Пассио
Страсть | |
---|---|
Страсть Пярта Арво | |
![]() Обложка альбома | |
Стиль | тинтиннабули |
Текст | Евангелие от Иоанна |
Язык | латинский |
Составленный | 1982 |
Подсчет очков | САТБ , гобой, фагот, скрипка, виолончель, орган Солисты и хор |
Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem (Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну), также известные как Страсти по Иоанну или просто Passio , — это страстная постановка Арво Пярта для баритона соло (Иисус) и тенора соло (Пилат). ), сольный вокальный квартет (Евангелист), хор , скрипка , гобой , виолончель , фагот и орган . Работа длится около 70 минут и представляет собой набор латинского текста из Евангелия от Иоанна , глав 18 и 19 , плюс краткое введение и заключение.
История
[ редактировать ]Когда Пярт уехал из Эстонии в Австрию в 1980 году, [ 1 ] он взял с собой первые наброски « Страстей по Иоанну», ставших кульминацией стиля тинтиннабули . В конце концов он закончил работу в 1982 году, и она была опубликована в 1989 году. С тех пор она записывалась четыре раза и остается одной из его самых популярных работ. Во многом так же, как Пярт при создании тинтиннабули вдохновлялся средневековой музыкой, так и здесь его вдохновляют самые ранние монофонические настройки «Страстей». «Страсти по Иоанну» представляют собой тщательно составленный текст Иоанна 18–19, которому предшествует краткое введение (Exordio) и за которым следует краткое заключение (Conclusio). Он использует солиста-баритона для Иисуса , тенора для Пилата и квартета сопрано-альт-тенор-бас (SATB) для евангелиста . Кроме того, есть четыре сольных инструмента: гобой, скрипка, виолончель и фагот, орган и хор SATB. Работа длится около 70 минут и не разбита на движения.
Структура
[ редактировать ]При сочинении произведения Пярт в первую очередь думал об оформлении текста и декламации : все музыкальные элементы произведения, от ритма до высоты звука , в той или иной степени определяются текстом. В тональном плане работа сосредоточена на серии перекрывающихся квинт : DAEB. Ритмические значения задаются текстом. У каждого символа есть базовое значение ноты, которое удлиняется в зависимости от пункта препинания и его положения во фразе. Поскольку точка в конце предложения образует ноту длиннее, чем запятая в середине, иерархия текстовых фраз отражается в музыке.
Присвоение значения: [ 2 ]
- В последнем слове фразы, оканчивающейся запятой, ударный слог будет средним.
- В последнем слове фразы, заканчивающейся двоеточием или точкой, каждый слог будет длинным.
- В первом слове нового предложения (или фразы, начинающейся после двоеточия) ударный слог будет средним.
- В последнем слове фразы, заканчивающейся вопросительным знаком, каждый слог будет средним.
- В противном случае все слоги короткие.
Пярт делит текст Евангелиста на четыре части (по 50 фраз в каждой), плюс заключительную заключительную часть из 10 фраз, всего 210. Каждая часть начинается с отдельного сольного голоса, затем к ней присоединяется инструмент, и эта схема продолжается до тех пор, пока все звучат 8. Альт и бас, а также гобой и фагот всегда являются М-голосами ( выдумка Хиллера , относящаяся к мелодическому голосу в конфигурации тинтиннабули); голоса сопрано и тенора, а также скрипки и виолончели всегда являются Т-голосами (опять же, термин Хиллера относится к гармонирующему голосу). В случае, когда представлен только Т-голос, М-голос просто подразумевается.
У Христа всегда самые длинные и самые низкие ноты, что создает резкий контраст с другими персонажами. Центр звука Христа — «ми» и сопровождается гудением и «ти»-голосом в органе. Для турбы центром высоты звука снова является E. Голоса альта и баса, снова всегда играющие роль M, зеркально отражаются, а Т-голоса сопрано и тенора чередуются выше и ниже M-голосов. Хотя оба сосредоточены на ми, М-голоса используют фригийский ми вместо ми мажор в Т-голосах; это создает поразительное переплетение между солью-натуральным и соль-диезом, хотя они никогда не звучат одновременно. Пилат, как и Христос, аккомпанирует только органу, но поет в более быстрых ритмических значениях и имеет более высокую тесситуру . Партия Пилата - самая нестабильная в пьесе, частично созданная за счет использования голоса М с центром на B и голоса Т с центром на F ( с интервалом в тритона ), а также за счет отказа Пилата быть либо голосом Т. или М-голос, всегда чередуя эти две роли.
Прием
[ редактировать ]Американский композитор Эрик Уитакр использовал два начальных аккорда заключения ( Qui passus es ) в своем мотете Lux Aurumque , применив их к словам natum ( новорожденный ) и связав таким образом рождение и смерть Христа с реинкарнацией .
Записи
[ редактировать ]- Пол Хиллер , реж., «Пассио» Арво Пярта, ансамбль Хиллиард , новая серия ECM 837109 (1988).
- Тауно Сатомаа , реж., «Страсти по Иоанну» Арво Пярта, хор Candomino, Finland Records (2001).
- Энтони Питтс , реж., «Страсть», Арво Пярт, «Тонус Перегринус» , Наксос, 8555860 (2003).
- Нильс Швекендик, реж., «Пассио» Арво Пярта, Камерный хор Хельсинки, BIS BIS-2612 SACD (2021).
Ссылки
[ редактировать ]- Фишер, Курт фон (1991). «О страстях по Иоанну» Арво Пярта. Ежегодник церковной музыки . 75 : 133–8.
- Хиллиер, Пол (1997). Арво Пярт . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816550-1 .
- Хиллер, Пол (2001). «Арво Пярт». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .