Ложное отношение
Ложное отношение (также известное как перекрестное отношение , негармоническое отношение ) — это название типа диссонанса , который иногда возникает в полифонической музыке, чаще всего в вокальной музыке эпохи Возрождения и особенно в английской музыке восемнадцатого века. Этот термин описывает « хроматическое противоречие». [1] между двумя нотами , звучащими одновременно (или в непосредственной близости) в двух разных голосах или частях; или, альтернативно, в музыке, написанной до 1600 года, появление тритона между двумя нотами соседних аккордов . [2]

В приведенном выше примере хроматическая ложная связь возникает в двух соседних голосах, звучащих одновременно (показано красным). Тенор , поет G ♯ а бас на мгновение поет G ♮ под ним, создавая грохот усиленного унисона .

В этом случае ложное отношение менее выражено: противоречащие друг другу E ♭ (голос сопрано) и E ♮ (басовый голос) ( уменьшенная октава ) не звучат одновременно. Здесь возникает ложное отношение, потому что верхний голос нисходящий в минорной тональности и, следовательно, берет нисходящие ноты естественной минорной гаммы (диатоническая шестая ступень). Басовый голос восходит и поэтому использует восходящую мелодическую минорную гамму (повышенную шестую ступень).
Ложная связь в этом случае желательна, поскольку это хроматическое изменение следует за мелодической идеей, восходящим «мелодическим минором». В таких случаях между разными голосами должны возникать ложные отношения, поскольку из этого следует, что они не могут быть созданы полутонами, которые встречаются диатонически в каком-либо ладе или гамме. Этот горизонтальный подход к полифоническому письму отражает практику композиторов эпохи Возрождения и Тюдоров , особенно в вокальной композиции, но он также виден, например, в гексахордных фантазиях Уильяма Берда (для клавишных). Действительно, в вокальной музыке этой эпохи эти случайности не часто отмечаются в рукописи (см. Musica ficta ); [3] опытные певцы сами бы решили, подходят ли они в данном музыкальном контексте.
Однако многие композиторы, начиная с конца 16 века, начали сознательно использовать этот эффект как средство выразительности в своей словесной обстановке. Эта практика продолжалась и в эпоху романтизма в музыке Моцарта и Шопена . , и ее можно услышать , например, [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дайсон, Джордж (2001). «Ложное отношение». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Арнольд Уиттолл (2002). «Ложная связь», Оксфордский справочник по музыке . Эд. Элисон Лэтэм. Издательство Оксфордского университета. Королевский колледж Лондона. Оксфордский справочник в Интернете . По состоянию на 18 марта 2007 г.
- ^ Бент, Маргарет (2001). «Musica ficta, §1: Введение». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Луис Энрикес (суббота, 21 июля 2007 г.). «Уильям Берд- Аве Верум Корпус » , Атриум Музыкологикум . Другое описание использования ложного отношения в книге Берда «Ave Verum Corpus» . [Этот блог открыт только для приглашенных читателей]