль Баланке |
Клаудио, адъютант генерала | баритон | Жюль Лефор |
Сомароне, музыкальный мастер | бас | Виктор Прилё |
Урсула, фрейлина Героя | контральто | Корали Жоффруа |
Леонато, губернатор Мессины | разговорный | Геррен |
Посланник | разговорный | |
Нотариус | разговорный | |
Жители Сицилии, лорды, дамы, музыканты, служанки – хор |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Дон Педро, принц Арагона , посещает Мессину после успешной военной победы над маврами , которую празднует вся Сицилия. К нему присоединяются двое друзей и однополчан, Клаудио и Бенедикт. Их приветствует Леонато, губернатор Мессины, вместе со своей дочерью Геро и племянницей Беатрис.
Геро ждет возвращения своего жениха Клаудио, невредимого и вознагражденного за свою доблесть. Беатрис спрашивает о Бенедикте и презирает его. Они обмениваются оскорблениями, как и на предыдущих встречах, и дразнят друг друга. Бенедикт клянется друзьям, что никогда не женится. Позже Клаудио и Педро планируют обманом заставить Бенедикта жениться на Беатрис. Зная, что он слушает, Леонато уверяет Педро, что Беатрис любит Бенедикта. Услышав это, Бенедикт решает, что любовь Беатрис не должна оставаться безответной, и решает преследовать ее. Тем временем в другом месте Геро и ее помощница Урсула умудряются сыграть аналогичную шутку с Беатрис, которая теперь считает, что Бенедикт тайно влюблен в нее.
Акт 2
[ редактировать ]Чтобы отпраздновать предстоящую свадьбу Клаудио и Геро, Леонато устраивает маскарад . Местный учитель музыки Сомароне руководит песней группы, и все веселятся, кроме Беатрис, которая понимает, что влюбилась в Бенедикта. Вместе с Геро и Урсулой она воспевает счастье невесты, собирающейся выйти замуж. Когда она поворачивается, чтобы уйти, ее встречает Бенедикт, что вызывает разговор, в котором они оба пытаются скрыть свою любовь друг к другу. Нотариус оформляет бракосочетание Клаудио и Геро и, по договоренности Леонато, составляет второй контракт, в котором просит выступить еще одну пару. Бенедикт набирается смелости и признается Беатрис в любви; двое подписывают брачный контракт, и произведение заканчивается словами «сегодня подписано перемирие, завтра мы снова будем врагами».
Записи
[ редактировать ]Есть несколько записей оперы. Увертюра, отсылающая к нескольким отрывкам оперы, но не становящаяся попурри , сама по себе звучит на концертах и неоднократно записывалась.
- Жозефина Визи (Беатрис), Джон Митчинсон (Бенедикт), Эйприл Кантело (Герой), Хелен Уоттс (Урсула), Джон Кэмерон (Клаудио), Джон Ширли-Квирк (Дон Педро), Эрик Шиллинг (Сомароне), Лондонский симфонический оркестр под управлением Колин Дэвис . Лироберд SOL 256-7 (1962 г.).
- Джанет Бейкер (Беатрис), Роберт Тир (Бенедикт), Кристиана Эда-Пьер (Герой), Хелен Уоттс (Урсула), Томас Аллен (Клаудио), Роберт Ллойд (Дон Педро), Жюль Бастен (Сомароне), Лондонский симфонический оркестр под управлением Колин Дэвис . Филипс 6700 121 (1977)
- Ивонн Минтон (Беатрис), Пласидо Доминго (Бенедикт), Илеана Котрубаш (Герой), Надин Дениз (Урсула), Дитрих Фишер-Дискау (Клаудио), Роджер Сойер (Дон Педро), Джон Макурди (Сомароне), Парижский оркестр под управлением Даниэль Баренбойм . Немецкий Граммофон 2707 130 (1981).
- Сьюзан Грэм (Беатрис), Жан-Люк Виала (Бенедикт), Сильвия Макнейр (Герой), Катрин Роббин (Урсула), Жиль Кашемайль (Клаудио), Винсент ле Тексье (Дон Педро), Габриэль Бакье (Сомароне), Лион Оперный оркестр и хор , Джон Нельсон (дирижер). Эрато 2292-45773 (1991).
- Энкелейда Шкоса (Беатрис), Кеннет Тарвер (Бенедикт), Сьюзен Гриттон (Герой), Сара Мингардо (Урсула), Лоран Наури (Клаудио), Дин Робинсон (Дон Педро), Дэвид Уилсон-Джонсон (Сомароне), Лондонский симфонический оркестр под управлением Колин Дэвис . ЛСО Живой (2000)
- Стефани д'Устрак (Беатрис), Поль Эпплби (Бенедикт), Софи Картхаузер (Иро), Лайонел Лоте (Сомароне), Филипп Слай (Клаудио), Фредерик Катон (Дон Педро), Катарина Брадик (Урсула), Лондонский филармонический оркестр, The Глайндборнский хор в постановке Лорана Пелли под управлением Антонелло Манакорды . 1 DVD Опус Арте 2017
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берлиоз и романтическое воображение. Каталог для выставки в Музее Виктории и Альберта, посвященной столетию Берлиоза. Художественный совет, Лондон, 1969, с. 46, экспонат 131 (оркестровая рукописная партитура).
- ^ Jump up to: а б с д Холоман Д.К. « Беатрис и Бенедикт ». В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
- ^ Уилсон CR. «Шекспир». В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
- ^ Jump up to: а б Кэрнс, Д. Берлиоз: Рабство и величие 1832–1869. Аллен Лейн, Лондон, 1999, с. 670.
- ^ Макдональд, Хью (Эд). Избранные письма Берлиоза (перевод Роджера Николса) . Faber & Faber, Лондон, 1995, письмо 407.
- ^ Ноэль Э. и Стуллиг Э. Les Annales du theâtre et de la musique, 16-е издание, 1890 г. G. Charpentier et Cie, Париж, 1891, стр. 139–145.
- ^ Питт К. Страсбург. В: Оперный словарь New Grove. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- ^ Архивы и рукописи BnF , по состоянию на 2 февраля 2018 г.
- ^ Статья о Беатрис и Бенедикте в Комической опере в 2010 году, Artistik Rezo , Мари Торрес, 25 февраля 2010 года.
- ^ Биография Эрика Чисхолма. получено 14 июля 2013 г.
- ^ Книга программ. Беатрис и Бенедикт , Английская национальная опера , 1990 год.
- ^ «Когда Шекспир поразил Берлиоза, как удар молнии» Гарольда К. Шенберга , The New York Times , 23 октября 1977 г.
- ^ Рампоне, Джорджио. Репортаж из Генуи. Опера , март 2023, Том 74 № 3, стр291-2.
- ^ Jump up to: а б с Коббе, Густав , Хэрвуд, граф . Полная книга опер Коббе . Патнэм, Лондон и Нью-Йорк, 1954, стр. 730–733.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Беатрис и Бенедикт , 9 августа 1862 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Беатрис и Бенедикт : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Беатрис и Бенедикта Либретто , HBerlioz.com