Туризм в Древнем Риме
Туризм в Древнем Риме был ограничен представителями римского высшего класса из-за его дороговизны и длительного времени в пути. Путешествие было затруднено из-за кораблекрушений , штормов, плохих карт и отсутствия современных транспортных средств. Обычными направлениями древнеримских туристов были Греция , Египет и побережье Кампании . Римские туристы искали в Греции места , имеющие культурное и историческое значение, такие как многочисленные греко-римские храмы и спортивные игры, такие как Олимпийские игры . В имперскую эпоху Египет был одним из самых популярных мест для римских туристов; их соблазнило восприятие Египта как экзотического и иностранного. Римские путешественники путешествовали по Египту, чтобы осмотреть такие места, как пирамиды , и посетить такие города, как Александрия или Луксор . Богатые римляне проводили самые жаркие периоды года на виллах за пределами Рима или в курортных городах, таких как Байи . В те же летние месяцы неримляне ездили в Рим, чтобы увидеть множество памятников и построек по всему городу.
Во времена Римской империи туристы руководствовались римской концепцией otium , или свободного времени. Римляне считали, что такое время следует проводить интеллектуальными, художественными или философскими занятиями. Римский туризм иногда мотивировался образовательными целями ; эти туристы разыскивали знаменитых риторов или учителей в местах своего назначения. Туристы также отправлялись в другие районы в надежде увидеть места исторического или религиозного значения, такие как руины Трои или храмы по всему греко-римскому миру. Религиозные туристы иногда надеялись получить услуги определенного бога, например, медицинскую помощь в храме Асклепия или совет оракула . После возникновения христианства начали туристы-христиане совершать религиозные паломничества к местам, считающимся святыми .
Способы путешествия
[ редактировать ]
Путешествие на дальние расстояния было труднодоступно для бедных римлян из-за ограниченности времени и экономических ограничений. [1] Кораблекрушения, штормы, [2] плохие карты, [3] и погодные условия также представляли проблемы для туристов. [2] Использование римских дорог было ограничено из-за более низкого качества дорог, более удаленных от городов. [4] Дороги в первую очередь предназначались для перевозки военных, а не для туризма. [5] [6]
Пиратство , возможно, также беспокоило путешественников в древности. Статус пиратства в римском мире определить сложно. [7] Существование древних надписей, упоминающих пиратов, указывает на то, что в Средиземноморье существовало хотя бы небольшое присутствие пиратства . Однако пиратство, вероятно, не было так широко распространено, как утверждали авторы республиканской эпохи. [8] Римские авторы часто восхваляют различных военных или политических лидеров, таких как Помпей , за их предполагаемое искоренение пиратства. Однако эти претензии, безусловно, носят идеологический характер; они, вероятно, служили пропагандистскими материалами, призванными оправдать и продвигать римское лидерство и управление. [9] В Де Империо Cn. Помпея , Цицерон ссылается на предполагаемое уничтожение пиратства генералом Помпеем, чтобы прославить его лидерские способности, обеспечивая оправдание закона Манилии , который предоставил Помпею военное командование во время Третьей Митридатовой войны : [10] [11]
Ибо в последние годы какое место в любой части моря имело такой сильный гарнизон, чтобы быть в безопасности от него? Какое место было настолько скрыто, что ускользнуло от его внимания? Кто вышел в море, не осознавая, что подвергает себя опасности смерти или рабства из-за шторма или из-за того, что море переполнено пиратами?
Большинство древних авторов во времена принципата утверждали, что пиратство подавлялось императорами . [12] Res Gestae , посмертная надпись Августа , завершенная около 14 г. н.э. [13] утверждает, что пиратство было искоренено во время его правления. [14] [15] [16] Хотя пиратство, вероятно, сократилось во времена Принципата , продолжающееся содержание большого и дорогостоящего флота означает, что пиратство оставалось угрозой, хотя и незначительной. [17] Римский туризм достиг своего пика во II веке нашей эры из-за более легких условий для путешествий, принесенных Pax Romana . [18] [19]
Путешественникам помогли традиции гостеприимства греко-римского мира. Римляне рассматривали гостеприимство, которое они называли hospitium , как моральный долг . [20] путеводители и экскурсоводы Дополнительную помощь древнеримским туристам оказывали . По словам Плутарха , греческого биографа I века нашей эры, экскурсоводы были общеизвестно болтливы. Плутарх в сборнике сочинений под названием « Моралия » писал, что «проводники произносили свою стандартную речь, не обращая никакого внимания на наши просьбы сократить речь и опустить большую часть пояснений к надписям и эпитафиям». [21] Ноний , римский грамматист, процитировал сатирическую молитву, призывающую к защите от этих наставников, первоначально написанную римским эрудитом I века до н.э. Варроном : « Зевс , защити меня от своих наставников в Олимпии , а тебя, Афина , от своих в Афинах ». [22] Древнегреческие гиды обычно рассказывали туристам мифы и истории о различных достопримечательностях. В « Аморах» , наборе из двух диалогов, обсуждающих природу любви, Псевдо-Люциан комедийно описывает инцидент в Святилище Диониса , когда многочисленные оппортунисты окружили одного из персонажей, предлагая за определенную плату объяснить истории, лежащие в основе различных сайтов. [23] [22] Павсаний , заядлый турист из Греции II века н.э., писал: «Даже сами проводники аргивян осознают , что их рассказ не совсем верен». [24] Плиний Старший I века нашей эры , римский натуралист , сатирически писал о римском политическом деятеле по имени Гай Лициний Муциан , которого Плиний считал доверчивым туристом, готовым поверить этим историям. [21]
Достопримечательности
[ редактировать ]Анатолия и Греция
[ редактировать ]
Для древних римлян было обычным путешествовать на острова Лесбос , Самос , Родос , Хиос и острова Иония . [25] Греческие города в Малой Азии и известные города, такие как Афины или Спарта, также были популярными туристическими направлениями. [26] Спарта стала центром туристической деятельности во время ежегодного фестиваля в честь Артемиды Орфии . Во время этого фестиваля подростки-мужчины, известные как эфебои, подвергались порке у алтаря. Комментаторы, такие как Плутарх или Цицерон , римский политик I века до нашей эры, возможно, считали эту церемонию странной и болезненной. [27] [28] [22] Древних римлян привлекали такие достопримечательности, как Колосс Родосский , Статуя Зевса в Олимпии , [29] и Сатир Протогена . [30] Руины Трои имели символическое значение для древних римлян из-за римского мифа о том, что их цивилизация произошла от троянцев. [31] Юлий Цезарь посетил это место и осмотрел окрестности с гидом. После этого он воздвиг жертвенник своим легендарным троянским предкам. Род Юл Юлия , семья Юлия Цезаря, утверждал, что произошел от мифического основателя по имени , которого они отождествляли с Асканием. В римской легенде Асканий был сыном Энея , мифического троянского героя. [32] Германику поклонялись в троянском месте, которое, как полагают, было могилой Гектора . [33] Адриан восстановил место, которое считалось могилой Аякса . [34] и Каракалла приносился в жертву в месте, которое обычно считается могилой Ахилла . [35]
Римские туристы часто ездили в Грецию, чтобы стать свидетелями Олимпийских игр , Пифийских игр , Истмийских игр и Немейских игр , а также посетить греческие храмы . [36] [37] Греко-римские храмы были привлекательными достопримечательностями, отчасти из-за их религиозного значения. Греческие храмы служили домом для своих божеств благодаря культовым статуям, изображающим богов. Однако доступ к этим местам был ограничен в соответствии с местными обычаями и особыми правилами каждого храма. [38] [39] Павсаний путешествовал по Греции с явной целью посетить культовые места. [40] Аналогичным образом Цицерон описывает посещение культовой статуи, изображающей Геракла. [41] Храмы также были аналогом современных музеев ; они могли содержать и демонстрировать туристам большие коллекции артефактов. Однако в этих храмах не было собрано столь разнообразного ассортимента артефактов, как в современных музеях; они сосредоточились на сохранении истории местных божеств и общин. [42] В различных районах Греции утверждалось, что здесь находятся гробницы мифических персонажей. Город Мегара утверждал, что в нем хранятся останки Ифигении ; [43] [44] Пилос утверждал, что здесь хранятся останки Нестора . [45] В некоторых случаях несколько городов утверждали, что содержат останки одной и той же легендарной фигуры; И Аргос , и Кипр утверждали, что здесь находятся останки Ариадны . [46] [47] [48]
Храмы часто получали большую прибыль от туризма; Посетителям обычно приходилось платить за вход — обычно едой, деньгами или предметами — чтобы попасть в храмы. Эти сборы служили источником дохода для храмов. [49] Храмы Асклепия , греческого бога медицины, часто посещали люди, искавшие чудесного исцеления от своих недугов. [50] Люди посещали Грецию, чтобы посоветоваться с оракулами , особенно с оракулами Аполлона в Дельфах , Делосе или Кларосе . Оракулы Геракла , оракул Трофония близ Лебадеи и храм Фортуны в Пренесте были другими оракулами, пользовавшимися большим спросом. [51] Другой тип оракула, называемый «оракулом мертвых», располагался в пещерах и, как полагали, позволял ему вступить в контакт с мертвыми. [52] [53]
Туризм в Греции приобрел повышенное значение во второй софистический период - исторический термин, относящийся к греческим авторам I-III веков. [54] Дион Златоуст , греческий оратор, утверждал, что философы-софисты привлекали туристов в Грецию; некоторые якобы приходили на Истмийские игры, чтобы взглянуть на Диогена Лаэртского . [55] [56] Вторые писатели-софисты подчеркивали классическую греческую культуру; их идеалы, возможно, послужили причиной сосредоточения внимания на доримских памятниках, найденных в « Описаниях Греции Павсания » . [57] Павсаний, автор путеводителя для путешественников по Греции , воздержался от обсуждения влияния Рима на описываемые им места. [58] Этот акцент, возможно, проистекает из антиримских настроений. [59] [60] На Павсания, возможно, повлияли его личные вкусы; возможно, он сосредоточился на описании сайтов, которые лично он считал стоящими. [61] Еще одним потенциальным влиянием Павсания, возможно, было желание запечатлеть греческие памятники, многие из которых приходили в упадок. [62]

Египет
[ редактировать ]Египет был еще одним популярным местом для древнеримских туристов. Римские писатели часто изображали Египет экзотическим, загадочным и древним. [63] Диодор Сицилийский , греческий историк, посетивший Египет около 60 г. до н.э., утверждал, что он был интригующим своими уникальными традициями, которые были чуждыми и странными для греков: [63] [64]
«Обычаи Египта, как особенно странные, так и те, которые могут представлять большую ценность для наших читателей. Многие из обычаев, сложившихся в древние времена среди египтян, не только были приняты нынешними жителями, но и вызвали немало восхищение среди греков; и по этой причине те люди, которые завоевали наибольшую репутацию в интеллектуальных вопросах, стремились посетить Египет, чтобы ознакомиться с его законами и учреждениями».
Страбон, римский географ I века до нашей эры, описывает возможный пример древнеегипетской туристической ловушки в Сиене . Страбон пишет, что местные лодочники плыли вверх по течению мимо первого порога Нила чтобы на пороги, развлечь туристов. [65] [66] Древние римляне неверно истолковали две статуи в Фивах , вероятно, Аменхотепа II , как изображающие греческого мифологического царя Мемнона . Эти статуи славились во всем древнем мире своей предполагаемой способностью говорить. Следовательно, они стали популярной туристической достопримечательностью. Страбон рассказывает, как посещал статуи и слышал шум; однако он по-прежнему скептически относился к тому, были ли звуки изданы статуями или находящимися поблизости людьми. [65] Статуи были покрыты граффити, оставленными туристами римской эпохи. Некоторые граффити просто сообщали, что написавший услышал голос Мемнона или прибыл на место; [67] другие представляли собой длинные эпиграфы, написанные профессиональными поэтами, восхваляющими якобы чудесные способности статуи. [68] Эти надписи обычно сообщали о времени, когда они услышали голос статуи. Для римских туристов считалось удачей услышать шум статуи на рассвете или услышать звук несколько раз за время посещения. [69] Юлия Бальбилла , римская поэтесса и подруга императора Адриана , написала четыре стихотворения в гомеровском стиле, подробно описывая свою встречу со статуей. Первое стихотворение описывает посещение статуи Адрианом. Во втором стихотворении она молится, чтобы статуя связалась с Вибией Сабиной , женой императора. Эта молитва не имела успеха; в следующем стихотворении она утверждает, что статуя отказалась говорить, «чтобы прекрасная Сабина могла снова вернуться сюда». [70] Однако Бальбилла записал, что статуя разговаривала с Вибией во время ее второго визита. [71] Александрия и пирамиды были самыми популярными местами в Египте. [72] Самыми популярными достопримечательностями Александрии были Серапеум , Музей и Фарос . Экскурсанты также посетили быка Аписа в Мемфисе, а также города Фивы и Луксор . [73] Египетские храмы, такие как храм Птаха в Мемфисе, были открыты для посетителей. Туристам разрешили бы принять участие в местных ритуалах. [21]
Италия
[ редактировать ]Летом изнуряющая жара вынудила многих римлян покинуть город. Богатые римляне покупали виллы для отдыха за пределами Рима, где проводили самые жаркие месяцы года. Они также могли располагаться на побережье Кампании в Тирренском море . [74] Неримские туристы часто посещали Рим летом. Они совершали поездку по баням , гонкам на колесницах , гладиаторским играм , делали покупки на различных рынках по всему городу и смотрели гонки на колесницах в Большом цирке или гладиаторские игры в Колизее . [75] Стадионы по всему римскому миру стали популярными достопримечательностями для спортивных туристов. [76] Посетители часто приезжали к подножию Палатинского холма, где фиговое дерево предположительно отмечало место, где была перевернута колыбель Ромула и Рема . [75]
Римские туристы часто отдыхали на курортах по всей береговой линии от Рима до Неаполя . [77] Байи — древний римский город, расположенный недалеко от современного Баколи на берегу Неаполитанского залива . Это был популярный курорт в Древнем Риме, прежде всего в конце Римской республики . Город был известен коррупцией, скандалами и гедонизмом. [78] По словам Варрона , этот район был усеян барами, а женщины из высшего сословия, как говорили, притворялись проститутками. Варрон писал, что в Байях мужчины вели себя как мальчики, а мальчики — как девочки. [79] Было обычным явлением посещать районы Геркуланума и Помпеи в Неаполитанском заливе . [78] [80] Другие популярные туристические направления включали районы у залива Сорренто , Кумы и мыса Мизенум . Гораций I века до нашей эры , римский поэт , описывал, как роскошные виллы в этих районах были забиты так плотно, что «рыбам было тесно». Для владельцев древнеримских вилл путешествие по берегу на носилках и катание на весельных лодках были обычным занятием. [77]
Сельский туризм также был популярен в Древнем Риме. Римляне часто посещали Альбанские и Сабинские холмы к востоку от Рима. В сельской местности Рима были построены многочисленные роскошные усадьбы. Такие виллы часто служили домами и курортами; эти виллы были самодостаточными и содержали фермы, большие хранилища еды или вина , а также часто другие удобства, такие как пекарни . Многим виллам не хватало такой роскоши, и они служили исключительно курортными домами. Туризм в Альпах не пользовался популярностью; люди рассматривали горы скорее как препятствия, а не как достопримечательности. Тем не менее, гора Этна была популярной достопримечательностью из-за ее религиозного значения и вида на восход солнца с вершины. На вершине горы была гостиница для приезжих. [81]
Мотивы
[ редактировать ]
Во время правления Августа туризм и отдых приобрели более заметную роль в римской культуре . Неясно, отправлялись ли люди на «Гранд-туры», в ходе которых они путешествовали по Средиземноморью, чтобы увидеть различные известные туристические достопримечательности, такие как Афины или Дельфы . [72] [82] Если бы такой тур существовал, он, вероятно, был бы слишком дорогим и трудоемким для простых людей. Многие туристы вернулись домой с памятными вещами из места назначения. [83] Древнеримские туристы обычно рисовали себя возле известных достопримечательностей или заказывали такие рисунки. [84] В Афинах туристы могли собирать картины, керамику , терракоту , артефакты, серебряные статуэтки, стеклянные бутылки и миниатюрные фигурки, изображающие статую Афины работы Фидия . [85] По словам Псевдо-Люциана, туристы могли приобрести в качестве сувенира керамику откровенно сексуального характера. [86] В Книге Деяний Нового Завета , создание которой обычно датируется примерно 80–90 гг. н.э., [87] I века нашей эры Христианский апостол Павел описывается как встречавший афинского серебряного мастера , который производил и продавал серебряные храмы Дианы. [84] [88] Путешественники часто гравировали свидетельства своего путешествия граффити . [89] В Египте была найдена надпись: «Я, Лиза, рабыня Публия Анния Плоканна, пришла сюда в 35-м году Цезаря». Другая египетская надпись гласит: «Я, Гай Нумидий Эрос, был здесь в 28-м году правления Цезаря, возвращаясь из Индии, в месяце Фаменот ». [90]
Римский туризм в эпоху Империи находился под сильным влиянием концепции отиума , термина, обозначающего свободное время. Римляне считали, что отиум следует посвящать творческой, физической или академической деятельности. Туризм часто был мотивирован желанием реализовать эту концепцию. Богатые римляне из высшего сословия, возможно, путешествовали по всей Греции или Малой Азии в поисках образования или философских занятий. [91] Греция, Массалия и Александрия были обычными направлениями для туристов, намеревавшихся продолжить свое образование. [82] Многие из этих туристов искали высококвалифицированных учителей и риторов в тех регионах, которые они посетили. [92]
Образовательные мотивы включали желание увидеть достопримечательности исторического или культурного значения. [93] [94] [95] Плиний описывал это явление среди римских туристов: «В этом нашем городе и его окрестностях есть ряд вещей, о которых мы даже не слышали, а тем более не видели; однако, если бы они были в Греции, Египте или Азии, мы бы слышал о них все, читал все о них, осмотрел все, что можно было увидеть». [93] [96] До эллинистического периода древнегреческие писатели обычно связывали понятие любопытства с чрезмерным интересом к несущественным или бесполезным вещам. Однако после эллинистического периода понятие любознательности стало отождествляться с греческим понятием « филоматея» ( φιλομάθεια ), что означает «любовь к обучению». [97] Философы- стоики и эпикурейцы разделяли взгляды на путешественников, движимых любопытством. Хотя эти точки зрения не были единодушны ни в одной из философий, философы-эпикурейцы были склонны относиться к развлекательному туризму более негативно, чем стоики. Эпикурейцы часто считали, что путешествие опасно и может угрожать их атараксии ( ἀταραξία ), или состоянию удовлетворенности. Философы-стоики воспринимали путешествия и любопытство более позитивно: они считали, что исследования приносят пользу знаниям туриста. [97] Сенека Младший , римский философ I века н. э . [98] прокомментировал римский туризм в своем эссе « Де Отио» . Он утверждал, что туристы надеются на волнение во время путешествия; они хотели уйти от обыденности обычной жизни. [99] Сенека высоко отзывался о стремлении к исследованиям и новым знаниям и опыту. [100] [101] Однако он наказывал туристов, которым во время путешествий не хватало более глубоких философских поисков. [102] [103]
Римские паломники путешествовали по империи в поисках религиозно важных мест. Одна надпись из храма Мандулиса в Талмисе упоминает человека по имени Санснос, который путешествовал по всей империи в надежде поклоняться каждому богу. [104] [105] Хотя традиция религиозного туризма продолжалась и после возникновения христианства , мотивы христианских паломников отличались от мотивов более ранних римских религиозных туристов. Языческим паломникам не хватало тех же желаний искупления , покаяния или спасения , которые часто мотивируют христианское паломничество. [106] Ранние христиане, возможно, даже послужили толчком к строительству церковных сооружений на Святой Земле . [107] Современные христианские писатели изображают христианских паломников движимыми благочестием. Святой Иероним , христианский писатель IV века, описал римскую аристократку по имени Паула, которая ревностно путешествовала от святого места к святому месту: «Более того, при посещении святых мест она проявляла настолько великую страсть и энтузиазм по отношению к каждому, что она никогда не могла оторвалась бы от одного, если бы ей не хотелось посетить остальные». [108] [109] Культурные отношения к туризму изменились с появлением христианства. Тертуллиан , христианский писатель II века, утверждал, что стремление к знаниям должно служить цели понимания или прославления Бога . Точно так же Августин IV века — христианский богослов — предостерег от стремления к знанию ради знания; предупреждение, что это может привести к пренебрежению духовными вопросами. [110] Эти новые взгляды на туризм и путешествия отражены в описаниях Паулы. Святой Иероним подчеркивает религиозные мотивы своего путешествия, а не какие-либо личные желания. Эгерия , римлянка, написавшая отчет о паломничестве, также подчеркивает духовные мотивы своего путешествия; возможно, из-за попытки не показаться тщеславным или ищущим удовольствий. [111]
Медицинский туризм был популярен в древнеримском мире; храмы Асклепия часто посещались по медицинским показаниям. На острове Кос V века до нашей эры врач Гиппократ , где, как полагали, преподавал , находилось святилище Асклепия. Точно так же хирург II века Гален практиковал возле храма Асклепия в Пергаме . Туристы искали эти места в надежде получить медицинский совет или помощь. И в классической Греции, и в Древнем Риме больные стекались в храм Асклепия в Эпидавре в поисках лечения своих недугов. Оставаясь в святилище, они поселились в катагогионе ( καταγώγιο ), гостевом доме на 160 комнат. Стелы, найденные рядом с этим местом, превозносят эффективность его лекарств; они утверждают, что оно давало исцеления, некоторые из которых были чудесными. После завоевания Греции римлянами во 2 веке до нашей эры храм оставался популярным. [51] Элий Аристид , греческий ритор II века нашей эры , задокументировал свой опыт медицинского туризма в своих «Священных рассказах» . Заболев, Аристид путешествовал по Средиземному морю; он утверждал, что руководствуется сообщениями, посланными Асклепием. [112] Цельс , римский ученый-медик, выступал за длительные морские путешествия как средство лечения туберкулеза . Он считал, что морские путешествия могут вылечить болезнь, обеспечив смену свежего воздуха. Цельс утверждал, что путешествие из Италии в Александрию идеально подходило для такого путешествия. [113] [114] Священные курорты и источники также привлекали медицинских туристов. Один из таких источников находился в римском городе Аква Сулис ныне современный город Бат , в Англии . [115]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ломине 2005 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Кассон 1994 , стр. 149–150.
- ^ Адамс 2011 , стр. 10–11.
- ^ Кассон 1994 , с. 168.
- ^ Кассон 1994 , с. 164.
- ^ Роддаз 1994 , с. 637.
- ^ де Соуза 2008 , стр. 93–94.
- ^ де Соуза 2008 , с. 85.
- ^ Рич и Шипли 2020 , стр. 204–206.
- ^ Цицерон На Империи Cn. Помпей 11.34
- ^ де Соуза 2008 , с. 86.
- ^ Rich & Shipley 2020 , стр. 199–201.
- ^ Мучлер и Миттаг 2008 , с. 242.
- ^ Рич и Шипли 2020 , с. 89.
- ^ Арслан 2021 , с. 28.
- ^ Деяния божественного Августа 5.25
- ^ Рич и Шипли 2020 , с. 89.
- ^ Бранислав 2014 , с. 104.
- ^ Хьюм 2006 , стр. 895–896.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 801.
- ^ Перейти обратно: а б с Ломине 2005 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с Ломине 2005 , с. 82.
- ^ Люциан , Аморес . 8.
- ^ Павсаний , Описание Греции . 2.23.6
- ^ Болсдон 1969 , с. 229.
- ^ Кассон 1994 , с. 255.
- ^ Цицерон Тускуланские диспуты 2.14-15
- ^ Плутарх . Ликург . 18.1 .
- ^ Ломине 2005 , с. 75.
- ^ Кассон 1994 , с. 237.
- ^ Минчин 2012 , с. 87.
- ^ Мавр Сервий Хонорат В комментарии Вергилия к «Энеиде» . А. 1.267
- ^ Финкельберг 2022 , с. 94.
- ^ Джонс 2015 , с. 158.
- ^ Иродиан . История Римской империи со времени смерти Марка Аврелия . 4.8.2-3 .
- ^ Томпсон и др. 2007 , с. 133.
- ^ Конти 2003 , с. 50.
- ^ Новакова 2023 , стр. 117.
- ^ Стивенсон 2012 , стр. 48–50.
- ^ Майлз 2016 , стр. 212–213.
- ^ Майлз 2016 , с. 243.
- ^ Уильямсон 2007 , стр. 246–247.
- ^ Павсаний . Описание Греции . 1.43.4
- ^ Солез 2018 , с. 94.
- ^ Павсаний . Описание Греции . 4.36.2 .
- ^ Нонн , Дионисия , 47.665
- ^ Плутарх . Тезей . 20 .
- ^ Кассон 1994 , с. 234.
- ^ Ломине 2005 , с. 76.
- ^ Ломине 2005 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Бранислав 2014 , с. 110.
- ^ Кристу 2022 , с. 12.
- ^ Денова 2018 , с. 21.
- ^ Джонс 2008 , с. 19.
- ^ Дион Златоуст . Дискурсы . 8.9-10 .
- ^ Претцлер 2007 , с. 129.
- ^ Арафат 1996 , с. 15.
- ^ Stoneman 2010 , стр. 111–112.
- ^ Элснер 1992 , с. 5.
- ^ Хабихт 1999 , стр. 117–120.
- ^ Арафат 1996 , с. 44.
- ^ Хабихт 1999 , стр. 162–163.
- ^ Перейти обратно: а б Фортенмейер 1989 , стр. 2–3.
- ^ Диодор Сицилийский библиотека Историческая 1.69.1-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Ломине 2005 , стр. 76–77.
- ^ Страбон Географический 17.49.242
- ^ Розенмейер 2018 , стр. 28–29.
- ^ Розенмейер 2018 , стр. 6–7.
- ^ Розенмейер 2018 , стр. 29–30.
- ^ Розенмейер 2008 , с. 343.
- ^ Бреннан 1998 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Норман 2011 , стр. 79–81.
- ^ Болсдон 1969 , стр. 230–231.
- ^ Милл 2008 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Ломине 2005 , с. 80.
- ^ Вамплев 2022 , стр. 589–608.
- ^ Перейти обратно: а б Ломине 2005 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б «Затопленный археологический парк Бая – Кампи Флегрей» . Затопленный археологический парк Бая (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 22 октября 2022 года . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Огден 2002 , с. 191.
- ^ Деккер 2007 , стр. 48–49.
- ^ Ломине 2005 , стр. 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б Болсдон 1969 , с. 224.
- ^ Борода 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Ломине 2005 , с. 74.
- ^ Ломине 2005 , с. 73.
- ^ Люциан , Аморес . 11.
- ^ Скучно 2012 , с. 587.
- ^ Уилсон 1923 , стр. 87–88.
- ^ Спофорт 2012 , с. 1490.
- ^ Ломине 2005 , с. 70.
- ^ Ломине 2005 , стр. 70–72.
- ^ Хант 1984 , с. 393.
- ^ Перейти обратно: а б Ломине 2005 , с. 84.
- ^ Штумпф 2013 , стр. 1–2.
- ^ Бреннан 1998 , стр. 220–221.
- ^ Плиний , Послания . 8.20.1-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Фубер 2018 , с. 8.
- ^ Фубер 2018 , с. 10.
- ^ Фубер 2018 , с. 5.
- ^ Сенека Младший . Де Отио . 5. 1-2 .
- ^ Фубер 2018 , стр. 9–10.
- ^ Фубер 2018 , с. 9.
- ^ Монтильо 2006 , стр. 557–558.
- ^ Хант 1984 , с. 407.
- ^ Номер 2016 , стр. 307.
- ^ Резерфорд 2003 , с. 41.
- ^ Элснер 2007 , с. 399.
- ^ Пуллан 2007 , стр. 411.
- ^ Святой Иероним . Послания . 9.2775 .
- ^ Фубер 2018 , с. 12.
- ^ Фубер 2018 , стр. 14–15.
- ^ Резерфорд 2003 , с. 51.
- ^ Ломине 2005 , стр. 80–81.
- ^ Цельс . медицины . 3.22.8
- ^ Бранислав 2014 , с. 111.
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Колин (2011), Путешествие и география в Римской империи , Routledge , ISBN 978-0-415-62018-5
- Арафат, К.В. (1996). Греция Павсания: древние художники и римские правители . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55340-7 .
- Арслан, Мурат (30 июня 2021 г.). «Пиратство: существовавшая ранее проблема безопасности в древности» . Средиземноморский гуманитарный журнал . 11:28 . ИССН 2146-4812 .
- Болсдон, JPVD (Джон Перси Вивиан Дакр) (1969). Жизнь и досуг в Древнем Риме . Бодли Хед. стр. 224–244. ISBN 978-0-370-00444-0 .
- Борода, Мэри (20 мая 2022 г.). «Свидетельства туризма в древнем мире» . ТЛС . Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
- Боринг, М. Юджин (1 января 2012 г.). Введение в Новый Завет: история, литература, теология . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25592-3 .
- Бранислав, Работич (1 января 2014 г.). «Специальные путешествия в древние времена: «туризм» до туризма?» . Туристическое Послованье . 2014 (14): 5–17. дои : 10.5937/TurPos1414005R .
- Бреннан, TC (1998). «Поэты Юлия Бальбилла и Дамо у Колосса Мемнона» . Классический мир . 91 (4): 215–234. дои : 10.2307/4352060 . ISSN 0009-8418 . JSTOR 4352060 .
- Кассон, Лайонел (1994), Путешествие в древний мир , Балтимор : Издательство Университета Джона Хопкинса , ISBN 978-0-8018-4808-7
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 801.
- Христу, Прокопис А. (11 февраля 2022 г.). История и эволюция туризма . КАБИ. п. 12. ISBN 978-1-80062-128-2 .
- Конти, Флавио (2003). Профиль Древнего Рима . Публикации Гетти. п. 50. ISBN 978-0-89236-697-2 .
- Деккер, Зила (2007). National Geographic исследует Древний Рим: археология раскрывает тайны прошлого Рима . Национальные географические книги. стр. 48–49. ISBN 978-1-4263-0128-5 .
- Денова, Ребекка И. (17 декабря 2018 г.). Греческая и римская религии (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781119392552 . ISBN 978-1-119-39255-2 .
- де Соуза, Филип (2008). «Вклад Рима в развитие пиратства» . Мемуары Американской академии в Риме. Дополнительные тома . 6 : 71–96. ISSN 1940-0977 . JSTOR 40379298 .
- Элснер, Джас (20 декабря 2007 г.). «Благочестие или страсть: соревнование и консенсус в аудитории раннего христианского паломничества». В Резерфорде, Ян (ред.). Паломничество в греко-римской и раннехристианской античности . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199237913.003.0009 . ISBN 978-0-19-923791-3 .
- Элснер, Джон (1992). «Павсаний: греческий паломник в римском мире» . Прошлое и настоящее (135): 3–29. дои : 10.1093/прошлое/135.1.3 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 650969 .
- Финкельберг, Маргалит (2022), Прайс, Джонатан Дж.; Финкельберг, Маргалит; Шахар, Юваль (ред.), «Римский прием Троянской войны» , Рим: Империя многих народов: новые взгляды на этническое разнообразие и культурную идентичность (2-е изд.), Кембридж: Cambridge University Press, стр. 87–99. , ISBN 978-1-009-25622-3 , получено 5 мая 2024 г.
- Фортенмейер, Виктория (6 мая 1989 г.), Туризм в греко-римском Египте , Princeton University Press
- Фубер, Лиен (2 января 2018 г.). «Желание туристов-мужчин и женщин увидеть мир: «любопытство» и «стремление к знаниям» как мотивы (само)формирования (первый-пятый века н.э.)» . Журнал истории туризма . 10 (1): 5–20. дои : 10.1080/1755182X.2018.1458909 . hdl : 2066/198184 . ISSN 1755-182Х .
- Хабихт, Кристиан (1999), Путеводитель Павсания по Древней Греции , University of California Press, doi : 10.1525/9780520342200 , ISBN 978-0-520-34220-0
- Хант, ЭД (1984). «Путешествие, туризм и благочестие в Римской империи: контекст начала христианского паломничества» . Echos du Monde Classique: Классические новости и взгляды . 28 (3): 391–417. ISSN 1913-5416 – через Project MUSE .
- Хьюм, младший (2006). «Туризм». В Шипли, Грэм; Вандерспул, Джон; Мэттингли, Дэвид; Фоксхолл, Лин (ред.). Кембриджский словарь классической цивилизации . Кембридж : Издательство Кембриджского университета. стр. 895–896. ISBN 978-0-521-48313-1 .
- Джонс, Кристофер П. (22 августа 2008 г.), «Множественные идентичности в эпоху Второй Софистики», Пайдея: Мир Второй Софистики , Де Грюйтер, стр. 13–22, doi : 10.1515/9783110204711.13 , ISBN 978-3-11-020471-1
- Джонс, Кристофер (2 февраля 2015 г.) [2006]. «Письмо Адриана Нарыке (Восточному Локрису)» . Журнал римской археологии . 19 : 151–162. дои : 10.1017/S1047759400006310 . ISSN 1047-7594 .
- Ломине, Лойки (12 октября 2005 г.). «Туризм в обществе Августов (44 г. до н. э. – 69 г. н. э.)» . В Уолтоне, Джон (ред.). Истории туризма . Публикации просмотра каналов. стр. 69–87. дои : 10.21832/9781845410339 . ISBN 978-1-84541-033-9 . Проверено 18 марта 2024 г.
- Майлз, Маргарет (2016). Компаньон греческой архитектуры . Уайли Блэквелл . ISBN 978-111-832-760-9 .
- Милль, Роберт Кристи (2008). Курорты: управление и эксплуатация . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-74722-2 .
- Минчин, Элизабет (2012). «Память и паломничество в древнем мире: Троя и стратиграфия культурной памяти» . Греция и Рим . 59 (1): 76–89. дои : 10.1017/S0017383511000258 . ISSN 1477-4550 .
- Монтильо, Сильвия (2006). «Должен ли честолюбивый мудрец путешествовать? Конфликт в мысли Сенеки» . Американский журнал филологии . 127 (4): 553–586. ISSN 0002-9475 . JSTOR 4496934 .
- Мучлер, Фриц Хайнер; Полдень, Ахим (13 ноября 2008 г.). Зарождение империи: сравнение Китая и Рима . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-155044-7 .
- Норман, Алекс (24 ноября 2011 г.). Духовный туризм: путешествия и религиозная практика в западном обществе . А&С Черный. стр. 79–81. ISBN 978-1-4411-5044-8 .
- Новакова, Люсия (2023), Давид, Ева; Хнрчиарик, Эрик (ред.), «Создание богов в Древней Греции: развитие ритуалов и культовых изображений посредством отслеживания использования слоновой кости в скульптурной традиции» , «Контакты, распространение, обмен» , материалы конференции Комиссии UISPP по модифицированным костям и панцирям (2-3 марта) 2017, Трнавский университет), Archaeopress, стр. 115–123, doi : 10.2307/jj.14638126.10 , получено 17 мая 2024 г.
- Огден, Дэниел (2002). Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 191. ИСБН 978-0-19-515123-7 .
- Прецлер, Мария (2007). «Греки в движении: путешествия и Пайдея в Римской империи». Путешествия, география и культура Древней Греции, Египта и Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-84217-249-0 .
- Пуллан, Венди (20 декабря 2007 г.). «Двусмысленность и раннехристианское паломничество». В Эльснере, Джас; Резерфорд, Ян (ред.). Паломничество в греко-римской и раннехристианской античности . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199237913.003.0009 . ISBN 978-0-19-923791-3 .
- Рич, доктор Джон; Шипли, Грэм (24 июля 2020 г.). Война и общество в римском мире . Рутледж. ISBN 978-1-000-15881-6 .
- Роддаз, Жан-Мишель (1994). Хермон, Элла (ред.). «Правители и управляемые в Империуме Романум» . Обзор древних исследований . 96 (3): 637.
- Розенмейер, Патрисия (2008). «Надписи на греческом стихе в римском Египте: сапфический голос Юлии Бальбиллы» . Классическая античность . 27 (2): 334–358. дои : 10.1525/ca.2008.27.2.334 . ISSN 0278-6656 . JSTOR 10.1525/ca.2008.27.2.334 .
- Розенмейер, Патрисия (2018), «Чтение колосса: надписи Мемнона» , Язык руин: греческие и латинские надписи на колосе Мемнона , Нью-Йорк : Oxford University Press , doi : 10.1093/oso/9780190626310.003.0001 , ISBN 978-019-062-631-0
- Резерфорд, Ян (9 октября 2003 г.). Алкок, Сьюзен; Черри, Джон; Элснер, Джас (ред.). Павсаний: Путешествие и воспоминания в Римской Греции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534683-1 .
- Солез, Кевин (15 ноября 2018 г.). «Мегарские мифы: экстраполяция повествовательных традиций Мегары» . Добавки Teiresias онлайн . 1 : 77–96. ISSN 2700-3590 .
- Спофорт, Энтони (2012), «туризм» , Оксфордский классический словарь , doi : 10.1093/acrefore/9780199381135.001.0001/acrefore-9780199381135-e-6512?rskey=7rs7yd&result=1 (неактивен 23 июня 2024 г.), ISBN 978-0-19-938113-5
{{citation}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - Стивенсон, Грегори (6 августа 2012 г.), «Власть и место: Храм и идентичность в Книге Откровения» , «Власть и место » , Де Грюйтер, doi : 10.1515/9783110880397 , ISBN 978-3-11-088039-7 , получено 17 мая 2024 г.
- Стоунман, Ричард (2010). «Путешествие и туризм древний». Гагарин, Михаил (ред.). Оксфордская энциклопедия древней Греции и Рима . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517072-6 .
- Штумпф, Йозеф (30 января 2013 г.). «Туризм». В Бэгналле, Роджер С.; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б.; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р. (ред.). Энциклопедия древней истории (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah06332 . ISBN 978-1-4051-7935-5 .
- Таллет, Гаэль (2016), «Дипломатия Аполлона Мандулиса: отголоски греческой культуры и эллинизма в Талмисе (Нубия) в римский период», в Резерфорде, Ян (редактор), Греко-египетские взаимодействия: литература, перевод и культура, 500 г. до н. э. – 300 г. н. э. , [[Oxford University Press], doi : 10.1093/acprof:oso/9780199656127.003.0012
- Томпсон, Нэнси Лоррейн; Монтебелло, Филипп Де; Лайдекер, Джон Кент; Пикон, Карлос А. (2007). Римское искусство: ресурс для преподавателей . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-222-0 .
- Вамплью, Рэй (3 мая 2022 г.). «Хлеб и зрелища, оливковое масло и деньги: коммерциализированный спорт в Древней Греции и Риме» . Международный журнал истории спорта . 39 (6): 589–608. дои : 10.1080/09523367.2022.2099383 . ISSN 0952-3367 .
- Уильямсон, Джордж (20 декабря 2007 г.). «Турист или паломник?». В Эльснере, Джас; Резерфорд, Ян (ред.). Паломничество в греко-римской и раннехристианской античности . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199237913.003.0009 . ISBN 978-0-19-923791-3 .
- Деяния апостолов . Перевод Уилсона, Джеймса. Лондон , Великобритания : Издательство Macmillan . 1923. стр. 87–88.