Мерзость запустения
« Мерзость запустения » [а] — это фраза из Книги Даниила, описывающая языческие жертвоприношения, которыми греческий царь Антиох IV Эпифан во 2 веке до нашей эры заменил приношение дважды в день в еврейском храме или, альтернативно, алтарь, на котором приносились такие приношения. [1]
подхватили его В I веке нашей эры авторы Евангелий в контексте разрушения римлянами Иерусалима и храма в 70 году. [2] с Евангелием от Марка, помещающим «мерзость запустения» в речь Иисуса о Втором пришествии . [3] Широко распространено мнение, что авторы Евангелий от Матфея и Луки использовали Марка в качестве источника для своих параллельных отрывков: [4] с Матфея 24:15–16 [5] добавление ссылки на Дэниела [6] и Луки 21:20–21. [7] давая описание римских войск («Но когда вы увидите Иерусалим, окруженный войсками...»); во всех трёх, вероятно, авторы имели в виду будущее эсхатологическое (т. е. последнего времени) событие, а возможно, и деятельность какого-то антихриста . [8]
Книга Даниила [ править ]
Главы 1–6 Книги Даниила возникли как сборник народных сказок еврейской общины конца IV - начала III веков до нашей эры. [9] В то время на алтаре иудейского храма в Иерусалиме дважды в день, утром и вечером, приносили в жертву ягненка. В 167 г. до н.э. Антиох IV Эпифан , царь греческой династии Селевкидов, которая тогда правила Палестиной, положил конец этой практике. [10] [11] В ответ на это были добавлены провидческие главы Книги Даниила, главы 7–12, чтобы заверить евреев в том, что они выживут перед лицом этой угрозы. [12] В 8-й главе книги Даниила один ангел спрашивает другого, как долго будет продолжаться «преступление, опустошающее». Пророчество о семидесяти седминах в Даниила 9 говорит о «княже, который должен прийти», который «прекратит жертвы и приношения, и вместо них будет мерзость запустения». Последнее видение Даниила появляется в Даниила 11, где рассказывается история высокомерного иноземного царя, который установил «мерзость запустения»; и в Даниила 12, где пророку сказано, сколько дней пройдет «с того времени, как будет убрано регулярное всесожжение и поставлена мерзость запустения». [13]
Одна из наиболее популярных старых точек зрения заключалась в том, чтобы видеть в «мерзости» презрительное искажение (или дисфемизм ) финикийского божества Баалшамина, «Господина Небес»; [14] Филон Библосский отождествлял Баалшамина с греческим богом неба Зевсом . [14] а поскольку храм в Иерусалиме был переосвящен в честь Зевса (согласно 2 Маккавеям 6:2), комментаторы старшего поколения были склонны следовать за Порфирием, рассматривая «мерзость» как статую греческого бога неба. [15] Совсем недавно было высказано предположение, что речь идет о неких священных камнях (возможно, метеоритах ), которые были прикреплены к жертвеннику для языческих богослужений. [16] [17] поскольку использование таких камней (« баэтилов ») хорошо засвидетельствовано в ханаанских и сирийских культах. [18] Оба предложения подверглись критике на том основании, что они слишком умозрительны, зависят от ошибочного анализа или не подходят к соответствующему контексту Книги Даниила; [18] [19] а более поздние ученые склонны рассматривать «мерзость» как ссылку либо на языческие жертвоприношения, которые заменили запрещенное иудейское приношение дважды в день (ср. Даниил 11:31, 12:11; 2 Маккавеев 6:5), [20] [21] или языческий жертвенник, на котором приносились такие жертвы. [22] [18]
Новый Завет [ править ]
В 63 г. до н.э. римляне захватили Иерусалим, и Иудея стала форпостом Римской империи, но в 66 г. н.э. евреи подняли восстание против римлян, как когда-то их предки восстали против Антиоха. [23] В результате Первая иудейско-римская война закончилась в 70 году нашей эры, когда легионы римского полководца Тита окружили и в конечном итоге захватили Иерусалим; [24] город и храм были сровнены с землей, и единственным жильем на этом месте до первой трети следующего столетия был римский военный лагерь. [25] Именно на этом фоне Евангелия были написаны от Марка около 70 г. н.э., а от Матфея и Луки около 80–85 гг. [26] [27] Почти наверняка никто из авторов не был очевидцем жизни Иисуса. [28] и что Марк был источником, использованным авторами Евангелий от Матфея и Луки для написания отрывков о «мерзости запустения». [4]
Глава 13 Евангелия от Марка — речь Иисуса о возвращении Сына Человеческого и наступлении Царства Божия , о чем будет сигнализировать появление «мерзости запустения». [3] Оно начинается с того, что Иисус в храме сообщает своим ученикам, что «здесь не останется ни одного камня на другом, все будет брошено вниз»; ученики спрашивают, когда это произойдет, и в Марка 13:15 [29] Иисус говорит им: «Когда вы увидите мерзость запустения, стоящую там, где ему не должно быть (да поймет читатель), то находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Марка 13:14). Терминология Марка заимствована у Даниила, но автор относит исполнение пророчества к своим временам: [30] подчеркивая это в Марка 13:30, заявляя, что «род сей не прейдет, прежде чем сбудется все это». [31] Если «мерзостью» Даниила, вероятно, был языческий жертвенник или жертва, то Марк использует причастие мужского рода для обозначения «стояния», указывая на конкретное историческое лицо: предлагалось несколько кандидатов, но наиболее вероятным является Тит. [32] [33] [б]
Большинство ученых полагают, что Марк был источником, использованным авторами Матфея и Луки для их «мерзости запустения». [4] Матфея 24:15–16. [34] внимательно следует за Марком 13:14: «Итак, когда вы увидите мерзость запустения, о которой говорил пророк Даниил, стоящую на святом месте (да поймет читатель), то находящиеся в Иудее да бегут в горы»; но в отличие от Марка, Матфей использует нейтральное причастие вместо мужского рода и явно называет Даниила пророческим источником текста. [6] В Луки 21:20–21 «мерзость» полностью опускается: «Но когда увидите Иерусалим окруженным войсками, то знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, а находящиеся внутри город отойди, и находящиеся в стране пусть не войдут в него». [35] Во всех трех авторы, вероятно, имели в виду будущее эсхатологическое (т. е. последнего времени) событие, а возможно, и деятельность какого-то антихриста . [35]
См. также [ править ]
- Связанные части Библии : Даниил 7 , Даниил 8 , Даниил 11 , Даниил 12 , Матфея 24 , Марка 13.
- Мерзость (иудаизм)
- Апокалиптика
- Гора искушения
- Судный день
- Пророчество о семидесяти седьминах
- Краткое изложение христианских эсхатологических различий
Примечания [ править ]
- ^ Библейский иврит : שִׁקּוּץ מְשֹׁמֵם , Романизированный: Shiqquts Meshomem , древнегрек : τὸ βδέλυγμα τῆς ἐρημώσεως , романизированный : к Bdelygma tēs seōs , латинская : мерзость Desolationis
- ↑ Среди других кандидатов были зелоты, захватившие храм и убившие священников в 67–68 гг. н. э., а также римские армии, орлиные штандарты, которым они приносили жертвы.
Ссылки [ править ]
- ^ Похоть 2001 , с. 682.
- ^ Райкен, Уилхойт и Лонгман 2010 , стр. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шретер 2010 , с. 291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Красноватый 2011 , с. 29.
- ^ Матфея 24: 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис и Эллисон 1988 , с. 345.
- ^ Луки 21: 20–21.
- ^ Дэвис и Эллисон 1988 , стр. 345–46.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 7–8.
- ^ Похоть 2001 , стр. 671–72.
- ^ Коллинз 2013 , с. 87.
- ^ Сеоу 2003 , с. 8–9.
- ^ Коллинз 2013 , стр. 85–87.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Похоть 2001 , стр. 674.
- ^ Похоть 2001 , стр. 677–78.
- ^ Портеус 1965 , с. 143.
- ^ Гольдштейн 1976 , стр. 144–151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коллинз 1993 , с. 358.
- ^ Похоть 2001 , стр. 675–682.
- ^ Похоть 2001 , стр. 682–687.
- ^ Уотерс 2016 , с. 107.
- ^ Голдингей 1989 , с. 263.
- ^ Бойер 2009 , с. 32.
- ^ Метеор 2018 , с. 1.
- ^ Векслер-Бдола 2019 , стр. 4.
- ^ Перкинс 1998 , с. 241.
- ^ Reddish 2011 , стр. 108, 144.
- ^ Красноватый 2011 , с. 13.
- ^ Марка 13:14
- ^ Лейн 1974 , с. 466–467.
- ^ Хогетерп 2009 , с. 147.
- ^ Лейн 1974 , с. 467.
- ^ Метеор 2018 , с. 49.
- ^ Матфея 24: 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис и Эллисон 1988 , с. 345–346.
Библиография [ править ]
- Блум, Джеймс Дж. (2014). Еврейские восстания против Рима, 66-135 гг. н.э.: военный анализ . МакФарланд. ISBN 9780786460205 .
- Бойер, Пол (2009). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780786460205 .
- Коллинз, Джон Дж. (2013). «Дэниел». Ин Либ, Майкл; Мейсон, Эмма; Робертс, Джонатан (ред.). Оксфордский справочник по истории получения Библии . ОУП. ISBN 9780191649189 .
- Коллинз, Джон Дж. (1993). Дэниел . Крепость. ISBN 9780800660406 .
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . ОУП. ISBN 9780199254255 .
- Дэвис, штат Вашингтон; Эллисон, Дейл К. (1988). Мэтью . Том. 3:19-28. А&С Черный. ISBN 9780567085184 .
- Голдингей, Джон (1989). Уоттс, Джон Д.; Уоттс, Джеймс В.; Мецгер, Брюс М. (ред.). Дэниел . Слово библейский комментарий. Том. 30. Томас Нельсон.
- Гольдштейн, Джонатан А. (1976). Я Маккавеи . Библия Анкора Йельского университета. Том. 41. Даблдей.
- Хогетерп, Альберт Лос-Анджелес (2009). Ожидания конца . БРИЛЛ. ISBN 978-9004171770 .
- Кимондо, Стивен Саймон (2018). Евангелие от Марка и римско-еврейская война 66–70 гг. н.э.: история Иисуса в отличие от событий войны . Випф и Сток. ISBN 9781532653049 .
- Лейн, Уильям Л. (1974). Евангелие от Марка . Эрдманс. ISBN 9780802825025 .
- Похоть, Йохан (2001). «Культ и жертвоприношение у Даниила. Тамид и мерзость запустения». В Коллинзе, Джон Джозеф; Флинт, Питер В. (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. 2. БРИЛЛ. ISBN 9004122001 .
- Перкинс, Фем (1998). «Синоптические Евангелия и Деяния апостолов». В Бартоне, Джон (ред.). Кембриджский справочник по библейской интерпретации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521485937 .
- Портеус, Норман В. (1965). Дэниел: Комментарий . Библиотека Ветхого Завета. Вестминстер Джон Нокс Пресс.
- Реддиш, Митчелл Г. (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN 9781426750083 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джеймс С.; Лонгман, Тремпер (2010). «Мерзость» . Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Шретер, Йенс (2010). «Евангелие от Марка» . В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444318944 .
- Соу, Чун Леонг (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Уотерс, Б.В. (2016). «Две эсхатологические перспективы книги Даниила» . Скандинавский журнал Ветхого Завета . 30 (1): 91–111. дои : 10.1080/09018328.2016.1122292 .
- Векслер-Бдола, Шломит (2019). Элия Капитолина – Иерусалим в римский период: в свете археологических исследований . БРИЛЛ. ISBN 9789004417076 .