Гора искушения
Джебель Курунтул | |
---|---|
Гора искушения Гора Карантин | |
![]() Греческий православный монастырь Искушения на горе Курунтул, 2021 г. | |
Самая высокая точка | |
Высота | 138 м (453 фута) [1] [2] |
известность | в. 400 м (1300 футов) |
Координаты | 31 ° 52'29 "N 35 ° 25'50" E / 31,87472 ° N 35,43056 ° E [3] |
Мы | |
Этимология | Искушение Иисуса ; Старое французское слово, обозначающее «сорок». [4] |
Родное имя | Гора Лакрнталь ( араб .) |
География | |
![]() Джебель Курунтул в обзоре Палестины 1941 года | |
Расположение | Оккупированный Израилем Западный берег |
Страна | ![]() |
провинция | Иерихон |
Муниципалитет | Иерихон |
Родительский диапазон | Иудейские горы |
Биом | Иудейская пустыня |
Геология | |
Орогенез | Иерусалимское образование [5] |
Возраст рока | туронский [5] |
Тип камня | Известняк [5] |
Гора Искушения , по- палестински-арабски Джебель Курунтул ( араб . جبل لقرنطل ), — гора над городом Иерихон на Западном Берегу , в Государстве Палестина ; Исторически это место древней Хасмонейской крепости, древняя христианская традиция определяет его как место искушения Иисуса , описанное в новозаветных Евангелиях от Матфея , Марка и Луки , в которых говорится, что с «высоты» Дьявол предложил Иисусу править всеми царствами мира.
Город Иерихон расположен у подножия к востоку от горы Курунтул, на высоте 258 м (846 футов) ниже уровня моря, а близлежащая река Иордан и Мертвое море находятся еще ниже, дальше на восток и юго-восток. Гора возвышается над Иерихоном примерно на 400 м (1300 футов), что соответствует высоте 138 м (453 фута) над уровнем моря и открывает великолепный вид на легендарные окрестности на востоке.
Курунтул ранее был местом расположения крепости Селевкидов и Маккавеев , известной как Док (также Док и Дагон). Это было место убийства Симона Маккавея и двух его сыновей в 134 г. до н. э. Удерживаемый Антигоном во время войны с Иродом, последний позже улучшил водную систему форта. По крайней мере, с IV века христианская традиция связывает сорок дней поста Иисуса , предшествовавшие его искушению, с пещерой на Джебель-Курунтуле. Со временем в евангельском описании искушения оно стало ассоциироваться с высокой горой.
Спустя столетия после смерти Иисуса гора стала местом расположения монастыря лаврного типа, превращенного в католический монастырь в эпоху крестовых походов , а затем, , в православный монастырь начиная с позднего османского периода . С 1998 года монастырь на полпути к горе связан канатной дорогой с теллом, древнего Иерихона , хранящим останки и центром религиозного туризма . В 2014 году гора и монастырь были включены в состав «Археологического парка Иерихонский оазис» Государства Палестина. Он также был номинирован в Предварительный список на статус всемирного наследия как часть религиозных традиций Эль-Барии, Иудейской пустыни .
Имена
[ редактировать ]Относящиеся к Евангелиям
[ редактировать ]В стандартных греческих текстах Нового Завета на койне говорится, что после крещения в реке Иордан Иисус отправился в «уединенное» или «пустынное место» ( греч . εἰς τὴν ἔρημον , eis tḕn érēmon , [6] [7] или ἐν τῇ ἐριμῳ , en tē̂ erḗmō ). [8] Все три отрывка, где это упоминается, традиционно переводятся на английский язык как «пустыня», хотя в других местах Библии этот же термин по-разному переводится как «уединенное место», «уединенное место» или «пустыня». [9] у Матфея , от Как второе высокой третье искушение у Луки и горы до космоса , [10] или τῆς oikouménēs , tē̂s oikouménēs ). [11] периода крестоносцев На карте Иерусалима в Уппсале он обозначен как « mons excelsus ». [12] буквально «высокая гора» (см. здесь , верхний правый квадрант).
этот проход был соединен с определенным холмом Когда в поздней античности , ему в конечном итоге дали название Гора Карантин ( лат .: mons Quarantana , [13] [14] карантин , [15] карантин , [16] Карантания , [17] QuerentiusЗаявитель [18] , после 40-дневного периода, упомянутого в библейских повествованиях, quarranta представляет собой позднелатинскую форму классическойквадрагинты и т. д. ) («сорок»).
Это сохранилось на арабском языке [19] как Курунтул ( гора , Джабель эль-Курунтул ) [20] также транслитерируется Джабаль аль-Курунтул, [12] Джебель Курунтул, [14] Джебель Курнтул, [19] Джабаль аль-Курунтул, [21] и Джабаль аль-Каранталь, [1] [2] и в конечном итоге правильно переведен как Джебель эль-Арбаин (جبل الأربعين, Джабаль аль-Арбаин , «Гора Сорока»). [12]
Название «Гора искушения» , позже «Гора искушения» , впервые было засвидетельствовано на английском языке в 1654 году. [22]
В наше время это название переводится на арабский язык как Джебель эт-Таджриба ( «Гора эксперимента» ), буквально «Гора искушения». [23]
Связано с древней крепостью
[ редактировать ]Еврейское название Маккавейской крепости на этом холме отдельно не записано, но было транслитерировано на греческий язык как Dōk ( греческий : Δωκ ; латынь : Docus ; арабский : دوكا ) в 1-й книге Маккавеев. [24] и как Дагон ( Δαγὼν ) в произведениях Иосифа Флавия . [25] [26] То же имя сохранилось как Дука ( Δουκα ) еще в первых монастырях, основанных в IV веке, и два небольших поселения возле источников у подножия горы продолжают носить имя Дуюк ( ديوك ). На современном иврите это называется Карантал ( קרנטל ). [ нужна ссылка ] , по арабскому названию.
Христианские традиции
[ редактировать ]
В синоптических Евангелиях христианской Библии после крещения Иоанном 40 дней и 40 ночей , в реке Иордан говорится, что Иисус был уведен Духом в «пустыню», где он постился прежде чем был искушен « дьявол " [27] [28] или « Сатана ». [29] Вкратце об этом говорится и в Евангелии от Марка . [29] В Евангелии от Матфея как дьявол искушал Иисуса сначала своей способностью обеспечить себя едой, чтобы покончить с голодом, затем отправился в Храм в Иерусалиме и искушал его угрозами самоубийства, чтобы побудить к действию Божьих ангелов описывается , , и, наконец, отправился на высоту. гору и искушая его владычеством над всеми царствами мира с сопутствующей славой. В каждом случае Иисус отказывается злоупотреблять своей властью для удовлетворения человеческих аппетитов, злоупотреблять своим положением для проверки воли Бога или поддерживать поклонение кому-либо, кроме Бога. [27] История у Луки , по сути, та же самая, но порядок последних двух искушений обратный. [28]
Отдельная традиция, записанная в » Иоанна Фокы , «Экфрасисе отчете о паломничестве XII века, заключалась в том, что в одном из теллов у подножия горы когда-то находился храм, посвященный месту, где Иисус Навин предположительно видел архангела Михаила ( KJV ). [30]
История
[ редактировать ]




Бронзовый век до эллинистического периода
[ редактировать ]Джебель-Курунтул — известняковая контролирующая основные пути из Иерусалима и Рамаллы в Иерихон и реку Иордан . вершина, с древности [31] возможно, то же самое, что «дорога в пустыне» ( דרך המדבר , дерех хамидбар ), упомянутая в Иисусе Навине 8:15 и 20:31 и Судей 20:42 . [32] Кочевники часто посещали оазис в Иерихоне, орошаемый источником Эйн-эс-Султан , также известным как источник Елисея, по крайней мере 12 000 лет. на склонах Курунтула существовало небольшое поселение Около 3200 г. до н. э., в эпоху раннего бронзового века, . [33] Эта территория была завоевана израильтянами около 1200 г. до н. э. , но нет никаких записей о важных сражениях в этой области во время последующего завоевания ассирийцами , вавилонянами , персами и т. д . [34] Македонцы , или диадохи . [35]
Маккавейское восстание
[ редактировать ]Ко времени восстания Маккавеев генерал Селевкидов . Вакхид укрепил вершину Курунтула восстания в 167 г. до н.э. Этот гарнизон пал в результате еврейского [35] но был отбит и укомплектован Вакхидом после его победы при Эласе в 160 н.э. г. до Император . Антиох VII Сидет назначил некоего Птолемея командующим этим гарнизоном и землями вокруг Иерихона Используя форт в качестве своей главной крепости, он устроил там банкет, на котором убил иудейского первосвященника Симона Тасси , своего тестя, вместе с двумя своими зятьями в 134 г. н.э. до [36] Третий сын Симона Иоанн Гиркан стал преемником своего отца. [37] и атаковал. Окруженный иудейской армией, Птолемей пригрозил сбросить мать Иоанна, его собственную тещу, из крепости и со скалы. Женщина якобы умоляла сына не уклоняться от исполнения своих обязанностей из-за нее, после чего он продолжил избиение. Сначала ее пытали, а затем, после того как Иоанн был вынужден выйти из осады в честь седьмого года отдыха, соблюдавшегося тогда иудеями, [ нужны разъяснения ] убит. Получив недостаточное подкрепление от Антиоха, чтобы удержать свою позицию, Птолемей затем бежал к Зенону Котиласу , тирану Филадельфии (ныне Амман , Иордания ). [25] [26]
В первом веке до нашей эры, во время Ирода конфликта с Антигоном за трон Иудеи, Док был захвачен Антигоном. Впоследствии Ирод улучшил систему водоснабжения на этом месте. [38]
Позднеримский и византийский периоды
[ редактировать ]В какой-то момент поздней античности Джебель Курунтул стал ассоциироваться со всеми 40 днями поста, предшествовавшими искушению Иисуса , а затем и с самим искушением, произошедшим на «высокой горе», с которой он видел «все царства мира». и слава их». [39] Традиция приписывает его «повторное открытие» святой Елене , благочестивой матери Константина Великого , во время ее путешествия по Святой Земле где-то после года нашей эры . 326 [40] Харитон Исповедник основал на горе монастырь типа лавры , который тогда еще использовал форму своего более раннего еврейского и селевкидского названия. [41] Лавра находилась не на вершине горы, а возле Грота Искушения. [42] пещера, предположительно названная Еленой местом 40-дневного поста Иисуса. [41] Всего на восточном склоне горы было выдолблено еще 35 келий для размещения монахов. [43] На более широкой территории в течение следующих нескольких столетий было построено несколько других церквей и монастырей, в первую очередь монастырь в Вади Кельт , основанный Иоанном Фивским и прославленный Георгием Хозибой . [40] Этот начальный период христианского развития подошел к концу с кампанией Византийско-Сасанидской войны 614 года , когда персы смогли использовать еврейское восстание , чтобы ненадолго завоевать Иерусалим . Монастыри Курунтул и Иерихон были разграблены и обезлюдели, восстановлению помешало быстрое мусульманское завоевание Палестины в 635 и 636 годах. [44]
Ранний мусульманский период и период крестоносцев
[ редактировать ]Относительно мирное сосуществование христиан, евреев и мусульман в этом районе. [44] закончилась в 11 веке гонениями аль-Хакима , вторжениями сельджуков и началом Первого крестового похода . Византийский (годы правления 1143–1180) восстановил православные монастыри император Мануил I этого региона. [45] Однако в двух местах, предположительно обнаруженных Святой Еленой столетиями ранее, были построены новые католические часовни, [44] а монахи Гроба Господня использовали место Харитоновой лавры рядом с гротом для монастыря, посвященного Иоанну Крестителю , [44] возведен в 1133 или 1134 году. [45] Относительная важность Грота и монастыря привела к тому, что сама гора стала известна многочисленным паломникам той эпохи как «Гора Карантин». Два года спустя монастырь получил десятину Иерихона. В 1143 году этот доход оценивался в 5000 ауреев 20,5 кг золота) в год и был передан от монахов сестрам Вифании Мелисендой королевой иерусалимской (45,2 фунта или . [45]
Примерно в то же время, [41] рыцари -тамплиеры построили на вершине горы небольшое, но грозное укрепление, храня воду в эллинистических цистернах. [3] и тайники с оружием и припасами в горных пещерах. [13] Вполне вероятно, что цитадель тамплиеров использовала части стен Хасмонеев и Ирода , а также византийскую часовню. возведенную внутри них [36] Сохранившееся до сих пор основание его стен образует грубый прямоугольник размером около 76 × 30 м (250 × 100 футов). [3] Иерархический устав ордена 1170-х или начала 1180-х годов предписывал командующему в Иерусалиме всегда иметь в наличии десять рыцарей для подкрепления пути мимо Джебель-Курунтула, а также для защиты и снабжения любых дворян , которые могли бы пройти по нему. Примерно в то же время в « Теодориха » Маленькой книге сообщалось, что по крайней мере несколько тамплиеров или госпитальеров сопровождали любую группу паломников по маршруту. [13] против любых местных бандитов или набегов бедуинов . [46] Бурхард описывает посещение Джебель Курунтула в своем «Описании» , но помещает фактическое место искушения в другое место, ближе к Вефилю . [15] счел Маршрут Уилбранда его подлинным. [16]
Эта территория была отдана христианам вскоре после их поражения при Хаттине от Айюбидов султана Саладина в 1187 году и в значительной степени обезлюдела. [44]
Османский период
[ редактировать ]Подвергаясь постоянным набегам бедуинов , этот район продолжал находиться под властью Османской империи . [44] В начале 18 века голландский дипломат Дж. А. ван Эгмонд сообщал, что местные арабы использовали пещеры горы для защиты и укрытия. Они давно запретили европейцам приближаться к ним, но некоторые христианские епископы в Палестине, наконец, договорились о выплате им 10 серебряных курушларов в год за безопасный проход , после чего паломникам снова разрешили подняться в грот и на вершину. гора с местным гидом. Отдельные путешественники иногда подвергались ограблениям по маршруту, но в случае со слугой французского посла в этом районе мутасарриф Иерусалима лично вмешался , чтобы заставить деревенских руководителей района вернуть все, что было украдено. Ван Эгмонд отметил, что отцы Гроба Господня, с которыми он путешествовал, продолжали верить, что разрушенная часовня в гроте Искушения была построена лично Святой Еленой, но ее конструкция не казалась ему такой древней. [47]
Новое время
[ редактировать ]На фоне ослабления Османской империи и растущей напористости европейских империй , христианское паломничество в Святую Землю начало расти в конце 19 века вместе с группами археологов и миссионеров . Монастырь , ныне посвященный Святому Иоанну Крестителю , перестраивался с 1874 по 1904 год. [44] о нем заботились греческие православные монахи . в 1905 году [41] [ сомнительно – обсудить ] После войны Первой мировой мандат британской Лиги Наций на Палестину привел к внедрению современных ирригационных систем в районе Иерихона, который процветал как центр сбора фруктов. [44] Хаос вокруг создания Израиля , исход палестинцев и последующие войны и конфликты ограничили доступ, туризм и экономическое развитие в этом районе. [ сомнительно – обсудить ] хотя Хусейн король Иордании приветствовал археологические работы, отчасти для того, чтобы опровергнуть утверждения Израиля о том, что этот район на протяжении большей части своей истории был преимущественно еврейским. [48] Раскопки 2002 года в пещерах Джебель-Курунтул показали, что одна из них использовалась для захоронений от эпохи энеолита до эпохи ислама. [ сомнительно – обсудить ] . [3]
В 1998 году [43] В период относительного мира после соглашений в Осло палестинский бизнесмен Марван Синокрот построил 12-кабинную канатную дорогу длиной 1330 м (4360 футов) от руин древнего Иерихона до греческого монастыря, способную перевозить до 625 человек в час. [49] в рамках подготовки к ожидаемому наплыву туристов во время празднования тысячелетия в 2000 году . Религиозный туризм составляет более 60% от общего числа посетителей Иерихона. [43] (оценка 300 000 человек в год в 2015 г.), [50] а подъемник сократил время, чтобы добраться до монастыря с 90 минут до 5. [43] Компания занесена в Книгу рекордов Гиннеса как «самая длинная канатная дорога ниже уровня моря». [51] но вскоре после этого началась Вторая интифада , снова ограничившая туризм в этом районе. Проект также столкнулся с трудностями из-за горных монахов, с которыми не консультировались по поводу проекта и которые иногда закрывали двери монастыря для групп туристов. [52] но продолжает работать. Джебель-Курунтул, его крепость и монастырь являются частью «дикой природы» Эль-Барии, предложенной для статуса всемирного наследия в 2012 году. [53] и были включены в археологический парк «Иерихонский оазис», созданный при помощи Италии в 2014 году. [54] [55]

Наследие
[ редактировать ]Отчет об искушении Христа под названием «Гора Карантания» является частью Генри Уодсворта Лонгфелло стихотворения «Христус: Тайна» . [56]
Альтернативные места библейского сайта
[ редактировать ]«Высокую гору» библейского повествования иногда отождествляли с другими местами римской Иудеи . Местная арабская традиция поместила его еще в 19 веке на нижней вершине Ушш-эль-Гураба на северной оконечности Иерихонской равнины, отделенной от Горы Искушения долиной, известной как Вади-эд-Дуюк. [57] [58] Другая традиция, записанная в Эрнула 13-го века хрониках , помещает предложение Дьявола владычества над царствами мира на горе Обрыв к югу от Назарета , где, как отдельно сказано, Иисус исчез из толпы. [59] во время одного из его отказов со стороны еврейской общины того времени . [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ЦРУ (1994) , с. 18 .
- ^ Jump up to: а б ЦРУ (2008) .
- ^ Jump up to: а б с д Иерихон (2015) .
- ^ Рамон, Амнон (2000). Вокруг Святого города: христианские туристические маршруты между Иерусалимом, Вифлеемом и Иерихоном (PDF) . Иерусалим: Иерусалимский институт израильских исследований . п. 69 . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаят и др. (2019) .
- ^ Мэтт. 4:1. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ( Nestle. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ).
- ^ Марка 1:12. Архивировано 19 января 2021 года в Wayback Machine ( Nestle. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ).
- ↑ Луки 4:1. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ( Nestle. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ).
- ↑ См. соответствующие отрывки из «Согласия англичанина» в разделе « 2048. erémos. Архивировано 9 мая 2022 г. в Wayback Machine » на сайте Biblehub.com. Архивировано 6 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ Мэтт. 4:8. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ( Nestle. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ).
- ↑ Луки 4:5. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ( Nestle. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine ).
- ^ Jump up to: а б с Боас, Адриан Дж. (5 ноября 2020 г.). «В заброшенной пустыне» . adrianjboas.com . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Прингл (1994) , с. 152 .
- ^ Jump up to: а б Сондерс (1881) , с. 167 .
- ^ Jump up to: а б Прингл (2016) , с. 281 .
- ^ Jump up to: а б Прингл (2016) , с. 94 .
- ^ Истон (1897) .
- ^ Прингл (2016) , с. 116 .
- ^ Jump up to: а б Палмер (1881) , с. 344 .
- ^ Нигро и др. (2015) , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Прингл (2016) , с. 138 .
- ^ Бакстер (1654) , с. 91 .
- ^ «Гора Арбаин в Иерихоне: на ее вершине постился и поклонялся Христос » . Окаменелости (на арабском языке). 6 декабря 2020 г. Проверено 24 декабря 2022 г.
- ^ 1 Макк. 16:15 Архивировано 19 апреля 2021 года в Wayback Machine ( LXX Архивировано 9 июня 2022 года в Wayback Machine )
- ^ Jump up to: а б Иосиф Флавий , Иудейские древности , Книга XIII, Гл. VIII, §1. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Иосиф Флавий , Иудейская война , Книга I, Гл. 2, §3. Архивировано 9 мая 2022 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б КЯВ
- ^ Jump up to: а б КЯВ
- ^ Jump up to: а б Марк 1
- ^ Кондер и др. (1882) , с. 401.
- ^ Жиго (1912) .
- ^ Мазар (1996) , с. 193.
- ^ Иззо и др. (2022) .
- ^ Хинан (1994) , с. 367 .
- ^ Jump up to: а б Хинан (1994) , с. 368 .
- ^ Jump up to: а б Прингл (1994) , с. 153 .
- ^ 1 Маккавеев 16: 11–24.
- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 24, 536. ISBN. 978-0-300-24813-5 .
- ^ КЯВ
- ^ Jump up to: а б Хинан (1994) , с. 369 .
- ^ Jump up to: а б с д Мейсон (2017) , с. 23.
- ^ Вальдес (1998) , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Или (2020) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хинан (1994) , с. 370 .
- ^ Jump up to: а б с Прингл (1994) , с. 150 .
- ^ Прингл (1994) , с. 151 .
- ^ Ван Эгмонт и др. (1759) , с. 329–330 .
- ^ Хинан (1994) , с. 371 .
- ^ Официальный сайт (в архиве) , Иерихон: Канатная дорога Иерихона, 2011 г., заархивировано из оригинала 24 августа 2011 г.
- ^ Нигро и др. (2015) , с. 216.
- ^ Мальц (2021) .
- ^ Гора искушения из Иерихона , Кель: Arte Geie, 6 апреля 2012 г., заархивировано из оригинала 18 апреля 2013 г. , получено 16 сентября 2023 г. (Немецкий)
- ^ ВОЗ (2012) .
- ^ Нигро и др. (2015) , с. 215.
- ^ ДеМарко (2015) .
- ^ Лонгфелло (1872) , с. 13 .
- ^ Кондер и др. (1883) , с. 185 .
- ^ Сондерс (1881) , стр. 87 и 166 .
- ^ Луки 4:29–30 .
Библиография
[ редактировать ]- Сектор Газа и Западный берег: картографический сборник , Спрингфилд : Центральное разведывательное управление США, 1994 г., заархивировано из оригинала 15 мая 2022 г. , получено 15 мая 2022 г.
- Западный берег реки Иордан , Вашингтон : Центральное разведывательное управление США, июль 2008 г.
- 13. Джебель Курунтул Гора искушения (PDF) , Иерихон: Муниципалитет Иерихона, 2015 г., заархивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2022 г. , получено 15 мая 2022 г.
- «Эль-Бария: дикая природа с монастырями» , Предварительный список , Париж: Организация всемирного наследия, 2 апреля 2012 г., заархивировано из оригинала 14 мая 2022 г. , получено 14 мая 2022 г.
- Али, Тагрид (13 ноября 2020 г.), «Иерихон соблазняет туристов горой искушения» , Аль-Монитор , Дубай: Аль-Монитор, заархивировано из оригинала 13 мая 2022 г. , получено 13 мая 2022 г.
- Бакстер, Ричард (1654), Вечный покой святых , том. 4, Лондон: Томас Андерхилл и Фрэнсис Тайтон, заархивировано из оригинала 9 июня 2022 года , получено 14 мая 2022 года .
- Кондер, Клод Ренье ; и др. (1882), Листы VII.–XVI. Самария , Исследование Западной Палестины, Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Кондер, Клод Ренье ; и др. (1883), Листы XVII.–XXVI. Иудея , Исследование Западной Палестины, Лондон: Фонд исследования Палестины .
- Де Марко, Микеле (2015), «Археологический парк Иерихонский оазис» (PDF) , Телль-эс-Султан / Иерихон , Рим: Римский университет Сапиенца, заархивировано из оригинала 21 мая 2022 года , получено 14 мая 2022 года .
- Истон, Мэтью Джордж (1897), « Карантания », Иллюстрированный библейский словарь… , Лондон: Thomas Nelson & Sons .
- Жиго, Фрэнсис Э. (1912). « Искушение Христа ». Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Хинан, Патрик (1994), «Иерихон (Западный берег)» , Международный словарь исторических мест , Милтон-Парк: Тейлор и Фрэнсис, стр. 368–371, ISBN 978-1-884964-03-9 , заархивировано из оригинала 9 июня 2019 года , получено 18 мая 2022 года .
- Иззо, Пьерфранческо; и др. (11 января 2022 г.), «Моментальные снимки из прошлого: открытия и разрушения в Иерихонском оазисе», Левант , 53 (3), Иерусалим и Амман: Совет британских исследований в Леванте: 347–365, doi : 10.1080/00758914.2021. 2015891 , S2CID 249047357 .
- Хаят, Саед; и др. (24 декабря 2019 г.), «Картирование стабильных изотопов для понимания геоструктурного контроля пополнения подземных вод и механизмов потока (пример из северо-восточного бассейна Западного берега)» , «Применение изотопов в науках о Земле» , Лондон: IntechOpen, doi : 10.5772/ intechopen.90449 , S2CID 210980312 , заархивировано из оригинала 29 мая 2022 года , получено 29 мая 2022 года .
- Лонгфелло, Генри Уодсворт (1872), «Божественная трагедия» , Кристус: Тайна , Бостон: Джеймс Р. Осгуд и компания, заархивировано из оригинала 30 октября 2011 г. , получено 24 июля 2011 г.
- Мальц, Джуди (25 ноября 2021 г.), «Израильские туристы покоряют единственную канатную дорогу в Палестине» , «Гаарец» , Тель-Авив: ежедневная газета «Гаарец», заархивировано из оригинала 29 декабря 2021 г. , получено 29 декабря 2021 г.
- Мейсон, Майк (2017), Иисус: Его история в камне , Виктория : Friesen Press .
- Мазар, Амихай ; и др. (1996), «Хурват Шилха: место железного века в Иудейской пустыне» , «Восстанавливая прошлое: очерки археологических исследований и методологии» , озеро Вайнона : Эйзенбраунс, стр. 193–212, ISBN 1-57506-012-4 .
- Нигро, Лоренцо; и др. (2015), «Промежуточный отчет об археологическом парке Иерихонский оазис за 2015 год...» (PDF) , Vicino Oriente , 19 : 215–243, doi : 10.53131/VO2724-587X2015_12 , заархивировано (PDF) из оригинала 15 февраля 2022 г. , получено 14 мая 2022 г.
- Палмер, Эдвард Генри (1881), Списки имен на арабском и английском языках , Исследование Западной Палестины, Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Прингл, Денис (1994), «Замки тамплиеров на дороге к Иордану» , «Военные приказы », том. 1, Абингдон: Рутледж, с. 152, ISBN 9781351542593 , заархивировано из оригинала 12 мая 2022 года , получено 24 ноября 2021 года .
- Прингл, Денис (2016), Паломничество в Иерусалим и Святую Землю, 1187–1291 , Милтон-Парк: Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9781317080862 , заархивировано из оригинала 9 июня 2022 года , получено 12 мая 2022 года .
- Сондерс, Трелони (1881 г.), Введение в исследование Западной Палестины: ее водные пути, равнины и высокогорья , Лондон: Ричард Бентли и сын, заархивировано из оригинала 14 мая 2022 г. , получено 14 мая 2022 г.
- Вальдес, Джулиано (1998), Земля Иисуса , Бонечи, ISBN 9788880299905 , заархивировано из оригинала 9 июня 2022 года , получено 12 мая 2022 года .
- Ван Эгмонт ван дер Ниенбург, Ян Эгидиус; и др. (1759), Путешествие по части Европы, Малой Азии, островам архипелага; Сирия, Палестина, Египет, гора Синай и т. д. , том. 1, Лондон: Локьер Дэвис и Чарльз Реймерс, заархивировано из оригинала 9 июня 2022 года , получено 18 мая 2022 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]