Дэниел 7
Главы Книги Даниила |
---|
В книге Даниила 7 (седьмая глава Книги Даниила ) рассказывается о видении Даниила четырех мировых царств, замененных царством святых или «святых» Всевышнего, которое будет существовать вечно. Четыре зверя выходят из моря, Ветхий днями судит их, и «подобному сыну человеческому » даровано вечное царствование. Ангельский проводник интерпретирует зверей как царства и цари, последний из которых будет вести войну со «святыми» Божиими, но они будут уничтожены, а «святым» будет дано вечное владычество и сила.
происходит во время правления или регентства царя Валтасара (который, вероятно, умер в 539 г. до н.э.), датируется 167–164 гг. до н. э., причем глава 7 Даниила датируется несколько раньше, чем остальные. Хотя действие пророческих глав Книги Даниила [1] Это апокалипсис , литературный жанр, в котором человеку-реципиенту открывается небесная реальность; [2] это также эсхатология , божественное откровение относительно момента, когда Бог вмешается в историю, чтобы возвестить последнее Царство. [3] Его контекстом является угнетение евреев со стороны селевкидского правителя Антиоха IV Эпифана , который объявил еврейские обычаи вне закона и построил в Храме алтарь Зевсу (« мерзость запустения »), что спровоцировало народное восстание, которое привело к возвращению Иерусалима и Храм Иуды Маккавея . [4] [5] Глава 7 вновь вводит тему «четырех царств» главы 2, а именно, что Израиль попадет под власть четырех последовательных мировых империй, каждая из которых хуже предыдущей, пока, наконец, Бог не положит конец угнетению и не установит вечное царство. [6]
Краткое содержание
[ редактировать ]В первый год правления Валтасара , царя Вавилона (вероятно, 553 г. до н. э.), Даниил получает видение от Бога. Он видит «великое море», взволнованное «четырьмя ветрами небесными», и из воды выходят четыре зверя: первый — лев с крыльями орла, второй — медведь, третий — крылатый барс с четырьмя головами. , а четвертый — зверь с десятью рогами, и появился еще один рог, который искоренил три из десяти. Пока Даниил наблюдает, Ветхий днями занимает свое место на небесном престоле и судит посреди небесного суда, четвертый и худший зверь предается смерти, и существо, подобное человеку («подобному сыну человек») приближается к Древнему на облаках небесных и получает вечное царствование. Небесное существо объясняет видение: четыре зверя — это четыре земных царя (или царства), «а святые Всевышнего примут и будут владеть царством во веки веков». Что касается четвертого зверя, то десять рогов — это десять царей этого последнего и величайшего земного царства; одиннадцатый рог (царь) свергнет трех царей и начнет войну со «святыми Божиими» и попытается изменить священные времена года и закон, он будет иметь власть «на время, два раза с половиной», но когда отведенное ему время истекло, он будет уничтожен, а святые будут владеть вечным царством. [7]
Структура и состав
[ редактировать ]Книга Даниила
[ редактировать ]Принято считать, что Книга Даниила возникла как сборник народных сказок еврейской общины Вавилона и Месопотамии в персидский и ранний эллинистический периоды (V-III вв. до н.э.), дополненный видениями глав 7–12 Маккавейской книги . эпоха (середина II века до н. э.). [8] Современные ученые сходятся во мнении, что Даниил — легендарная личность. [9] Возможно, имя было выбрано герою книги из-за его репутации мудрого провидца в еврейской традиции. [10] Сказки озвучены анонимным рассказчиком, за исключением главы 4, которая представляет собой письмо царя Навуходоносора II . [11] Главы 2–7 написаны на арамейском языке (после первых нескольких строк главы 2 на иврите) и имеют форму хиазма — поэтической структуры, в которой основная мысль или послание отрывка помещается в центре и обрамляется дальнейшими повторы в обе стороны: [12]
- А. (2:4б-49) – Мечта о четырех царствах, замененных пятым.
- Б. (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- В. (4:1–37) – Даниил истолковывает сон Навуходоносору.
- С'. (5:1–31) – Даниил истолковывает Валтасару почерк на стене.
- Б'. (6:1–28) – Даниил во рву со львами
- Б. (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- А'. (7:1–28) – Видение четырех мировых царств, замененных пятым.
Глава 7
[ редактировать ]Глава 7 имеет решающее значение для более широкой структуры всей книги, выступая в качестве моста между рассказами глав 1–6 и видениями 7–12. Использование арамейского языка и его место в хиазме связывают его с первой половиной, тогда как использование Даниила как рассказчика от первого лица и акцент на видениях связывают его со второй. Есть и временной сдвиг: истории в главах 1–6 пробежались от Навуходоносора к Валтасару и к Дарию, но в главе 7 мы возвращаемся к первому году Валтасара, и движение вперед начинается снова, к третьему году Валтасара. , первый год Дария, а затем третий год Кира. [13]
Большинство ученых признают, что эта глава была написана как единое целое, возможно, на основе раннего антиэллинистического документа примерно 300 г. до н.э.; стих 9 обычно печатается как стихотворение и может быть фрагментом древнего псалма. Общую структуру можно описать следующим образом: [14]
- Введение (стихи 1–2а)
- Отчет о видении: видение четырех зверей; видение «рога»; тронное видение; видение суждения; видение фигуры на облаках (2б–14)
- Интерпретация (15–18)
- Дополнительное уточнение видения (19–27)
- Заключение (28)
Жанр и темы
[ редактировать ]Жанр
[ редактировать ]Книга Даниила — это апокалипсис , литературный жанр, в котором человеческому получателю открывается небесная реальность. Апокалипсисам свойственны видения, символика, потусторонний посредник, акцент на космических событиях, ангелах и демонах, псевдонимность (ложное авторство). [2] Апокалипсисы были распространены с 300 г. до н. э. по 100 г. н. э. не только среди евреев и христиан, но и среди греков, римлян , персов и египтян . [15] Даниил, герой книги, — представитель апокалиптического провидца, получатель божественного откровения: познал мудрость вавилонских волхвов и превзошел их, потому что его Бог — истинный источник знаний. Даниил — один из маскилимов , мудрецов, задача которых — учить праведности. [15] Книга также является эсхатологией , то есть божественным откровением о конце нынешнего века, моменте, когда Бог вмешается в историю, чтобы возвестить последнее Царство. [3]
Темы
[ редактировать ]Общая тема Книги Даниила – верховная власть Бога над историей. [16] Написанные для ободрения евреев, подвергающихся гонениям со стороны Антиоха Епифана , селевкидского царя Сирии, видения 7–12 глав предсказывают конец земного царства Селевкидов, замену его вечным царством Божиим, воскресение мертвых, и окончательное решение. [17] Глава 7 вновь вводит тему «четырех царств», а именно то, что Израиль (или мир) попадет под власть четырех последовательных мировых империй, каждая из которых хуже предыдущей, пока, наконец, Бог и его воинства не прекратят угнетение и не введут вечное царство. . [6]
Историческая справка: от Вавилона до греков
[ редактировать ]В конце VII - начале VI веков до нашей эры Нововавилонская империя доминировала на Ближнем Востоке. начало Иудейское царство этот период как клиентское государство Вавилона, но после серии восстаний Вавилон низвел его до статуса провинции и увел его элиту (не все население) в плен. Это « вавилонское изгнание » закончилось в 538 году до нашей эры, когда мидяне и персы во главе с Киром Великим завоевали Вавилон и положили начало Персидской или Ахеменидской империи (с правящей династией Ахеменидов). Персидская империя, в свою очередь, уступила Александру Македонскому во второй половине IV века, и после смерти Александра в 323 году до нашей эры его генералы разделили его империю между собой. Римская империя , в свою очередь, в конечном итоге взяла под свой контроль те части Ближнего Востока к западу от Месопотамии. Палестина сначала попала под контроль Птолемеев Египта , но около 200 г. до н.э. перешла к Селевкидам, базировавшимся тогда в Сирии. Обе династии были греками и обе продвигали греческую культуру, обычно мирно, но правитель Селевкидов Антиох IV , также называемый Антиохом Эпифаном (правил в 175–164 гг. до н. э.), оказался исключением. Интерпретируя еврейскую оппозицию как мотивированную религией и культурой, он объявил вне закона еврейские обычаи, такие как обрезание , кошерные диетические ограничения, соблюдение субботы и еврейские писания ( Тора ). Своим самым позорным поступком он построил жертвенник Зевсу над жертвенником всесожжений в Храме (« мерзость запустения »), вызвав в 167 г. до н.э. массовое народное восстание против эллинско-греческого правления, которое привело к возвращению Иерусалима Иудой. Маккавей и очищение Храма в 164 г. до н.э. [4] [5]
Образы и символика
[ редактировать ]Многие ученые согласились с мнением, что образы 7-й главы Даниила в конечном итоге происходят из ханаанского мифа о Яммом битве Ваала с ( букв . «Море»), символизирующим хаос . Хотя точного прототипа этого образа не существует, существует ряд параллелей с дошедшим до нас мифом. [18] Четыре зверя — монстры хаоса. [18] которые появились в виде змей в Цикле Баала, обнаруженных в руинах Угарита в 1920-х годах. В 7-й главе Даниила, написанной незадолго до того, как Иуда Маккавей очистил храм в 164 г. до н.э., они символизируют Вавилон, Мидян , Персию и Грецию: [19]
- Лев: Вавилон. Его превращение в человека отменяет превращение Навуходоносора в зверя в главе 4, и «человеческий разум» может отражать его восстановление здравомыслия; «вырванные крылья» отражают как потерю власти, так и переход к человеческому состоянию.
- Медведь: Мидяне – сравните Иеремия 51:11 с мидянами, напавшими на Вавилон.
- Леопард: Персия. Четыре головы могут отражать четырех персидских царей из Даниила 11:2–7 .
- Четвертый зверь: греки и особенно селевкиды Сирии.
«Десять рогов», которые появляются на звере, представляют собой круглое число, обозначающее царей Селевкидов между Селевком I , основателем царства, и Антиохом Эпифаном. [20] сравнимо с ногами из железа и глины в главе 2 и преемственностью царей, описанной в главе 11. «Малый рог» — это сам Антиох. «Три рога», вырванные с корнем «маленьким рогом», отражают тот факт, что Антиох был четвертым в очереди на престол и стал царем после того, как его брат и один из сыновей его брата были убиты, а второй сын сослан в Рим. Антиох был ответственен только за убийство одного из своих племянников, но автор 7-й главы книги Даниила возлагает на него ответственность за все. [21] Антиох называл себя Теосом Эпифаном, «Проявителем Бога», что соответствовало «высокомерной» речи маленького рога. [22]
Следующая сцена – божественный суд. Израильский монотеизм должен иметь только один престол, поскольку есть только один бог, но здесь мы видим несколько престолов, что указывает на мифическую подоплеку видения. «Ветхий днями» перекликается с ханаанским Элем , но его трон на колесах напоминает Иезекииля мобильный престол Бога . Он окружен огнем и свитой из «десяти тысяч раз по десять тысяч», намек на небесные воинства, сопровождающие Яхве , Бога Израиля, когда он едет на битву с врагами своего народа. Однако битвы нет; вместо этого «книги» открываются, и судьба врагов Израиля решается верховным судом Божьим. [23]
Много обсуждалась личность «подобного сыну человеческому», приближающегося к Богу на Его престоле. Обычно предполагается, что эта фигура представляет собой триумф еврейского народа над своим угнетателем; Основная альтернативная точка зрения состоит в том, что он является ангельским лидером небесного воинства Божьего, и эта связь явно показана в главах 10–12, где читателю сообщается, что конфликт на Земле отражается войной на небесах между Михаилом , ангельским защитником Израиль, которому помогал Гавриил , и ангельские «князья» Греции и Персии; иногда выдвигается идея о том, что он — мессия , но Даниил не делает явных упоминаний о мессии где-либо еще. [24]
«Святые», по-видимому, относятся к преследуемым евреям при Антиохе; «священные времена и закон» — это нарушенные им еврейские религиозные обычаи; «время, два раза с половиной» — это примерно время гонений, с 167 по 164 год до нашей эры, а также половина семи, «совершенное число». [25]
Царство отнято у четырех зверей, правление которых «на смену придет царство святых Всевышнего, которое пребудет вовек». [26] «Их царская власть – это вечная власть»: хасиды (секта «благочестивых») верили, что восстановление еврейского богослужения в храме ознаменует наступление последней эпохи. [27]
В популярной культуре
[ редактировать ]Песня популярного израильского музыканта Меира Ариэля «Хаят хаБарзель» («Железный зверь») связывает четвертого зверя из 7-й главы Даниила с современным индустриальным обществом. [28]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Коллинз 1984 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд 2000 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл 2000 , с. 420-421.
- ^ Перейти обратно: а б Бандстра 2008 , с. 449.
- ^ Перейти обратно: а б Аун 2010 , с. 15-19.
- ^ Перейти обратно: а б Кон 2006 , с. 188-189.
- ^ Левин 2010 , с. 1247-1249.
- ^ Коллинз 1984 , с. 29,34–35.
- ^ Коллинз 1984 , с. 28.
- ^ Реддитт 2008 , с. 176–177 180.
- ^ Весселиус 2002 , с. 295.
- ^ Реддитт 2008 , с. 177.
- ^ Хеббард 2009 , с. 23.
- ^ Коллинз 1984 , с. 74-75.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2006 , с. 397-406.
- ^ Левин 2010 , с. 1234.
- ^ Нельсон 2000 , с. 311-312.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 1984 , с. 77.
- ^ Левин 2010 , с. стр.1247 сноски.
- ^ Левин 2010 , с. 1247 сносок.
- ^ Левин 2010 , с. 1247–1248 сноски.
- ^ Сеоу 2003 , с. 106.
- ^ Сеоу 2003 , с. 106-107.
- ^ Коллинз 1998 , с. 101-103.
- ^ Левин 2010 , с. 1248-1249, сноски.
- ^ Драйвер, SR (1900), Кембриджская Библия для школ и колледжей, глава Даниила 7, по состоянию на 9 октября 2020 г.
- ^ Хаммер 1976 , с. 82.
- ^ «Железный зверь» .
Библиография
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э. (2010). «Мир римского эллинизма» . В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444318944 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-95129-8 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827610019 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кон, Шэй, Джей Ди (2006). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227432 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. п. 103 . ISBN 9780802843715 .
Сын Человеческий: Толкование и влияние 7-й главы Даниила.
- Коллинз, Джон Дж. (2002). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. Я. БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 9780826415202 .
- Куган, Майкл (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 400.
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Дэвидсон, Роберт (1993). «Иеремия, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
Книга Иеремии
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 9780199254255 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640472 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Галлахер, Юджин В. (2011). «Милленаризм, Священное Писание и традиция» . В Вессингере, Кэтрин (ред.). Оксфордский справочник милленаризма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195301052 .
- Голдингей, Джон Дж. (2002). «Даниил в контексте ветхозаветного богословия» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. II. БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 9780567552488 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 9780203461013 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). «Дан(иэль) на все времена» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521097659 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 9780802846334 .
- Хеббард, Аарон Б. (2009). Чтение Даниила как текст богословской герменевтики . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781606089910 .
- Хилл, Эндрю Э. (2009). «Даниил-Малачи» . В Лонгмане, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (ред.). Библейский комментарий толкователя . Том. 8. Зондерван . ISBN 9780310590545 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Холбрук, Фрэнк Б. (1986). Семьдесят седьмин, Левит и природа пророчества (Том 3 изданий Даниила и Комитета Откровения). Институт библейских исследований, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня. ISBN 0925675024 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664229917 .
- Книбб, Майкл (2009). Очерки Книги Еноха и других ранних еврейских текстов и традиций . БРИЛЛ. ISBN 978-9004167254 .
- Книбб, Майкл (2002). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Кох, Клаус (2002). «Этапы канонизации Книги Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Крац, Рейнхард (2002). «Видения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199370504 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Мангано, Марк (2001). Эстер и Дэниел . Колледж Пресс. ISBN 9780899008851 .
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 9780801048357 .
- Нельсон, Уильям Б. (2000). «Дэниел» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Нельсон, Уильям Б. (2013). Дэниел . Книги Бейкера. ISBN 9781441240064 .
- Ньюсом, Кэрол А.; Брид, Бреннан В. (2014). Дэниел: Комментарий . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664220808 .
- Никол, Ф., изд. (1954). «хронологическая таблица». Библейский комментарий АСД . стр. 326–327.
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 9780567082138 .
- Пасачофф, Наоми Э.; Литтман, Роберт Дж. (2005). Краткая история еврейского народа . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742543669 .
- Портье-Янг, Анатея Э. (2013). Апокалипсис против империи: теологии сопротивления в раннем иудаизме . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199271979 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 9780567044501 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 9783161457982 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 9780881253726 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Таунер, В. Сибли (1993). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237561 .
- ВандерКам, Джеймс С. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 9780802864352 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 9780062243300 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742486 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Уайт, Эллен (2014). Совет Яхве: его структура и членство . Мор Зибек. ISBN 9783161532931 .