Кайхусрав II
Кайхусрав II | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() дирхам Монета Кайхусрава II, Сивас , 638 г. хиджры/1240–1240 гг. н.э. Считается, что солнце символизирует его жену Гурджу Хатун, а султана — льва. | |||||
Султан Рума | |||||
Царствование | 1237–1246 | ||||
Предшественник | Кайкубад I | ||||
Преемник | Кайкаус II | ||||
Умер | 1246 | ||||
Супруга | Гурджу Хатун Газия Хатун | ||||
Проблема | Изз ад-Дин Кайкаус II Рукн ад-Дин Кылыч Арслан IV Алауддин Кайкубад II | ||||
| |||||
Дом | Дом Сельджуков | ||||
Отец | Алаеддин Кайкубад I | ||||
Мать | Махпари Хатун [ 1 ] | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Гият ад-Дин Кайхусрав ибн Кайкубад или Кайхусрав II ( персидский : Гият ад-Дин Кайхусрав ибн Кайкубад ) был султаном сельджуков Рума с 1237 года. [ 2 ] до своей смерти в 1246 году. Правил во время восстания Бабая и монгольского нашествия в Анатолию . Он возглавил армию сельджуков вместе с ее христианскими союзниками в битве при Кёсе-Даге в 1243 году. Он был последним из султанов-сельджуков, обладавшим какой-либо значительной властью, и умер как вассал монголов.
Преемственность
[ редактировать ]Кайхусрав был сыном Кайкубада I и его жены Махпари Хатун, гречанки по происхождению. [ 3 ] Хотя Кайхусрав был старшим, султан выбрал наследником младшего Изз ад-Дина, одного из двух своих сыновей от принцессы Айюбидов Адилы Хатун, дочери аль-Адиля I , султана Каира и Джазиры. [ 4 ] [ 5 ] В 1226 году Кайкубад передал недавно присоединенный Эрзинджан Кайхусрову. Вместе с генералом Камьяром молодой принц участвовал в завоевании Эрзурума , а затем и Ахлата . дочери эмира Алеппо Сам Кайхусрав женился на Газии Хатун , Аль-Азиза Мухаммада . [ 6 ]
В 1236–1237 годах набеги монголов при поддержке грузин опустошили сельскую местность Анатолии вплоть до стен Сиваса и Малатьи . В ответ Кайкубад решил наказать грузин. армия сельджуков приблизилась, царица Грузии Руссудан потребовала Когда мира, предложив свою дочь Тамар замуж за Кайхусрова. [ а ] Этот брак состоялся в 1240 году.
После смерти Кайкубада в 1237 году Кайхусрав захватил трон при поддержке великих эмиров Анатолии. Архитектором его раннего правления был некий Саад ад-Дин Кепек , мастер охоты и министр труда при Кайкубаде. Кепек преуспел в политических убийствах и стремился защитить свое новообретенное влияние при дворе серией казней. [ 8 ] Он захватил Диярбекир у Айюбидов в 1241 году.
Восстание Бабы Исхака
[ редактировать ]В то время как монголы угрожали государству Сельджуков извне, новая опасность появилась изнутри: харизматичный проповедник Баба Исхак разжигал восстание среди туркмен Анатолии .
Кочующие туркмены начали переселяться в Анатолию за несколько лет до битвы при Манзикерте . После 1071 года миграция тюрков в регион практически не сдерживалась. И их численность, и убедительная сила их религиозных лидеров, номинально исламизированных шаманов, известных как бабы или дедес, [ 9 ] сыграл большую роль в обращении бывшей христианской Анатолии. Персидский военный класс сельджуков приложил значительные усилия, чтобы удержать этих кочевников от вторжения в районы, населенные фермерами, и от беспокойства соседних христианских государств. Туркмены были вытеснены в окраинные земли, в основном в горные и приграничные районы.
Баба Ишак был одним из таких религиозных лидеров. В отличие от своих предшественников, влияние которых ограничивалось небольшими племенными группами, власть Бабы Исхака распространялась на обширное население анатолийских туркмен. Неизвестно, что он проповедовал, но присвоение им титула расула , обычно применяемого к Мухаммеду , предполагает нечто выходящее за рамки основного течения ислама.
Восстание началось ок. 1240 г. в отдаленном пограничье Кафарсуд в восточных горах Тавр и быстро распространился на север до региона Амасья . Армии сельджуков в Малатье и Амасье были уничтожены. Вскоре самое сердце Сельджукской Анатолии, регионы вокруг Кайсери , Сиваса и Токата , оказались под контролем сторонников Бабы Исхака. Сам Баба Исхак был убит, но туркмены продолжили восстание против центральной сельджукской власти. В конце концов повстанцы были загнаны в угол и разбиты возле Кыршехира , вероятно, в 1242 или начале 1243 года. Симон Сен-Кантен приписывает победу большому количеству франкских наемников, нанятых султаном. [ 10 ]
Битва при Кёсе-Даге
[ редактировать ]Зимой 1242–1243 годов монголы под предводительством Байджу напали на Эрзурум ; город пал без осады. монголы готовились вторгнуться в Рум Весной . Чтобы противостоять угрозе, Кайхусрав собрал солдат из своих союзников и вассалов. Симон Сен-Кантен , посланник Папы Иннокентия IV на пути к Великому Хану, предлагает отчет о приготовлениях султана. Он сообщает, что от царя Армении требовалось произвести 1400 копий, а от греческого императора Никеи — 400 копий. Оба правителя встретились с султаном в Кайсери, чтобы обсудить детали. Великий Комнин Трапезунда предоставил 200 всадников, а молодой Айюбидов принц Алеппо предоставил 1000 всадников. [ 11 ] В дополнение к этому Кайхусрав командовал армией сельджуков и нерегулярной туркменской кавалерией, хотя обе они были ослаблены восстанием Баба Исхака.
Армия, за исключением армян, которые тогда обдумывали союз с монголами (или подчинение им), собралась в Сивасе . Кайхусрав и его союзники двинулись на восток по магистральной дороге в сторону Эрзурума . 26 июня 1243 года они встретились с монголами на перевале Кёсе-Даг , между Эрзинджаном и Гюмюшане . [ 12 ] [ 13 ] Притворное отступление монгольских всадников дезорганизовало сельджуков, и армия Кайхусрова была разбита. Султан собрал свою казну и гарем в Токате и бежал в Анкару . Монголы захватили Сивас, разграбили Кайсери, но не смогли продвинуться на Конью , столицу султаната.
В течение нескольких месяцев после битвы Мухазхаб ад-Дин , визирь султана, разыскал победившего монгольского лидера. Поскольку султан бежал, посольство, похоже, было создано по собственной инициативе визиря. Визирю удалось предотвратить дальнейшее монгольское опустошение Анатолии и спасти трон Кайхусрова. В условиях вассального подчинения и значительной ежегодной дани Кайхусрав, власть которого значительно уменьшилась, вернулся в Конью.
Личность
[ редактировать ]По мнению Рустама Шукурова , вполне вероятно, что Кайхусрав II, родившийся от матери-гречанки и являвшийся еще одним сельджукским султаном, проявлявшим большой интерес к греческим женщинам, «носил двойную конфессиональную и этническую идентичность». [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Кайхусрав умер, оставив трех сыновей: Изз ад-Дина Кайкауса , 11 лет, сына дочери греческого священника; 9-летний Рукн ад-Дин Килидж Арслан , сын турчанки из Коньи ; и Ала ад-Дин Кайкубад , сын грузинской принцессы Тамар и семилетний младший из трех мальчиков. [ 15 ]
Кайхусрав назвал своего младшего ребенка Кайкубада своим преемником, но, поскольку он был слабым ребенком, новый визирь Шамс ад-Дин Исфахани также поместил на трон двух несовершеннолетних братьев Кайкубада Кайкауса II и Килидж Арслана IV в качестве соправителей. Это была попытка сохранить контроль сельджуков над Анатолией перед лицом монгольской угрозы.
Несмотря на ослабление, власть сельджуков оставалась в значительной степени нетронутой на момент смерти Кайхусрова в 1246 году. Монголам не удалось захватить ни казну султана, ни его столицу, когда у них была такая возможность, и его анатолийские земли избежали худших нападений захватчиков. Настоящим ударом по династии стала неспособность Кайхусрева назвать компетентного преемника. После выбора трех молодых братьев власть сельджуков в Анатолии больше не принадлежала сельджукским князьям, а вместо этого перешла в руки придворных администраторов сельджуков.
Чеканка монет
[ редактировать ]отчеканена серия замечательных серебряных дирхемов во имя Кайхусрава Между 1240 и 1243 годами (638 и 641 годы хиджры) в Сивасе и Конье с изображением льва и солнца . [ 16 ] Хотя монеты с изображениями не являются чем-то неизвестным в исламских странах, особенно в столетия после крестовых походов , некоторые исламские традиции запрещают изображения живых существ.
Было предложено несколько объяснений льва и солнца. Одна предполагает, что изображения представляют созвездие Льва , астрологический знак Кайхусрова любимой грузинской жены Тамар . [ 17 ] Другой говорит, что лев представляет Кайхусрава и солнце Фамари. [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В турецком телесериале Diriliş: Ertuğrul Кайхусрава II играет турецкий актер Бурак Дакак . [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейн 1993 , с. 50.
- ^ Каэн, стр. 748.
- ^ Павлин и Йылдыз 2013 , с. 121.
- ^ Благословение и Гошгарян 2017 , с. 233.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 389.
- ^ Каэн 2001 , стр. 66.
- ^ Кэнби и др. 2016 , с. 69.
- ^ Хилленбранд 2007 , с. ?.
- ^ Врионис 1971 , с. 272.
- ^ Симон де Сен-Кантен, История татар , xxxi.140.
- ^ Симон де Сен-Кантен, История татар , xxxi.143-144.
- ^ Энтони Брайер и Дэвид Уинфилд, Византийские памятники и топография Понта , том. 1, (Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, 1985) 172, 353.
- ^ Деревня Деревня Атлас дорог Турции (Стамбул: Mapmedya, 2006), карта 61.
- ^ Павлин и Йылдыз 2013 , с. 133.
- ^ Каэн, стр. 271.
- ^ Стивен Альбом (1998). Контрольный список исламских монет, 2-е издание, стр. 62 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэнби и др. 2016 , с. 69-70.
- ^ «Воскресение: Эртугрул (2014-2019), Бурак Дакак: принц Гияседдин Кейхусрев» . IMDB . Проверено 31 августа 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Благословение, Патрисия; Гошгарян, Рэйчел (2017). Архитектура и ландшафт в средневековой Анатолии, 1100-1500 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 233. ИСБН 978-1-4744-1130-1 .
После Махпери второй брак Кайкубада был с принцессой Айюбидов, дочерью аль-Адиля I, султана Каира и Джазиры.
- Каэн, Клод (2001). Формирование Турции: Сельджукидский султанат Рум: с одиннадцатого по четырнадцатый век . Перевод Холта, П.М. Рутледжа. ISBN 978-1-317-87626-7 .
- «Кейхусрев II» Клод Каэн, Энциклопедия ислама , под редакцией П. Бирмана и др. (Brill 2007).
- Клод Каэн, Доосманская Турция: общий обзор материальной и духовной культуры и истории ок. 1071-1330 , пер. Дж. Джонс-Уильямс (Нью-Йорк: Таплингер, 1968), 127–38, 269–71.
- Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Руджади, Мартина; Павлин, САУ, ред. (2016). Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей.
- Крейн, Х. (1993). «Заметки об архитектурном покровительстве Салджуку в Анатолии тринадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока . 36 (1): 1–57. дои : 10.1163/156852093X00010 .
- Хилленбранд, Кэрол (2007). «Саад ад-Дин Дог б. Мухаммад». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама . Брилл.
- Хамфрис, Р.С. (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска 1193-1260 гг . СУНИ Пресс. п. 389
- Павлин, САУ; Йылдыз, Сара Нур, ред. (2013). Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке . ИБТаурис. ISBN 978-0857733467 .
- Врионис, Сперос (1971). Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета.
- Доктор Энтони Истмонд, Институт искусств Курто (25–28 июня 2007 г.). «Смешанные браки и их влияние на искусство Анатолии в 13 веке» . Международный симпозиум по византийским исследованиям Севги Генюля, Стамбул . Архивировано из оригинала 31 июля 2009 года . Проверено 22 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]