Гиас ад-Дин
Гиас ад-Дин | |
---|---|
Король-консорт Грузии | |
Срок владения | в. 1223 - 1226 |
Супруг | Русудан из Грузии |
Проблема | Гурджу Хатун Давид VI Грузии |
Дом | Династия Сельджуков |
Отец | Мугит ад-Дин Тугрил Шах [1] |
Религия | Грузинская Православная Церковь |
Гиас ад-Дин ( грузинский : ღიას ად-დნი ; эт. 1206–1226 ) был членом династии Сельджуков из Рума и мужем царицы Грузии Русудан с ок. С 1223 по 1226 год. Он был сыном эмира Эрзурума Мугит Шаха ад-Дина Тугрил , [1] он принял христианство по приказу своего отца, чтобы жениться на царице Грузии. Позиции Гиас ад-дина при грузинском дворе были слабыми, а супружеские отношения обострились из-за неверности Русудан. Он перемещался взад и вперед, преодолевая религиозные и политические разногласия во время вторжения хорезмидов в Грузию в 1226 году. Примерно в то же время он был отвергнут Русудан, и после этого исчез из записей, оставив после себя двоих детей, дочь Тамар и сына. , Дэйвид .
Происхождение и название
[ редактировать ]
Супруга царицы Русудан была младшим сыном Абдул-Хариджа Мухаммада Мугис ад-дина Тугрил Шаха , сельджукского эмира Эрзурума, и его жены, дочери Сайф ад-Дина Бегтимура, правителя Ахлата . [3] Тугрил Шах получил Эльбистан в удел после разделения султаната Рум своим отцом Кылыдж Арсланом II в 1192 году, но обменял его, ок. 1201 г., для Эрзурума. [4] Похоже, что он был данником Грузии, по крайней мере, часть своего правления. [5]
Настоящее имя супруги Русудан не зафиксировано ни в грузинских, ни в мусульманских источниках. «Гиас ад-Дин» — это лакаб, XIII века о котором сообщил египетский ученый ибн Абд аз-Захир . Грузинский историк князь Иоанн , писавший в начале 19 века, утверждает, что мужа Русудан звали Дмитрий (Димитрий) после его обращения в христианство в Грузии. [3]
Свадьба
[ редактировать ]
Согласно мусульманским источникам, Русудан вышла замуж за сына эмира Эрзурума в 620 году хиджры (1223/1224). [6] Анонимная « Столетняя хроника» XIV века , входящая в состав « Грузинских хроник» , сообщает, что молодой сельджукский принц содержался при грузинском дворе в качестве заложника, чтобы обеспечить лояльность Эрзурума. Он понравился Русудан, и она взяла его в мужья. [7] Современный арабский ученый Абд аль-Латиф аль-Багдади также подтверждает, что именно Русудан сделала выбор в пользу сельджукского принца, но Али ибн аль-Асир утверждает, что эмир Эрзурума сам предложил этот брак, чтобы защитить свою страну от грузинских посягательств. . После того, как грузины отклонили просьбу эмира по причине того, что он был мусульманином, он приказал своему сыну принять христианство, что Ибн аль-Асир описывает как «странный поворот событий, не имеющий аналогов». [8] [3]
Супружеская жизнь
[ редактировать ]
Грузинские летописи сообщают, что Гиас ад-дин был красивым и физически сильным человеком. На момент женитьбы ему было около 17 лет, он был моложе Русудан. [3] которую средневековые источники единогласно описывают как красивую женщину, преданную удовольствиям. [9] Сообщая о ее скандальных любовных похождениях и прелюбодейном образе жизни, Ибн аль-Асир рассказывает, что однажды Русудан была застигнута врасплох мужем в постели на руках рабыни (« мамлюка »). Поскольку Гиас ад-Дин отказался смириться с этим фактом, продолжает ибн аль-Асир, Русудан перевела его в «другой город» под строгим надзором. [10] Мусульманский автор подчеркивает «слабое положение» сельджукского принца при грузинском дворе. [6] Факты свидетельствуют о том, что он был лишен высокого статуса и престижа, которыми пользовались предыдущие грузинские цари-супруги, особенно отец Русудана Давид Сослан , муж царицы Тамар . Грузинские источники не присваивают ему титула короля и не сообщают, что он был командующим армией или иным образом участвовал в государственных делах. Его имя не появляется на монетах, выпущенных от имени Русудана. [3]
У Гиас ад-дина и Русудан было двое детей: дочь Фамарь и сын Давид . Тамар вышла замуж за своего двоюродного брата Кайхусрава II , султана Рума, и стала более известна под своим прозвищем Гурджу Хатун. Давид стал царем Грузии после смерти Русудана в 1245 году и стал родоначальником первой династии Имеретинского царства в западной Грузии. [3] [4]
Бегство
[ редактировать ]В 1226 году, когда Джалал ад-Дин Мингбурну , шах Хорезмидской империи , завоевал грузинскую столицу Тбилиси , обратив царицу Русудан в бегство в свои западные владения, Гиас ад-Дин вновь принял ислам и, по словам летописца ан-Насави, , получил аман (безопасность) от Джалал ад-Дина. Однако после того, как хорезмидский шах отправился осадить Ахлат , Гиас ад-Дин вернулся в христианство, перешел на сторону грузин и сообщил им о слабости хорезмидского гарнизона в Тбилиси. Русудан, похоже, примерно в то же время отказался от брака с Гиас ад-Дином, и с тех пор о нем никто не слышал. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Баумер, Кристоф (5 октября 2023 г.). История Кавказа: Том 2: В тени великих держав . Издательство Блумсбери. п. 33. ISBN 978-0-7556-3630-3 .
- ^ «Медный сплав Тугрил Шаха бен Килидж Арслана, н.м., nd H. 1936.105.95» . нумизматика.org . Американское нумизматическое общество.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джапаридзе 1995 , стр. 181–182.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов 1949–1951 , с. 181.
- ^ Павлин 2006 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Ибн Аль-Асир, Ричардс 2010 , с. 244.
- ^ Хроника ста лет , в Метревели 2008 , с. 537.
- ^ Ибн Аль-Асир, Ричардс 2010 , стр. 244, 270.
- ^ Хроника ста лет , в Метревели 2008 , с. 535.
- ^ Ибн Аль-Асир, Ричардс 2010 , стр. 244–245.
Ссылки
[ редактировать ]- Джапаридзе, Гоча И. (1995). Грузия и ближневосточный исламский мир в 12–13 веках [ Грузия и ближневосточный исламский мир в 12–13 веках ] (PDF) (на грузинском языке). Тбилиси: Мецниереба.
- Пикок, Эндрю (2006). «Грузия и анатолийские турки в XII и XIII веках». Анатолийские исследования . 56 : 127–146. дои : 10.1017/S0066154600000806 . JSTOR 20065551 . S2CID 155798755 .
- Метревели, Роин , изд. (2008). «Хроника ста лет » [Хроника ста лет] (PDF) . Жизнь Картлиса [ Картлис Цховреба ] (на грузинском языке: Артануджи). Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2012 г.
- Ричардс, Дональд Сидни, изд. (2010). Хроники Ибн Аль-Асира периода крестовых походов от Аль-Камиля Фил-Тариха, Часть 3: Годы 589–629/1193–1231: Айюбиды после Саладина и монгольская угроза . Фарнхэм: Издательство Ashgate. ISBN 978-0754669524 .
- Туманов, Кирилл (1949–1951). «Багратиды пятнадцатого века и институт коллегиального суверенитета в Грузии». Традицио . 7 : 169–221. дои : 10.1017/S0362152900015142 . JSTOR 27830207 .