Канон Покаянен
Канон Покаянен | |
---|---|
автор: Арво Пярт | |
![]() Интерьер Кёльнского собора , для которого было написано произведение | |
Жанр | Священный хорал |
Стиль | Современная музыка |
Повод | 750-летие Кёльнского собора. |
Текст | « Канон покаяния » Господу нашему Иисусу Христу |
Язык | церковнославянский [ 1 ] |
Составленный | 1997 |
Преданность | Тыну Кальюсте и Камерный хор Эстонской филармонии |
Подсчет очков | САТБ преступление |
Премьера | |
Дата | 17 марта 1998 г. |
Расположение | Кельнский собор |
Kanon Pokajanen — композиция Арво Пярта 1997 года для четырёхголосного ( SATB ) хора . Текст представляет собой « Канон покаяния Господу нашему Иисусу Христу», православный гимн . Текст исполняется на церковнославянском языке и, следуя традиции русской духовной хоровой музыки, исполняется а капелла .
Фон
[ редактировать ]Арво Пярт так описывает свое знакомство с текстом и историю положения этого текста на музыку:
- Много лет назад, когда я впервые приобщился к традиции Русской Православной Церкви, я наткнулся на текст, который произвел на меня глубокое впечатление, хотя в то время я не мог его понять. Это был Канон покаяния.
- С тех пор я часто возвращался к этим стихам, медленно и упорно пытаясь раскрыть их смысл. Два хоровых произведения (Nun eile ich...., 1990 и Memento, 1994) были первыми попытками приблизиться к канону. Тогда я решил положить его на музыку целиком — от начала до конца. Это позволило мне остаться с этим, посвятить себя этому; и, по крайней мере, его влияние на меня не ослабевало, пока я не закончил партитуру. У меня был похожий опыт во время работы над Passio.
- На написание «Канон покаянен» ушло более двух лет, и время, «мы провели вместе», было чрезвычайно полезным. Это может объяснить, почему эта музыка так много значит для меня. [1]
Компания KölnMusic GmbH поручила ему написать произведение, посвященное 750-летию строительства Кёльнского собора . Он закончил его в 1997 году, и его премьера состоялась в Кельнском соборе 17 марта 1998 года в исполнении Камерного хора Эстонской филармонии под руководством Тыну Кальюсте , которому (как хору, так и дирижеру) было посвящено это произведение.
Структура
[ редактировать ]Как сказал Пярт, «слова очень важны для меня, они определяют музыку», и более того, «построение музыки основано на построении текста». [2] Поэтому структура музыки будет основана на ее тексте, а именно на «Каноне покаяния».
Восточно-православный канон , как правило, состоит из девяти од (хотя на практике обычно поются только восемь). Каждая ода начинается вступительным стихом, называемым эйрмос (мн. эирмой ), за которым следуют четыре стиха, называемые тропарями (пою. тропарь ), перемежающиеся антифонными ответами, подходящими для темы канона. Последний тропарь называется Богородичным , назван так потому, что написан в честь Богородицы ( Богородицы ).
Существуют также гимны -интермеццо , которые отражают тему канона: Седален (появляется между одой III и одой IV), Кондак и его икос (оба между одой VI и одой VII) и Молитва после канона (после Ода IX). Последняя завершает канон и может служить предпричастной молитвой .
Эйрмос (по- гречески «модель» или «цепь») — это парафраз одного из девяти песнопений Священного Писания , обычно использующий конкретный стих или общую идею библейской песни. Вот список библейских песнопений с их традиционными названиями:
- Исход 15:1–19 — Песнь Моисея и Мариам после перехода через Красное море.
- Второзаконие 32:1–43 — Песнь Моисея, наказывающая израильтян за их грехи.
- 1 Царств 2:1–10 (3 Царств 2:1–10, LXX ) – Песнь Анны
- Книга Аввакума 3:2–19 — Песнь (или видение) Аввакума.
- Книга Исайи 26:9–20 — Молитва Исайи.
- Книга Ионы 2:3–10 — Молитва Ионы
- Молитва Азарии 2–21 (Даниил 3:26–45, Септуагинта ) – Молитва трех святых детей: Ханании, Мишаила и Азарии.
- Песнь о трех святых детях 28–67 (Даниил 3:52–90, Септуагинта ) — Песнь о трех святых детях.
- Евангелие от Луки 1:46–55 — Магнификат
Обычно вторую оду опускают из-за ее сурового характера. Наиболее заметным исключением из этого правила является Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который поется во время Великого поста . В большинстве канонов, в том числе и в настоящем, нет текста, написанного для Оды II и поэтому нет Оды II в «Каноне Покаянен» . Однако нумерация не меняется, как показано на схеме ниже для всего произведения:
- Ода I
- Ода III
- Ода IV
- Ode V
- Ода VI
- Кондакион
- Икос
- Ode VII
- Ода VIII
- Ода IX
- Молитва после канона
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]Канон Покаянен стиля Пярта демонстрирует черты тинтинабулярного . Пьеса остается почти исключительно в ре миноре , отклоняясь только в особенно выразительных отрывках и иногда в финальных каденциях (например, пьеса заканчивается пикардийской терцией на ре).
- Эйрмой . исполняется полным хоровым звучанием Между фразами часто бывают паузы молчания перед возобновлением хора (этот прием используется на протяжении всего произведения). Большую часть времени сопрано и тенор поют мелодию, а альт и бас поют гармонию.
- Тропари звучание , имеют речитативное в котором одновременно поются лишь несколько частей. Во всех одах сохраняется общее голосовое расположение: в первой и третьей бас поет мелодию, а тенор поет гармонию; во втором сопрано и альт поют мелодию, а тенор поет гармонию; в последнем альт и тенор поют мелодию, а сопрано поет гармонию. И эрмои , и тропари соответствуют характеристике русского распевного пения, где первый поется, а второй - речитативным способом. [3]
- Двумя антифонными ответами являются Помилуй мя, Боже, помилуй мя («Помилуй мя, Боже, помилуй мя») и Малое славословие ( Слава Отцу и Сину и Святому Духу / «Слава Отцу и Сыну». и Святому Духу»; И ниные и присно и во вьеки веков. Амин / «Ныне и присно и во во веки веков. Аминь»). Первый использует эффект хоккета между набором голосов. Последний поется в ритмическом унисон.
- Стихи -интермеццо имеют отчетливый музыкальный характер, который ближе к византийскому стилю пения, чем оды с более русским влиянием.
- В Седалене используется унисонная мелодия, также более близкая к византийскому стилю, исполняемая всеми четырьмя голосами. Он включает в себя дрон на ноте D, который пересекает всю гамму D, постепенно усиливаясь по громкости и регистру. Малое славословие поется по теме, аналогичной ответу « Помилуй мя, Боже, помилуй мя» . « Богородица » в конце «Седалина» поется как обычно, за исключением сольных голосов.
- Кондак также византийский по своей мелодии. Сопрано и альт поют ее вместе, а тенор и бас создают исон. Ключевым моментом здесь является мелодичный минор .
- Икос очень похож на Кондак, за исключением того, что тенор и бас поют и мелодию, и исон (конечно, разделенный).
- Молитва после Канона уникальна по своей обстановке, и в ней наблюдается нарастание интенсивности с точки зрения силы и громкости голосов, прежде чем снова перейти к более легкому и неземному звучанию.
В целом мелодии и гармонии остаются довольно статичными на протяжении всего произведения. Вариация создается за счет изменения расположения и ролей различных частей голоса. Оды развиваются к каждой части интермеццо, рассматривая ее как небольшую кульминацию. Молитва после Канона — самая напряженная из всех кульминаций, соответствующая функции молитвы.
Сноски
[ редактировать ]- ^ - Арво Пярт, «Kanon pokajanen», пер. Екатерина Шельберт в сопроводительном буклете, Канон Покаянен в исполнении Камерного хора Эстонской филармонии под управлением Тыну Кальюсте. ECM New Series 1654/55, 1998 г. Компакт-диск.
- ^ - Там же, «Начиная с нуля», интервью Ника Кимберли, Gramophone 74 (сентябрь 1996 г.), 16.
- ^ - Иоганн фон Гарднер, Русское церковное пение, Том 1 (Православное богослужение и гимнография) , пер. Владимир Моросан (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1980), 44. ISBN 0-913836-56-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В основе произведений Арво Пярта, Восточное православие . Нью-Йорк Таймс , 16 мая 2014 г.
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу , "Canon of Repentance to Our Lord Jesus Christ," the text of the Canon in Old Church Slavonic (and here in OCS script.)
- Канон покаяния Господу нашему Иисусу Христу , английский перевод.
- Дерек Дж. Пауэр, «Песня от сокрушенного духа и разбитого сердца: анализ Канона Покаянена Арво Пярта» ( Колледж Уильяма и Мэри : бакалавр искусств с отличием в области музыки, 2005 г.)
- Каварнос, Константин. Византийская духовная музыка: традиционная музыка Православной Церкви, ее структура, назначение и исполнение. Бельмонт, Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1956.
- Гарднер, Иоганн фон. Русское церковное пение, Том 1 (Православное богослужение и гимнография). Пер. Владимир Моросан. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1980.
- Хиллер, Пол. Арво Пярт. Оксфордские исследования композиторов. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1997.
- Кимберли, Ник. «Начиная с нуля». Граммофон 74 (сентябрь 1996 г.): 14–16.
- МакДона, Майкл. «Арво Пярт – Канон Покаянен»
- Пярт, Арво. Пушка Покаянен. Вена: Universal Edition AG, 1998. Оценка исследования.
- ________. Канон Покаянен , Камерный хор Эстонской филармонии под управлением Тыну Кальюсте. ECM New Series 1654/55, 1998 г. Компакт-диск.
- ________. «Канон покаянен». Пер. Екатерина Шельберт в сопроводительном буклете, Канон Покаянен в исполнении Камерного хора Эстонской филармонии под управлением Тыну Кальюсте. ECM New Series 1654/55, 1998 г. Компакт-диск.
- Тарасар, Константин Дж. Поэты и гимнографы церкви. Сайоссет, штат Нью-Йорк: Департамент религиозного образования Православной церкви в Америке, 1982.
- Томсон, Джордж. «Звучащие иконы». Классический голос Сан-Франциско (2 ноября 2003 г.)