Элизабет Греффулье
Элизабет де Рике де Караман-Шиме | |
---|---|
Графиня Греффулье | |
![]() Портрет Филиппа де Ласло , 1905 год. | |
Рожденный | 11 июля 1860 г. Париж , Франция |
Умер | 21 августа 1952 г. Лозанна , Швейцария | (92 года)
Муж | |
Проблема | Элейн Греффуль |
Отец | Жозеф де Рике де Караман |
Мать | Мари де Монтескью-Фезенсак |
Графиня Мария Анатоль Луиза Элизабет Греффюле ( урожденная де Рике де Караман-Шиме ; 11 июля 1860 — 21 августа 1952) — французская светская львица, известная как известная красавица и королева салонов предместья Сен -Жермен в Париже . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Она родилась в Париже, в семье Жозефа де Рике де Карамана , 18-го принца де Шиме (1836–1892) и его жены Мари де Монтескью-Фезенсак (1834–1884). По линии своего отца она была внучкой Терезы Кабаррус , одного из лидеров парижской общественной жизни во времена Директории, и правнучкой мемуаристки Эмили Пеллапра , которая утверждала, что была дочерью Наполеона .
Графиня очень наслаждалась обществом своего кузена, изысканного эстета графа Робера де Монтескью , вместе с которым она вступала в контакт со сливками парижского общества, которых она регулярно развлекала в своем салоне на улице д'Асторг . Он бы описал ее глаза как «черные светлячки». Цвет ее глаз был необычным; как заметила навещавшая ее Мина Кертисс, ее глаза были похожи на «темно-пурпурные с коричневым оттенком лепестки редко встречающихся анютиных глазок».

28 сентября 1881 года она вышла замуж за Анри, графа Греффюля (1848–1932) из бельгийской семьи банкиров. Он был неверным и вспыльчивым человеком. У них была одна дочь, Элейн (1882–1958), которая вышла замуж за Армана, 12-го герцога Грамона , сводного брата открыто бисексуальной писательницы, герцогини Клермон-Тоннер , которая писала об Элизабет: «Графиня Греффюль всегда красива и всегда Но было бы ошибкой думать, что ее жизнь была лишь погоней за удовольствиями (...) она не только красива, но и она. Предпочитая уединение в собственном доме на улице д'Асторг и в загородном Буа-Будране, графиня Греффуль никогда не обедала вне дома, кроме как в британском посольстве. Когда Эдуард VII приехал в Париж, он обедал у нее в неофициальной обстановке. дом. После ограниченной молодости (...) она занялась привлечением музыкантов, ученых, физиков, химиков, врачей». [ 2 ]
Графиня помогла утвердиться искусству Джеймса Уистлера , а также активно пропагандировала таких художников, как Огюст Роден , Антонио де ла Гандара и Гюстав Моро . Габриэль Форе посвятил ей свою «Павану» , первое полноценное исполнение которой с дополнительным припевом состоялось на вечеринке в саду, которую она проводила в Булонском лесу . Она была покровительницей Сергея Дягилева » «Русского балета и положила начало моде на собачьи бега. Увлеченная наукой, она помогла Марии Кюри профинансировать создание Института радия , а Эдуару Бранли продолжить его исследования в области радиопередачи и телемеханических систем.
Дьепп стал модным морским курортом для парижского и лондонского общества в середине 19 века. По крайней мере, с 1860-х годов многие музыканты находили работу там, в театре или казино (подробности об истории оркестра казино см. в «Казино де Дьепп» в Википедии на французском языке), в летние месяцы, когда парижские заведения простаивали. . В 1887 году Э. Греффуль приобрел здесь виллу «Ла Казе»: это огромное здание в англо-нормандском стиле изображено на картине Моне «Фалез в Дьеппе». [ 3 ]
Она является одним из главных вдохновителей образа герцогини Германтской в произведении Марселя Пруста « В поисках утраченного времени» . Ее муж, граф Греффуль, является главным и почти единственным вдохновителем персонажа герцога Германтского . Недавняя биография показывает – опираясь, в частности, на исследование черновых записных книжек автора – что графиня Греффулье и ее семья, вдохновившие некоторых персонажей « A la recherche du temps perdu» , сыграли важную роль в генезисе произведения и в открытие «волшебного» имени Германтов. [ 4 ]
Она умерла в Лозанне , Швейцария, 21 августа 1952 года.
Э. Греффуль и музыка
[ редактировать ]Элизабет Греффюле поставила музыку в центр своей жизни. Она организовала благотворительный концерт в рамках Парижской всемирной выставки Генделя 1889 года с «Мессией» (на французском языке и в аранжировке Моцарта) в большом зале дворца Трокадеро , 10 июня 1889 года, с Роуз Карон , Бланш Дешам-Жеэн , Эдмоном. Вернье и Нума Огес с органистом Габриэлем Форе под руководством Огюста Вианези .
Société des Grandes Auditions musices de France было «основано [в 1890 году] под председательством мадам графини Греффюль под художественным патронажем Гуно , Амбруаза Тома , Леже, Массне , Делиба и т. д.» . [ 5 ] . Оно не исчезло до Первой мировой войны. Смыслом его существования было «театральное представление неизвестных шедевров», оплаченное щедрыми спонсорами, включая композитора принца Эдмона де Полиньяка или президента Сади Карно . Греффульхе сотрудничала с Габриэлем Астрюком при организации многих концертов, которые она организовала.
Первой оперой, представленной в рамках Grandes Auditions, была Берлиоза « Беатрис и Бенедикт» в 1891 году, представленная 5 или 6 раз в Одеоне под управлением Шарля Ламуре на французской премьере. [ 6 ]
«Троянцы» были исполнены в Комической опере в июне и сентябре 1892 года полностью впервые с момента ее создания, и на этот раз с большим успехом. [ 7 ]
В 1899 году она дала серию спектаклей « Тристан и Изольда» с Этьеном Жибером (тенор) и Фелией Литвинн (Изольда) в постановке Шарля Ламуре . [ 8 ]
В июне 1902 года в рамках лирики Фестиваля «Тристан и Изольда» была исполнена Вагнера с Адой Адини или Фелией Литвинн (Изольда) и Эрнестом Ван Дейком (вторник) или Шарлем Дальморесом (Тристан, четверг и суббота) под управлением Альфреда Корто . Шоу состоялось в Театре дю Шато-д'О (тот, что на улице Мальт, режиссер Виктор Сильвестр, а не тот, что на улице Шато-д'О), по инициативе графини Греффюле. [ 9 ]
В 1903 году она организовала спектакли « Осуждение Фауста» , вероятно, с января по конец мая, в Театре Сары-Бернар с Альбертом Альваресом (Фауст), Морисом Рено (Мефисто) и Эммой Кальве (Маргарита) в постановке Колонна. [ 10 ]
В апреле 1903 года она исполнила «Месса ре мажор» Бетховена, «которой предшествовало почти полное исполнение « Тристана и Изольды» под управлением Корто. [ 11 ] а также большие отрывки из «Парсифаля» в Новом театре под руководством Корто. [ 12 ]
Э. Греффюле все еще продолжала свою деятельность по сбору средств, как объявила газета Le Temps было организовано крупное художественное мероприятие в декабре 1904 года: «В четверг, 26 января [1905 года], в Театре Сары-Бернар в пользу семей Порт -Артура. комбатантов В состав шефской комиссии входят уже следующие личности: Графиня Греффулье...». Пьер Каролюс-Дюран ( сын художника ). Оркестром дирижировал [ 13 ]
Робер де Монтескью познакомил Э. Греффюля, помимо Марселя Пруста, с композитором, карьера которого изо всех сил пыталась взлететь: Габриэлем Форе . Форе состоялась Премьера «Тантума Эрго» в 1904 году на свадьбе дочери графини, которая также была посвященной Паване .
Э. Греффюле организовал первые концерты молодого Артура Рубинштейна в Париже, дебютировав 28 ноября 1904 года в Театре Нуво, особенно в опере Камиля Сен-Санса. Концерт соль минор в присутствии увлеченного композитора. [ 14 ] [ 15 ]
В 1905 году Э. Греффюле было поручено организовать «Хореги Оранжа » в Римском театре Оранжа , которые проходили 5, 6 и 7 августа. Ей помогали Антоний Реаль (сын), Рауль Гансбург ( ответственный за художественную организацию) и Поль Мариетон . [ 16 ] В программу вошли «Троянцы» Гектора Берлиоза, которые не исполнялись с момента возрождения в 1892 году в Комической опере. [ 17 ] и «Мефистофель» Бойто. [ 18 ] » Шекспира а также «Юлий Цезарь в исполнении с музыкой из «Калигулы» Форе, соч. 52 (1888) и вторая пьеса «Царь Эдип » с музыкой Эдмона Мембре в исполнении оркестра Колонны. [ 19 ]
Также в 1905 году, но уже в Париже, Э. Греффюле поставил в Театре Сары-Бернар пять итальянских опер: «Адриана Лекуврер» , «Любовь Фрица» , «Заза », «Федора » и «Сибирь» (Джордано). [ 20 ]
Оратория Ньюмана и Элгара «Сон Геронтия» впервые была исполнена во Франции 25 мая 1906 года во Дворце Трокадеро в Париже под руководством Камиля Шевиллара . Его организовало Общество великих музыкальных прослушиваний Франции, которым до сих пор руководит графиня Греффюле. [ 21 ]
8 мая 1907 года в Театре Шатле Рихард Штраус дирижировал первым исполнением своей оперы «Саломея» (на немецком языке) с оркестром Колонны . Критик «Менестреля » Артюр Пужен был скуп на комплименты, жалея лишь интерпретацию Эмми Дестинн (Саломея), «совершенно первоклассной», Фрица Фейнхальса (Йоканаан), который «продемонстрировал превосходную дикцию», и танцовщица, исполнившая «Танец семи покрывал», Наталья Владимировна Труханова . Он добавил, что «само собой разумеется, что оркестр под руководством композитора превосходен» и заключил так: «И теперь, когда Société des grandes Auditions musices de France подарило нам английскую музыку, итальянскую музыку, немецкую музыку, и собирается предложить нам русскую музыку, не может ли он подумать о французской музыке?» [ 22 ]
Также в 1907 году Сергей Дягилев основал собственную труппу «Русский балет» . Графиня Греффюле познакомила его с Габриэлем Астрюком , и вместе они организовали в Париже с 16 по 30 мая 1907 года пять концертов русской музыки под патронажем Société des Grandes Auditions musices de France, с хорами и оркестром Ассоциации концертов. Ламуре под управлением Артура Никиша , Камиллы Шевилляр и Феликса Блюменфельда , с Николаем Римский-Корсаков , Александр Глазунов и Сергей Рахманинов , а также Фелия Литвинн, Федор Шаляпин , Елизавета Петренко и Дмитрий Смирнов . [ 23 ] Модеста Мусоргского Бориса Годунова» В мае и июне 1908 года они исполнили во Дворце Гарнье « с Федором Шаляпиным (а также Смирновым, Владимиром Касторским , Иваном Альчевским, Натальей Ермоленко-Южиной , Е. Петренко) под управлением Феликса Блюменфельда. [ 24 ]
А в 1909 году первый сезон «Русского балета» состоялся в Театре дю Шатле с 18 мая по 18 июня под патронажем Société des grandes прослушиваний. В программе был Николая Черепнина самый знаменитый балет «Павильон Армиды» с Анной Павловой в роли Армиды и Вацлавом Нижинским в роли ее раба; «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» и «Ле Фестен» (Михаил Глинка и другие русские композиторы). Журналист отмечал, что «когда танцор [Нижинский], одетый по-новому, совершил свой первый прыжок в воздух, публика, пораженная этим летающим человеком, который, казалось, не касался земли, аплодировала ему. Это был триумфальный успех. ..." [ 25 ]
«Русский балет» возвращался каждый год до 1914 года (и снова после войны, когда прослушивания Société des grandes исчезли). Одним из самых запоминающихся представлений стала мировая премьера «Весны священной» через несколько недель после открытия Театра Елисейских Полей в мае 1913 года.
В 1908 году в садах Версальского замка состоялся грандиозный прием, на котором актеры Комеди Франсез исполняли отрывки из пьес и читали стихи (в том числе сонет графа Робера де Монтескью , дяди графини), а также музыкальную часть ( и балет), Поля Видаля » антиквариат «Танцы ; ария из «Альцесты» , заставка из «Ипполита и Арисии» Рамо ; Гавот из оперы «Армида» » Габриэля Форе , «Павана и Менуэт Генделя перед фейерверком в стиле Людовика XV на Большом канале. Вечер был зарезервирован для членов Société des Grandes Auditions musices de France, но 200 мест были проданы в пользу благотворительной организации Assistance par le travail, целью которой было обеспечить немедленную зарплату работникам, не имеющим работы. Программу написал Пьер де Нольак и оформил Гастон Ла Туш . Графиня организовала специальный поезд для обратного пути в Париж и автостоянку для автомобилей (автомобиль графини был электрическим). [ 26 ]
Вечером 18 июля 1909 года, не имея возможности организовать венецианский фестиваль на Большом Версальском канале , Э. Греффюле устроил грандиозный праздник в Багателье , в первой части которого были представлены две увертюры ( «Арлезианка» и «Король д' Ys ) в исполнении оркестра 1er régiment du génie (тогда базировавшегося в Версале) под управлением Огюста. Вербрегге. [ 27 ] За этим последовало воссоздание « Анакреона » Рамо с Люси Вотрен, Родольфом Пламондоном, [ 28 ] [ циклическая ссылка ] тенор, Эдгар Монис (баритон, из Schola Cantorum: Anacreon) и Compagnie des Chanteurs de Saint-Gervais . Оркестром и балетом Оперы дирижировал Шарль Борд . Третья часть включала отрывок из «Полиевкта » Гуно , за которым снова следовала старинная музыка, на этот раз Глюка, с балетной сюитой , ариями из «Ифигении в Авлиде» , «Мюзетты» и «Сицилианы» из «Армиды» . Концерт завершился «Венусбергом » » Рихарда Вагнера (пролог к «Тангейзеру ) с мисс Карлейль (Венера) и М. Дюбуа (тенорино), хором, кордебалетом (дирижер Лео Стаатс ) и оркестром Оперы под управлением Поля Видаля . За этим последовал грандиозный фейерверк от компании Ruggieri , освещение и эффекты были предоставлены Paz et Сильва Организатором вечера выступил Рауль Гюнсбур. [ 29 ]
Густава Малера Э. Греффюле также организовал первое парижское исполнение Второй симфонии под управлением оркестра «Колонна» в Театре дю Шатле 17 апреля 1910 года.
В четверг, 27 апреля и 3 мая 1911 года, Le Jugement Universel» оратория Дона Лоренцо Перози « во Дворце Трокадеро была исполнена с Фелией Литвинн, Повлой Фриш , Габриэлем Полетом и 200 исполнителями под управлением композитора - О шоу было объявлено в газетах в разделе «Благотворительность». [ 30 ]
18 декабря 1915 года в Парижской опере состоялся спектакль, организованный Э. Греффюлем и Жаком Руше директором Парижской оперы в помощь Британскому Красному Кресту, с участием Дягилева и его «Русских балетов». В программе были «Шехерезада» (музыка Римского-Корсакова, новые постановки Леона Бакста ); «Жар-птица» , которой Стравинский впервые дирижировал в Париже; танцы от князя Игоря (Бородина); и Снегурочка ). [ 31 ]
19 ноября 1916 года графиня Греффюле, ныне президент-основатель «Union pour la Belgique et les pays alliés et amis» (Союза Бельгии и дружественных стран-союзников), организовала церемонию поддержки в Ла-Мадлен церкви , на которой Габриэль Форе исполнил свою Элегию. на большом органе в сопровождении десяти виолончелей. Кажется, это была, так сказать, лебединая песня графини. [ 32 ]
У нее также были романтические (вероятно, платонические) отношения Роффредо с
Галерея
[ редактировать ]-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффюле (1860–1952) с дочерью Элейн. Фотография Поля Надара, 1886 год.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффюле (1860–1952). Фотография Поля Надара, 1886 год.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффюле (1860–1952). Фотография Пола Надара.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффюле (1860–1952). Фотография Пола Надара.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффюле (1860–1952). Фотография Отто Вегенера, около 1887 года.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффюле (1860–1952). Фотография Поля Надара в 1895 году.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффулье (1860-1952), двойной портретный снимок Отто Вегенера, 1899 год. Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффулье (1860-1952), портретная фотография Отто Вегенера, 1899 год.
-
Автопортрет графини Элизабет Греффулье (1899 г.), музей Карнавале, 2022 г.
-
Элизабет де Караман-Шиме, графиня Греффуль (1860-1952) и ее дочь Элейн Греффуль, фотография Отто Вегенера, 1908 год.
-
Графиня Элизабет Греффюле в Боске Колоннады в Версале. Картина Жозефа-Раймона Фурнье-Сарловеза.
-
Анри Александр Жервекс. Вечер в Пре-Кателан, 1909 год. Графиня Греффюле готова сесть в машину после посещения ресторана.
-
Портрет аббата Мюнье. Написана Элизабет де Караман-Шиме, графиней Греффюле в 1921 году.
-
Портрет элегантной дамы, приписываемый графине Элизабет Греффуль, подписан М. Лейбовским.
-
Ваза, изготовленная по заказу Элизабет Греффуль, с надписью четверостишия Роберта де Монтескью , ее двоюродного брата.
Примечания
[ редактировать ]- ^ (на французском языке) Коссе-Бриссак, Анн де, графиня Греффюле , Университетская библиотека Перрен, Париж, 1991 г.
- ^ Мина Кёртисс, Письма других людей , Бостон: Houghton Mifflin Company, 1978.
- ^ «Утес в Дьеппе» . Collection.kunsthaus.ch . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Лора Хиллерен, Графиня Греффулье, Тень Германтов. Архивировано 19 октября 2014 г. в Wayback Machine , Париж: Фламмарион, 2014 (Часть V, Темная комната Германтов), стр. 345–455.
- ^ «Le Matin: последние телеграммы ночи» . Галлика . 31 мая 1890 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Дипломатический мемориал: международная, политическая, литературная и финансовая газета / главный редактор Жан-Батист Деплас» . Галлика . 4 января 1890 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «La Diane: еженедельная газета, выходящая по воскресеньям / [Антонен Луи, управляющий директор]» . Г Галлика . 12 июня 1892 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ↑ Еженедельный обзор , 25 ноября 1899 г.
- ^ «Искусство и мода: журнал общественной жизни» . Галлика . 14 июня 1902 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Французский: [1] ; [2 ] [3]
- ^ «Счастливая жизнь: Иллюстрированный универсальный женский журнал» . 15 апреля 1903 года.
- ^ «Колониальная политика: ежедневный, экономический и литературный журнал» . 3 апреля 1903 года.
- ^ «Ле Темпс» . Галлика . 28 декабря 1904 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Музыкально-драматический Париж: орган художественных новостей и образования: программы и репортажи из театров, концертов, вечеров и студенческих прослушиваний» . Галлика . 1 декабря 1904 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Нью-Йорк Геральд» . Галлика . 10 декабря 1904 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Le Progrès: Journal de Lyon, политика, ежедневная газета» . 5 июля 1905 года.
- ^ https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k75211084/f1.item.r=%22Comtesse%20Greffuhle%22.zoom# ; https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k75211084/f1.item.r=%22Comtesse%20Greffuhle%22.zoom#
- ^ «Ле Темпс» . 30 июня 1905 г.
- ^ https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k405636b/f352.image.r= ; https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k405636b/f358.item.r=%22Comtesse%20Greffuhle%22%22Comtesse%20Greffuhle%22?rk=128756;0 ; ; https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k76465684/f2.item.r=%22Comtesse%20Greffuhle%22.zoom
- ^ «L'Echo du Nord: Политический, административный, коммерческий и литературный журнал [«затем» конституционный, политический и литературный журнал», затем «политический, литературный, промышленный и коммерческий», затем «самый высокий тираж в регионе]» . 5 июня 1905 года.
- ^ «Le Progrès art: журнал художников, инструменталистов и хористов: выходит по четвергам» . Галлика . 10 июня 1906 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Менестрель =
- ^ Уайлд, Николь (1929–2017) Автор текста; Некту, Жан-Мишель (1946-) Автор текста; текст, Национальная библиотека (Франция) Автор (5 июля 1979 г.). Дягилев: Русские балеты: [выставка, Париж], Bibliothèque nationale, [17 мая — 29 июля] 1979 г. / [каталог Николь Вильд и Жана-Мишеля Некту]; [предисловие Жоржа Ле Райдера] . Получено 5 июля 2024 г. - через Gallica.bnf.fr.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Тот же источник, страницы 15-16.
- ^ «Иллюстрированное воскресенье» . 20 января 1935 года.
- ^ Фигаро: [4]
- ^ «Огюст Артур ВЕРБРЕГГЕ — Генавики» .
- ^ от: Родольф Пламондон
- ^ Comœdia , 18 июля 1909 г.: [5]
- ^ «Comoedia / Главный редактор: Гастон де Павловский» . 24 апреля 1911 г.
- ^ Excelsior: ежедневная иллюстрированная газета , 2 декабря 1915 г.: [6]
- ^ Эксельсиор , 11 ноября 1916 г.: [7]
Ссылки
[ редактировать ]- Ньютон, Джой, «Французские связи Уистлера: граф Роберт де Монтескью и графиня Греффуль», Laurels , vol. 53, нет. 1
- Мишель-Тирье, Филипп, Книга Пруста , Лондон, 1989 г.
- Манхолл, Эдгар, Уистлер и Монтескью. Бабочка и летучая мышь , Нью-Йорк, 1995 год.
- Художник Джордж , Марсель Пруст , Chatto & Windus, Лондон, 1959 год.
- Хиллерен, Лора, графиня Греффюле, Тень Германтов , Париж, Фламмарион, 2014
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме : Элизабет Викискладе есть