Jump to content

Пейрайкос

Сцена на кухне Питера Артсена , которого сравнивали с Пейрайкосом.

Пейрайкос , или Пирейкус или Пейрейкус ( древнегреческий : Πειραϊκός ), был древнегреческим художником неизвестной даты и местоположения. Он был главным представителем того, что называется рогографией (ῥοπογραφία), или рисованием мелких предметов, таких как натюрморты. [1] Ни одна из его работ, как известно, не сохранилась, и он известен только из краткого обсуждения латинского автора Плиния Старшего . [2] Отрывок Плиния находится в середине его обсуждения живописи в книге XXXV его «Естественной истории» , завершенной около 78 года нашей эры: [3]

Было бы неплохо добавить рассказ о художниках, которые прославились своей кистью, создавая картины меньшего размера. Среди них был Пейрайкос. В мастерстве своего искусства лишь немногие могут стоять выше него, однако своим выбором пути он, возможно, испортил свой собственный успех, поскольку он следовал скромной линии, завоевав, однако, высшую славу, которую она должна была принести. Он рисовал парикмахерские, ларьки сапожников, ослов, еду и тому подобные предметы, заслужив себе имя рипарографоса [художника грязи/низких вещей]. Этими сюжетами он мог доставить непревзойденное удовольствие, продавая их дороже, чем другие художники получали за свои большие картины.

Что касается более поздней истории искусства, он писал кабинетные картины на жанровые сюжеты . Вообще говоря, Плиний, похоже, черпал свою информацию от Варрона (116 г. до н. э. – 27 г. до н. э.), а Пейрак, возможно, был современником или несколько раньше него. [4] помещая художника в конец эллинистического периода или в ранний греко-римский период. По его тону создается впечатление, что «Плиний не умеет судить Пирея». [5] Комментаторы раннего Нового времени должны были как одобрительно, так и неодобрительно относиться к более поздним художникам по сравнению с ним, часто предполагая, что смысл Плиния соответствует их собственному. [6] К сюжетам Пейрайка вполне могли относиться комично, [7] но это не ясно. Некоторые эквивалентные предметы сохранились в римском искусстве , особенно в магазинах и витринах Помпей , на небольших участках напольной мозаики и в рельефах людей, работающих на гробнице Эврисака Пекаря в Риме (ок. 50–20 до н.э.), но это Интересно знать, что такие предметы были популярны среди коллекционеров на верхнем уровне римского арт-рынка. [8]

Проперций упоминает художника «малого искусства» в своих «Элегиях » : [9] но сохранившийся текст поврежден, и обычно считается, что он отсылает к афинскому художнику V века до нашей эры Паррасию , [10] чей занавес, расписанный в стиле тромпель, обманул Ксевксиса , - анекдот, описанный в другом отрывке Плиния.

В художественной критике раннего Нового времени

[ редактировать ]

Пейрайкос стал часто упоминаться в дискуссиях об искусстве в эпоху позднего Возрождения и особенно в период барокко , когда жанровые темы снова становились популярными, а потребность в классическом авторитете все еще ощущалась сильно. [11] Неоднозначный тон комментариев Плиния позволил более поздним авторам привлечь Плиния к обеим сторонам аргументов за и против скромных современных эквивалентов Пейрайка. Один из первых художников, специализирующихся на жанровой тематике, [12] Питер Аэрцен сравнивал с Пейрайкосом был новатором, рисовавшим кухонные сцены конца XVI века, которого голландский гуманист эпохи Возрождения Адрианус Юниус (Адриен де Йонге, 1511–1575) в своей книге «Батавия» , опубликованной посмертно в 1588 году, в которой Аэрсен сравнивает каждый точку описания Плиния в совершенно хвалебной форме. [13] В статье Зорана Квака утверждается, что на картине его сына Питера Питерса Старшего (1540–1603), обычно называемой «Рыночная сцена с путешествием в Эммаус» , заметно выделяется полуобнаженная фигура, явно являющаяся поваром (с Иисусом и его спутники в виде более мелких фигур позади него), по сути представляет собой автопортрет в отчасти комическом духе, изображенный в образе Пейрайка. [14]

Питер ван Лаер (1599 – ок. 1642) был Золотого века голландским художником жанровых сцен , более десяти лет работавшим в Риме, где его прозвали Иль Бамбоччо. Художники, работавшие в его стиле, часто рисовавшие именно такие сцены повседневной жизни, как списки Плиния, стали известны как Бамбоччанти , художники в манере Бамбоччо. Пейрайкос часто упоминается в спорах по поводу Бамбоччанти, например, Сальватором Розой в его «Сатирах» , а позже голландским биографом художников Сэмюэлем Дирксом ван Хугстратеном в его «Inleyding tot de Hooge Schoole der Schilderkonst» ( «Введение в Академию живописи »). , Роттердам , 1678 г. [15] о целесообразности такого искусства Поскольку жанровая живопись стала важным элементом живописи Золотого века Голландии, Пейрайкос использовался в качестве классического прецедента для таких работ в относительно немногих дискуссиях Карела ван Мандера в его « Шильдер-боке » (1604 г.) и Арнольда Хубракена. в его «Большом театре голландских художников» (1718–1719). [16] жанровые сцены стали востребованы коллекционерами по всей Европе по очень высоким ценам . Первоначально они были довольно дешевыми, но к концу 17 века лучшие голландские конкретно рисую. [17]

Диего Веласкес , Старуха, готовящая яйца , 1618 год.

В Испании, где бодегоны или жанровые сцены в тавернах стали популярны, Пейрайкос упоминался Франсиско Пачеко , а затем Антонио Паломино таким же образом: [18] с Паломино, сравнивающим с ним Веласкеса . [19] Ссылка -иезуита писателя Бальтасара Грасиана , сравнивающего Пейрайкоса с неназванным современным художником, похоже, также относится к Веласкесу. [20] В Италии о нем вскользь упоминает кардинал Габриэле Палеотти , чей De Saris et profanis imaginibus (1582, «Рассуждение о священных и светских образах») был одним из трактатов, излагающих взгляды контрреформационной церкви на надлежащую роль и содержание искусство. [21] Джованни Баттиста Агукки , секретарь кардинала Одоардо Фарнезе и влиятельный человек на римской художественной сцене, называл Якопо Бассано современным Пейрайкосом, противопоставляя эту пару Караваджо и Деметриосу Алопеке , которые лепили портреты важных фигур «с бородавками и всем остальным». [22] Во Франции Андре Фелибьен был влиятельным кодификатором теории иерархии жанров в искусстве и цитировал Плиния о Пейрайке, предполагая неодобрение своего предшественника. [23]

Отрывок из дневника Пауля Клее размышляет о Пейрайке как о «художнике-мученике». [24]

В литературе Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» (Пролог, книга V, ок. 1564) сравнивает себя с Пейрайком как специалистом по низким предметам: [25] «... и все же для Эзопа нашлось место и должность мифолога; подобным же образом, поскольку я не стремлюсь к более высокой степени, я молюсь, чтобы они не гнушались принять меня в должность мелкого рипарографа. и последователь Пиреика» (или «Таленький рипарограф, или писец секты Пиррика», как его переводчик Питер Мотте в 1694 году). выразился [26]

Рипарограф

[ редактировать ]

Термин, используемый Плинием, был переведен на английский язык как «рипарограф», «художник низких или средних предметов», о котором OED впервые упоминает в 1656 году, а «рипарография» - в 1678 году. [27]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Пирейкус
  2. ^ Хоби-Хамшер
  3. ^ Плиний Старший , Естественная история , xxxv.112.
  4. ^ Селлерс, Э., Введение в «Плиний» (цитируемое издание), стр. lxxxiv
  5. ^ Энен, 135 - «Плиний не умеет судить Пирея»
  6. ^ Современные ученые также с энтузиазмом интерпретировали загадочные замечания Плиния: его «скромная линия» была воспринята как неспособность правильно рисовать, а «непревзойденное удовольствие» ( consummata voluptas ) рассматривается как словесная игра с удовольствием от еды, [1]
  7. ^ Кеттеринг, 701
  8. ^ Пломмер, 99 лет, дает краткий обзор эллинистической и римской традиции натюрморта .
  9. ^ Элегии III.ix.12
  10. ^ Хоби-Хамшер
  11. ^ Кортрайт, 500; Салливан, 237–239.
  12. ^ Салливан, 236 и остальная часть статьи.
  13. ^ Салливан, 240. Вся статья представляет собой расширенное обсуждение восприятия ранних жанровых картин и их контекста в теории современного искусства. В частности, популярность Плиния в Северной Европе обсуждается на стр. 240-241.
  14. ^ Квак, 223–228. Местоположение картины неизвестно, последний раз о ней было известно в частной коллекции в Берлине в 1929 году.
  15. ^ Левин, 571, примечание 14.
  16. ^ Кеттеринг, 701 и 712, примечание 40.
  17. ^ Энен, 135, н. 79
  18. ^ Кеттеринг, 701 и 712, примечание 40.
  19. ^ Цитируется и обсуждается в Сапорте, 114–119.
  20. Сапорта, 118, со ссылкой на Светлану Альперс.
  21. ^ Книга 1, с. 73 в английском переводе Getty, Google Books , 2012 г.
  22. ^ Сом, 458
  23. ^ Энен, 136 и примечание 80.
  24. ^ Сапорта, 119, с цитатой.
  25. ^ Сапорта, 118-119; и
  26. ^ Цитируется, OED , «Рипарограф».
  27. ^ OED , «Рипарограф», «Рипарография»
  • Кортрайт, Никола, Истоки и значения позднего стиля рисования Рембрандта , The Art Bulletin , Vol. 78, № 3 (сентябрь 1996 г.), стр. 485–510, JSTOR.
  • Энен, Эммануэль, Ut pictura theatrum: театр и живопись от итальянского Возрождения до французского классицизма (на французском языке), 2003, Librairie Droz, ISBN   260000825X , 9782600008259, книги Google
  • Хоби-Хамшер, К., «Пейрайкос». Grove Art Online, Oxford Art Online , Oxford University Press, по состоянию на 22 февраля 2013 г., ссылка для подписчика
  • Кеттеринг. Элисон М., Мужчины за работой в голландском искусстве, или Не спускать нос с точильного камня , The Art Bulletin , Vol. 89, № 4 (декабрь 2007 г.), стр. 694–714, JSTOR.
  • Квак, Зоран, «Вкусите еду и пережуйте ее глазами: картина Питера Питерса и забавный обман в голландских и фламандских кухонных сценах шестнадцатого и семнадцатого веков», в книге « На грани истины и честности: принципы и Стратегии мошенничества и обмана в период раннего Нового времени , под редакцией Туна ван Худта и других, BRILL, 2002, ISBN   9004125728 , 9789004125728, книги Google
  • Левин, Дэвид А., Римские печи для обжига извести Бамбоччанти , The Art Bulletin , Vol. 70, № 4 (декабрь 1988 г.), стр. 569–589, JSTOR.
  • «Плиний»: Главы Плиния старшего по истории искусства , изд. К. Джекс-Блейк и другие, оцифрованное издание книги 1896 года от Mmillan & Co. на archive.org.
  • Пломмер, Хью, «Кампанские натюрморты», рецензия на «Les Natures mortes Campaniennes» Жана-Мишеля Круазиля, The Classical Review , New Series, Vol. 17, № 1 (март 1967 г.), стр. 98–99, Cambridge University Press от имени Классической ассоциации, JSTOR.
  • Сапорта, Лоуренс Л., Веласкес: испанский стиль и искусство преданности , диссертация, Колледж Брин-Мор , ProQuest, 2009 г., ISBN   1109124325 , 9781109124323, книги Google
  • Зом, Филип, Смерти Караваджо , The Art Bulletin, Vol. 84, № 3 (сентябрь 2002 г.), стр. 449–468, JSTOR.
  • Салливан, Маргарет А., Кухня Артсена и рыночные сцены: аудитория и инновации в северном искусстве , The Art Bulletin, Vol. 81, № 2 (июнь 1999 г.), стр. 236–266, JSTOR.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7585e3989bc678a9cdae64f2ff9957e8__1704543000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/e8/7585e3989bc678a9cdae64f2ff9957e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peiraikos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)