Аветик Исаакян
Аветик Исаакян | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Аветик Исаакян |
Рожденный | Александрополь , Эриванская губерния , Российская империя (ныне Гюмри , Армения ) | 30 октября 1875 г.
Умер | 17 октября 1957 г. Ереван , Армянская ССР , Советский Союз. | (81 год)
Место отдыха | Совершает Пантеон |
Занятие | Поэт , прозаик |
Язык | Армянский |
Альма-матер | Геворкянская семинария Лейпцигский университет |
Заметные награды | |
Супруг | София Кочарян |
Подпись | |
![]() |
Аветик Сааки Исаакян ( арм . Аветик Сааки Исаакян ; 30 октября 1875 — 17 октября 1957) — выдающийся армянский лирик, поэт, писатель и общественный деятель.
Биография
[ редактировать ]Исаакян родился в Александрополе (современный Гюмри, Армения) в 1875 году. Получил образование в Геворгянской семинарии в Эчмиадзине , а позже в Лейпцигском университете , где изучал философию и антропологию . Свою литературную и политическую карьеру он начал еще в ранней юности. По возвращении из Лейпцига в 1895 году он вступил в ряды вновь созданного Александропольского комитета Армянской революционной федерации . Своей деятельностью он поддерживал вооруженные формирования и финансовую помощь, направлявшуюся в Османскую Армению из Александрополя. Он был арестован в 1896 году и провел год в ереванской тюрьме.
Позже Исаакян уехал за границу, посещая занятия по литературе и истории философии в Цюрихском университете . На родину он вернулся в 1902 году, а затем переехал в Тифлис (современный Тбилиси).
Вместе со 158 другими армянскими интеллектуалами он был арестован в 1908 году и, проведя полгода в тифлисской тюрьме Метеха (как и Ованес Туманян ), был освобожден под залог. Оставаться на Кавказе было уже невозможно, и к 1911 году Исаакян эмигрировал.
Исаакян не поверил обещаниям правительства младотурок относительно самоуправления и автономии Османской Армении. Убедившись, что опасность пантюркизма (который, по его мнению, был направлен на полное истребление армян) может быть предотвращена сторонником Турции , Германией , Исаакян отправился в Берлин. Там вместе с рядом немецких интеллектуалов он участвовал в немецко-армянском движении, редактировал журнал группы « Месроб» и стал соучредителем Немецко-армянского общества . Начало Первой мировой войны и ужасающие массовые убийства подтвердили его ужасные предсказания об уничтожающем характере политики младотурецкого правительства. После войны и геноцида армян Исаакян в своих произведениях описал печальную судьбу армян и их героическую борьбу за свободу. Обвинения в геноциде, худшая часть которого произошла в период с 1915 по 1922 год, поэт выдвинул в «Белой книге». В этот период Исаакян выражал свои идеи в основном через общественно-политические статьи, в которых обсуждал темы армянского дела, воссоединения Армении и восстановления армянского правительства. Образы массовых убийств устойчивы в его стихах, таких как «Снег все покрыл...», «В Армению...» и «Снова приходит весна».
Корней Чуковский встретил его в Кисловодске в 1926 году и записал в дневнике:
Только что меня посетили четверо армян, один из которых, Аветик Исаакян, известный поэт. Не могу вам передать, какой он приятный человек: скромный, тихий, совершенно невозмутимый. Он провел здесь две недели, и никто не знал, кто он такой. Однако слава его такова, что, когда я упомянул о нем нашему армянскому парикмахеру, он тут же просиял и начал читать свои стихи на армянском языке. У чистильщика обуви была такая же реакция: «Аветик! Аветик!» У него грустный, отсутствующий вид. Они говорят, что режим (который платит ему небольшую пенсию) не позволяет ему навещать семью за границей. Я с удивлением обнаружил, что, когда я его попросил, он не смог прочитать и четырех строк своего стиха по-армянски: он все забыл. А когда у нас был армянский вечер и с трибуны читали его стихи, он просто сидел в зале, сгорбившись вперед, закрыв лицо руками. Он отказался выйти на трибуну и произнести хоть слово. [ 1 ]
Исаакян снова уехал за границу в 1930 году и жил в Париже , но в 1936 году вернулся навсегда в Армянскую ССР , где был избран членом Академии наук Армянской ССР в 1943 году и президентом Союза писателей Армянской ССР в 1944 году. награжден Государственной премией имени Сталина в 1946 году, был членом Советского комитета защиты мира, депутатом II-IV Верховных Советов Армянской ССР . ССР .
Он дважды был награжден орденом Ленина и награжден другими медалями.
Видя, что у известного гюмрийского сатирика Полоза Мукуча через двадцать лет после его смерти не осталось надгробия, Исаакян заказал надгробие, на котором на одной стороне надгробия было написано: «Полозу Мукучу (Мкртичу Казароси Мелконяну), а на другой стороне: «Память от поэта». Аветик Исаакян». [ 2 ]
Аветик Исаакян умер в Ереване в 1957 году. Похоронен в Пантеоне Комитаса , который расположен в центре Еревана. [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]
Выйдя из тюрьмы в 1897 году, он опубликовал первый сборник своих стихов «Песни и раны», однако вскоре был вновь арестован за деятельность «против русского царя» и отправлен в Одессу . Лиризм, эмоциональный заряд и мелодичность его стихов сразу же снискали ему популярность. Его лучшие произведения наполнены печалью и скорбными размышлениями о судьбах человечества, несправедливости жизни. Его композиции пронизаны любовью к Родине и народу.
Между 1899 и 1906 годами он написал «Песни гайдуков», сборник стихов, ставший первым произведением классической армянской поэзии, посвященным борьбе за свободу Армении.
Символическим рассказом, изображающим армянскую политику и армянское дело XIX начала XX веков, должен был стать неоконченный роман «Уста Каро», работа над которым сопровождала писателя всю жизнь. «Уста Каро будет завершена в тот день, когда армянское дело будет решено», - говорил сам мастер. Ишакян не мог свыкнуться с идеей расчленения Армении. С глубокой душевной болью и горечью в сердце он продолжал верить, что придет время, когда армянский народ вернется в свои родные берега.
Исаакян вернулся в Советскую Армению в 1926 году, где опубликовал новый сборник своих стихов и рассказов (например, «Трубка терпения» - 1928). С 1930 по 1936 год жил за границей, где выступал в качестве друга Советского Союза . Позже он, наконец, вернулся в Армению, где продолжил свою огромную общественную работу. Среди его произведений того времени знаменитые «Наши историки и наши менестрели» (1939), «К моей Родине» (1940), «Армянская литература» (1942) или «Сасна Мгер» (1937).
Его стихи – это стихи о любви и печали. Одним из его самых известных произведений является философская поэма «Абу-Лала Махари» (1909–1911), а среди других его известных произведений - «Песни и романы» и «Сердце матери». Будучи романтиком, Исаакян наиболее известен своим стихотворением «На мосту Реальто», посвященным его первой любви. Во время Второй мировой войны 1941–1945 годов он написал такие патриотические стихотворения, как «Боевой призыв» (1941), «Моё сердце на вершине гор» (1941), «Вечная память С. Г. Закяну» (1942), «День Великой Победы» (1945) и многие другие. Большая советская энциклопедия охарактеризовала его творчество как «наполненное гуманизмом и большим уважением к человеческому достоинству» и «глубоко связанное с историей и культурой армянского народа, вобравшее в себя лучшие традиции русской и мировой литературы». Русский поэт Александр Блок характеризовал его как «первоклассного поэта, свежего и простого, которого, пожалуй, уже не найти в Европе ». [ 5 ]
Произведения Исаакяна переведены на многие языки, а его стихи используются как тексты песен.
Наследие
[ редактировать ]Именем Исаакяна названа одна из самых оживленных улиц Еревана, протянувшаяся на 1,1 км от улицы Налбандяна до проспекта Баграмяна в ереванском районе Кентрон . [ 6 ] Бронзово-гранитный памятник Аветику Исаакяну работы скульптора Саргиса Багдасаряна и архитектора Липарита Садояна был открыт в 1965 году в Ереванском кольцевом парке. [ 4 ] Первая публичная библиотека Еревана, открывшаяся на улице Амиряна в 1935 году, была названа в честь Аветика Исаакяна в 1955 году, в день его 80-летия.
Портрет Исаакяна изображен на купюре в 10 000 драмов Армении . Он также был изображен на армянской почтовой марке в 2000 году и на советской почтовой марке в 1975 году.
-
Могила Аветика Исаакяна в Ереване
-
Аветик Исаакян на почтовой марке СССР 1975 года .
-
Аветик Исаакян на армянской почтовой марке 2000 года.
-
Аветик Исаакян на армянской банкноте номиналом 10 000 драмов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корней Чуковский, Дневник, 1901-1969 (Yale University Press, 2005: ISBN 0-300-10611-4 ), с. 234.
- ^ Джаллатян, Карен (28 декабря 2010 г.). «Мелькающий перед глазами Гюмри – взгляд на родину» . Армянская молодежная федерация . Архивировано из оригинала 30 января 2021 г. Проверено 30 января 2021 г.
На одной стороне надгробия высечено: «Полозу Мукучу (Мкртычу Казароси Мелконяну); с другой стороны: «Память от поэта Аветика Исаакяна».
- ^ Мемориальное надгробие Исаакяна в Пантеоне Комитаса.
- ^ Перейти обратно: а б «Памятники Еревана» . Мэрия Еревана . Проверено 30 января 2021 г.
Аветик Исаакян, скульптор. С. Багдасарян, арх. Л. Садоян Бронза, гранит, 1965 г.
- ^ Исаакян Аветик Саакович in the Great Soviet Encyclopedia , 1969–1978 (in Russian)
- ^ «На улицах Еревана: Исаакян» . Общественная телекомпания Армении . Проверено 30 января 2021 г.
Одна из самых оживленных улиц Еревана начинается от улицы Налбандяна и заканчивается проспектом Баграмяна.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исаакян, Аветик (1991). Записные книжки лирического поэта . переведен, представлен и аннотирован Леоном Д. Мегрианом. Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки . ISBN 0-8191-8051-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дом-музей Аветика Исаакяна
- Биография Аветика Исаакяна на Armanhouse.org
- Стихи Аветика Исаакяна
- Аветик Иссаакян, Избранные произведения: Поэзия и проза , перевод на английский язык Миши Кудиана (Москва: Издательство «Прогресс», 1977)