Протогены

Протоген ( / pr oʊ ˈ ; t ɒ dʒ ə ˌ n iː z / ; греч . Πρωτογένης эт. 4 век до н. э.) — древнегреческий художник , современный соперник Апеллеса . Как и в случае с другими известными древнегреческими художниками, ни одна из его работ не сохранилась и известна только по литературным ссылкам и (кратким) описаниям.
Биография
[ редактировать ]Протоген родился в Кауне , на побережье Карии жил на Родосе , но во второй половине IV века до нашей эры . Его прославляли за тщательную и кропотливую обработку своих картин, как в рисунке, так и в цвете. Апеллес, его великий соперник, стоя в изумлении перед одним из этих произведений, мог утешить себя только тем, что ему недоставало очарования.
Плиний Старший в своей «Естественной истории » рассказывает историю состязания между Апеллесом и Протогеном: «Апеллес отплыл [на Родос], желая увидеть произведения человека, известного ему только по репутации, и по прибытии немедленно отремонтировал студия. Протогена не было дома, но одинокая старуха сторожила большое панно, стоящее на мольберте. В ответ на вопросы Апеллеса она сказала, что Протогена нет, и спросила имя гостя. — Вот оно, — сказал Апеллес и, схватив кисть, с чрезвычайной деликатностью провел по доске линию. По возвращении Протогена старуха рассказала ему, что произошло. Когда он оценил тонкую точность линии, он сразу заявил, что его посетителем был Апеллес, поскольку никто другой не мог нарисовать ничего столь совершенного. Затем другим цветом он провел вторую, еще более тонкую линию поверх первой, и ушел, велев ей показать ее Апеллесу, если он придет еще раз, и добавить, что это тот человек, которого он ищет. Все вышло так, как он ожидал; Апеллес вернулся и, стыдясь своего поражения, нарисовал третью линию другого цвета, отрезав две первые по длине и не оставив места для дальнейших усовершенствований. Протоген признал себя побитым и поспешил в гавань, чтобы найти своего гостя; они согласились передать картину потомству такой, какая она была, чудо для всех, но особенно для художников». Эту панель видел Плиний (NH xxxv. 83) в Риме, где ею очень восхищались и где она погибла в огне.
На одну картину, «Иалис» , он потратил семь лет; на другом, « Сатире» , он непрерывно работал во время осады Родоса Деметрием Полиоркетом (305–304 гг. до н. э.), несмотря на то, что сад, в котором он писал картины, находился посреди вражеского лагеря. Деметрий по собственной инициативе принял меры для его безопасности. Когда Деметрию сообщили, что только что упомянутый « Иалис» находился в той части города, которая подвергалась нападению, он даже изменил свой план действий. Иалис был местным героем, основателем одноименного города на острове Родос и, вероятно, изображался охотником. Эта картина еще находилась на Родосе во времена Цицерона , но впоследствии была перевезена в Рим, где погибла при сожжении Храма Мира .
Картина, написанная во время осады Родоса, представляла собой сатира, праздно прислонившегося к столбу, на котором была фигура куропатки, настолько реалистичная, что обычные зрители не видели ничего, кроме нее. Разгневанный этим фактом художник уничтожил куропатку. « Сатир», должно быть, был одним из последних его произведений. Ему тогда было бы около семидесяти лет, и около двадцати лет он пользовался репутацией, уступающей только репутации Апеллеса, его друга и благодетеля.
В галерее Пропилей в Афинах можно было увидеть панно Протогена. Предмет состоял из двух фигур, изображавших олицетворения побережья Аттики, Парала и Аммония. Для зала совета в Афинах он нарисовал фигуры Фесмофетов , но в какой форме и характере неизвестно. Вероятно, они были казнены в Афинах, и, возможно, именно тогда он встретил Аристотеля , который рекомендовал ему взять за подданных деяния Александра Македонского . В своем «Александре и Пане» он, возможно, последовал этому совету в том идеализирующем духе, к которому он привык.
К этому духу следует отнести также его Кидиппу и Тлеполема , легендарных персонажей Родоса. Среди его портретов упоминаются портреты матери Аристотеля, трагического поэта Филиска Коркирского и царя Антигона . Однако Протоген в некоторой степени был также скульптором и создал несколько бронзовых статуй спортсменов, вооруженных фигур, охотников и людей, приносящих жертвы.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Протоген, греческий художник ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Главы истории искусства Плиния Старшего (77 г. н. э.), пер. Кэтрин Джекс-Блейк, Ares Publishers, 1975, 121–33.