Хиландар
Хиландар Хиландариу | |
![]() Внешний вид | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Полное имя | Священный императорский монастырь Хиландар |
Заказ | Монашеская община Афона |
Номинал | Восточная Православная Церковь |
Учредил | 1198 |
Посвящается | Трехрукая Богородица ( Богородица ) Введение Богородицы во храм |
Люди | |
Основатель(и) | Святой Савва и святой Симеон |
Архиепископ | Вселенский Патриарх Константинопольский |
Сайт | |
Расположение | Гора Афон , Греция |
Координаты | 40 ° 20'46 "N 24 ° 07'08" E / 40,346111 ° N 24,118889 ° E |
Публичный доступ | Только мужчины |
Монастырь Хиландар ( сербская кириллица : Манастир Хиландар , латинизированная : Манастир Хиландар , произносится [xilåndaːr] ( греч . Μονή Χιλανδαρίου ) — один из двадцати восточно-православных монастырей на горе Афон в Греции и единственный сербский монастырь там. Он был основан в 1198 году Стефаном Неманей (Святым Симеоном) и его сыном Святым Саввой . Святитель Симеон был бывшим великим князем Сербским (1166–1196), который после оставления престола принял монашеский постриг и стал обыкновенным монахом . Он присоединился к своему сыну святому Савве , который уже находился на Афоне и который впоследствии стал первым архиепископом Сербским . С момента своего основания монастырь стал центром сербской религиозной и культурной жизни. [ 1 ] [ 2 ] а также взял на себя роль «первого сербского университета». [ 3 ] Он занимает четвертое место в афонской иерархии из 20 суверенных монастырей. [ 4 ] Богоматерь в образе Троеручицы ( Троеручица ) считается настоятельницей монастыря. [ 5 ]
В монастыре проживает около 45 работающих монахов. [ когда? ]
Этимология
[ редактировать ]Этимологическое значение слова «Хиландар», вероятно, происходит от греческого слова «хеландион» , которое представляет собой тип византийского транспортного корабля, шкипера которого звали « хеландарис ». [ 6 ]
Основание
[ редактировать ]Монастырь был основан в 1198 году; По инициативе афонской монашеской общины византийский император Алексий III Ангел (1195–1203) издал золотые запечатанные хризобуллы, передающие в дар древний монастырь Геландарис «сербам служение как вечный дар...», тем самым назначив его «на целью принятия людей сербского происхождения, которые стремятся вести монашеский образ жизни, поскольку монастыри, принадлежащие Иберии и Амальфи, существуют на Гора , освобожденная от всякой власти, включая власть Протоса ». [ 7 ] Таким образом, Хиландар был передан святым Савве и святому Симеону с миссией основать и освятить новый монастырь, возведенный в императорский сан. [ 6 ] С тех пор монастырь стал краеугольным камнем религиозной, образовательной и культурной жизни сербского народа . [ 8 ]

Укрепив сербскую власть в монастыре, святой Савва и святой Симеон совместно построили монастырскую церковь Введения во храм Богородицы между 1198-1200 годами, а также пристроили башню святого Саввы , Камбанскую башню и церковь святого Симеона . Монашеские палаты – кельи. святого Симеона Средний сын святого Саввы и старший брат , великий сербский князь Стефан «Первовенчанный» король предоставил финансовые средства для этой реставрации. Будучи основателем Хиландара, святой Симеон издал специальную учредительную грамоту, или хризобуллы , которая просуществовала до Второй мировой войны , когда была разрушена в результате операции «Возмездие» и печально известной немецкой бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года , сравнявшей с землей Национальную Здание Библиотеки Сербии в Косанчичев Венаце . сотни монахов из Сербии После 1199 года в монастырь переселились большие участки земли, подворья , а монастырю были переданы и налоговые поступления из многочисленных деревень, особенно из Метохии. регион Сербии . [ 9 ]
Святой Симеон скончался в монастыре 13 февраля 1200 года, где и был похоронен рядом с главным храмом Введения во храм Богородицы . Его тело оставалось в Хиландаре до 1208 года, когда его мироточивые останки были перенесены в Сербию и погребены в материнской церкви всех сербских церквей, монастыре Студеница, по его первоначальному желанию, которое он ранее завершил в 1196 году. [ 10 ] После перенесения останков святого Симеона , которые в конечном итоге стали всемирно известными на месте его старой могилы начали расти виноградные лозы , и по сей день дают чудесный виноград и семена, которые рассылают повсюду в качестве благословения бездетным женатым. пары. [ 11 ] После смерти отца святой Савва перешел в свою Карейскую пустынную келью, где закончил написание Карийского типикона — книги наставлений, сформировавшей отшельническое монашество на всей сербской земле. [ 12 ] Он также написал Хиландарский типикон, регулирующий духовную жизнь в монастырях, организацию служб и обязанности монашеских общин. Хиландарский типикон был частично создан по образцу типикона монастыря Богородицы Эвергетис в Константинополе . [ 13 ]
Период Неманича и поздняя Византийская империя
[ редактировать ]

После Четвертого крестового похода и крестоносцами разграбления Константинополя в 1204 году весь Афон оказался под латинской оккупацией , в результате которой афонские монастыри подверглись беспрецедентному разграблению. [ 14 ] В результате святой Савва отправился в Сербию , чтобы обеспечить монастырь дополнительными ресурсами и поддержкой. Он также предпринял путешествие на Святую Землю , где посетил Святую Лавру святителя Саввы Освященного в Палестине . Там он получил самую почитаемую реликвию Хиландара — чудотворную икону Троеручичной Богородицы ( Троеручица ), написанную святым Иоанном Дамаскинским . По святителя Иоанна Дамаскина завещанию он повелел братии монастыря Мар-Саба присоединить эту чудотворную икону к древнему пророчеству, данному основателем монастыря святым Саввой Освященным . За столетия до этого святой Савва Освященный заклинал своих монахов пожертвовать икону Молококормящей Богородицы и свою игуменскую трость «тезке иноку царской крови из далекой земли», которому во время своего паломничества в монастырь предстоит пережить падение свою игуменскую трость на пол, ранее прикреплённую над его могилой, приложив при этом иконы и молясь на этом месте. [ 15 ]
Сербские короли Стефан Радослав и Стефан Владислав , приходившиеся племянниками святому Савве , значительно одарили монастырь новыми земельными владениями и доходами. Чтобы эффективно справиться с последствиями латинского грабежа крестоносцев , король Урош Великий построил вокруг монастыря большое укрепление с защитной башней, названной в честь Преображения Господня . Царь Драгутин также расширил поступления в доход монастыря и земли или подворья . Он участвовал в усовершенствовании и усилении оборонительных укреплений. После окончания латинской оккупации этой части Византии на монашескую республику обрушилась новая волна набегов . В начале 14 века пираты -наёмники Каталонской Великой Компании неоднократно совершали набеги на Святую Гору , грабя и разграбляя многочисленные монастыри, похищая сокровища и христианские реликвии, а также терроризируя монахов. Из 300 монастырей и монашеских общин на Афоне Хиландар оказался в числе лишь 35, переживших насилие первого десятилетия XIV века. Этим состоянием монастырь обязан своему очень опытному и умелому наместнику. игумен в то время Данило, ставший впоследствии сербским архиепископом Данило II . [ 16 ]

Следовательно, сербский король Милутин сыграл важную роль в строительстве монастырского комплекса Хиландар, реконструировав и расширив его. [ 17 ] В 1320 году он полностью реконструировал главную церковь Введения во храм Богородицы , которая окончательно приняла свой нынешний вид, став символом Хиландара. Монастырский комплекс был расширен дальше на север и включил в себя новые монашеские кельи и укрепления. Во время его правления было построено несколько башен, в частности Милутинская башня, расположенная между пристанями монастыря и его восточной стеной, и Хруссия, или Башня Василия Блаженного, расположенная на берегу. [ 18 ] [ 19 ] Милютин также добавил новые главные входные ворота, в которые была встроена часовня, посвященная Святителю Николаю , в дополнение к недавно построенной монастырской трапезной. Непревзойденная иконографическая работа происходила в эпоху Милютина, начиная от главного храма, через трапезную палату и заканчивая кладбищенской церковью. В то время число сербских монахов резко возросло, а монашество процветало еще больше, поскольку византийский император Андроник II Палеолог пожертвовал большие участки земли в имение монастыря в Греции.
Во времена сербского короля и императора Душана вся гора Афон перешла под его верховную власть. [ 20 ] Это период наибольшего расцвета Хиландара. [ 18 ] Император существенно поддержал монастырь и завещал ему ряд земельных владений в Сербии и Греции. Со времен своего правления (14 век) и по сегодняшний день Хиландару принадлежит пятая часть всей суши на Афоне . [ 21 ] Помимо самого императора, монастырь поддерживала и аристократия Душана. В 1347 году император Душан нашел убежище в Хиландаре, спасаясь от пандемии чумы, опустошившей Европу. Он также взял с собой свою жену императрицу Елену , тем самым создав прецедент и нарушив строгую традицию «аватона», запрещающую женщинам входить на Афон. Устное предание гласит, что во время пребывания в Хиландаре императрице не разрешили ступить ногой на афонскую землю, поскольку ее носил на себе эскорт. В память о визите императора Душана монахи Хиландара воздвигли большой крест и посадили «императорскую оливковое дерево » на том месте, где они его приветствовали. Около 1350 года сербский император также построил церковь Св. Архангелов и расширил монастырскую больницу, а императрица Елена пожертвовала монашескую келью Кариес, посвященную Св. Савве , принадлежащую Хиландару. И Хиландар, и Афон уже пользовались огромным почитанием в Сербии, поскольку заместитель монастыря игумен Савва стал Сербским Патриархом. Сава IV . После смерти императора Душана в 1355 году монастырь процветал еще больше. Помимо сына Душана, сербского императора Уроса V , Хиландара также поддерживали влиятельные дворяне, такие как князь Лазарь Гребелянович , который построил притвор вдоль западной стороны главного входа Пресвятой Богородицы в Храмовую церковь в 1380 году. К концу 14-го века века Хиландар служил убежищем для многочисленных представителей сербской знати.
Османский и современный период
[ редактировать ]
Византийская империя была завоевана в 15 веке турками -османами и их недавно созданной Османской империей . Афонские монахи пытались поддерживать функциональные отношения с османскими султанами и после Мурадом II в 1430 году присягнули ему на послушание. оккупации Салоников [ 22 ] Мурад II оставил Афону самоуправление и выделил ему некоторые оставшиеся привилегии. Хиландар сохранил свои права собственности и автономию во внутренних районах. [ 23 ] Это было дополнительно подтверждено и закреплено в 1457 году султаном Мехмедом II после падения Константинополя в 1453 году . Таким образом, независимость Афона была в некоторой степени обеспечена.
Во второй половине XV века Хиландар переместился на третье место в иерархии атионитских монастырей. Он также стал убежищем для сербских монахов, стремившихся избежать конфликтов того времени. После падения сербского деспотата под властью турок-османов в 1459 году Хиландар потерял главных опекунов и благотворителей, поскольку его братство искало поддержки из других источников. [ 24 ] В течение некоторого времени валахи оказывали покровительство монастырю, инициированному Марой Бранкович . [ 25 ] дочь сербского деспота Жураджа Бранковича . В 1503 году жена сербского деспота Стефана Бранковича Ангелина Бранкович впервые попросила великого князя московского Василия III Ивановича защитить монастырь. Наместник игумена Паисий с тремя другими монахами посетил Москву в 1550 году и запросил помощи и защиты у Высокой Порты в Стамбуле у русского царя Ивана IV , также известного как Иван Грозный . [ 26 ] Он взял Хиландара под свою личную защиту и построил новые монашеские кельи. В марте 1556 года царь Иван IV Васильевич , чья бабушка по материнской линии Ана Якшич была по рождению членом сербского дворянского рода Якшичей , а прапрабабушка по отцовской линии Елена, императрица-консорт Византии, также была сербкой, также пожаловал монастырю Хиландар участок земли с все необходимые постройки Москвы в шаговой доступности от Кремля . [ 27 ] В 16 веке монастырь приобрел значительное поместье в этом районе, укрепив свое присутствие в районе горы Афон. [ 28 ]
В 17 веке число сербских монахов сократилось, а после разрушительного пожара 1722 года пошел на спад: в своем отчете 1745 года русский паломник Василий Барский писал, что Хиландар возглавляли болгарские монахи, хотя отмечалось и присутствие сербских монахов. . [ 29 ] Иларион Макариопольский , Софроний Врацкий и Матей Преображенский Здесь жили , и именно в этом монастыре святой Паисий Хилендарский начал свою революционную славяно-болгарскую историю . До конца 19 века в монастыре доминировали болгары. [ 30 ]


Однако в 1913 году сербское присутствие на Афоне было довольно большим, и афонский протос был сербским представителем Хиландара. [ 31 ]
Современный
[ редактировать ]В 1970-х годах правительство Греции предложило провести электросети всем монастырям на Афоне. Священный Собор Афона отказался, и с тех пор каждый монастырь вырабатывает собственную электроэнергию, которую получают в основном из возобновляемых источников энергии. В 1980-е годы произошла электрификация монастыря Хиландар, в результате чего вырабатывалась электроэнергия в основном для освещения и отопления.
В 1990 году Хиландар был преобразован из идиоритмического монастыря в общежительный . [ 32 ]
4 марта 2004 г. в монастыре Хиландар произошел разрушительный пожар, уничтоживший большую часть обнесенного стеной комплекса и все деревянные элементы. [ 33 ] Библиотека и многие исторические иконы монастыря были спасены или иным образом не затронуты огнем. В настоящее время предпринимаются масштабные усилия по восстановлению Хиландара.
Священные объекты
[ редактировать ]
Среди многочисленных реликвий и других святынь, хранящихся в монастыре, находится чудотворная икона Божией Матери «Акафист » , праздник которой отмечается 12 января. Поскольку на Афоне используется традиционный юлианский календарь , этот день называют 12 января в настоящее время приходится на 25 января современного григорианского календаря .

В монастыре также хранится Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» (греч. Трихеруса , серб. Тројеручица), традиционно связанная с чудесным исцелением святителя Иоанна Дамаскина . [ 34 ] Около 717 года святой Иоанн стал монахом в монастыре Мар Савва под Иерусалимом и передал икону находившейся там монашеской общине. Позже икона была поднесена святому Савве Сербскому , который передал ее Хиландару. Список с иконы был отправлен в Россию в 1661 году, с этого времени она пользуется большим почитанием в Русской Православной Церкви . У этой иконы два праздника: 28 июня (11 июля) и 12 июля (25 июля). императора Стефана Душана также находится меч В сокровищнице монастыря .
Имеется около 1200 славянских рукописей. Архивы включают 172 греческих и 154 сербских документа средневековой эпохи, которые дают представление об экономической и социальной структуре того периода. [ 21 ] Сербский вариант старославянского языка развился в монастыре благодаря скриптории .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Файн 1994 , с. 38.
- ^ Кен Парри (10 мая 2010 г.). Блэквеллский компаньон восточного христианства . Джон Уайли и сыновья. стр. 233 и далее. ISBN 978-1-4443-3361-9 .
- ^ Ом Датт Упадхья (1 января 1994 г.). Искусство Аджанты и Сопочани: сравнительное исследование: исследование практической эстетики . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 65 и далее. ISBN 978-81-208-0990-1 .
- ^ «Управление Святой Горы Афон» . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
- ^ Хиландар - Словарь восточного христианства Блэквелла
- ^ Перейти обратно: а б Тибор Живкович - Грамоты сербских правителей, касающиеся Косово и Метохии. п. 15
- ^ «Ради спасения души моей и прибежища в отечестве моем» . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Джон Энтони МакГакин (15 декабря 2010 г.). Энциклопедия восточного православного христианства, комплект из 2 томов . Джон Уайли и сыновья. стр. 560–. ISBN 978-1-4443-9254-8 .
- ^ «Хиландарские владения и метосы в юго-западной Сербии (Косово и Метохия)» . hilandar.info . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Власто, Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян , с. 219
- ^ «Монастырь Хиландар» . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Богданович 1997 , Предисловие, параграф. 13, карейский типичный
- ^ Богданович 1997 , Предисловие, параграф. 14
- ^ Суботич 1998 , стр. 34–35.
- ^ «Чудотворная икона – Богородица Троеручица (Bogorodica Trojeručica)» . hilandar.info . Проверено 21 апреля 2016 г.
- ^ Васари, Иштван (24 марта 2005 г.). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 109–110. ISBN 1139444085 .
- ^ Суботич 1998 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б «Чиландарский монастырь» . православие.it .
- ^ Суботич 1998 , с. 38.
- ^ Суботич 1998 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Каждан, Александр П., изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. стр. 6–7. ISBN 9780195046526 .
- ^ Суботич 1998 , с. 91.
- ^ Суботич 1998 , с. 92.
- ^ Суботич 1998 , стр. 92–93.
- ^ Суботич 1998 , с. 95.
- ^ Суботич 1998 , с. 98.
- ^ Роберт Пейн, Никита Романов, «Иван Грозный», Rowman & Littlefield, 2002, стр. 436.
- ^ Суботич 1998 , стр. 100–102.
- ^ «Чиландари» . Гора Афон. Архивировано из оригинала 2 мая 2009 г. Проверено 9 октября 2008 г.
В 17 веке число монахов, прибывших из Сербии, сократилось, а 18 век был периодом упадка после разрушительного пожара 1722 года. В то время монастырь фактически был укомплектован болгарскими монахами, которые спорили с сербскими монахами из-за собственности Хиландара. продажа болгарским монахам монастыря Зограф .
- ^ «Монастырь Хилендар» (на болгарском языке). Православие . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Панайотис Христу, «Агион Орос», Патриарший институт патристических исследований, изд. Эпоптея, Афины, 1987, стр. 313-314.
- ^ Доробанту, Мариус (28 августа 2017 г.). Исихазм, Иисусова молитва и современное духовное возрождение Афона (магистерская диссертация). Неймеген: Университет Радбауд . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Фолич, Надя Куртович (2014). Последствия неправильного решения: пример пожара в монастыре Чиландар . Структурные неисправности и ремонт - 15-я Международная конференция.
- ^ Маундер, Крис, изд. (2019). Оксфордский справочник Мэри . Издательство Оксфордского университета. п. 127. ИСБН 9780192511140 .
Источники
[ редактировать ]- Дмитрий Богданович; Воислав Ю. Джурич; Деян Медакович; Миодраг Дордевич (1997). Чиландар . Монастырь Хиландар. ISBN 9788674131053 .
- Миодраг Б. Бранкович; Марин Брмболич; Милорад Милькович; Верика Ристич (2006). Чиландарский монастырь . Республиканский институт охраны памятников культуры. ISBN 978-86-80879-48-2 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Бранислав Цветкович (2002). Восемь веков монастыря Хиландар на Афоне . Местный музей. ISBN 978-86-902543-2-3 .
- Джурич, В.Я. (1964) Средневековые фрески в Хиландаре. в: Материалы XII Международного конгресса византинистов, Охрида, 1961, Белград, 68.
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Хостеттер, WT (1998) В самом сердце Хиландара: интерактивная презентация фресок в главной церкви Хиландарского монастыря на Афоне. Белград, CD-ROM
- Райко Р. Каришич; Михаил Митрович; Гордана Найчевич (2003). Чиландар – во веки веков . Р. Р. Каришич. ISBN 978-86-85345-00-5 .
- Сретен Петкович (1 января 1999 г.). Чиландар . Институт охраны памятников культуры Республики Сербия. ISBN 978-86-80879-19-2 .
- Радич, Радмила (1998). Хиландар в государственной политике Королевства Сербия и Югославия 1896-1970 гг . Белград: Официальный вестник СРЮ. ISBN 9788635504018 .
- Суботич, Гойко, изд. (1998). Хиландарский монастырь . Сербская академия искусств и наук. ISBN 86-7025-276-7 .
- Тодич, Бранислав (1999). Сербская средневековая живопись: эпоха короля Милютина . Белград: Драганич. ISBN 9788644102717 .
- Живкович, Тибор ; Боянин, Станое; Петрович, Владета, ред. (2000). Избранные грамоты сербских правителей (XII-XV века): Относительно территории Косово и Метохии . Афины: Центр исследований византийской цивилизации.
- Живойинович, М. (1998) Право собственности на монастырь Хиландар в средние века. в: Суботич Г. (ред.) Манастир Хиландар, Белград: SANU - Галерея
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фотич, Александр (1994). «Христианская церковь в Османской империи: монастырь Хиландар во времена Селима II» . Диалог: Ежеквартальный обзор искусств и наук . 12 (3): 53–64.
- Фотич, Александр (1999). «Спор между Хиландаром и Ватопедом по поводу границ в Комитиссе (1500 г.)» . Атоника Симмейкта: Атоника Симмейкта . 7 : 97–107.
- Фотич, Александр (2000). «Деспина Мара Бранкович и Хиландар: между желаемым и возможным» . Восемь веков Хиландара: история, духовная жизнь, литература, искусство и архитектура . Белград: САНУ. стр. 93–100.
- Фотич, Александр (2003). «Сборник османских документов в монастыре Хиландар (Афон)» . Семинар по турецким документам в городских и монастырских архивах на Балканах и в Италии . Анкара: Турецкое историческое общество. стр. 31–37.
- Фотич, Александр (2005). «Неосманские документы в дворах Кадиса (Моловия, Средневековые грамоты): примеры из архива монастыря Хиландар (15-18 вв.)» . Границы османских исследований: штат, провинция и Запад . Том. 2. Лондон: Таурис. стр. 63–73.
- Фотич, Александр (2007). «Подворье Хиландарского монастыря в Салониках (XVI-XVII вв.)» . Османская империя, Балканы, греческие земли: к социальной и экономической истории . Стамбул: Изида Пресс. стр. 109–114.
- Фотич, Александр (2008). «Ксенофонт в османских документах Хиландара (16-17 вв.)» . Хиландарская коллекция . 12 : 197–213.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт (на сербском языке)
- Хиландарский монастырь на сайте Святой Горы Афон
- Еще одна страница, посвященная монастырю Хиландар. Архивировано 17 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
- Фотографии Хиландара
- На пути к былой красоте [ постоянная мертвая ссылка ] Информация о недавнем пожаре и восстановительных работах (на английском языке)
- Научно-исследовательская библиотека Хиландара коллекция средневековых славянских рукописей на микроформах . Коллекция Университета штата Огайо — крупнейшая в мире
- Монастырь Хиландар, О монастыре Хиландар (на сербском языке)
- Хиландарский монастырь
- Здания сербской православной церкви XII века
- Христианские монастыри, основанные в XII веке.
- Сербские православные монастыри
- История сербов
- Монастыри на Афоне
- 1198 заведений в Европе
- Византийская сакральная архитектура
- Средневековый Афон
- Отношения Греции и Сербии
- Восстановленные здания и сооружения
- Византийская Сербия