Джованни Баттиста Агукки

Джованни Баттиста Агукки (20 ноября 1570 г. - 1 января 1632 г.) [1] ) — итальянский церковный деятель, папский дипломат и писатель по теории искусства . Он был племянником и братом кардиналов и сам мог бы стать им, если бы прожил дольше. Он служил секретарем папского государственного секретаря , а затем и самого Папы, после смерти которого Агуччи стал титулярным епископом и назначен нунцием в Венеции.
Когда он был в городе, он был важной фигурой в римских художественных кругах, продвигая коллег-болонских художников, и был близок к Доменикино особенно . Как теоретик искусства он был заново открыт в 20 веке, поскольку впервые выразил многие взгляды, более известные из работ Джан Пьетро Беллори поколение спустя. Он также был астрономом-любителем и переписывался с Галилеем .
Карьера
[ редактировать ]
Агуччи родился в дворянской семье в Болонье . Он начал свою карьеру в 1580–1582 годах, помогая своему гораздо старшему брату Джироламо Агукки (1555–1605), позже недолгое время ставшему кардиналом с 1604 по 1605 год, который был губернатором Фаэнцы в Папской области , затем учился в Болонье и Риме. Он был назначен каноником собора Пьяченцы , затем с 1591 года работал у своего дяди кардинала Филиппо Сеги , важного дипломата папства, сопровождая его, когда Сега был папским нунцием (послом) во Франции, затем вернулся с ним в Рим в 1594 году и продолжая свою службу до смерти Сеги в 1596 году. [1] [2]
Затем он последовал за своим братом Джироламо на службу кардиналу Пьетро Альдобрандини , папскому государственному секретарю, чьим секретарем был Джироламо. Альдобрандини был племянником Папы Климента VIII (годы правления 1592–1605). Агуччи сопровождал Альдобрандини в его посольствах во Флоренции и Франции, последний для переговоров по Лионскому договору (1601 г.) и бракосочетанию Генриха IV Французского , затем в 1604 г. в Равенну , где Альдобрандини был назначен архиепископом, с поездкой в Феррару в тот же год. Смерть Папы Льва XI и его замена Папой Павлом V в 1605 году означала потерю папской благосклонности для обоих мужчин, и Агуччи мог тратить большую часть своего времени на свои личные интересы до 1615 года, когда Альдобрандини вернулся в благосклонность и должность. [1] [2] Он также был протеже любящего искусство кардинала Одоардо Фарнезе , исполняя обязанности его секретаря.
Альдобрандини умер в 1621 году, и в том же году Агуччи стал секретарем ( Secretario dei Brevi ) нового Папы Григория XV , также из Болоньи. [3] Григорий умер в 1623 году, и в том же году его преемник Урбан VIII сделал Агуччи епископом Амасии in partibus infidelis ( титульная роль , поскольку Амасия находится в Восточной Турции ) и назначил его апостольским нунцием в Венецианской республике . Венецианская политика в этот период была сильно поляризована между про- и антипапскими фракциями, и период Агуччи во многом совпадал с нестабильным правлением дожа Джованни I Корнаро (годы правления 1625–1629), к избранию которого стремился Агуччи, но чье правление было что-то вроде катастрофы. Агуччи покинул Венецию в 1630 году, чтобы избежать чумы, и умер в следующем году в замке Сан-Сальваторе в Сусегане , после периода, проведенного в Одерцо . [1] [2]
В мире искусства
[ редактировать ]
Агуччи был образованным интеллектуалом и другом многих художников, сыгравший значительную роль в представлении художников из своей родной Болоньи покровителям Римской курии . Он был «усердным корреспондентом от своего имени и от имени других», и сохранилось множество неопубликованных писем, а также те, которые цитировал Карло Чезаре Мальвазия в своих работах. [4] Он часто появляется при обсуждении римских заказов того периода, например, предлагая Людовико Карраччи властям создать алтарь в соборе Святого Петра в Риме , но безуспешно. Аннибале Карраччи имел собственную рекомендацию кардиналу Одоардо Фарнезе от брата кардинала Рануччо I Фарнезе, герцога Пармского , но стал другом Агуччи в Риме и используется в качестве образца в его трудах, которые также содержат важную биографическую информацию о Карраччи. [5] Агуччи, возможно, консультировал Карраччи по поводу сложной и изученной мифологической иконографии в его фресках «Любовь богов» для кардинала Палаццо Фарнезе , великолепной схеме, которая была первым заказом Карраччи в Риме и остается знаковым произведением для римского барокко. [6] Он совершил свое последнее Святое Причастие Аннибале перед его преждевременной смертью в 1609 году и составил свою эпитафию для Пантеона . [7]
Доменикино присоединился к Карраччи в его работе над Палаццо Фарнезе, а Агуччи и его брат познакомили его с кардиналом Пьетро Альдобрандини и будущим Григорием XV. Доменикино жил в доме Агуччи с 1603/4 по 1608 год. [8] и, по мнению Беллори , одна из фигур на фреске Доменикино « Встреча святого Нила и императора Оттона III» (ок. 1609–10; аббатство Гроттаферрата , капелла деи СС Фондатори) представляет собой портрет Агуччи. [9]
Кардиналы Одоардо Фарнезе и Пьетро Альдобрандини были политическими противниками, хотя и в меньшей степени после свадьбы между двумя семьями в 1600 году. [10] но были двумя ведущими сторонниками болонской живописи в Риме, которым вместе удалось фактически предоставить болонцам «почти монополию» на крупные заказы на дворцы в 1610-х годах. Лично кардинал Альдобрандини отдавал предпочтение позднему маньеристскому стилю Джузеппе Чезари (Кавалер д'Арпино) и других, и его поддержка болонского стиля во многом объясняется защитой Агуччи. Кардинал поручил Доменикино написать восемь фресок с историей Аполлона для виллы Альдобрандини под Римом в 1616–1618 годах; сейчас они находятся в Национальной галерее в Лондоне . [11] Старший брат Агукки, кардинал Джироламо, поручил Доменикино написать три фрески о жизни святого Иеронима в портике Сант-Онофрио в Риме, которые сохранились до сих пор. Это было в 1604 году, завершено в 1605 году, когда Доменикино жил с Агукки. [12] В церкви также находится портрет дяди Агучи, кардинала Сеги, написанный Доменикино, на его мемориале.
Кардинал Альдобрандини заказал у Аннибале Карраччи серию декоративных фресок с религиозными сюжетами и пейзажами для своего дворца в Риме, в котором сейчас находится галерея Дориа Памфили и который до сих пор находится в семейном Домине, quo vadis? в Национальной галерее в Лондоне и « Коронация Богородицы», купленная Метрополитен-музеем из коллекции Махона. К 1603 году ему принадлежало шесть работ Карраччи, в том числе две из вышеперечисленных. [10] Болонский художник Гверчино лишь в годы папства Григория XV провел в Риме, где его стиль изменился в сторону классицизма. Денис Махон предположил, что это изменение произошло главным образом в ответ на призывы Агуччи; как и большинство комментаторов, Махон считал, что это изменение в целом не является улучшением. [13] Ева-Беттина Кремс предполагает, что Агуччи является вероятным кандидатом на связь, которая познакомила ломбардского скульптора Ипполито Буцци с кардиналом Людовико Людовизи , который обеспечивал ему постоянный поток работы на протяжении нескольких лет. [14]
Портрет в Йорке
[ редактировать ]Прекрасный и интимный портрет в Йоркской художественной галерее (на фото) всегда приписывался Доменикино, пока в статье 1994 года не было предложено, что это был Аннибале Карраччи примерно 1603 года; он принадлежал Агуччи до его смерти. [15] Когда Йоркская галерея была закрыта на реконструкцию в 2014–2015 годах, она была передана в аренду Национальной галерее в Лондоне и выставлена там. [16] Доменикино и Агукки сотрудничали над памятником Джироламо Агукки в церкви Сан-Джакомо Маджоре в Болонье, рисунки которого имеются в Британской королевской коллекции (Королевская библиотека, рукопись 1742). [2]
Сочинения
[ редактировать ]
Основным опубликованным произведением Агуччи является очень неполный, но, тем не менее, значительный Trattato dellapittura («Трактат о живописи»), вероятно, написанный в 1615 году, рукопись которого находится в библиотеке Болонского университета (руководство 245), у которого также есть неопубликованный латинский труд. биография его брата Виты Иероними Агукки (MS 75). «Траттато » был опубликован посмертно в Риме в 1646 году под псевдонимом Гратиадио Мачати, который Агуччи использовал при жизни (условное соглашение для священнослужителей, пишущих на светские темы). Оно было включено в предисловие Г. А. Мозини, псевдонима Джованни Антонио Массани, к сборнику гравюр по мотивам Аннибале Карраччи под названием « Разнообразная фигура al numero di ottanta » («Восемьдесят разных фигур»). Существует английский перевод Дени Махона (1947), который многое сделал для стимулирования интереса к Агуччи как к теоретику, на которого раньше не обращали внимания. [2] [17]
« Траттато » «является ярким документом об официальных римских художественных кругах 1607–1615 годов, в котором основное внимание уделяется прославлению идеи делла красавица , которую Агуччи выделяет особенно в древней скульптуре». [2] В работе есть признаки того, что на нее повлияли дискуссии с Доменикино, отражающие разделение национальных и региональных школ живописи, которые последний в письме назвал своей собственной и которые, по сути, использовались до 20 века, выделяя в Италии римскую, Венецианская, ломбардская и тосканская (флорентийская и сиенская) школы. Было высказано предположение, что « Траттато» на самом деле мог быть результатом сотрудничества с отточенной прозой Агуччи, записывающей мысли Доменикино, хотя в основном считается, что это не так. [18]
Агуччи опирался на неоплатоническую мысль, согласно которой «природа является несовершенным отражением божественного, и художник должен улучшать ее, чтобы достичь красоты», точка зрения, уже распространенная в предыдущем веке. [19] Он считал классическую скульптуру, Рафаэля и Микеланджело образцами, которые наблюдали с «натуры», но отбирали и идеализировали то, что они изображали, и осуждал маньеристов . Аннибале Караччи, в частности, спас искусство от его искусственности, вернувшись к изображению улучшенной природы. Караваджо и натурализм его последователей. Также осуждался [20]
В этот период вообще не хватало работ по теории искусства, за исключением серии лекций для Академии Сан-Лука Федерико Цуккари , ее первого президента. Они были опубликованы как L'idea de' Pittori, Scultori, ed Architetti (1607 г.) и были названы «лебединой песней субъективного мистицизма теории маньеризма». Сами лекции были прекращены, когда первые были встречены враждебно как болонцами, так и караваджистами . Возможно, эта идея спровоцировала Агуччи начать собственную работу. Несмотря на запоздалую и малоизвестную публикацию, идеи Агуччи представляют собой самое раннее изложение «классически-идеалистической теории», которая должна была доминировать в большей части мира римского искусства 17 века. [21]
Младший антиквар Франческо Анджелони был близким другом, который также работал на Альдобрандини, в его случае Папы Климента VIII, и владел по крайней мере копией портрета Йорка. [22] Анджелони вырастил своего племянника Джан Пьетро Беллори (1613–1696), познакомив его с Агуччи и болонскими художниками в Риме. Беллори следовал многим идеям Агуччи в своих очень влиятельных трудах об искусстве. [23]
Сильвия Гинзбург отметила, что более раннее произведение Агуччи, Венеры Аннибале Карраччи «Описание спящей », написанное около 1603 года, но опубликованное только в 1678 году, демонстрирует совершенно иное отношение к живописи, оценивая быстроту творчества. Стиль Карраччи и его способность рисовать без предварительного рисунка – ни одно из качеств, которые не одобряет Траттато . Она предполагает, что причиной изменения стала реакция на стиль Караваджо, о которой также можно упомянуть в письме Агуччи 1603 года. [24]
Агуччи также интересовался астрономией и математикой и был членом Академии Гелати в Болонье. Он вел длительную переписку с Галилео Галилеем в 1611–1613 гг., В том числе передавал данные своих собственных астрономических наблюдений, и читал лекции о спутниках Юпитера в 1611 г.; Галилей сделал первые зарегистрированные наблюдения за ними в 1609 году. [25] [26]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Заппери
- ^ Jump up to: а б с д и ж Молодой
- ^ Гинзбург, 5; Молодой; Заппери
- ^ Гинзбург, 6, 8 с. 30
- ^ Янг; Заппери; Витткавер, 38–39.
- ^ Виттковер, 57, 63 (на схеме 63–68)
- ^ Гинзбург, 8 с. 29
- ^ Янг; Финалди и Китсон, 60 лет
- ^ Янг; Изображение фрески – монах справа от креста больше всего похоже на портрет Доменикино в Йорке, написанный примерно пять лет спустя.
- ^ Jump up to: а б Финалди и Китсон, 38 лет
- ^ Виттковер, 38–39, 80 о фресках Аполлона; 39 цитируется
- ^ Финалди и Китсон, 60 лет.
- ^ Финалди и Китсон, 15–16, 21, № 37, подведение итогов исследований Seicento.
- ^ Кремс
- ^ Гинзбург, повсюду, с. 10 о том, что он перешел к его племяннице в качестве наследницы
- ↑ Национальная галерея. Архивировано 5 октября 2013 года в Wayback Machine , Портрет монсеньора Агуччи , 1603-4, Аннибале Карраччи.
- ^ перевод и редакция Дениса Махона в его «Исследованиях искусства и теории сейсенто» (Лондон, 1947); о Махоне см. Finaldi and Kitson, 15–16 и [1] . Есть длинный отрывок с введением здесь, стр. 24–30.
- ^ Зирполо, 47–48; Финалди и Китсон, 15–16 лет.
- ^ Зирполо, 47 лет.
- ^ Зирполо, 47–48; Молодой
- ↑ Виттковер, 39 (цитата из «лебединой песни» Р. Ли), 266
- ^ Флетчер, 666 и примечание 19; также Гинзбург, 10–11, что усложняет ситуацию.
- ^ Янг; Зирполо, 48
- ^ Гинзбург, 8–10.
- ^ Янг; Зирполо, 47
- ^ Галилей, Галилей (1989). Перевод и предисловие Альберта Ван Хелдена (ред.). Сидерей Нунций . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 14–16 . ISBN 978-0-226-27903-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Финалди, Габриэле и Китсон, Майкл , Открытие итальянского барокко: Коллекция Дени Махона , 1997, Публикации Национальной галереи, Лондон / Йельский университет, ISBN 1-85709-177-9
- Флетчер, Дж. М., «Силен, собирающий виноград», Франческо Анджелони и Аннибале Карраччи», The Burlington Magazine , Vol. 116, № 860 (ноябрь 1974 г.), стр. 664–666, JSTOR.
- Гинзбург, Сильвия, «Пересмотр портрета Агуччи в Йорке», The Burlington Magazine , Vol. 136, № 1090 (январь 1994 г.), стр. 4–14, JSTOR.
- Кремс, Ева-Беттина, «Великолепная скромность» Людовизи на Монте-Пинчо в Риме. От Герматены до мраморного бюста Бернини Григория XV», Марбургский ежегодник искусствоведения 29 (2002), стр. 105–163.
- Виттковер, Рудольф , Искусство и архитектура в Италии, 1600–1750 , Пингвин / Йельская история искусства, 3-е издание, 1973, ISBN 0-14-056116-1
- Янг, Питер Бутурлин, «Агучки, Джованни Баттиста» в Grove Art Online , Oxford Art Online, Oxford University Press, по состоянию на 22 февраля 2013 г., ссылка для подписчика
- Заппери, Роберто, «AGUCCHI (Agocchi, Agucchia, Dalle Agocchie), Джованни Баттиста» в Dizionario Biografico degli Italiani , Том 1 (1960, на итальянском языке)
- Зирполо, Лилиан Х., изд., Исторический словарь искусства и архитектуры барокко , «Агуччи, Джованни Баттиста»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Махон, Денис , Исследования в области искусства и теории сейсенто (Лондон, 1947)
- Лэнд, Норман, «Анекдоты ГБ Агуччи и ограничения языка», Word & Image 22, 1 (январь – март 2006 г.), стр. 77–82.
- 1570 рождений
- Титулярные епископы итальянской римско-католической церкви
- 1632 смерти
- Духовенство из Болоньи
- Апостольские нунции в Венецианской республике
- Живопись барокко
- Итальянские астрономы 17 века.
- Итальянские искусствоведы
- Коллекции Йоркской художественной галереи
- Писатели из Болоньи
- Дипломаты из Болоньи